В пятницу, не откладывая в долгий ящик, я, как обычно, готовилась к урокам, репетировала основное: вот захожу в класс, здороваюсь. Как? С каким настроением? Как переписываюсь с каждым учеником парой фраз, с кем вступаю в короткий диалог о смысле жизни, с кем шучу... Упрощаю, конечно, но настрой на урок в самом его начале был нашей с ребятами неотъемлемой частью. Но тут настала новая реальность — онлайн. Нет связи с глазами ребят, не видно эмоций, которые выдает их тело, не чувствую настроя и настроения, отношения друг к другу и к текущему моменту.
К первому уроку, и вообще к первому дню, у меня была страшная паника. Я не дружу с гаджетами, да и вся моя техника оставляет желать лучшего. Мне крайне сложно работать из дома, потому что я «работаю» в том числе и мимикой. Я — ретранслятор и среди прочего заряжаю людей эмоциями и своей энергией, живой и сильной, все это сильно тормозится экраном.
Но мне повезло со Школой. Я шла за ней. Мы выбрали Zoom в качестве основной онлайн территории для общения. Точнее, выбрали коллеги — прекрасные преподаватели и профессионалы, а я положилась на их опыт. Русский язык, вся математика, физика, короче, письменные предметники остановились на podlet и google doc. Ребята пишут на этих площадках.
Дети Zoom
У меня основной механизм — отработка речи. Моя задача, помимо знаний, научить ребят сформировать и выкристаллизовать канал связи между пониманием вопроса и его артикуляцией, научить говорить, высказывать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них. Поэтому Zoom и презентации в power point — это от меня, а от ребят — освоить пространство своего домашнего места настолько, чтобы границы Школы как территории знаний легко распространились и на рабочий «домашний» стол.
В мечтах, конечно, все прекрасно, но на деле остались прежние вопросы и присоединились новые.
Прежние вопросы: кто не готовился к урокам, тот и не думает начать, а кто всегда был первым, стал сильно уставать, ибо онлайн-обучение подразумевает увеличение времени проводимого перед экраном.
С одной стороны, наши дорогие маленькие и не очень маленькие сорванцы и так готовы сидеть в телефонах, играя, но с другой — играть и искать информацию, требующую максимального интеллектуального напряжения — вещи колоссальной разницы.
Меня крайне удивило 100-процентное присутствие на уроке! Ведь ребята могли б манкировать занятиями, отлынивать, но такое счастье в их голосах, когда, видя меня в конференции в Zoom, они говорят: «Здравствуйте, Стася, как мы рады вас видеть!». И понимаешь, все обязательно должно получиться.
У ребят непреходящее желание общаться друг с другом и с нами, учителями. Сожаление, что заканчивается урок, а мы что-то не успели. Даже большее, чем у меня: не расстраивайтесь, все успеем, все узнаем, спасибо, нам так интересно! Благодарность, как минимум, не меньшая, чем на уроках вживую.
До сих пор ребята не привыкли к тому, что в Zoom малейшие шорохи извне искажают звук для всех, кто на конференции. Периодически возникающий трогательный громкий шепот: «Выключи микрофон, Стася просила!». И ответы: «Не шипи, Стася все слышит!»
Самый сложный ребенок в офлайн обучении для меня автоматически перешел и в виртуальный мир. Гиперактивный, трогающий все, что попадает ему под руки, и что вызывает треск в микрофонах, не могущий не перебивать одноклассников, не умеющий в принципе сдерживать свои эмоции по любому поводу, даже не касающейся урока. Он и в Сети «перетягивает одеяло на себя» — любой комментарий, чаще не по теме, сбивает весь класс и вызывает у всех недовольство.
Конечно же, требуется время успокоить всех и напомнить, что все мы учимся новому.
Об авторе: Стася Шульга, учитель истории и обществознания (Школа Compass, Черногория)