Личный кабинет

Научно-исследовательская работа

"Святки по-тищенски"


Традиции и обряды села Тищенского во время святок.

 

 

Номинация «ЭТНОГРАФИЯ»

Святки по-тищенски.

Работу выполнила:

Кондратьева Ксения Станиславовна

МБОУ «СОШ № 8 имени А.В. Грязнова» ИГОСК 8 «А» класс

Научный руководитель Мирошниченко Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 8 имени А.В. Грязнова» ИГОСК

Изобильненский район 2020 г.

Оглавление:

Введение............................................................................................... 3

Основная часть..................................................................................... 7

I.Рождественские святки в селе Тищенском......................................... 8

Обряд колядования................................................................................ 8

Щедровочка, щедровала............................................................... 11

Святочные гадания....................................................................... 13

  1. Заключение...................................................................................... 14
  2. Библиографический список............................................................ 15

 

Введение

Я живу в селе Тищенском Ставропольского края Изобильненского района. Здесь живут мои бабушка и дедушка. Мне всё здесь знакомо и дорого. Я знаю каждую улицу, знакома с каждым жителем села если не близко, то шапочно. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

За много лет существования села между жителями установились родственные отношения: здесь все друг другу сваты, кумовья или свояки. И всех сближает не только родство по крови, но и по духу. Одинаковый климат, место расположения села и многое другое делает людей

«своими». Жители села очень схожи в своём отношении к селу, к дому, к ближнему своему, к труду и т. д. Есть нечто особенное в моих земляках, что отличает их от жителей других сёл.

Скажем, рядом находящееся село Птичье отличается от Тищенского не только визуально и эстетически (постройками, расположением улиц). Весной Птичье утопает в тюльпанах, такая красота кругом, что дух захватывает. Жители села Птичьего выращивают тюльпаны, чтобы потом на рынке продать их луковицы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

В селе же Тищенском осенью увидишь то, чего не встретишь больше нигде – огороды колосящегося на ветру сорго. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

И таких примеров-отличий много. И даже когда кто-то приезжал в наше село на постоянное место жительства из других мест, то быстро перенимал законы жизни села по принципу «с кем поведёшься – от того и наберёшься». И уже помимо других отличительных признаков (национальность, прежнее место проживания) человек обретал новую принадлежность– тищенец, а вместе с ней - целый арсенал отличительных качеств.

Жителей села Тищенского явно отличает от жителей других населённых пунктов умение красиво и интересно отдыхать в зимнее время после напряжённого летнего труда. Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка природа. Это игры в снежки, коньки с лыжами, катание с горок на санках и любимые всеми посиделки по вечерам за «вкусным» столом. Но помимо этого, всем крещёным миром отмечается светлый и радостный праздник Рождества Христова.

 

Актуальность темы.

Селу Тищенскому 147 лет. Несколько поколений сменилось за это время. Но в народной памяти до сих пор сохранились исторические славянские традиции рождественских святок.

Цель работы: донести до молодого поколения необходимость сохранения традиций предков в народном фольклоре и в рождественских обрядах.

 

За основу исследования данной работы выделены следующие задачи:

  • с научным руководителем составить  вопросник для проведения последовательной и тактичной беседы с жителями села Тищенского;
  • изучить и  исследовать  опыт старожилов села  по празднованию Рождественских праздников.
  • на классных часах в школе довести до сведения молодого поколения результаты исследования;
  • поместить на школьный сайт данное исследование;
  • оформить в  школьном музее  стенд,  посвящённый  традициям жителей села Тищенского.

Объект исследования: народная традиция Рождественские святки. Место, материал и методика исследования:

Территория компактно проживающих тищенцев Ставропольского края. Хронологические рамки исследования определяются периодом X IX

– XX вв., позволяющим рассмотреть народные традиции, сохранившиеся в настоящее время.

Научно-практическая значимость работы:

Выводы и теоретические положения исследовательской работы могут быть полезны для ведения уроков обществознания, литературы, кружка «Сударушки», в экспозиционной и фондовой работе музея.

Важность данной работы состоит в том, что изучение истории Родины и привитие любви к ней должно начинаться с изучения своей малой Родины – города и края, села, в котором живёшь, с уважительного отношения к землякам, чей труд и умение красиво и интересно отдыхать вызывают почтение и гордость.

Вместе с опытом от старшего поколения к младшему переходят и сохраняются традиции русского народа.

Проблема состоит в том, что с развитием научно-технического прогресса святочные традиции уходит в прошлое, забываются. В современном мегаполисе многие даже не знают, что есть такой зимний период, когда люди колядуют.

