Личный кабинет

Использование игровых технологий на уроках русского языка

АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ


При составлении любой игры я также руководствовалась требованиями образовательной программы школы VIII вида, т.е. старалась подобрать, придумать такие дидактические игры, которые бы соответствовали теме и в той или иной степени помогали в реализации задач самого урока.

 Использование игровых технологий на уроках русского языка в старшей школе (5класс) как одно из средств повышения качества образования

 

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

 

Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой и условием развития системы образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративности, преемственности, практической направленности и гуманизации.
 
 Перед педагогами современной школы ставятся такие цели, которые направлены на формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности, лич ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Иначе говоря, целью современного образования в школе является развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности.
 
 Главным недостатком системы школьного образования при этом является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. Однако именно эта особенность характерна для детей школы VIII вида.
 При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.
 
 Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.
 Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное – новых средств и методов.
 
 В своей методической работе я акцентирую внимание на изучении возможностей и эффективности применения игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе школы VIII вида.
 

АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ 

 

Игровая форма обучения представляет собой наиболее успешное и перспективное нововведение последних лет. Установлено, что игра способствует формированию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.[1]
 
Игра информативна и многофункциональна. Выделяют дидактическую, познавательную, обучающую и развивающую функции игры.
 
Игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими, используется как средство развития познавательной активности детей. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, бесспорно воздействуют на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[2]
 
Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Составление программ таких игр – забота каждого учителя.
 
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
 
Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Кроме того, групповая игра-соревнование служит хорошим воспитательным средством, где коллектив отвечает за каждого своего члена. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
 
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
 
По Г.К. Селевко, игровые технологии повышают активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, делают учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчают процесс приобретения новых знаний и умений. Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся. Особенно это касается тех случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.
 

В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней: 

 

удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

  1. функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
  2. отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

 

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Технология универсальна. Границы применимости игровых технологий в преподавании бесконечны.

 С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения. Феномен игры состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.[3]

 Использование дидактической игры в школе VIII вида имеет свои особенности:

  • игра не должна быть простым упражнением с использованием наглядных пособий;
  • игра не должна выпадать из общих задач урока;
  • должны учитываться психофизические особенности детей;
  • обязательно должны подводиться итоги.

 Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи. В связи с этим она не имеет права быть только элементом занятий.[4]

 Неустойчивость познавательного интереса к обучению у детей с ограниченными возможностями, отсутствие внимания к единице языка как предмета изучения на уроках русского языка, недостатки мыслительной деятельности, сенсомоторной сферы и других психофизических особенностей делают предельно сложным преподавание русского языка во вспомогательной школе.
 
«Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету»[5]. Однако доказано, что игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
 
В связи с этим, считаю, что применение игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе также способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.
 
В своей практической работе по применению игровых технологий на уроках русского языка я прежде всего учитывала особенности данного класса, такие как перенаполняемость, сильные, слабые учащиеся и некоторые другие. Последнее, например, влияло на составление поурочного планирования, а точнее на введение игровых моментов в структуру урока. Так выявилось, что в данном классе целесообразно было использовать игру либо в самом начале урока, при объяснении нового материала, или в конце урока, как один из приемов эмоциональной разгрузки обучающихся и с целью закрепления изученного материала, перед проведением домашнего задания.
 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 

При составлении любой игры я также руководствовалась требованиями образовательной программы школы VIII вида, т.е. старалась подобрать, придумать такие дидактические игры, которые бы соответствовали теме и в той или иной степени помогали в реализации задач самого урока.

 

Дидактические игры

 Тема: «Предложение» (повторение)

 
Тема урока: «Повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения».
 
Игра «Волшебное предложение»
 
Задача. Учить выделять предложения голосом, развивать выразительность речи.
 
Задание. Учащимся предлагается прочитать одно и то же предложение по-разному: сначала, как повествовательное, потом, как вопросительное, а затем, как восклицательное.
 
Для данного задания подбираются фразы из текста песен. Например, «В лесу родилась елочка…», «От улыбки станет всем светлей…». Ребята по очереди читают фразы, затем всем классом выбирается победитель. 
 
Можно предложить и такую игру.
 
Игра «Волшебная песенка».
 
Задание. Ребятам предлагается текст песни, например, «В лесу родилась елочка». Первую строфу они читают как повествовательное предложение, вторую – как вопросительное, третью и четвертую – как восклицательное. Победителем становятся три лучших чтеца.
 
