Личный кабинет

Занимательные военизированные игры

ГОТОВЫ ЛИ МЫ К ОБОРОНЕ СТРАНЫ?


Если ты внимательно приглядишься к своим ребятам, то обнаружишь, что им недостает многих качеств, необходимых для того, чтобы быть готовыми к плодотворному труду и к обороне своей страны. Предлагаемый твоему вниманию сборник военных занимательных игр поможет тебе воспитать в ребятах эти ценнейшие качества бойцов и строителей нашей Родины

 

Н. Студенецкий

Занимательные военизированные игры

Н. Студенецкий «Занимательные военизированные игры»

ГОТОВЫ ЛИ МЫ К ОБОРОНЕ СТРАНЫ?

Ты, вожатый, гордишься своими ребятами. Почти все они умеют стрелять. Некоторые носят на груди значок Ворошиловского стрелка. Среди них есть даже юные снайперы. Они метко прицеливаются и бьют без промаха.

Но достаточно ли этого, чтобы считать их готовыми к обороне страны?

Вот он стоит перед тобой, пионер твоего отряда. Он опоздал сегодня на урок, что-то сказал в свое оправдание. И вот он уже об этом забыл, полагая, что опоздать на пять минут — это такой пустяк. Недавно его попросили опустить письмо в почтовый ящик. Он сунул письмо в карман и забыл о нем. Он не исполнил поручения, которое согласился выполнить. Его не беспокоит это — пустяк! Он привык быть неточным и неаккуратным.

Ему дали задание, которое пришлось ему не по душе и которое поэтому он не выполнил. Он недисциплинирован. Его товарищ обжег себе руку, и он не знает, как ему помочь. Человек попал под автомобиль, — он стоит в толпе зевак, потому что не знает, как вызвать первую помощь. Он растерялся, и он беспомощен.

Он решил, что будет ежедневно делать гимнастику, чистить зубы не только утром, но и на ночь, обязательно мыть руки перед едой. Он этого не делает, потому что у него нехватает силы воли заставить себя поступать так, как он сам хочет.

Часто он не может повторить то, что ему только что говорили, потому что плохо слушал. Он невнимателен и рассеян.

Собирая грибы, он далеко зашел в лес. Куда нужно итти, чтобы вернуться обратно? Он этого не знает. Он, вероятно, легко заблудится и в незнакомом ему городе, потому что не умеет ориентироваться, не умеет запоминать дорогу. Что он будет делать, если его пошлют в разведку?

Куда выходят окна его комнаты — на юг? на восток? на запад? Он не знает, потому что ненаблюдателен.

Если ты внимательно приглядишься к своим ребятам, то обнаружишь, что им недостает многих качеств, необходимых для того, чтобы быть готовыми к плодотворному труду и к обороне своей страны.

Они конечно не сразу даются, эти ценнейшие качества человека. Их нужно упорно и настойчиво прививать ребятам в повседневной жизни, в учебе, в работе и в игре.

Предлагаемый твоему вниманию сборник военных занимательных игр поможет тебе воспитать в ребятах эти ценнейшие качества бойцов и строителей нашей социалистической родины.

Н. Студенецкий «Занимательные военизированные игры»

1. КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ

Обстановка

Рано утром отряд уже в сборе. Сегодня большая военная игра.

У вожатого — короткое совещание с посредниками, прикрепленными к отряду для проведения игры.

Все в порядке. А теперь слушайте о том, в каких условиях эта игра начинается.

«Отряд синих сделал глубокий рейд в тыл красных. Три партизанских отряда сорганизовались в различных пунктах данного района для борьбы с синими.

Общая численность партизан превышает численность синих, но партизанские отряды не установили еще между собою связи и не знают месторасположения друг друга. Синие стремятся использовать разрозненность партизанских отрядов и уничтожить их поодиночке, прежде чем они успеют соединиться. Партизанские отряды, зная свое численное превосходство, стремятся объединиться, чтобы совместными усилиями разгромить синих.

У синих есть пулемет. Пулемет имеется также у одного из партизанских отрядов».