Гипотеза исследования. Процесс сохранения народных традиций будет протекать эффективнее, если:

  • шире будут пропагандироваться региональные традиции в воспитательных целях;
  • в школе будет разработана программа дополнительного образования «Народные традиции моего села».

Достоверность и обоснованность данных исследований обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью, литературой.

 

Научная новизна исследования состоит в том, что уточнены и подробно изучены традиции проведения Рождественских праздников жителями села Тищенского, их творческая и культурная направленность.

Этапы исследования.

2018 год, апрель. Определение цели и темы работы;

2018 год, май. Подбор источников, беседа со старожилами села; 2018 год, октябрь-декабрь. Корректировка плана работы вместе с

научным руководителем;

2018 - 2019 год, сентябрь-январь. Фотосессия, запись колядок. 2019 год, февраль. Корректировка работы. Выступление с работой

перед учащимися и педагогами школы;

2019 год, май. Защита работы на районных и краевых конференциях.

Обзор устных источников:

Ф.И. О.

Дата рождения

Адрес

Получен ная

информация

Дата записи

Уша

нева

Алек сандра

Иван

овна

14

октября 1935 года

с.

Тищенское

Изобильне нского района

ул.Толстог

о, 54

Народны е гуляния в зимнее время года

1.09.

2018г.

Петр иченко Тамара Николаевн а

23.09

.1961г.

с.

Тищенское

Изобильне нского района

ул Орджоникидзе,8 4

Информа ция о Рождественски х колядках

15.12

.2018г.

Шпа к Петр Петрович

4.06.

1959г.

с.Тищенск

ое

ул.Гагарин а, 12/2

Звуковая запись

рождествовани я

  1. 01.

2019г.

Худ. коллектив

«Околица» рук.

Тимофеева

Валентина Ивановна

  1. 11.

1949г.

с.Тищенск

ое

ул. Ленина,63

Фотосесс

ия

14.

  1. 2019г.

 

Выражаем глубокое признание: Ушанёвой Александре Ивановне, Петриченко Тамаре Николаевне, Шпаку Петру Петровичу, художественному коллективу «Околица» в написании работы!

 

Основная часть

Два года тому назад по семейным обстоятельствам я приехала жить и учиться в село Тищенское Изобильненского района Ставропольского края из большого города Москва. Я живу с дедушкой и бабушкой. Очень люблю своё село и односельчан - тищенцев. Это очень гостеприимные, разговорчивые и весёлые люди. Вот, к примеру, каждый вторник в селе «День радостных встреч» - это местный рынок на площади Дома культуры, где народ не только отоваривается, но и подолгу общается друг с другом. Вокруг слышатся смех, шутки и долгожданные  приветствия.

А как же весело здесь зимой на рождественских праздниках! Играет гармонь, поют частушки, ходят ряженые. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Утром 6 января мне позвонила подружка и спросила: «А мы пойдем  носить кутью1?». Я спросила: «А что это такое?». Она попыталась мне объяснить, например, почему ребята ходят по домам и почему их радостно так встречают хозяева, почему ребята наряжаются и др.

И я подумала: «Почему я об этом совсем ничего не знаю?» Я очень любознательный человек и поставила перед собой цель: подробнее узнать об одной из народной традиции своего народа, а в частности о колядках.

Обзор литературы:

Материалы для исследования получила в основном в ходе интервью со старожилами Тимофевой В.И., Шпак П.П., Ушанёвой А.И., Петриченко     Т.Н.     Также     изучала                                             материалы из интернета, искала определение «коляда», «рождествовать», «щедровки» и т.д. в различных интернет словарях. Во время обработки материала столкнулась с рядом трудностей, так как такой вид работы выполняла впервые. Недостаточно информации о рождественских святках, старожилы  села уже многое стали забывать. Материалы для исследования приходилось собирать по крупицам.

  1. Рождественские святки в селе Тищенском.

Среди учащихся нашей школы мы провели социологический  опрос «Любимый праздник вашей семьи». Рейтинг самых популярных праздников возглавляет Новый год - 50% опрошенных, 30 % - день рождения и т. д. И только 4% назвали Рождественские святки любимым праздником.. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) И это свидетельствует о том, что в

 

1                 https://ru.wikipedia.org/wiki/Кутья Кутья́  (от ср.-греч.  ϰουϰϰιά — бобы;  укр.кутя́, белор.  куцця́ ,  куця́ , болг. кутя́ , церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ)) [ коливо, канун, сочиво]] каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда ( сыти) или сахара[, иногда

с сухофруктами (изюмом), орехами, зёрнами мака.