Тема: «Звуки и буквы».
 
Тема урока: «Алфавит».
 
Игра «Птичий алфавит».
 
Задача: активизация словаря по теме «Птицы»; знать алфавит.
 
Задание. Ребятам предлагается подобрать названия птиц по алфавиту.
 
Ход игры:
 
Голосами птичьими
 
пусть весело звенит
 
правильно составленный
 
птичий алфавит.
 
Ребята по очереди называют птиц по алфавиту: а-аист, б-беркут, в-ворона и т.д.
 
Трудность состоит в том, что нужно вспомнить не только название той или иной птицы, но и знать алфавит. Ребята, которые не могут дать ответ, постепенно выбывают из игры. Победителем становится тот, кто останется в игре последним.
 
Темы игры могут быть разными: «Растительный алфавит», «Профессии» и другие.
 
Тема: «Состав слова».
 
Тема урока: «Корень и однокоренные слова».
 
Игра «Кто больше?»
 
Задача: учить подбирать однокоренные слова, или образовывать новые при помощи приставок и суффиксов; развивать мышление; активизировать словарь.
 
Ход игры: класс делится на две команды. За определенное время ребятам предлагается придумать как можно больше слов с той или иной корневой морфемой (например, -ход- и –вод- (связанное с водой). Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске и записывают свое слово.
- ход-  
-вод-
 
поход
 
походка
 
заход  
вода
 
подводник
 
водовоз
 
 
В конце игры подводятся итоги: выигрывает та команда, которая придумала больше слов. Учитывается также правильность подобранных слов. Если учащиеся записали слово с одинаковым корнем, но при этом оно не является однокоренным с другими словами, то слово не учитывается (пример, водитель и водица).
 
Тема: «Части речи».
 
Тема урока: «Образование одних частей речи от других».
 
Игра: «Кто быстрее?»
 
Задача: активизация словаря, развитие логического мышления.
 
Задание. Ребятам предлагается составить ряд родственных слов, т.е. образовать от существительного имя прилагательное и глагол.
 
Ход игры: класс делится на несколько групп. Каждой группе даются слова-предметы, от которых они должны образовать слова-признаки и слова-действия (мир  мирный мириться, свет светлый осветить и т.д.). Побеждает та команда, которая быстрее и правильно составит все ряды родственных слов.
 
Тема: «Имя существительное».
 
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
 
Игра с мячом «Что? Кто?»
 
Задача: активизация словаря и развитие мышления.
 
Задание. Обучающимся предлагается от неодушевленных имен существительных образовать одушевленные.
 
Река  речник, пожар  пожарник, лыжи  лыжник, хоккей  хоккеист и т.д.
 
В конце подводится итог; учащимся предлагается ответить на вопросы: «С помощью какой части слова мы образовывали новые слова?» и «Какие слова, из названных в игре, отвечают на вопрос «что?» (привести примеры слов из игры), а какие на вопрос «кто?» (также приводятся примеры).
 
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
 
Игра с мячом «Хозяин»
 
Задача: активизация словаря, умение составлять предложение по аналогии.
 
Задание. Обучающиеся должны дать клички своим животным по их внешнему виду или характеру.
 
Ход игры: Ребята быстро должны придумать кличку животному. Ребята, которые не могут дать ответ, постепенно выбывают из игры. Победителем становится тот, кто останется в игре последним.
 
Примеры: пушистый Пушок, Пушистик.
 
                  черный  Черныш;
 
                  хитрый  Хитрюга.
 
В конце игры предлагается ответить на вопросы: «Какие слова, из приведенных в игре, являются собственными? (привести примеры) «Как мы будем их писать?» Далее учащимся предлагается составить два предложения по аналогии: У меня живет пушистый котенок. Его зовут Пушистик. После учащиеся зачитывают свои предложения. Учитель акцентирует внимание на написании собственных и нарицательных имен существительных с помощью вопросов: «Как ты написал существительное «пушистый», а как «Пушистик»?
 
Тема урока: «Множественное и единственное число имен существительных»
 
Игра с мячом «Один-много».
 
Задача: активизация словаря по теме «Животные Африки»
 
Задание. Ребята должны существительные единственного числа изменить так, чтобы они стояли во множественном числе.
 
Примеры: тигр – тигры, бегемот – бегемоты, слон – слоны, верблюд – верблюды и т.д.
 
