Личный кабинет

Литературно-музыкальный вечер "Любовь одна..."

Творчество поэтов Серебряного века


Сегодняшняя наша встреча необычная. Мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнца и светила. О любви, что сильнее смерти и страха смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной в мире.

 Литературно-музыкальный вечер по теме: «Любовь одна…»

Цель:

1) расширить представление о любви как духовной ценности;

2) воспитывать ценностное отношение к себе и к другим.

Есть человек, и есть любовь

З. Гиппиус

Учитель : Дорогие ребята, сегодняшняя наша встреча необычная. Мы будем говорить о любви.

Да-да, о той любви, что движет солнца и светила. О любви, что сильнее смерти и страха смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной в мире. Мы могли бы обратиться к любовной лирике Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Баратынского и Толстого. Но сегодня мы приглашаем вас к разговору о любви в литературе ХХ века. 

Звучит музыка Е.Дога «Мой ласковый и нежный зверь»

Ведущий: О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.

Ведущий: О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.

Чтец Р.Рождественский «Все начинается с любви» Бреева К.

Bce нaчинaeтcя c любви...

Tвepдят: "B нaчaлe былo cлoвo..."

A я пpoвoзглaшaю  cнoвa:

Bce нaчинaeтcя c любви!..

Bce нaчинaeтcя c любви:

и oзapeньe, и paбoтa,

глaзa цвeтoв, глaзa peбeнкa -

вce нaчинaeтcя c любви.

 Bce нaчинaeтcя c любви,

C любви!

Я этo тoчнo знaю.

Bce,

Дaжe нeнaвиcть – poднaя и вeчнaя

cecтpa любви.

Bce нaчинaeтcя c любви:

мeчтa и cтpax,

винo и пopox.

Tpaгeдия, тocкa и пoдвиг --

вce нaчинaeтcя c любви...  

Becнa шeпнeт тeбe:

"Живи..."

И ты oт шeпoтa кaчнeшьcя.

И выпpямишьcя.

И нaчнeшьcя.

Bce нaчинaeтcя c любви!

Ведущий: Но для понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования.

Ведущий: «Только влюбленный имеет право на звание человека»,- с гордой уверенностью говорил Александр Блок в феврале 1908года. И влюблялся страстно, безумно. И рождались в порыве страсти высокие лирические строки.

Чтец. А.Блок «Предчувствую Тебя…» Пронькина Е.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Ведущий: Вы знаете, Александр Иванович Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета». Плакал скупыми и облегчающими слезами. Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Любовь в рассказе как нежданный подарок, поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.

Ведущий: Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано: «Сильна, как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать финальную сцену рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!»

Звучит музыка Бетховена (D-dur №2,ор.2)

Чтец. (на фоне музыки) Читает письмо из «Гранатового браслета» 

"Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как

громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в

жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем

счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь

чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если

можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и

ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я

проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою

богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая

Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "_Да святится имя Твое_".

Восемь лет тому назад я увидел Вас в пирке в ложе, и тогда же в первую

секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего

на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни

человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся

красота земли...

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно

сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено

Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и

мысленно краснею за мой дурацкий браслет, - ну, что же? - ошибка.

Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.

Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить

письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это

письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что

было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его

забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, - о, как я

ее целовал, - ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной

выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при

выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы

обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень

музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот,

если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur, N 2, op. 2.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то,

что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением,

единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не

тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С.Ж.".

Ведущий: Куприн к теме любви прикасается целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. 

Девушка исполняет танец.

Ведущий: Эта девушка похожа на Айседору Дункан.

Ведущий: Какой мучительный роман был с нею у Сергея Есенина!

Ведущий: У Есенина было много романов, он не отличался постоянством. 

Ведущий: Зато, какие удивительные образцы любовной поэзии дали миру эти романы.

Ведущий: Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

Чтец. С.Есенин «Любовь хулигана» на фоне танца

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

 

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

 

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

 

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

 

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

 

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

 

Ведущий: Но в стихах С.Есенина столь же ясно ощутима грустная и печальная нота. Она как бы неотступно звенит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни, о пережитом.

Девочки исполняют песню на стихи С.Есенина «Над окошком месяц»

Ведущий: А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они?

Ведущий : Ты права! Век ХХ, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени – Анна и Марина, Ахматова и Цветаева.  Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.

Ведущий: Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий – все это отозвалось в ее стихах.

Чтец А.Ахматова «Как велит простая учтивость…»  Елисееева Д.

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся -

И загадочных древних ликов

На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слов

И сказала его - напрасно.

Отошел ты, и стало снова

На душе и пусто и ясно.

Звучит Лист «Грезы любви»

Ведущий: Сейчас прозвучит романс на слова другой поэтессы, такой же огромной лирической силы – Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в ХХ веке.

