Личный кабинет

С.И. Хватова УЧАЩИЕСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ: ПУТЬ НА КЛИРОС


Статья описывает опыт изучения русской духовной музыки в рамках специализированной православной гимназии № 20 г. Майкопа

С 2006 года в Институте искусств Адыгейского государственного университета (г. Майкоп, Россия, Республика Адыгея) на отделении «Музыкальное образование» по благословению архиепископа Майкопского и Адыгейского Пантелеимона введена специализация «хоровое дирижирование» с углубленным изучением русской духовной музыки. Фактически, найден путь слияния светской модели музыкально-педагогического образования и духовной. Ряд факультативных дисциплин и предметов по выбору посвящены изучению духовных песнопений Русской Православной Церкви, уставу, регентованию. Идея проста: будущие учителя музыки (в основном – девушки из сельских районов) в дальнейшем смогут работать на клиросе квалифицированными регентами или певчими, а в будние дни – преподавать предметы «музыка» и «мировая художественная культура» в общеобразовательной школе, руководить школьным хором, лучшие певчие которого пополнят клирос. Во многих станицах Адыгеи и Краснодарского края уже открываются православнее гимназии и школы, практически повсеместно в местах проживания казачества ведется дисциплина «Основы православной культуры». Поэтому востребованность в кадрах подобной смешанной квалификации очевидна и в декабре 2008 года мы получили благословение митрополита Исидора на проведение профориентационной работы в Краснодарском крае.

В данной же статье предпринимается попытка описать опыт специализированной православной гимназии № 20 г. Майкопа, готовящей как будущих студентов семинарий и академий, так и псаломщиков, клиросных певчих, получающих элементарные навыки для подобной деятельности, и углубленно изучающих русскую духовную музыку.

Преподавание музыки в школе долгое время по известным причинам осуществлялось без учета происходящего в богослужебном пении русской православной церкви. Прикосновение к знаменному распеву и русскому духовному концерту эпохи классицизма (в творчестве Д. Бортнянского и Д. Березовского) прерывалось и создавалось ощущение, что на протяжении XVIII–XX веков развивалась исключительно светская музыка. До сих пор, по истечении почти двух десятилетий после «официального» разрешения исполнять, слушать и изучать духовную музыку, связанного с празднованием Тысячелетия Крещения Руси, музыкально-педагогический процесс учебных заведениях обнаруживает два противоречия, отмеченных Д. Щириным[1]:

1.                    Исключительная важность изучения произведений духовной музыки наряду с отсутствием специальных методов работы над ними.

2.                    Отставание общефилософской концепции учебного процесса от современных теорий мировоззренческого характера, связанных с вопросами восприятия музыкальных произведений вообще и духовной музыки в частности.

Попытку преодолеть эти противоречия в преподавании современной отечественной музыки в ВУЗах неоднократно предпринимала Е. Долинская, обзорно затрагивая тему духовной музыки последней трети ХХ века в пособии для студентов музыкальных вузов[2]. Впервые в учебнике «История отечественной музыки ХХ века» появляется отдельная глава, посвященная духовной музыке[3]. Регулярно выступая с сообщениями в «Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма» (2002–2005 г.) по программе «Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (новое поколение, повышенный уровень и условия их реализации)», она подчеркивала необходимость качественного обновления программ по современной музыке с учетом новых реалий.

Между тем, с одной стороны, изучение богатейшего пласта отечественной культуры остается весьма актуальным, прежде всего с точки зрения перспектив развития музыкально одаренных детей и выявления среди них клиросных певчих. С другой стороны, по-видимому, настало время восстановления исторической справедливости и начала переоценки той роли, которую сыграла духовная музыка в истории искусств, начала изучения ее крупнейших явлений как хрестоматийных и необходимых для формирования личности школьника.

Отсутствие традиции в изучении духовной музыки в течение семидесяти пяти лет ХХ столетия, нарушение преемственности поколений в плане духовного воспитания, на наш взгляд, вызовет определенные сложности в восприятии а, следовательно, и изучении духовных песнопений Православной Русской  Церкви. Воспитательное значение духовной музыки трудно переоценить, и ныне, пожалуй, это понятно многим. Однако и недостаточность собственных знаний в этой, долгое время как бы запретной сфере, и не определившиеся еще идеи обучения духовной музыке на уровне преобладающего светского образования — это, да и многое другое, активно мешает процессу приближения к пониманию приоритетности духовных основ, богослужебного пения в воспитании посредством музыки как одного из главных личностнообразующих начал.