Таковы обстановка и боевые задачи обеих сторон. Ребятам не сказано, какие звенья будут на стороне красных и какие на стороне синих. Звено узнает об этом от посредника, как только придет на место. А пока известно, что каждый партизанский отряд выступает в составе одного звена; отряд синих — в составе двух звеньев.

Одно за другим уходят звенья с площадки. Посредники разводят их поодиночке в разные стороны. Ни одно звено не знает маршрутов других звеньев.

Место. Отведенный для игры район военных действий представляет собою сильно пересеченную местность — холмы, овраги, низины, покрытые кустарником. Величина района около 11/2 квадратных километров. С севера он ограничивается железной дорогой, с запада лесом, с востока шоссе, а южная граница района идет по линии телеграфных проводов. Почти по диагонали через весь район военных действий проходит извилистая речка. По берегам высокая трава и кустарник.

В таком месте хорошо играть: есть где спрятаться, можно близко подползти к противнику.

Звенья идут, соблюдая правила маскировки. Иначе нельзя — ведь это уже район военных действий. Посредники следят за тем, чтобы звенья случайно не встретились, не обнаружили друг друга.

Вот наконец и пришли на место. И тут каждое звено выясняет, на чьей стороне оно будет выступать. Посредники вручают командирам отрядов боевые знамена — флажки типа звеньевых. Партизанам — красный, их противникам — синий.

Ребята получают по одной ленточке, которая прикрепляется к рукаву (красные или синие ленточки). Начальник отряда нашивает себе две таких ленточки.

Флажок укрепляется на палке и втыкается в землю. Это штаб. У знамени конечно ставится часовой.

Где-то в нейтральном месте горнист дает сигнал.

Игра началась

Теперь посредники только наблюдатели, советчики и судьи. Боевыми операциями руководят командиры отрядов — вожаки звеньев.

Конечно каждый из них хочет быть Чапаевым. Посмотрим, посмотрим...

Н. Студенецкий «Занимательные военизированные игры»

У командира в руках карта. Скорее всего самодельная, но по ней можно судить, что из себя представляет район военных действий. Командир глубокомысленно водит по этой карте пальцем. «Где красные и где синие? Кто красные и кто синие? Не простая это штука — воевать!»

Так какое же вы принимаете решение, товарищ командир?

Ну, ясно, начинать надо с разведки.

Вести с фронта

В центральный, руководящий штаб, к вожатому отряда, проводящему игру, начинают поступать первые сведения с фронта:

«Начальник синих отправился в личную разведку со своим ординарцем. С вершины дерева им удалось обнаружить вдалеке сигнальный пост одного из партизанских отрядов. Мгновенно зарождается отчаянный план: связаться с сигнальным постом и, выдав себя за партизанский отряд, заманить противника в ловушку. Результаты этого маневра пока еще неизвестны».

«Разведчик одного из партизанских отрядов, раздевшись на берегу, переплыл речку. Очевидно, он заметил нечто подозрительное. Опасность однако подстерегала его сзади. И рубашка и трусики, как боевой трофей, доставлены в штаб синих».

Игра только что началась, но события уже развиваются. Посредникам много работы.

Правила игры

1. Отряд, потерявший свое знамя, выбывает из игры как боевая единица.

2. Синие выигрывают, если им удастся разгромить хоть один из отрядов противника, сохранив при этом не меньше половины своего состава. Разгромить отряд противника — это значит забрать в плен не меньше 3/4 его состава.

3. Красные выигрывают, если им удастся собрать в одно место все три партизанских отряда, сохранив при этом не меньше половины своего состава.

4. Красные выигрывают и в том случае, если они не успели еще соединиться, но если они при этом сумели забрать в плен половину состава синих. Точно так же и синие выигрывают, если им хоть и не удастся разгромить один из партизанских отрядов, но все же удастся вывести из игры половину состава всех трех отрядов противника.

5. Взятый в плен отдает свою ленточку и отводится в штаб победителей.