Ведущий: Любить для Цветаевой – всегда мочь! Поэтому, когда влюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца – любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.

Ведущий: Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих. 

Ведущий: Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит.

Поём Звучит романс на слова М.Цветаевой «Мне нравится…»

Ведущий: Да, красиво! Так могли писать о любви лишь поэты «серебряного века»

Ведущий: И опять ты не права.  В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета «Правда» напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать. 

Чтец К.Симонов «Жди меня» Бланкова Т.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий: Да, в военные годы бойцы носили у сердца еще и другое стихотворение. Написано оно было Александром Кочетковым в 1932 году, а напечатано лишь через 35 лет. Но стихотворение хорошо знали – это «Баллада о прокуренном вагоне».

Видео «С любимыми не расставайтесь..»

Вед: Особенное, непохожее на других авторов отношение к любви пронизывает Сагу А.Вознесенского. В высоком переносном значении «Сага» А. А. Вознесенского воспринимается как гимн любви, лирический дифирамб женщине.

стихотворение оказалось прочно спаянным с сюжетом поэмы «Авось!» Лейтмотив «Саги» стал лирическим нервом сюжета рок-оперы

Трагизм разлуки двух любящих усиливается предчувствием смерти.

Вечный характер чувства противостоит временности земного бытия. Бессмертие любви утверждается в рефрене, пронизывающем лирическое переживание.

Звучит отрывок из рок - оперы «Юнона и Авось»

«Ты меня на рассвете разбудишь»

Исполняется танец

Чтецы (юноша и девушка) А.Вознесенский «Сага» Елисеева Д.

Ты меня на рассвете разбудишь,

проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

 

Заслонивши тебя от простуды,

я подумаю: "Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу".

 

Эту воду в мурашках запруды,

это Адмиралтейство и Биржу

я уже никогда не забуду

и уже никогда не увижу.

 

Не мигают, слезятся от ветра

безнадежные карие вишни.

Возвращаться — плохая примета.

Я тебя никогда не увижу.

 

Даже если на землю вернемся

мы вторично, согласно Гафизу,

мы, конечно, с тобой разминемся.

Я тебя никогда не увижу.

 

И окажется так минимальным

наше непониманье с тобою

перед будущим непониманьем

двух живых с пустотой неживою.

 

И качнется бессмысленной высью

пара фраз, залетевших отсюда:

 

"Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу".

Ведущий: Любовь –это прекрасное возвышенное чувство.

 Ведущий: Любовь – это прекрасное животворящее начало всего.

Ведущий: Любовь приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И мы – уже не мы, а… Любовь. И ничто не может остановить Любовь – ни время, ни расстояние, ни смерть.

Чтец Э. Асадов «Я могу тебя очень ждать» Ульянова К.

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно!

 

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что все не зря,

Что тебе это вправду надо!

 

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

 

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

 

Я могу для тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

 

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

 

Ведущий: И действительно, Любовь – это стихия, не поддающаяся разуму. Она ни о чем нас не спрашивает. А если бы и спросила, то мы ничего не смогли бы ей ответить.

Ведущий: Любовь требует от нас только одного – любви. Любви к женщине, любви к матери, любви к ребенку, любви к каждой живой клеточке на земле.

Ведущий: На самом деле любовь пропитывает собой все другие чувства и ощущения человека. Данте Алигьери говорил: «Все – о любви, о ней одной».

Ведущий: Сколько замечательных стихов о любви написано нашими современниками!

Ведущий: Мы все привыкли думать, что мир чувств человека, как апельсин из долек, состоит из отдельных чувств, обособленных друг от друга. Но так ли это? Может быть, любовь – это особое состояние всех чувств человека? Может, это перестройка души, переворот во всех мыслях, ощущениях, во всей жизни?

Ведущий: Совершая подвиги и просто поступки, человек отдает всего себя чему-то во имя… любви, добра, во имя самой жизни. Отдавая себя, человек что-то теряет. Ему приходится чем-то жертвовать. Любовь тесно связана с потерей.

Чтец Е.Ренар «А ты не знал….» (Благодарю тебя за равнодушье) Курдюмова С.

Благодарю тебя за равнодушье,
Оно спасло меня от безрассудства.
И пусть мне больно опалило душу,
Смогла я всё же справиться с безумством!
Благодарю за то, что ты не понял
Всех моих мыслей, чувств и ожиданий.
Ты обо мне практически не помнил
И не со мной (увы!)искал свиданий…
Ты не давал мне повод усомниться
В том, что напрасны все мои стремленья…
Я, быстро повзрослев, смогла смириться,
Экзамен сдав на самоуваженье!
Я справилась, дотла сжигая нервы
И вырвала из сердца, как крапиву.
А ты не знал, что был любовью первой,
Бессмысленной, безвестной, молчаливой…

Ведущий: Жизнь ничего просто так не дает, любовь – тоже. Чтобы увидеть свет, нужно знать, что такое тьма. Чтобы обрести друга, надо познать одиночество. Чтобы почувствовать любовь, нужно испытать боль…боль разлуки, безответности, потери…

Чтец В.Воронов «Убивали любовь» Бланкова Т.