Тема урока: «Род имен существительных». Игры по этому разделу были представлены на открытом уроке.
 
Тема урока: «Склонение имен существительных»
 
Игра «Кто больше?»
 
Задача: закрепление форм винительного падежа, активизация словаря по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы.»
 
Ход игры. Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:
 
- Что можно шить? /платье, пальто и т.п./
 
- Что можно связать? /шапку, шарф и т.п/
 
- Что можно штопать? /носки, колготки и т.п./
 
- Что можно завязывать? /шнурки, галстук и т.п./
 
- Что можно надеть? /платье, костюм и т.п./
 
- Что можно обуть? /сапоги, тапочки и т.п./
 
Далее ребятам предлагается составить по два предложения с любыми из слов, названных в игре, т.е. ответить на любые два вопроса полным предложением, а к существительным поставить вопрос.
 
Шить можно (что?) платье. Надеть можно (что?) костюм.
 
В конце подводится итог. Учащиеся должны сказать, в каком падеже стоят существительные и на какой вопрос отвечают существительные в винительном падеже. Кроме того, акцентируется внимание на том, что названные в игре слова, можно объединить в три группы; учащимся предлагается назвать эти группы.
 
Тема: «Три склонения имен существительных»
 
Игра «Угадай-ка»
 
Задача: развитие логического мышления, закрепление умения определять склонение имен существительных.
 
Задание. Ребятам предлагается отгадать загадки, а ответы на них внести в таблицу.
1 скл.
2 скл. 
3 скл.
 
 
радуга
 
дождь 
 
помощь
 
 
Затем ребята зачитывают свои ответы и объясняют, почему именно в этот столбик было внесено то или иное существительное.        
 
Примеры:
 
Ног нет, а идет,
 
Глаз нет, а плачет.
 
Даже в сырую, дождливую полночь
 
Едет на выручку «Скорая …»
 
Только дождик удалился,
 
В небе мостик появился,
 
Ярко выгнулся дугой,
 
Будто пояс расписной.
 
Тема: «Предложение»
 
Тема урока: «Нераспространенные и распространенные предложения»
 
Игра «Кто больше?»
 
Задача: учить дифференцировать нераспространенные и распространенные предложения, развитие связной (письменной) речи.
 
Ход игры. На доске записаны два нераспространенных предложения. Учащиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на 2 команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Учащиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.
 
Пример:
 
выглянуло солнышко
 
выглянуло желтое солнышко
 
из-за туч выглянуло желтое солнышко
 
из-за синих туч выглянуло желтое солнышко
 
Тема урока: «Однородные члены предложения»
 
Игра «Садовники и огородники»
 
Задача: активизация словаря по теме «Фрукты и овощи», закрепить умение ставить знаки препинания при однородных членах.
 
Ход игры: класс делится на две команды. Одна команда – это огородники, вторая – садовники. Каждой команде предлагается дополнить предложения однородными членами по темам «Овощи» - огородникам, «Фрукты» - садовникам.
 
В конце игры зачитываются предложения. Внимание акцентируется на том, какие знаки препинания учащиеся поставили между однородными членами. Побеждает та команда, учащиеся которой допустят наименьшее количество ошибок и в подборе ответов и при расстановке знаков препинания.
 
 
Примеры:
 
У меня в саду выросли красные (что?) вишни, черешни, яблоки.
 
У меня в огороде созрели (что?) огурцы, помидоры и перцы.
 
Особое место занимают игры по развитию словарного запаса обучающихся. Примеры:
 
  1. Игра «Шифровка»
 
Задание. Учащимся предлагается определить зашифрованное словарное слово. Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.
 
19 20 16 13 10 24 1 – столица
 
2 6 15 9 10 15 – бензин
 
Далее ведется работа со словарным словом.
 
Данная игра очень хорошо закрепляет знание алфавита.
 
  1. Игра «Угадай словечко».
 
Учащийся /ведущий/ дает значение словарного слова, не употребляя при объяснении однокоренные слова. Остальные учащиеся должны угадать это слово. Тот, кто три раза даст правильный ответ, становится ведущим.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Результаты использования игр в 5 классе показали, что дети легче усваивали тот учебный материал, который подавался в игровой форме. Также в процессе игровой деятельности учащиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках, что, несомненно, повысило качество знаний обучающихся по предмету.  
 