6. Двое забирают в плен одного. Отсюда просто вести расчет: восемь бойцов могут забрать в плен четверых. В случае неточного расчета нападающих (например, шестеро обрушились на четверых) половина бойцов и с той и с другой стороны (три и два) — особенно неосторожные — забираются в плен. Остатки нападающих возвращаются обратно, т. е. атака считается отбитой. Спорные вопросы разрешаются посредниками на месте. Отступающего противника, если есть возможность, надо преследовать, не надо иметь также в виду, что при этом можно натолкнуться на неожиданность, например наскочить на пулемет.

7. Пулемет условно изображается какой-нибудь геометрической фигурой — квадратом или треугольником, прикрепленным к палке.

Наличие пулемета увеличивает в четыре раза мощность находящейся при нем группы бойцов. Если при пулемете трое и на них нападают шестеро противников (для троих этого вполне достаточно), то, нарвавшись на пулемет, они выбывают из игры, т. е, забираются в плен. Трое с пулеметом — это все равно, что 12 человек — количество вполне достаточное, чтобы разгромить шестерых. А ведь к этим трем бойцам еще может подойти подмога.

8. Как уже сказано, пленные отводятся в штаб противника. Их разоружают, т. е. у них отбирают ленточки. Но и разоруженный, взятый в плен боец кое-чего стоит.

Трое пленных по боевой мощи приравниваются к одному вооруженному бойцу. В самом деле — ведь пленных надо охранять, ставить около них своих бойцов, которые нужны для боевых действий.

На трех пленных полагается ставить одного бойца для охраны. Чем больше пленных, тем больше бойцов придется ставить на внутренний караул. И если в карауле, охраняющем пленных, меньше людей, чем требуется (например, на 7 человек пленных только двое охраняющих), то пленные имеют право совершать попытки к бегству, т. е. выбегать за пределы круга, в котором они находятся. И тогда, чтобы задержать пленного, необходимо дотронуться до него рукой.

А возьмем такой случай. На штаб, где помещаются пленные, нападают их товарищи — союзники. Правило «трое пленных приравниваются к одному вооруженному бойцу» и здесь имеет большое значение, поскольку в этой игре успех боевых действий строится на численном перевесе. При точном расчете нападающих пленные могут сыграть очень большую роль.

9. Игра заканчивается по решению главного посредника — вожатого отряда.

Вариант той же игры

Поскольку звенья только на месте узнают, на чьей стороне они выступают, можно сделать так, что обе стороны решали задачу за красных.

В этом случае для партизанских отрядов обстановка остается прежней, а их противникам обстановка дается примерно такого содержания:

«Остатки отступившей армии синих в количестве трех разрозненных отрядов скрываются в районе, занимаемом красноармейской частью. Общая численность синих превышает численность красноармейской части, но синие_не установили еще...»

И так далее.

Тогда синие будут условными противниками для обеих сторон. Конечно при таком варианте обстановка дается каждому звену уже на месте.

2. СЕКРЕТНЫЙ ПАКЕТ

Пока все тихо...

На протяжении почти полукилометра проселочная дорога проходит по местности, пересеченной буграми и ложбинами, заросшей кустарником. Еще утром здесь был жаркий бой, в результате которого противник отошел за линию дороги. А сейчас здесь так тихо, что кажется, вокруг нет ни одной живой души.

В районе военных действий такая тишина обманчива. Сторожевая застава красных очень искусно расставила свои полевые караулы и сторожевые посты, замаскировав их в траве и кустах. Время от времени вдоль дороги проходят, а местами и проползают, дозорные. Нелегко будет неприятельским разведчикам пробраться через дорогу.

Но разведчики хитры и ловки. Надо быть на-чеку.

И сторожевая застава не дремлет.

Важное сообщение

Начальник сторожевой заставы был краток:

— Получены сведения, что противник направил пятерых лазутчиков в расположение наших частей. У одного из них секретный пакет с документами чрезвычайной важности. Этот пакет надо перехватить. Наиболее вероятный маршрут неприятельских лазутчиков лежит через дорогу, которая охраняется нашей сторожевой заставой. Приказываю: хорошо проинструктировать полевые караулы, усилить бдительность часовых и дозорных. О месте обнаружения лазутчиков срочно сообщить мне через связных и подавать условный сигнал свистком для предупреждения сторожевых постов.