По мнению преподавателя Московской регентско-певческой семинарии М. Ромащука, на поверхности проблемы — практически отсутствие научно обоснованных программ по русской духовной музыке, притом для разного возрастного уровня, соответственно — пособий, нотного материала, учебных аудиозаписей. Хотя за этим стоят не определившиеся положения более глубокого уровня. Они касаются собственно воспитания, правильное направление которого невозможно без следования Закону Божию. Рассуждения по этому вопросу и реальное положение дел — как небо и земля. «Возможно ли выстроить сверхцикл школьных программ по музыке как программ, опирающихся на духовные песнопения, в контексте открытого или скрытого противодействия самой среды, окружающей атмосферы быта и массовой «обработки шумом» под видом музыки, коллег, родителей, наконец, самих ребят, с рождения погружаемых средствами массовой информации в антикультуру? И как быть тогда с практически вышедшей из обихода традиций народного пения, да и с музыкальной классикой? Какая лествица здесь возможна и необходима?»[4].

Автор полагает, что только по крупицам собранные опытным путем практические идеи, подкрепленные серьезной научной школой, могут стать фундаментом для создания, если угодно, государственной концепции воспитания-образования и посредством музыки, в обширной области которой свое главное место должна занять веками пророщенная крепкая традиция хоровых духовных молитвенных песнопений. Лепта каждого, кто направляет свои музыкально-педагогические знания по этому еще малоосвоенному руслу, важна в соборном утверждении вех этого пути.

Изучение духовной музыки в общеобразовательной школе имеет свои особенности и сложности. Сложность заключается в том, что, во-первых, педагог должен достаточно овладеть этим материалом; во-вторых, иметь для работы необходимые ноты и звукозаписи; в-третьих, помнить, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и не верующие. Если педагог строго придерживается культурологической позиции, то эти сложности исчезают, ибо педагог даёт детям знание, информацию, просвещает их в одном из направлений русской музыки.

Для составления современных программ необходимо определить наиболее значимые принципы.

Основополагающим, по мнению И. Кошминой[5], должен стать принцип параллельности между религиозно-духовной музыкой и русской классикой, между духовной музыкой и народным творчеством. Этот принцип вытекает из культурологического подхода к духовной музыке, особенностей её исторического развития: она является частью отечественной музыкальной культуры; народное, религиозное и светское направления не только существовали параллельно, но и взаимодействовали друг с другом. Принцип параллельности реализуется через подход религиозно-духовной музыки и близких ей духовных образов в русской классике или народном творчестве.

Такое построение образовательного курса позволит знакомить детей с духовной музыкой на фоне широкой, многоохватной жизненной панорамы, давая представления о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры. Возможно, для одних детей ближе и понятнее окажутся духовные образы в русской опере, для других – в народном духовном стихе, для третьих – сама церковная музыка в её изначальном звучании.

В русских операх колокольные звоны, молитвы и другие церковные песнопения представлены в бытовой или исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молится Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события и т.д. Таким образом, принцип параллельности даст возможность учащимся лучше понять место духовной культуры в жизни человека, а педагогу – опереться на знания учащихся по истории и литературе («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и др.).

Принцип параллельности через сопоставление фрагментов из духовных произведений западноевропейских композиторов (И. Бах, В. Моцарт и др.) и русской церковной музыки.

Второй принцип построения обучающего курса – принцип комплексного введения духовной музыки. Он вытекает из естественных условий её существования – единство всех направлений религиозного искусства. П. Флоренский в синтезе храмового действа видел всё многообразие искусств: изобразительного, музыкального, литературного.

Таким образом, в программе широко привлекается литературный и изобразительный материал.