Используя игровые приемы, удавалось реализовывать не только учебные и воспитательные задачи, но и легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися. Следует еще раз отметить, что процесс развития данной категории детей требует подбора особого материала (игрового), знания психофизиологических особенностей детей, в том числе и индивидуальных.  
 
Практическая значимость: подбор и систематизация дидактических игр по программным темам на уроках русского языка в 5 классе.

 

Приложение 2

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и

пунктуационных норм

  • Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

  • Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

  • Диктант - шутка

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал

чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох.   Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все, конечно, были шокированы происшедшим.

  • Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол­-яблока, полсливы и т. д.

 

  • Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

  • Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении   Скоро   будет  лето   в   грамматической   основе   нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.

  • Найди пару

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.                                        1 4

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода.          2 5

3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром.                             3 1

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать.                                                   4 2

5) Воздух пропитан ароматом трав,

ли делать нечего.                                                    2 5

 

 Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена

  1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире - новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, азначит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов».

Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».

  1. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.

 - Как в воду канул.

 - Ветер свистит в карманах.

 - На языке вертится.

 - В ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

«Собери пословицу»

  1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

  1. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

  1. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

Акростих

Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

К        

Кануть в лету

О        

Обетованная земля

С        

Сорвать маску

М        

Мозолить глаза

О        

От доски до доски

С        

Сбросить иго

(Приложение 1)

  1. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

  • лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
  • горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
  • революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?

4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др. (Приложение 2—впереди

Урок – игра « Путешествие по стране Русский Язык». 5 класс.

Тема урока: «Повторение темы «Лексика».

Цели:

  • систематизировать знания по теме «Лексика»;
  • развивать логическое и образное мышление учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карта города, красочно оформленная, кроссворд, записи на доске, лото антонимов.

Учитель: ребята, сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие в страну Русского Языка.

Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица.) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Лексика. Именно в нём нам предстоит побывать. Давайте вспомним, что нам известно о словах, о лексике.

Вопросы:

v  Что такое лексика?

v  Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

v  Что такое антонимы?

v  Что такое синонимы?

v  Что такое омонимы?

v  В каком значении употреблены слова золотой, железный, свинцовый в словосочетаниях золотые руки, железная воля, свинцовые слёзы?

Пока вы отвечали на эти вопросы, дорога привела нас в город Лексика. Но попасть туда сразу нельзя: он надёжно охраняется. У ворот стражники – однозначные и многозначные слова. Они дают нам несколько слов. Вы должны записать как можно больше словосочетаний с различными значениями этих слов, причём значения не должны повторяться.(На доске записаны слова: мягкий, острый, свежий. Ученики составляют словосочетания, например, мягкий диван, мягкий характер, мягкое наказание.)

Вы успешно справились с заданием и нас пропустили в город. Здесь живут слова. Вот перед нами площадь Омонимов. Здесь записаны загадки. Давайте попробуем их отгадать.

  1. Право, я причёска - чудо!
               Заплести меня не худо.
              И на лугу с шипеньем острым
             Управляюсь с сенокосом. (Коса)
  1. Я и шуба длинная до пят,
          И в фигурном катанье меня всякий увидеть рад. (Тулуп)
  1. Я и приправа хорошая к столу
          И в цель могу пустить певучую стрелу.  (Лук)

С площади Омонимов мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись «Переулок Синонимов». Ребята, а зачем нам нужны синонимы?(ответы) Действительно, синонимы помогают нам избегать повтора слов и делают речь более точной и выразительной. Давайте попробуем это доказать. Перед вами предложения. Внесите в них необходимые исправления и запишите  в тетради.

Жёлтый лист оторвался от ветки. Лист медленно упал на землю.

Катя играла в мяч. Мяч укатился за калитку.

Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Но мы не можем найти выход, для этого нам нужно разгадать кроссворд.

Нужно записать синонимы к словам:

Торопиться – (спешить),

Учить – (изучать),

Бежать – (нестись),

Осилить – (одолеть),

Известие – (новость),

Удивить – (изумить),

Фантазировать – (мечтать).

На доске получается следующая запись.

с         
п         
е         
ш        
и         
т         
ь
 
и         
з          
у         
ч         
а         
т         
ь
 
н         
е         
с         
т         
и         
с         
ь
 
о         
д         
о         
л         
е         
т         
ь
 
н         
о         
в         
о         
с         
т         
ь
 
и         
з          
у         
м         
и         
т         
ь
 
м         
е         
ч         
т         
а         
т         
ь

  Теперь мы можем продолжить путешествие. Мы пришли на проспект Антонимов. Смотрите, нам предлагают сыграть в лото.