 

Убивали любовь, убивали в четыре руки,

Били с разных сторон, состязаясь в сноровке и силе.

Им шептала любовь: "Ах, какие же вы дураки!"

Но они ей в ответ за ударом удар наносили.

 

Убивали любовь, и однажды любовь умерла,

Ей бы их обмануть, притвориться убитой – и только,

Но любовь, как любовь, притворяться и лгать не могла,

Да и им поначалу не жаль её было,  нисколько.

 

Убивали любовь. На поминках его желваки

Заходили на скулах, а взгляд её слёзы затмили,

И тайком друг от друга всё те же четыре руки

Поливают отныне цветы у неё на могиле.

Ведущий: Знаменитый русский писатель Е. Шварц говорил о Белле Ахмадулиной как о великой поэтессе, «недостающей звезде пушкинской плеяды», которая заняла бы достойное место, живя в конце XVII – начале Х1Х века. Любовная лирика Ахмадулиной полна изящества и своеобразной «высокопарности. Любовь для Беллы Ахмадулиной - это чувство сопереживания, нужности себя в мире, чувствования природы вещей и возможности прикоснуться к их тайнам. И если желание поделиться этим чувством, этими открытиями с другими вызывает у других радость и понимание, то это и есть любовь, которая граничит с таким философским понятием как радость бытия.
Камерность любовной лирики Ахмадулины, в которой так часто упрекали поэтессу современники, на самом деле невероятно глубока. Она сама создает мир своих любимых, который узок, но при этом удивительно глубок и полон.

 Звучит романс на слова Б.Ахмадуллиной «А напоследок я скажу…»

Ведущий: В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,— с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Алек­сандр Блок в феврале 1908 года. На языке сегодняшнего дня это означает «бесконечную ценность челове­ческой личности». Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования. Устами раз­ных поэтов говорится и о могуществе, и о красоте люб­ви, о сопричастности любви всем другим человече­ским порывам и помыслам.

Ведущий:  Талант любящего сердца надо лелеять, воспитывать, развивать, ведь мы в ответе за тех, кого любим, и только от нас зависит, чем станет наша любовь.

Чтец О.Высоцкая «Любовь – она бывает разной»

Любовь - она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.

Бывает болью неотвязной.

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полетом.

Бывает цепью и тюрьмой...

Мы ей покоем, и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Но есть еще любовь такая,

Что незаметно подойдет

И, поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведет

И будет до последних дней

Душой и совестью твоей.

 

Ведущий: А может, вовсе и нет никакой любви? Доказали же ученые, что любовь – это просто химическая реакция. Даже формулу вывели.

Ведущий: Я не думаю, что ученые-химики думают о химическом составе формулы любви, когда они смотрят на своих возлюбленных. Они мыслят другими категориями и, в частности, красивыми стихами.

Ведущий: А вот я согласна с Иваном Алексеевичем Буниным. В рассказе «Темные аллеи» он писал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»

Ведущий: Любовь порой нужнее хлеба. Но для того, чтобы ощутить это, необходима душевная зрелость. Испытать жгучую потребность в духовной близости с любимым человеком можно лишь тогда, когда душа созрела для такого единения. Вне любви и душевной близости нет, вероятно, и подлинного человеческого существования.

 

Чтец: Ю. Друнина «Как объяснить?»

Как объяснить слепому, 

Слепому, как ночь, с рожденья,

Буйство весенних красок,

Радуги наважденье?

Как объяснить глухому,

С рожденья, как ночь, глухому,

Нежность виолончели

Или угрозу грома?

Как объяснить бедняге,

Рожденному с рыбьей кровью,

Тайну земного чуда,

Названного любовью?

Ведущий: С любви все начинается и заканчивается тоже ею. Так что же такое любовь? Что она для каждого из нас? Для всех нас вместе?

Ведущий: На протяжении всей жизни мы не раз и не два будем задавать себе эти вопросы. И каждый раз, отвечая на них, будем поражаться тому, что такое маленькое слово имеет множество значений и обладает такой мощной силой, которую сломить невозможно.

Финал  песня «Тебе моя последняя любовь…»

    avatar 10.10.2016 | 17:56
    Татьяна Яковлева Пользователь

    спасибо за отзыв, рада, что смогла помочь.


     

    avatar 10.10.2016 | 15:55
    АМИ . Пользователь

    Спасибо. Я это искал. И вовремя, и в точку.


     

Добавлено: 03.10.2016
Рейтинг: 8.5583333333333
Комментарии:
2
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+