На сегодняшний день И.В. Кошминой уже разработаны пути введения духовной музыки в школьный урок (программа И.В.Кошминой «Духовная музыка: Россия и Запад»). Автор предлагает несколько приёмов изложения материала по духовной музыке на уроке:

1. Художественный ансамбль православного культа. Этот приём основан на единстве всех видов духовной культуры: слова, музыки, иконографии, храмового зодчества, скульптуры. Духовная музыка рассматривается как часть единой религиозной культуры и вводится на уроке в комплексе храмовых искусств.

2. Духовная музыка и русская классика. В основе приёма – сопоставление духовных образов в светских произведениях и собственно церковной музыки. Педагог знакомит детей с церковной музыкой, затем показывает близкий по образу пример из светского музыкального произведения. Так, песнопение «Многая лета» удачно сравнивается с заключительным хором «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», написанным в жанре «многолетий». При сравнении подчёркивается их образная, эмоциональная, интонационная общность.

3. Диалог христианских культур. Такой диалог возможен при сопоставлении песнопений в честь Богородицы, например православного «Богородице, Дево» и западноевропейской (католической) «Аве Мария». Параллельно сравниваются и иконописные воплощения образа Богородиц в православном и западноевропейском искусстве. Сопоставляются песнопения в честь Иисуса Христа: «Единородный Сыне» из литургии и частей из Высокой мессы И.Баха - № 15 «Et incarnates», № 16 «Crucifixus», № 17 «Et resurrexit».

4. Отечественная история и православная культура. Святые. Это один из интересных путей введения духовной музыки на уроке. Дети узнают об исторических людях, причисленных к лику святых, в контексте русской истории. Примером разработки этого способа изложения материала могут быть занятия, посвящённые песнопениям в честь Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского и других. Так, дети узнают о том, что Сергий Радонежский, один из самых почитаемых русских святых, был выдающимся политическим деятелем, выступавшим за примирение русских князей, за сплочение отдельных княжеств в сильное русское государство.

5. Диалог поколений. Русская духовная музыка, являясь искусством прошлых веков, естественно, воспринимается в определённой исторической перспективе, возникает диалог культур прошлого и настоящего, диалог поколений. На диалоге поколений может быть построен рассказ об Александре Невском. Следует подчеркнуть связь русской истории с православной культурой; рассказать учащимся о том, что образ героя накануне Великой Отечественной войны привлёк внимание композитора С.Прокофьева, написавшего кантату «Александр Невский», а немного позже художник П. Корин создал живописное полотно, на котором запечатлён героический образ русского полководца. Подвиги князя воспеты и русским православием: он был причислен к лику святых и в его честь сложены песнопения. Прослушать величание князю А.Невскому.

6. Творцы духовной музыки. Данный монографический принцип лежит в основе программы восьмого класса, когда происходит обобщение всего курса. Учащимся предлагается кратко ознакомиться с творчеством русских композиторов – авторов различных духовных песнопений: Д. Бортнянским, П.Чайковским, С.Рахманиновым и другими. Педагог кратко рассказывает о творчестве композитора, и затем слушается одно из его произведений.

Как спланировать урок, на котором будет звучать церковная музыка?

И.В. Кошмина[6] полагает, что лучше начинать урок сразу с духовной музыки, настраивая детей на серьёзный тон беседы, где будут затрагиваться нравственные вопросы – о любви, уважении, сострадании к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле.  Можно начать занятие по духовной музыке с объяснения – рассказа, затем дать детям послушать музыку, после чего провести обобщающую беседу.

Каждое звучащее на уроке песнопение необходимо объяснять с точки зрения содержания канонического текста. Вместе с детьми поговорить о характере музыки, о том, какое впечатление она произвела, какие вызвала мысли, чувства. Необходимо найти «ход», который помог бы ребёнку войти в ситуацию звучания духовной музыки. Можно вспомнить какие-либо бытовые, жизненные ситуации, исторические события.

Говоря о комплексном введении духовной музыки, следует отметить, что религиозные сюжеты характерны для всех видов светского искусства. Например, картина А.И.Иванова «Явление Христа народу». Грандиозное полотно воспринимается как немая проповедь, обращённая художником к своим современникам через евангельские образы, это – размышление над нравственными проблемами бытия. Евангельские сюжеты философски осмыслены и в картинах Н. Ге «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Христос и Пилат». Средневековая Русь предстаёт в живописи М. Нестерова, в его картинах «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия».