 

недалёком будущем может совсем исчезнуть интерес к народным традиционным праздникам и обычаям. "Человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится безродным изгоем." 2

Для  достижения  своей  цели  я  должна  была  окунуться   в   глубь времен - к познанию народных традиций, к истории происхождения и развития обрядов колядования и щедрования.

Обряд колядования

По рассказам старожилов колядование происходило так: «В канун Рождества (6 января), в селе Тищенском по традиции варили рисовую кашу, добавляли в неё мёд, изюм, украшали лампасейками3 (это были маленькие и разноцветные леденцы), накладывали кутью в самую красивую чашечку, (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) завязывали в чистый платочек и шли в гости со своим угощением по дворам. Носили кутью с 12-00 дня до ночи и взрослые и дети: «Я с кутьёю к вам пришла, счастье в дом вам принесла». Люди пробовали кутью и в благодарность за неё давали денежки, конфеты и другие сладости, которые готовили сами.

Взрослые старались не есть жирное до первой звезды. Но как только на небе появлялась первая звезда, садились за стол. Кроме мясных блюд на столе обязательно стояла кутья и узвар4 из сухофруктов.5 (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

В девяти километрах от села Тищенского расположено село Птичье. 6 Ещё ближе, через речку Егорлык, раскинулась станица Баклановская. 7 Так полюбившуюся тищенцами кутью жители села Птичьего и станицы Баклановской не варят! В соседних селах 6 января колядуют8: (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Колядка 9 села Птичьего Изобильненского городского округа Ставропольского края:

Как у городе Иерусалиме Там собираются жиды-паны, Там собираются жиды-паны,

Они Исуса Христа распинали, Они Исуса Христа распинали,

Рученьки да ножки гвоздём прибивали, Рученьки да ножки гвоздём прибивали.

 

2 https://iknigi.net/avtor-ivan-ilin/63232-put-duhovnogo-obnovleniya-ivan-ilin/read/page-13.html Иван Ильин. Путь духовного обновления.

3 https://www.bolshoy-beysug.ru/component/content/article/46-beysug/137-slovarslov.html Словарь диалектных слов

4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Взвар Что такое узвар.

5 Из воспоминаний Ушаневой А.И.

6 https://ru.wikipedia.org/wiki/Птичье_(Ставропольский_край)

7  https://ru.wikipedia.org/wiki/Баклановская_(Ставропольский_край) 8 Из воспоминаний Ушаневой А.И.

9 https://www.pravmir.ru/kolyada-i-kolyadki-o-chem-poyut-kolyadki-na-rozhdestvo/ Колядки – что это такое?

 

Пришла к нему сама мати Божия, Пришла к нему сама мати Божия, Стала плакать и рыдати,

Стала плакать и рыдати. "Не плачь Божья мать, Не рыдай, Мария,

"Не плачь Божья мать, Не рыдай, Мария,

А я не навеки помираю,

За православных людей кровь проливаю, А я не навеки помираю,

За православных людей кровь проливаю." С праздником!10

 

Колядка станицы Баклановской Изобильненского городского округа Ставропольского края:

Колядин, колядин, Я у бабушки один,

Меня не пытайте, Копеечку дайте. Копеечки мало, Кусок сала.

Куска сала мала, Дедушка старичок, Открывай сундучок, Доставай пятачок.

Здравствуйте вам, С праздничком.11

 

Хитрые же тищенцы разнообразили себе рождественские праздники кулинарным изыском – кутьей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) Баклановские станичники по этому поводу придумали немало шуток. Например, по поводу приготовления кутьи они могут, обращаясь к тищенцам, с издёвкой сказать: «Кутюшку варите?» (имея в виду кутёнка, маленького щенка).12

7 января наступал самый большой зимний праздник - Рождество Христово. 13 В этот день с раннего утра до обеда ходили мужчины к соседям, родственникам, кумовьям и рождествовали.14 Хозяева встречали

 

 

10 Из воспоминаний Петриченко Т.Н.

11 Из рассказа Тимофеевой В.Н.

12 http://writervall.ru/pochemu-shhenkov-nazyivayut-kutyata/ Этимология слова кутенок.

13 https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождество_Христово Рождество Христово

14 https://send-up.ru/razvlecheniya/rozhdestvovat/ Рождествовать

 

рождествующих, доброжелательно и радушно приглашали в хату для пения песен во славу Христа перед иконой:

Рождество твоё, Христе Боже наш, Воссияй в мире свет разума,

Небо звездою служащее

И звездою в лучах, в лучах.

Мы тебе кланяемся, солнце правда, И тебя видим со стороны востока. Господи, слава тебе, слава!