 ( Для лото вырезаются карточки по количеству учеников. Карточки расчерчиваются на 6 клеточек. В каждую клетку записывается слово, у  которого есть антоним. Затем по количеству клеток, которые вычерчиваются на картах лото, готовятся карточки (размером с клетку лото каждая). На каждой из карточек записываются антонимы к словам. Всё нумеруется.

 Карты лото раздаются ученикам, а карточки перемешиваются. Учитель, поднимая карточку, называет слово. Играющий ищет антоним к этому слову на своей карточке. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет карточками все клетки данной карты. Ему предоставляется право потребовать от всех учащихся составления словосочетаний с теми словами - антонимами, которые оказались ещё не включенными в игру.)

 Слова для записи на картах лото.

 1)      Беда                                      21)Бесславие

 
2)      Бездарный                         22) Ближний
 
3)      Белый                                23) Больше
 
4)      Будущее                              24)Красавец
 
5)      Вверх                                    25)Мало
 
6)      Вечером                              26)Неправда
 
7)      Внешний                             27)Обвинять
 
8)      Война                                  28)Отвергать
 
9)      Вперёд                               29) Первый
 
10)  Вражда                               30)Плохой
 
11)  Встреча                               31)Подъём
 
12)  Глупец                                 32)Правда
 
13)  Горький                               33)Противник
 
14)  Грубость                             34)Радость
 
15)  Грязь                                   35) Свет
 
16)  Да                                        36)Сильный
 
17)  Дёшево                              37)Тишина
 
18)  Жестокий                          38) Умный
 
19)Здоровый                           39)Лучше
 
20)Истина                            40) Хороший
 
  
Слова для записи на карточках.
 
1)      Удача                           21) Мягкий
 
2)      Талантливый             22) Нездоровый
 
3)      Чёрный                       23)Ложь
 
4)      Прошлое                    24) Урод
 
5)      Дальний                     25)Хуже
 
6)      Меньше                      26)Много
 
7)      Прошлое                     27)Правда
 
8)      Вниз                             28)Оправдывать
 
9)      Утром                          29)Соглашаться
 
10)  Внутренний               30)Последний
 
11)  Мир                             31)Хороший
 
12)  Назад                          32)Спуск
 
13)  Дружба                       33)Сторонник
 
14)  Разлука                       34)Горе
 
15)  Мудрец                      35)Тьма
 
16)  Сладкий                     36)  Слабый
 
17)  Нежность                   37)Шум
 
18)  Чистота                       38) Глупый
 
19)  Нет                                39) Плохой
 
20)  Дорого                         40)Слава    
 
 
Вот мы оказались в парке. Вам предлагают ответить на несколько шуточных вопросов.
 
  • Какую строчку нельзя прочесть? (швейную)
  • Какая земля не старится? (Новая)
  • Какой болезнью никто на земле не болеет? (морской)
  • Когда зрячий человек бывает слепым? (когда он неграмотный)
  • Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
  • Какой год продолжается всего один день? (Новый)
  • Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)
  • В каких лесах не водится дичь? (в строительных)
  • Какую воду и в решете можно носить? (лёд)

Вот и кончилось наше путешествие в страну Русского Языка. Понравилось ли вам оно? Хотелось бы вам совершить ещё подобное путешествие? Что больше всего вам понравилось? Были ли трудности? С чем они связаны?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

 Приложение №2.

 Урок – конкурс по теме “Имя прилагательное”.6 класс.

( Повторительно – обобщающий урок в форме деловой игры)

Цель урока:

1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”; повторение знаков препинания в простом и сложном предложениях;

2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по синтаксису и пунктуации;

3) воспитание интереса к урокам русского языка;

4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Предварительная подготовка к уроку такова. За  две недели до урока учащимся было дано задание:

разбиться на группы (команды) (по интересам, личной симпатии, классной дружбе, по желанию и т.д.) по 3 человека (так как класс маленький, получилось 2 команды) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить предварительной подготовкой (кто будет рисовать схемы, таблицы; кто – учит правила, кто – подыскивать примеры и т.д.); подготовиться к конкурсам

а) “Нарисуй схему, таблицу”;

б) “Загадки”;

в) “Пунктуация”;

г) “Кто красивее” (распространить предложения прилагательными, чтобы получился текст) ;

д) “Орфография”.