Введение духовной музыки в современную программу оказывает воспитательное, очищающее воздействие на детей, которое достигается изначальной  обращённостью духовной музыки к человеческой душе, глубокой нравственностью религиозных заповедей, возвышенной красотой обрядов и ритуалов.

Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа

В 1992 году Русская Православная Церковь праздновала 600-летие со дня преставления преподобного Сергия  Радонежского, и в том же году был принят закон Российской Федерации "Об образовании", благодаря которому стало возможно создание общеобразовательных школ под церковным попечительством.

Гимназия была открыта 1 сентября 1998 года. Директор – протоирей Макаренко Геннадий, духовник – протоирей Котомцев Игорь. Гимназия является светским учебным заведением, которое дает среднее образование повышенного уровня гуманитарной (классической) направленности с преподаванием ряда дисциплин вероучительного характера.

Светский характер образования не препятствует учащимся внешним образом выражать свою религиозность. Но однозначно никто из гимназистов не может быть понуждаем ни к исполнению религиозных обрядов, ни к отрицанию их с оскорблением чувств верующей совести. Гимназия совершает набор учащихся независимо от их принадлежности к Православию, хотя считает должным ознакомить родителей абитуриента со специализацией образования и заручиться их согласием на обучение ребенка по принятым в гимназии учебным программам.

При организации образовательного процесса Православная гимназия руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, методическими письмами и приказами Министерства образования и науки РА, Комитета по образованию муниципального образования «Город Майкоп», внутренними приказами и локальными актами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Учебный план Православной гимназии на 2006 – 2007 учебный год составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющимся обязательной на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого.

Учебный план гимназии предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение общего начального и среднего образования, развитие ребёнка в процессе обучения. Занятия по предметам гимназического компонента учебного плана организованы в форме занятий второй половины учебного дня.

Учебный план Православной гимназии имеет 3 компонента: базовый, гимназический (богословский), система дополнительного образования.

·        Базовый компонент реализует программы основного общего образования согласно государственному образовательному стандарту.

·        Гимназический компонент реализует программы богословских предметов – Закон Божий, духовная музыка, церковнославянский язык, христианская этика, История Русской Православной Церкви, История Церкви, Новый Завет, Основы православной культуры, Сектоведение. Эти предметы реализуются по прграмно-методическим комплексам двух уровней:

1.     Программно-методические комплексы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

2.     Авторские экспериментальные программы специалистов гимназии.

·        Система дополнительного образования включает работу следующих творческих студий: театральной хоровой, туристической; прикладного творчества, литературной и др.

Учебный план, программа и методика обучения на уроках духовного пения ориентированны на развитие музыкальных способностей и кругозора, на изучение обихода (гласовые и  неизменные песнопения), выявление и подготовку наиболее одарённых детей на музыкальные факультеты средних и высших богословских и светских музыкальных учебных заведений.

Теперь более подробно остановимся на преподавании церковного пения в православной гимназии. Обучение детей осуществляется на основе церковной музыки, которая является величайшим художественным наследием русского народа. С детьми проводятся беседы о большой значимости духовной музыки. Дети узнают о том, что в области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П. Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их сочинения – это образцы высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли – жизни и смерти, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной. Среди этих произведений такие, которые под силу исполнить только профессиональным коллективом (поэтому они и исполняются чаще всего не во время службы, а в концертах). Но есть и другие – обиходные, вполне доступные небольшим церковным хорам и даже прихожанам.

Главным принципом построения уроков церковного пения в гимназии является церковный календарь. Каждое новое песнопение разучивается или повторяется в соответствии с предстоящим праздником, поэтому тематический план занятий для каждого класса одинаков. Так песнопения разучиваются и исполняются в связи с конкретной необходимостью и добавляют к уже сложившейся основе новые оттенки. Поэтому, ребята с первого по пятый класс учат одинаковые песнопения, но начиная с третьего класса они поют их двухголосно.