Отдав еще раз распоряжение, он прибавил:

— Будьте осторожны и не поддавайтесь на хитрость противника,

Выслушав приказание, начальники полевых караулов отправляются на свои сторожевые участки.

Неизвестный человек

В стороне от сторожевой заставы в овраге сидит человек. Голова его повязана платком. На краю оврага воткнута палка, и к ней прикреплен газетный лист.

Человек этот не имеет никакого отношения к сторожевой заставе. Он сидит и читает книжку.

Ловкий маневр

Двигаясь взад и вперед по своему участку, дозорные тщательно следят за дорогой и за дорожным грунтом. И вот один из них ясно видит на земле новый, свежий след.

Здесь прошел лазутчик. След указывает направление, по которому лазутчик направился.

Дозорный дает условный сигнал. Будьте наготове!

А немного спустя еще и еще свисток. И еще один. Уже четверо лазутчиков перешли дорогу.

Один из дозорных видел даже, как кто-то прошмыгнул в кустах. Вот этого проще всего захватить. Дозорный вызывает на помощь ближайший сторожевой пост и преследует лазутчика, стараясь не упустить его из виду.

Вот и пойман неосторожный противник. И обыскан. На лицах задержавших его разочарование: этот не главный, секретного пакета с ним нет.

И второй и третий изловлены. Нет пакета.

Уже обнаружили и преследуют четвертого, пробравшегося далеко в глубь расположения сторожевой заставы.

И он наконец пойман. Но у него тоже нет пакета.

Остается пятый лазутчик, главный, у которого секретный пакет.

Начальник полевых караулов вместе с дозорными снова тщательно осматривают дорогу, пересчитывают следы: один, другой, третий, четвертый, пятый. Все пятеро лазутчиков перешли дорогу. Где же пятый?

Начальник сторожевой заставы недоволен. Ведь он же предупреждал быть осторожнее и не поддаваться на хитрые уловки врага. Ясно, пока гонялись за четырьмя лазутчиками и ослабили надзор за дорогой, пятый проскользнул незамеченным. Где он сейчас?

Н. Студенецкий «Занимательные военизированные игры»

Надо направить дозорных в глубь расположения сторожевой заставы.

На-чеку!

А пятый лазутчик, умело маскируясь в кустах и траве, уже миновал ряд сторожевых постов. Он доволен собою: его ищут сейчас где-то в стороне.

Он выглядывает из-под куста — нужно обойти еще один сторожевой пост, последний на его пути. А там дальше — небольшая полянка и за ней овраг. Лазутчик видит палку и торчащую на ней газету. Там, в овраге, сидит человек, которому он передаст секретный пакет.

Лазутчик прокрадывается мимо сторожевого поста. Двое часовых стоят спиной друг к другу. Внимание их напряжено. Неужели не удастся проскользнуть?

Он медленно ползет на животе. Ползти очень трудно, всюду сухая листва. Она предательски шуршит...

Оба часовых почти мгновенно повернулись в его сторону.

— Стой!

И тревожный свисток. Теперь уже не убежишь...

Секретный пакет в руках начальника сторожевой заставы. Он отдает распоряжение трубить в горн.

Неизвестный человек, сидящий в овраге, закрывает книжку и идет к сборному пункту. Игра окончена. Сейчас будет произведен разбор ее, будут отмечены все недочеты.

Правила игры.

1. Игра проводится за городом, на пересеченной местности, соответствующей природным условиям, которые отмечались выше.

2. Игра рассчитана на отряд. Одно звено выделяет пять или шесть лазутчиков и «неизвестного человека», которому должен быть доставлен секретный пакет. Остальные звенья выделяют полевые караулы. В каждом карауле три-четыре сторожевых поста (по два часовых в каждом) и один-два дозорных. Вожатый звена является начальником полевого караула. При нем связист. Лазутчики обязаны оставлять какой-нибудь след, переползая дорогу: отпечаток подковы, мелко порванную бумагу или же начерченный на земле знак, например стрелку.

4. Лазутчик считается пойманным, если двое дотронутся до него руками.

5. Игра считается законченной, когда пойман главный лазутчик, имеющий при себе секретный пакет, или же если главному лазутчику удалось доставить пакет по месту назначения.

