Личный кабинет

«Развитие логического и художественно-эстетического мышления посредством дизайнобразования c использованием компьютерных технологий ».


«Развитие логического и художественно-эстетического мышления посредством дизайнобразования c использованием компьютерных технологий ». Шапошникова Татьяна Анатольевна, учитель технологии МАОУ Гимназии № 11имени А.Н.Кулакова 660014 г. Красноярск Юности, 28 Современной экономике нужны современные профессионалы. Сегодня в понятие «профессионал» вкладывается новый смысл. Это не узкоспециализированный исполнитель, а высокообразованный специалист, мобильный в выборе профессии, творческий работник. Следовательно, социальный заказ государства школе заключается не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей. Таким образом, традиционно построенный урок ремесленной практики сегодня действительно не имеет смысла. Будущему профессионалу (в нашей трактовке этого понятия) такие уроки много пользы не принесут. На сегодня актуальным является определение нового смысла этой учебной дисциплины, а главное, ее места в среди других дисциплин. Вторая, не менее важная задача – подготовить такого учителя, который умеет самостоятельно мыслить, самостоятельно оценивать и анализировать многообразие вновь появившихся методик. Уроки дизайнерского образования - принципиально новый подход к трактовке данной учебной дисциплины (уроков технологии). В определении содержания, мы пришли к необходимости рассматривать их, как уроки, развивающие логическое и художественно-эстетическое мышление. Дизайн – это процесс создания человеком полезных, красивых, удобных вещей. Дизайн – это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека Каким образом это происходит? Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая),- это, прежде всего информация для его ума. Никаким другим путем, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, ребенок не может получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. И только на базе опыта, через образное восприятие, ребенок начинает мыслить, создавать собственный продукт. Ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: если есть твердые, значит, бывают мягкие, если есть тяжелые, значит, есть и легкие, хрупкие и мягкие, гладкие и шероховатые и т.д. Далее можно судить и о значении этих свойств. Умение различать цвет плода важно не само по себе, а потому, что это качество позволяет сделать вывод о его зрелости и съедобности, в ткань или мех можно завернуться и согреться, а в стекло нельзя. Такое понимание происходит не путем заучивания, а путем осознанной мыслительной практики . Сделать уроки еще более интересными и полезными для детей помогают современные цифровые образовательные ресурсы, если их использовать на уроках не эпизодически. Соединение возможностей компьютера и мышления человека является одной из приоритетных задач современного образования (не секрет, что дети в основном используют машину для «пустых игрушек»). В этом случае ребенок занят целесообразной деятельностью, т.е. трудом. Создавая свои «шедевры», ребенок понимает, что другой такой работы нет. Он не механически повторил за учителем его действия, а сам принял решение, как будет выглядеть конечный результат его труда. Уроки дизайнобразования полезно сочетать с другими учебными дисциплинами. Например, изучив на уроке математики геометрические фигуры, подключив фантазию и мышление, можно конструировать различные по цвету и форме, модели. Изученные на других дисциплинах такие понятия, как «соподчиненность», «пропорциональность» имеют практическое применение на уроках дизайнобразования. Обычно пропорциональные предметы имеют гармоничную линию контура, при визуальном восприятии их форма кажется более приятной. На уроке, путем складывания бумаги для заготовки нескольких фигур одновременно, на основе практики, можно изучить понятие «симметрия». Очень важно сформировать у ребенка видение композиционной целостности (соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части целому, т.е. единство). К сожалению, современный ребенок воспитывается не в природной, а в искусственно созданной предметной среде, которая преимущественно и формирует его восприятие и как следствие, мышление. К сожалению не всегда окружающие нас вещи являются образцом художественности и гармонии. Уже к младшему школьному возрасту у многих детей наблюдается пристрастие к вычурным формам, которые они оценивают, как более красивые. От учителя требуются специальные усилия, чтобы восстановить у детей природное чувство красоты. Таким образом, используя в преподавании учебной дисциплины «Технология дизайнобразования», происходит развитие логического и художественно-эстетического мышления у школьников на разных возрастных этапах.

 

document
Шапошникова_Татьяна_Анатольевна.doc

Добавлено: 08.04.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 873
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+