Основой построения уроков по церковному календарю являются песнопения Октоиха и двунадесятых праздников. На уроках церковного пения дети также разучивают основные молитвы: «Отче наш», «Верую», «Царю небесный», «Богородице дево». Все молитвы имеют традиционные легко запоминающиеся мелодии и обязательны для пения наизусть.

Итак, дети на уроках церковного пения учат общепринятые в богослужебной практике (обиходные) напевы тропарей, кондаков, и величаний двунадесятых праздников и, кроме того, некоторые песнопения из наиболее часто используемых в храме. Работа ведётся a cappella. Тесты песнопений исполняются не на русском, а на церковно-славянском языке.

Содержание уроков предусматривает 2 направления:

1.                Материал составляющий, так называемый костяк церковной службы, обиходного пения – то, что исполняется постоянно от службы к службе. Музыкальный материал разучивается и доводится до той степени совершенства, которая возможна в данных условиях: в зависимости от вокальных возможностей детей, собранных в данном классе; от того, как регент хора выстроит репертуар, т.е. будет ли это «лоскутное одеяло» собранное из разных источников, или музыка выстроится в русле какой-либо концепции, подхода, предлагаемого настоятелем храма или диктуемого вкусом самого регента.

2.                Музыка, которая меняется в зависимости от дня недели, праздника какого-либо святого, наличие или отсутствие поста и т.д. Поскольку данный раздел допускает возможности выбора, то она должна быть доступной и не сложной, а объём её не может быть слишком большим, так как обременять детское восприятие обилием музыкального духовного репертуара – излишне, ведь особенностью именно детского исполнения является незаученность и свежесть.

Пение осложняется разными текстами, которые должны быть правильно разделены на строки с расставлением акцентов, цезур остановок, с отчётливым произношением слов при умеренном звучании силы голоса. Уже со второго года обучения самые способные дети из общего хора по воскресеньям принимают участие в Литургии, т.е. поют на клиросе в церкви отдельные не сложные духовные молитвы - песни, в помощь основному, взрослому составу хора.

В перспективе дети поют всю Литургию, поэтому из класса в класс всё более расширяется знание всех песнопений утренней службы а в дальнейшем - вечерней. На занятиях хора дети поют и светские песни, овладевая общепринятыми правилами хорового пения.

Одной из целей обучения является получение базового начального музыкального образования, а также знакомство с историей христианства, приобретение навыков хорового пения, воспитание детей в духе Православной веры. Дети занимаются по 5-ти и 7-ми летнему обучению. Каждый год объём занятий хора составляет 108 часов: 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Вокально-хоровая работа включает в себя несколько компонентов:

·        воспитание умения следить за дирижёрским показом одновременного  вступления и окончания пения.

·        начало формирования вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку, обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху.

·        пение естественным, звонким небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, чёткому короткому произношению согласных.

·        развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми1 – си1 ). Выравнивание хорового звучания от звуков (соль1 – ля1 ↑↓), выработка чистого унисона.

Начало воспитания гармонического слуха на основе пения простых канонов и двухголосных упражнений. Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умение слушать себя и товарищей, воспитание развитие мелодического и гармонического слуха учащихся в* процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного. воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенком.

Важную роль в выполнении вокально-хоровой работы играет пение учебно-тренировочного материала, включающего образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих навыков. Практические занятия - показ упражнений и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.

Распевание ставит своей задачей подготовить хористов к интенсивной работе и привести их певческий аппарат в состояние «боевой готовности», они способствуют выработке единой манеры звуковедения, доводя до автоматизма многие ценные навыки и умения. Другая группа упражнений связана с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они основаны на музыкальном материале какого-либо произведения и подчеркивают определённую трудность. Эти упражнения приведут к росту исполнительского мастерства коллектива в целом.

Ансамбль и строй в младшем хоре - прежде всего совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведений. Для достижения его одинаково важны интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая, одноплановость партий. Каждый ребенок должен привыкнуть к определённому месту и хорошо чувствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ансамбля прежде
всего в динамическом отношении.