3. ВЗРЫВ ПОРОХОВОГО СКЛАДА

На лагерь опускаются сумерки, а в соседней роще стемнело уже настолько, что в нескольких шагах ничего не видно.

Костер приготовлен для разжигания. Растопка обложена пирамидкой тонких сухих сучьев. Здесь же находится и коробка со спичками. Правда, в ней всего лишь две спички, но много ли надо спичек, чтобы разжечь костер!

Н. Студенецкий «Занимательные военизированные игры»

Гораздо сложнее до костра добраться.

Дело в том, что в данный момент это вовсе не костер, а пороховой склад противника. И как всякий пороховой склад, он охраняется караулом.

Одно из звеньев несет караул, остальные будут нападать.

В радиусе на 10 шагов от костра установлены два поста, по одному часовому в каждом. А несколько дальше, в радиусе на 50 шагов, по кругу ходят дозорные. Их четверо.

Охрана этим не ограничивается. Примерно в 150 — 200 шагах от склада, в двух пунктах, наиболее удобных для наблюдения за противником, залегли секреты. Два секрета, по два человека в каждом.

Три звена с разных сторон продвигаются к пороховому складу, намереваясь взорвать его. Три звена — тридцать отважных смельчаков — это внушительная сила! Тем более, что наступившая темнота способствует скрытому продвижению. Но мало быть смелым, надо быть еще и осторожным. Надо пробраться к складу так, чтобы ни секреты, ни дозорные тебя не заметили.

Все звенья с нападающей стороны продвигаются разомкнутой цепью, обжимая пороховой склад кольцом. Быть может, кому-нибудь и удастся проскочить через все препятствия.

Костер окружен веревочным кольцом, укрепленным на колышках (шагов 8 — 10 в диаметре). Тот, кому удалось пробраться внутрь веревочного кольца, может считать себя в безопасности. Он может спокойно приступить к взрыванию порохового склада, т. е. к разжиганию костра.

Спички под рукой, но... не забудьте, что спичек в коробке только две штуки. Поэтому и безопасность смельчака относительна. Если он не сумеет разжечь костер с двух спичек, то это будет означать, что склад взорвать не удалось, и бедняга, которому так не повезло, поплатится своей головой. Он будет считаться убитым.

Тогда в коробку кладут еще две спички (за этим следит начальник караула, который находится там, где считает это нужным, но за пределом круга, по которому ходят дозорные), и игра продолжается до конца установленного срока.

Продолжительность игры не должна превышать 45 минут, потому что игра входит в программу вечернего костра. Она является началом кострового действа.

Пробирающиеся к костру не имеют права нападать на караул. Все же находящиеся в карауле по первому шороху, который покажется им подозрительным, должны окликать предполагаемого противника, и тот обязан тотчас же замереть на месте.

Обнаруженный противник забирается в плен. Посредники отводят его в лагерь пленных, который нужно устроить где-нибудь в стороне от костра. Пленным не разрешается шуметь и разговаривать.

Если в течение установленного срока игры пороховой склад не будет взорван, победителем считается звено, находящееся в карауле. Оно и разжигает костер. Если же взрыв удастся, все собираются к костру. Игра на этом заканчивается.

4. ПРОПАВШИЙ ЧАСОВОЙ

Лагерь экспедиции

Уже несколько дней бродит научно-исследовательская экспедиция в предгорьях Памира, на границе с Китаем.

Сегодня исследователи готовятся к очередному походу в окрестности своего лагеря. В составе экспедиции 10 человек. Один из них начальник. Он назначает одного из членов экспедиции часовым. Лагерь нельзя оставить без присмотра, тем более, что имеются сведения о перешедшей советскую границу шайке басмачей — бандитов.

Часовой, получив подробные указания начальника, становится на пост около флага.

Экспедиция уходит на расстояние одного километра от лагеря, скрываясь от взора часового за ближайшими холмами, за кустарником, которыми изобилует данная местность.