Все  условия конкурса обговариваются заранее.

Оборудование и оформление урока.

 Сдвигаются парты, члены команд садятся вместе, на парте каждой команды порядковый номер     (№ 1,№ 2 – красиво оформленные),подготовленная к работе доска; подготовленные таблицы, схемы (на ватмане, красочно оформленные), листы с загадками.

Выбирается жюри  (так как учеников мало, достаточно одного человека. Можно пригласить кого-нибудь из учителей.)

Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.

Победители награждаются медалью с надписью “Лучшему знатоку русского языка”.

Ход урока-конкурса.

Объявляется 1-й конкурс. “Нарисуй таблицу, схему”

Предоставляется таблица (или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идёт речь, назвать вид орфограммы, рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.

Первая команда даёт задание второй, вторая – первой.

Задание (1-я команда даёт задание 2-й)

Есть краткая форма                суффикс

Буквы к, ч, ц                               -к-

В остальных случаях   –ск-

Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Написание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

-ян-                      -онн               н +н

 

-ан-                       -енн-                  

 

-ин-                          

 

Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт 2-я команда 1-й.

 

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме “Буквы О – Е после шипящих и Ц окончаниях и суффиксах прилагательных”. Рассказывают правило, приводят примеры.

                                                             Не пишется

 

                 Слитно                                                                                 Раздельно

 

Не употребляется без не-                                                      Есть противопоставление с        

 

Можно заменить синонимом без не-                                  союзом а;

 

                                                                                                        Есть слова далеко не,вовсе не и др.

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме «Не с прилагательными». Рассказывают правило, приводят примеры.

Жюри подводит итог по 1-ому конкурсу.

Конкурс № 2 “Загадки”

Отрабатывается навык правильного написания  прилагательных. Задание в этом конкурсе заключалось в том, что каждая команда должна была найти или  придумать 3 загадки, использовав в тексте изученные орфограммы по теме “Имя прилагательное”. Каждой команде предлагаются загадки, правильно написанные и красиво оформленные на большом листе бумаги.

Задание предусматривало:

Загадку отгадать, рассказать, на какое правило загадка, объяснить написанное в тексте.

Загадки, найденные учениками:

Комочек пуха, дли…ое ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) Маленький мужичок – костя…ая шубка. (Орех.) В деревя_ой рубашке ч_рная душа. (Карандаш.) (1 команда)

 

 (Не)грамотен, а весь век пишет. (Карандаш.) Золотое яблочко по серебря_ому блюдечку катится.(Месяц на небе.) Коровка деревя_ая, рожки оловя_ые.(Ухват.)(2 команда)

 

                                         Конкурс № 3 «Пунктуация».

Задание, придуманное 1-ой командой.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1)Но Пацюк взглянул и снова начал хлебать галушки.

2)При сём слове он сотворил крест и чёрт сделался тих.

3) Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца.

4)Оксана смутилась когда до неё дошли такие вести.

5) Восхищённый кузнец тихо поцеловал её и лицо её пуще загорелось.

Задание, придуманное 2-ой командой.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1)В сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

2) Он узнал Кирилу Петровича и ужасное смятение изобразилось на лице его.

3) Но тут кровля с треском рухнула и вопли утихли.

4) Медведь приблизился Дефорж вынул из кармана маленький пистолет вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил.

5)Он чувствовал сквозь сон что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки.

 

Конкурс №4

 

Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на которой записаны предложения без прилагательных. Нужно было дополнить предложения прилагательными, делая их более выразительными и красивыми. Затем один представитель от каждой  команды зачитывал  полученный текст.

1 вариант. Мы идём. Встаёт солнце. Искрится озеро. Стоят сосны. Луч не пробьётся. Тишь и глушь.

 

2 вариант. Стоит избушка. Живёт охотник. Он разбирается в повадках.

 

Конкурс №5

Каждая команда получает карточку с тремя заданиями. Каждый участник команды по очереди выходит к доске, объясняет выполненное задание.

Задание для первой команды

1.Втавить пропущенные буквы.

Реч…вой, морж…вый, свинц…вый, ситц…вый, плюш…вый, камыш…вый, глянц…вый, песц…вый.

2.Вставить пропущенные буквы.

Утре…ий, песча…ый, цели…ый, тума…ый, оловя…ый, серебря…ый, экскурсио…ый, лебеди…ый.

3.Раскрыть скобки, написать слитно или раздельно.