Здравствуйте,  хозяева,  с   Рождеством  Христовым!».       Мужчин угощали вкусностями.15

Вечером этого же дня женщины колядовали. Некоторые мужчины наряжались в женскую одежду и ходили вместе с женщинами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) «Было очень весело. Колядующие пели песни, танцевали и веселились:

«Колет, колет, коляда. Я у батька не одна, По колено кожушок,

Дайте, тётка, пирожок. Можно ещё гроши,

Я колядушка хороша.»16 (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

За это хозяева щедро угощали, давали разные вкусности и деньги.

Щедрого хозяина - благодарили, ну а жадного - дразнили:

«Коляда, коляда я у батьки не одна Меня не пытайте, копеечку дайте Копеечки мало, дайте кусок сала Куска сала мало дайте колбасу,

Не дадите колбасу, я вам хату разнесу!»17

Щедровочка щедровала.

А вот 13 января, накануне Старого Нового года (рассказывает В.И.Тимофеева) народ весело праздновал Щедрец.18 Девушки и молодые женщины наряжались, надевали цветастые платки и шали, красили губы и щёки губной помадой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 12) Стучали в ворота или в окна и просили впустить их пощедровать. 19 Зайдя в дом, они пели: «Добрый вечер, щедрый вечер, добрым людям на здоровье!» или же

« Щедровочка щедровала, до виконца припадала, Шо ты, тётка, наварила, шо ты, тётка, напекла, Неси нам до викна.

 

15 Из воспоминаний Ушаневой А.И. 16 Из воспоминаний Ушаневой А.И. 17 Из воспоминаний Ушаневой А.И. 18 Из рассказа Тимофеевой В.И.

 

Шо горяче нихай вам, шо холоднее - неси нам!»

Хозяева в этот день старались как можно лучше одарить щедрующих, чтобы наступающий год был удачным и богатым. Они угощали девушек конфетами, печеньем, пирожками с разными начинками, а ещё давали денежки - кто 10 копеек, кто 20, а кто и целый рубль. 20

«Соседка, с Новым годом!!!»- кричит дедушка Петя Шпак моей бабушке рано утром 14 января «Сейчас приду посевать!». Набрав два кармана зерносмеси (пшеница, кукуруза, ячмень и т.д.) зайдя в дом, он громко начинает:

"А поля, а поля лети в поле, там плужок ходит, А за этим плужком господь с батышком.

Дева Мария Бога просила:

«Завроди, Боже, жито, пшеницу, всякую ровицу. Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю Хозяина с хозяйкой. Здравствуйте!

С Новым годом, с новым счастьем!"

С этими словами он рассыпает зерно по комнате (чего так не любит моя бабушка; «целый год потом приходится выметать зёрна из разных закуточков»), чтобы год был урожайным, а в доме был достаток и мир. 21

Щедровки в селе Тищенком тоже отличаются от щедровок соседних сёл. Если в Тищенском 14 января посевают (рассыпают зерно в хатах с пожеланиями достатка и благополучия во всём), то в станице Баклановской тарарохают:

Тох, тох, тарарох, рассыпался горох. На 12 дорог,

Где царь бродит,

Где царица, там пшеница.22

А тут уже тищенцы, помятуя об осмеянной кутье, в отместку называют баклановцев тарахтелками.

Несмотря на маленькие разногласия между поселениями, тищенцы

– народ дружелюбный, со своими соседями живёт в мире и согласии. За много лет существования жители близлежащих сёл переженились, покумились, породнились. Но, как говорится, со своим самоваром в Тулу не ездят.

Святочные гадания.

Особое место в праздничные дни Коляды занимали гадания. Люди свято верили, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу, раскрыть тайную завесу будущего и даже увидеть жениха. К примеру, девушка должна была выйти во двор и бросить обувь со своей левой ноги

 

 

20  Из рассказа Тимофеевой В.И.

21  Из воспоминаний Шпак П.П.

22 Из воспоминаний Петриченко Т.Н

 

через забор. Потом посмотреть, как он упал. В какую сторону направлен носок обуви - оттуда и жених.

В канун Рождества (6 января) вечером собираются тищенские девушки вместе в одной хате. Под покровом ночи, когда куры уже уснули, девушки по очереди идут в курятник 23 и снимают петуха с насеста. (ПРИЛОЖЕНИЕ 13) По окрасу петуха судят о цвете волос суженого, а по поведению (буйный или тихий) о характере. Затем несут петуха в дом, в комнату, где для петуха приготовлены хлеб, вода, золотое, серебряное и медное кольца, отпускают петуха. Если петух станет пить воду, значит, муж будет пьяницей. Если будет есть хлеб, значит, будет муж настоящим хозяином. Все очень просто и с кольцами: клюнет золотое – богач, серебряное – средний достаток, медное – бедный.