Часовой один. По правде говоря, ему немного страшновато, но он не подает виду, храбрится. Он пристально всматривается в окружающие лагерь кусты, в высокую густую траву. Не подкрадывается ли кто? В руках у него свисток — сирена. В случае чего он даст сигнал тревоги.

Успокоенный, он садится на землю. Вокруг все тихо. Он даже считает возможным заняться несколько непонятным для нас делом — подвязывает к каблуку какой-то предмет.

И вдруг что-то с силой ударяет его в плечо.

Нерешительность часового

Часовой вскакивает, но уже поздно. Со всех сторон — из зарослей кустарника, из высокой травы — выбегают басмачи, устремляясь на лагерь. Их около 20 человек, Молчаливые и торжествующие, они бросаются на часового.

Но почему же тот не подает сигнала тревоги? Наоборот обескураженный и раздосадованный, он засовывает свисток в карман.

Странное поведение басмачей

Басмачи уводят часового в сторону от лагеря. Захватывают и флаг — трофей налета.

Часовой идет, прихрамывая на одну ногу.

А потом происходят странные вещи. Древко с флагом втыкается в землю, плененный часовой ставится около него. И вокруг очерчивается окружность диаметром в 10 метров.

Басмачи располагаются за чертой этой окружности. Они, собравшись в кучу, поднимают дикий визг и вой, в котором нельзя разобрать ни одного слова. А потом неожиданно коллективный выкрик: «Физкульт-ура!»

После этого они расходятся во все стороны от круга и занимаются каждый своим делом: играют, принимают солнечные ванны, просматривают газеты, — в общем, делают то, что басмачи за все время своего существования никогда не делали.

По следам

До слуха исследователей донесся раскатистый выкрик басмачей. Они со всех ног устремляются в свой лагерь.

Обнаружив отсутствие часового и лагерного флага, начальник экспедиции проводит экстренное совещание. Нет сомнений: на лагерь было произведено нападение. Тревожного свистка не было слышно, следовательно часовой был застигнут врасплох. Его нужно выручать, нужно сейчас же отправиться на поиски.

— В целях предосторожности, — говорит начальник экспедиции, — я снабдил часового железной подковкой, которую он должен был привязать себе к ноге. Успел ли он это сделать?

Мы-то знаем, что успел, да это и так ясно: отпечаток подковки легко обнаружить на грунте.

Исследователи, стараясь не выдавать себя, направляются по следу на розыски пропавшего товарища. Вскоре они видят развевающийся на ветру флаг и около него фигуру часового, уведенного басмачами.

По указаниям начальника экспедиции исследователи с разных сторон подползают к флагу.

Разбор происшествия

Полчаса спустя «исследователи» и «басмачи», мирно усевшись в кружок, подвергли тщательному разбору происшествие, в котором они только что принимали деятельное участие.

«Начальник экспедиции» подвел итоги обсуждения. Игра в общем прошла удачно, но вместе с тем налицо ряд недостатков. Это значит, что ребята недостаточно твердо усвоили правила игры. Считаю необходимым еще раз напомнить их вам:

1. «Исследователи» отходят от стоянки не меньше, чем на 1 километр, чтобы дать возможность свободно маневрировать нападающей группе, изображающей басмачей.

Н. Студенецкий «Занимательные военизированные игры»

2. «Басмачи» подкрадываются к часовому, имея в руках бумажные или тряпичные мячи. С любого расстояния, попав мячом в часового, они лишают его возможности подавать тревожный сигнал. Если же мяч пролетит мимо, или часовой раньше этого обнаружит присутствие «басмачей», он имеет право дать сигнал. Уводить пленного больше чем за 1 километр от лагеря «исследователей» нельзя.

3. Часовой, если он не успел привязать подковку, должен приложить все усилия к тому, чтобы оставить после себя какие-то следы, облегчающие его розыски.

4. Никто из «басмачей» не может переступить черту окружности, внутри которой находится пленный часовой. Переступить черту окружности никто из «исследователей» также не имеет права, но зато часовой может подойти к краю черты и протянуть руку. Часовой считается освобожденным, если кому-нибудь из «исследователей» удастся дотронуться до него ладонью. Если же вслед за этим часового тронет ладонью «басмач», он вновь считается пленным и возвращается в круг.

