Нужен ли учитель семейному образованию?

Этот учебный год знаменателен для меня: я ушла из школы.

Но школа, вернее учительство, из меня не ушло. Занятия репетиторством, которым я продолжаю заниматься в образовательном центре — моем новом месте работы, предполагают изучение отобранного под экзамен материала, типов заданий и критериев их оценивания.

А хочется большего, проведения настоящих уроков, с каждым классом они проходят по-разному, часто заражают новыми идеями, открывают те самые новые грани в самом себе и детях.

Тем более, что новый виток жизни в виде семейного образования это предоставляет.

И вот, прочитав «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих» Ольги Юрковской и «Семейное обучение как система» Алексея Карпова, я решила, что наконец-то сама судьба подкидывает шанс заниматься с детьми, чьи родители осознано выбирают путь предоставления своим детям возможности изучать школьные предметы без принуждения, основываясь исключительно на интересе, любознательности и чистой любви.

И мы (в лице администрации «Граней») смело поставили в шапке профиля всех наших аккаунтов в соцсетях: «поддержка семейного образования». Тем более, что в нашем центре работают педагоги практически по всем предметам.

Уже в октябре пришла первая мама с девочкой Соней.

И да, мама была как раз из этой редчайшей, как потом выяснилось, категории родителей. Они искали то место, где дают знания, увлекают предметом, выходят за рамки школьной программы, строят доверительные отношения с ребенком, в общем, ее взгляды на школьное образование совпадали с нашими и мы в едином порыве приступили к занятиям.

Мама ходила на уроки вместе с дочерью. С одной стороны она совершенно не знала нас и ей хотелось убедиться, что все так, как она хочет, не на словах, а на деле. С другой ей самой было интересно освежить свои школьные знания, и она даже участвовала в конференции «Культура эпохи Возрождения», которую мы организовали в конце полугодия.

Но вернемся к октябрю. Заниматься с Соней было здорово, но убыточно для центра. И мы решили в ноябре провести День открытых дверей для хоумскулеров. Показать фрагменты уроков русского языка, литературы, истории, обществознания и математики. Народу было много, и дети и родители с удовольствием участвовали в мини-уроках, задавали вопросы, радовались разрешению интеллектуальных парадоксов.

После встречи к нам пришли два новых ученика (к этому кроме Сони у нас училась еще и Полина).

Оказалось, что мы отстаем на урок от прохождения материала классом вновь пришедших в школе. Несмотря на то, что они ничего не могли вспомнить из пройденного, это очень беспокоило бабушку одной ученицы.

Эта бабушка стала моим первым реальным информантом на тему «по какой причине вы перешли на семейное образование?» Конкретно они, по словам бабушки, ушли, чтобы их не «доставали своими требованиями». «Мы сейчас ходим в школу раз в неделю, сдаем таблицы, за них оценки ставят и все. Нас это устраивает».

А еще выяснилось, что люди перешли на семейное, потому что:

  • занимаются танцами, пением, музыкой и пр., что связано с концертной деятельностью и нужен свободный график,
  • видят в школе исключительно антигуманную репрессивную систему, а они хотят свободы,
  • проблемы со здоровьем,
  • ребенку в школе некомфортно психологически,
  • по религиозным убеждениям,
  • неохота затемно утром вставать и тащиться по улице,
  • «размазанность» по времени школьных программ, потеря времени, электронные платформы намного эффективнее.

Мой доморощенный вывод таков: основными причинами для большинства были не поиски качественного образования за пределами школы, а поиски нормальной человеческой комфортной жизни дома без лишних волнений.

Дети ходят в кружки, на популярные лекции, родители убеждены, что историю изучать можно в путешествиях, а химию за просмотром демонстрационных онлайн опытов.

Системность, упорядоченность, согласованность и непротиворечивость получаемых знаний остаются положениями, существующими за пределами детских организмов.

Учитель как носитель этих принципов интересен узкому кругу «сошников». Подавляющему большинству тех, с кем я познакомилась, учитель не нужен.

Потому что родители уверены, что «прекрасно справляются сами», потому что «будущее за удаленным образованием», потому что системность, цельность и организованность «ограничивают свободу ребенка».

Нарастающая непредсказуемость направления развития человечества, бесконечное разнообразие способов прожития жизни, пестрота картин осмысления своей юдоли, говорят о том, что учитель в давнем понимании как профессионал-предметник, вдохновитель, наставник, сопереживатель, как «другой взрослый» в окружении ребенка, нужен очень ограниченному кругу родителей.

К таким выводам я пришла и вот что для себя решила.

Будем работать с меньшинством. С тем, с которым мы на одной волне.

На уроках истории ведем свой словарь, потому что у всех разный словарный запас и расширять его надо индивидуально, работаем с картами, как источником информации, пишем рецензии на документальные исторические фильмы, выступаем с сообщениями, которые составляем по определенному правилу, готовимся к очередной конференции и делаем много чего еще. В системе, структурировано, упорядочено.

В нашем шестом классе пока три человека, правда, один уехал в танцевальное турне на месяц. Но обещал вернуться.

Об авторе: Елена Никитенко, учитель истории и обществознания высшей категории, отличник народного просвещения, сейчас работаю в образовательном центре «Грани» г. Барнаула.

Карьера и профессиональный рост
Участники