Есть гадания, в которых участвуют не только незамужние девушки, но и взрослые замужние женщины. Это подблюдное гадание. Оно тоже проходит в святочные дни.

На столе размещают чайные чашечки вверх дном. Под эти чашечки кладут лук, монетку, конфету, кольцо, зерно, замочек…одну чашечку обязательно оставляют пустой. По очереди девушки переворачивают кружки и смотрят, что им выпадет в новом году. Лук – слезы, зерно – урожай, конфетка – сладкая жизнь, кольцо – замужество, замочек – новый дом, а если попадется пустая чашка, то это к пустому и хлопотному году.

 

Заключение.

 

Проанализировав полученные исследования, я пришла к выводу, что мы, подрастающее поколение, должны понять, что без возрождения традиций нашей малой родины не будет духовного возрождения страны. Нужно сохранять традиции своего народа и передавать по наследству, чтобы никогда не прервалась нить, связывающая поколения. Изучая традиции, обряды, ритуалы своего народа, мы изучаем свою  национальную культуру.

Я с нетерпением жду  очередных Рождественских  святок. А так как я уже знаю порядок и сценарий их проведения, то обязательно поделюсь своими знаниями с однокашниками, и мы непременно поучаствуем в колядках. Мы непременно будем носить кутью, колядовать, чтобы поздравить односельчан с великим праздником Рождества Христова и пожелать им здоровья, благополучия, любви. А ещё мы будем гадать! Ведь так хочется узнать, кто твой суженый!

 

 

 

 

 

 

23 https://fenya.academic.ru/3002/Курятник

 

Библиографический список: Интернет ресурсы:

  1. https://iknigi.net/avtor-ivan-ilin/63232-put-duhovnogo-obnovleniya-ivan- ilin/read/page-13.html Иван Ильин. Путь духовного обновления.
  2. https://www.bolshoy-beysug.ru/component/content/article/46-beysug/137- html Словарь диалектных слов
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Взвар Что такое узвар.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Птичье_(Ставропольский_край) https://ru.wikipedia.org/wiki/Кутья Кутья́
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Баклановская_(Ставропольский_край)
  6. https://www.pravmir.ru/kolyada-i-kolyadki-o-chem-poyut-kolyadki-na- rozhdestvo/ Колядки – что это такое?
  7. http://writervall.ru/pochemu-shhenkov-nazyivayut-kutyata/ Этимология слова кутенок.
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождество_Христово Рождество Христово 10.https://send-up.ru/razvlecheniya/rozhdestvovat/ Рождествовать
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Щедрование 12.https://fenya.academic.ru/3002/Курятник

 

 

Устные источники:

 

  • Ушанёва Александра Ивановна
  • Петриченко Тамара Николаевна 3)Шпак Пётр Петрович 4)Тимофеева Валентина Ивановна

 

Словарь:

куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ,            куциѩ,            коуциѩ)) [коливо, канун, сочиво] — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда (сыти) или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, зёрнами мака.

  • Взвар (узвар, отвар, навар]) — напиток, получаемый с помощью доведения до кипения или кипячения воды с травяными, плодово- ягодными или винными добавками].Название происходит от слова

«заваривать», так как сухофрукты только доводят до кипения.

  • Коля́дки (коледовки, колядные песни) — календарные обрядовые

 песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период,

во время ритуальных обходов по домам (колядования).

  • Кутёнок предположительно образовано от древнерусского «кут» в значении «кружить, вертеть». Примером существования слова

«кут» становится существительное «беркут», образованное от двух основ «бер» (медведь), «кут» (кружить). Беркут настолько мощный, что способен напасть даже на медведя. Вот и «кутята» постоянно кружатся под ногами, так и возникла народная ассоциация. Но грамотно, конечно, называть собачьих детей

«щенками».

  • Рождествовать - буквально означает праздновать Рождество. В старину ряженые мальчики ходили по домам с вертепом и распевали песни про Рождество Иисуса Христа. В наши дни этот обычай называют колядовать.
  • Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома. Распространён на территории Украины, южной Белоруссии, в западно- и южнорусских областях, частично — в восточных районах Польши и Словакии.
  • Курятник, курятника, муж. 1. Сарайчик, помещение для кур. Загна ть кур в курятник. 2. Торговец курами (обл.). 3. Тот, кто поедает ку р (обл.). Ястреб курятник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.

Добавлено: 19.11.2020
Рейтинг: 8.34
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+