5. «Басмача считается убитым, т. е. выбывает из игры, если два «исследователя» одновременно ударяют его ладонями. «Исследователь», которого одновременно ударят ладонями двое «басмачей», считается пленным и помещается в том же кругу, разделяя участь часового. Теперь их обоих надо освобождать.

6. В случае, если при первоначальном нападении на лагерь «исследователей» часовому удастся подать сигнал тревоги, то «басмачи» ту же самую окружность проводят на месте лагеря и ожидают спешащих на выручку «исследователей».

7. Игра считается выигранной «басмачами», если «исследователи» в течение 30 минут с момента сигнала (коллективный выкрик «басмачей») не найдут местонахождения часового. Они выигрывают также и в том случае, если еще трое «исследователей» (из выручающих) попадут к ним в плен,

«Исследователи» выигрывают, если им удастся освободить пленного часового.

5. ПРОРВАТЬСЯ К СВОИМ

Сложная задача

Юрка сосредоточенно морщит свой лоб. Это бывает с ним в минуты, когда он решает особенно трудные задачи. А задача, которую он решает сейчас, куда сложнее любой математической задачи. Короче говоря, от него как командира зависит судьба отряда, который он возглавляет. В его руках жизнь девяти подчиненных ему бойцов.

Юрка решает сложнейшую боевую задачу. Он обязан ее решить и немедленно приступить к осуществлению своего решения.

А подумать действительно есть над чем.

Взгляните на чертеж. Это участок местности, являющейся районом военных действий. Отыщите внизу треугольник — это и есть злополучный Юркин отряд.

Отбившись от своей части, он оказался в тылу у противника. Единственная возможность присоединиться к своим (на чертеже заштрихованный квадрат сверху) — это путь в северном направлении. Единственный и чрезвычайно опасный путь. Взгляните на верхний левый угол чертежа. Три кружочка — три отряда противника, осведомленного о нахождении Юркиного отряда в его тылу. Несомненно, что противник, силы которого втрое превышают силы Юркиного отряда, примет все меры к тому, чтобы не дать ему возможности прорваться к своим.

Но прорваться нужно, другого выхода нет.

Вот почему Юрка морщит лоб. Что и говорить, очень сложная и очень ответственная задача. Да и времени у него немного. Через 10 минут будет дан условный сигнал, означающий, что игра началась и противник приступил к развертыванию своих сил. Ведь в его интересах как можно быстрее занять наиболее важные командные высоты.

Условия игры.

1. Границы района военных действий точно определены. Оставшийся в тылу отряд может прорваться к своим только через одну какую-нибудь границу, от которой он должен находиться на расстоянии не менее одного километра. Граница по возможности должна быть естественной — дорога, ров, лес.

2. Во главе трех отрядов противника находится главный штаб, руководящий их боевыми действиями.

3. Главному штабу объединенных отрядов противника и командиру отряда, находящегося в тылу, известно местонахождение друг друга к началу игры.

4. Бойцы отряда, находящегося в тылу, носят отличительные ленточки или повязки.

5. Двое нападающих выводят из игры (забирают в плен) одного противника при условии, если они одновременно дотронутся до него рукой.

При неточном расчете (например, шестеро нападают на четверых) посредник разводит противников в разные стороны с выводом из игры половины нападавших и полным сохранением состава тех, на кого было произведено нападение.

6. Отряд, находящийся в тылу, считается выполнившим свою задачу, если ему удастся вывести за обусловленную границу района военных действий половину своих бойцов.

Н. Студенецкий «Занимательные военизированные игры»

7. Силы участников игры распределяются следующим образом, отряд, находящийся в тылу, — одно звено; три отряда противника — три звена; могут быть и четыре звена, если местность и ширина границы допускают возможность участия в игре еще одного отряда.

«Свои», к которым стремится прорваться отряд, находящийся в тылу (на чертеже — заштрихованный квадрат), существуют условно.

Командир улыбается

Сейчас будет дан сигнал, и игра начнется.

Так как же поступит в данном случае противник?