Особую роль хормейстеры отводят одноголосному пению так называемого малого знаменного распева[7]. Вот что говорил почти полвека назад об одноголосном знаменном распеве Л. Парийский: «Знаменный распев не только во всем соответствует предписаниям церковного Устава, но во многом объясняет, дополняет и развивает его... Знаменный распев никогда не стремится преобладать над текстом, напротив, он стремится быть фоном, средством к усилению мысли текста... Вообще знаменные мелодии по простоте, серьезности, строгости, правдивости чувства, отсутствию пустого сентиментализма, по соответствию с церковным Уставом отвечают всем требованиям, предъявляемым церковному пению»[8]. Воспитание активного унисона очень важная часть хорового дела. Но при этом у детей развивается только мелодический слух, а полноценное музыкальное развитие обязательно предполагает серьёзную работу над совершенствованием гармонического слуха. Эта трудная задача, но чем раньше начать её осуществление, тем плодотворнее весь процесс хоровых знаний. В начале нужно активизировать различные стороны музыкального слуха, особое внимание направляя на внутренний и вокальный его компоненты.[9]

Одноголосный знаменный распев, которым к началу XVI века был распет весь круг богослужебных песнопений, является высшим проявлением церковного певческого творчества. Из вышесказанного следует, что мы должны со всем уважением отнестись и к самой манере пения в унисон. Основная смысловая нагрузка слова «унисон» – единство, согласие. Слово «единство» очень близко верующим: Евангелие, апостольские послания пронизаны призывом к единству веры, единству духа, единению с Богом. Св. апостол Павел говорит такие слова: «Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога» (Римл. 15, 6).

Б. Кутузов в статье «Об истинно церковном пении» вопрошает: «Не является ли это прямым указанием на то, что церковное пение должно быть одноголосным, мелодическим? Не способствует ли большему духовному объединению поющих на клиросе верующих пение в унисон? Именно здесь во всей полноте достигается: “Единым сердцем и едиными усты славим Тя...” Известно также, что для знаменного распева характерно нерасторжимое внутреннее единство мелодии и текста, более того, напев помогает раскрыть смысл слова»[10].

Интересно, что пение одноголосия начинается в «донотном» периоде освоения малого знаменного роспева. Чаще всего тексты распеты по принципу слог-нота и педагог пользуется релятивной системой, где цифра под слогом обозначает ступень, точка рядом с нотой – удлинение наполовину, распевание гласной – горизонтальной линией под цифрами:

Архиерейское «Достойно есть», основанное на поступенном движении демонстрирует действие данной безнотной системы, в результате обучения по которой дети могут спеть «входное» архиепископу уже через два месяца после начала освоения богослужебного пения:

Начиная в первом классе знакомство с церковной музыкой, дети познают основы церковного пения, и достижению унисона здесь придается огромное значение и с интонационной и с богословской точки зрения. Они, в беседах с учителями, находят ответы на интересующие их вопросы: «Что такое церковное пение?», «Что оно рождает в нас?», «Для чего нужно церковное пение?», «Почему это пение называется церковным?».

Изучая знаменный роспев, дети знакомятся с графическим начертанием знаков без подробного изучения их расшифровки. Однако для изучения осьмогласия иногда применяются так называемые двузнаменники, где пятилинейная нотация сочетается со старинной графикой, что имеет, по мнению преподавателей эстетическое и назидательное значение, подчеркивая преемственность традиций:

Начало изучения двухголосия методически сходно с аналогичным процессом в обычной музыкальной школе. Преобладает параллельное движение терциями, все внимание учащихся концентрируется на слитности движения, так как отсутствует традиционная метрическая пульсация. Особое затруднение испытывают дети, уже обучающиеся музыке и привыкшие к обязательному выставлению метра:

Как правило, изучение трехголосия начинается с введения единичных трехголосных «вкраплений» в двухголосный текст. На примере многократно повторяющихся возгласов – ектении – дети легко осваивают новую фактуру. По мнению регента Свято-Троицкого Собора г. Майкопа Елены Щур, такой тип трехголосия доступен и левому – непрофессилнальному – хору:

Цель первого этапа обучения многоголосию в хоровом классе – достичь уровня сложности трехголосных кантов, которые учащиеся распевают на основе народных духовных стихов. Как правило, это короткие строфы с большим количеством куплетов, как, например, в назидательном канте «Взирай с прилежанием»:

Аналогичные задачи – добиться согласного, чистого звучания трехголосия, ставятся перед хормейстером при изучении рождественского канта «Народился нам Спаситель»:

Часто верхние голоса в терцию поют дети, а нижний – хормейстер или более опытные певчие. Нередко при клиросном служении детский и левый хор объединяются, что иногда упрощает задачу введения трехголосия. В других же случаях возникают сложности со слиянием детских и взрослых голосов, особенно когда в левом хоре поют пожилые женщины с сильным «разболтанным» (по выражению хормейстера В.Д. Красниковой) вибрато.

Поэтому навык анализа характера пения, особой церковной манеры, воспитывается постоянно. С этой  целью хор разбивается на две части и попеременно исполняются произведения. Оценка ребят и руководителя принесет большую пользу в воспитании сознательного и активного усвоения вокально-хоровых навыков в том числе ансамбля.

Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. Большую пользу в осознании детьми ритмических отношении оказывают слоговые обозначения, когда каждая ритмическая единица соответствует определённый слог: четверть – та, половинная - та-а, восьмые - ти-ти, шестнадцатые - тири-тири.

Одной из форм проверки полученных в течении года знаний служит итоговое тестирование по предмету «Духовное пение». Детям предлагается ответить на ряд вопросов, выбрав при этом правильный вариант ответа. Итог проведённого тестирования определяет уровень знаний учащихся по данному предмету.

Так же имеется система дополнительного образования, которая включает в себя работу следующих творческих студий: театральной, хоровой, туристической; прикладного творчества, литературной. Преподавание в гимназии имеет целью дать учащимся всестороннее гуманитарное образование, основывающееся на христианской этической системе.

Дети испытывают синкретичное воздействие от различных видов искусств с целью приобретения православного мировосприятия. Так, своеобразие школьного быта ощущается прямо от входа. На стенах в коридоре расположены иконы с изображением святых, 10 заповедей из Ветхого Завета и «Заповеди блаженства». Учебный день всегда начинается с утренней молитвы, в которой гимназисты и преподаватели просят Бога о здравии и помощи для своих родителей и для всех жителей нашей Земли. После молитвы начинаются занятия, в ходе которых воспитанники гимназии познают вечные истины христианства на примерах из жизни Святых.

Примечательным в гимназии является то, что даже каждый класс имеет название какого либо святого:

Ø    Класс во имя Казанской иконы,

Ø    Класс во имя Святого Николая Угодника,

Ø    Класс во имя Преподобного Серафима Саровского,

Ø    Класс во имя Преподобного Сергия Радонежского,

Ø    Класс во имя Святого Романа Сладкопевца.

В связи с этим, ученики каждого класса знают наизусть песнопения, посвящённые святому, в честь которого назван их класс.

В основу обучения по специальным предметам положен опыт Смоленской, Белгородской, Краснодарской православной гимназии. Задача, которую ставит перед собой преподавательский коллектив православной гимназии и её директор, призвана воспитывать и формировать из ребёнка высоконравственную и гармонично развитую личность.

Вся система воспитательной работы строится в рамках детской организации «Благовест» и осуществляется по трём направлениям:

1.     Свято-отеческое – предполагает изучение христианского вероучения, православных традиций и формирование на их основе мировоззрения детей;

2.     Духовно-нравственное – призвано вырабатывать нравственные принципы на основе христианской морали и традиции;

3.     Социальное – включает в себя патриотическое, экологическое, правовое, экономическое, этическое воспитание будущих граждан России.

В настоящем учебном плане светское образование (базовый компонент) освещается образованием христианским (школьный компонент), органически сочетаясь с ним и с христианским отношением к миру. Необходимость такого подхода к составлению учебного плана диктуется современной жизнью: бездуховность, безрелигиозность – идеальная почва для произрастания безнравственности во всех её проявлениях. С помощью данного учебного плана православная гимназия стремится воплотить в своей деятельности принципы православного образования, среди которых:

Ø личностный характер

Добавлено: 23.11.2009
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+