 (Не)красивый поступок, (не)ряшливый вид, (не)широкая, а узкая дорога; гора отнюдь (не)велика; (не)высокий кустарник.

Задание для второй команды.

1.Втавить пропущенные буквы.

Скольз…ий, сибир…ий, близ…ий, свет…ий, город…ой, молодец…ий, горняц…ий, матрос…ий.

2.Вставить пропущенные буквы.

Карти…ая, деревя…ый, ветре…ый, соловьи…ый, серебря…ый, стари…ый, багря…ый, дли…ый.

3.Раскрыть скобки, написать слитно или через дефис.

Бледно(лиловый), древне(русский), русско(немецкий), меде(плавильный), фабрично(заводской), тёмно(зелёный), лево(бережный).

Итоги конкурса: Учитель выясняет у учащихся, понравился ли им урок, что больше всего понравилось, а что вызвало затруднения.

 Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей.  Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по теме “Имя прилагательное”.

 

А впереди у нас много разных тем. И я говорю детям, что у них у всех есть возможность в будущем стать обладателями медали  “Лучшему знатоку русского языка“.

 

Приложение №3.

 

«Путешествие к Синтаксисграду». (Урок – игра для учащихся 5-ого класса).

 

Цели:

  • обобщить знания по синтаксису и пунктуации;
  • отработать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении;
  • развивать интерес учащихся к предмету.

Тип урока – обобщение материала.

Оборудование: указатели станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, диплом для награждения.

 

                                                                 Ход игры.

 

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим путешествие к Синтаксисграду. На пути у нас четыре станции. На каждой станции вы будете получать задание, которое нужно будет выполнить. За каждое задание вы получите оценку, которую занесёте в свой маршрутный лист. Тот, кто первым выполнит все задания, получив при этом лучшие оценки, и попадёт в Синтаксисград, получит диплом победителя. Желаю вам удачи, в путь!

1.Станция «Теоретическая». (Ученики вытягивают карточки с вопросами. Даётся две минуты на подготовку. Каждый ученик отвечает, другие могут дополнять. Выставляются оценки в маршрутный лист).

1) Что изучается в синтаксисе? Какие члены предложения составляют его  грамматическую основу?

2) На какие группы делятся предложения по цели высказывания, интонации  и наличию второстепенных членов?

3) Чем сложное предложение отличается от простого? На какие две группы делятся сложные предложения по способу соединения?

4)Какие члены предложения называются однородными? Когда между однородными членами запятая не ставится?

5) Что такое обращение? Выделяется ли обращение запятыми?

6) Что такое прямая речь? Рассказать о знаках препинания при прямой речи.

2.Станция  «Подумай-ка». (Каждый ученик получает карточку, на которой записаны предложения. Школьники должны найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, и выписать их номера.)

1) Слушай, рябина что лес говорит. 2) Вода с гор потекла, и весну принесла. 3) Ученье в счастье украшает и в несчастье утешает. 4)  Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая. 5)Человека узнаёшь, когда с ним пуд соли съешь. 6) Море утихло и только изредка глухо вздыхало. 7) Хороший паренёк спросил капитан.

  1. Станция «Сообразительная».

Задание: выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.

А. Анатомическо-арифметический парадокс.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

Б. Рогатый скот?!

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

В. Охотники и рябчики.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Г. Солнце блеяло?!

Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

Д. Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Е. Кто же пришел?

– Все ли здесь?

– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя, еще не пришли.

 

  1. Станция «Практическая». (Ученики должны сделать синтаксический разбор одного простого и одного сложного предложения. Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

Варианты предложений: Солнце поднялось, и окрестность озарилась светом. Исчезают последние клочки снега. Капля по листку щёлкнет, и сорвётся лист. На берегу стоит бобровая хатка. Взошло солнце, и ожил кустик. Звонко журчит в ручье вода. Солнце скрылось за горизонт, и наступила ночь. Печально кричали ночные птицы. Листва сомкнулась, и потемнел лес. На улице подул лёгкий ветерок. Лёгкий снежок лёг на землю. Небо заволокло тучами, и началась гроза.

Учитель подводит итоги игры, награждает победителя. Все ученики получают оценки.

Маршрутные листы и диплом выглядели так:

ФИО  

Станция «Теоретическая».  

Станция «Подумай-ка».      

Станция «Сообразительная».         

Станция «Практическая».

Итог.       

 

Добавлено: 03.02.2017
Рейтинг: 7.95
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+