Юрка наносит на карту условные значки, расставляя силы противника. Он решает за него задачу. Вот здесь и здесь, и здесь... На месте противника он именно так разместил бы отряды. Во всяком случаи такое распределение сил вполне вероятно.

Юрка хитро улыбается: он решил задачу и для себя. У него созрел какой-то замечательный план.

Когда командир улыбается, бойцы чувствуют себя уверенней. А Юрка так даже и не сомневается в успехе задуманной им операции.

— Положение серьезное — говорит он, барабаня пальцами по карте, — но нет такого положения, из которого не было бы выхода.

Он перечитывает ребятам условия игры.

— Обратите внимание на пятый и шестой пункты. Это наши преимущества. Ими надо уметь воспользоваться. Я уверен, что половину отряда доведу до границы, если только...

Но зачем преждевременно раскрывать его планы?

Высота над озером

В северо-восточном направлении от того места, где Юрка расположился со своим отрядом, за дорогой, лежит заросшее камышом озеро. А к северу от озера — небольшая высота, холм, похожий на курган. Отсюда до границы рукой подать.

Высота пустяковая, но в данном районе она является самой высокой точкой, и Юрка отметил ее кружочком.

Он не ошибся в своих предположениях — здесь действительно расположился один из отрядов противника. Отсюда отлично просматривается вся центральная часть района военных действий, включающая в себя значительный отрезок дороги Лучший наблюдательный пункт трудно себе и представить.

Двое наблюдателей дежурят здесь, замаскированные ворохом зеленых веток и травы. Ничто не укроется от их зорких глаз.

Но нужно ли быть особенно зорким, чтобы заметить, как со стороны озера метнулась человеческая фигура, перебежала дорогу и, впопыхах неуклюже рухнув в придорожную канаву, исчезла в ней. Другая, третья...

— Десять! — одновременно прошептали наблюдатели, переводя дух. — Весь отряд как один человек!

Они напряженно всматривались в кустарник, широко раскинувшийся по всему пространству за дорогой. Фигуры скользили в кустах. Сомнений не было — противник пробирался кустарником в лес, которым и надеялся пробраться к границе.

Через несколько минут отряд, расположенный на этой высоте, получил из главного штаба приказание: выйти к дороге и отрезать противнику обратный путь, зайдя ему в тыл.

Это значило, что Юркий отряд очутился в кольце, плотно обжимающем его со всех сторон, и что из леса, в который он неосторожно забрался, ему теперь не выйти.

Это значило, что разгром его неминуем.

Неожиданная развязка

Развязка приближается. Впрочем, она приближается быстрее, чем это думают руководители главного штаба, тремя отрядами стягивающие петлю вокруг Юркиных бойцов, петлю, из которой выхода нет. Они будут очень разочарованы, руководители главного штаба, когда в конце концов обнаружат всего только половину Юркиного отряда. Да и этого не успеют они сделать, потому что Юрка с остальной половиной своего отряда уже беспрепятственно подошел к границе совсем с другой стороны — пройдя берегом озера и миновав опасную для него высоту над озером, несколько преждевременно оставленную противником.

После, во время разбора игры, закончившейся победой Юркиного отряда, кто-то из противников язвительно заметил:

— Мы видели, как вы перебегали дорогу. Неопытные медвежата сделали бы это с большей ловкостью.

— Мы старались это сделать именно так, — возразил Юрка. — Мы боялись, что иначе ваши разини нас не заметят. Вы видели то, что и должны были видеть по нашему замыслу. А то, что вам не полагалось видеть, вы и на самом деле не увидели. Дело в том, что половина моего отряда, перебежав через дорогу, сейчас же вернулась обратно. Для этого не требовалось перебегать дорогу вторично, потому что это зрелище для вас не предназначалось. Мы воспользовались мостиком через дорогу, под которым и проползли незамеченными. Кстати, покидая высоту, вы могли бы, мне кажется, оставить на ней хотя бы пост для наблюдений и для связи с главным штабом. Откровенно говоря, я этого очень опасался. И не знаю, удалось ли бы нам в этом случае прорваться к своим.

6. РАЗРЫВ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ<

Добавлено: 14.10.2015
Рейтинг: 7.3916666666667
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+