Личный кабинет

Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы

Обобщение опыта


В наше время одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни.

 

МБОУ СОО "Школа №15" пос.Биракан

«Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы»

Подготовил: учитель русского языка
и литературы Приходько Ю.М.

Содержание

  1. Значение воспитания толерантности в современной школе……..3
  2. Воспитание толерантности на уроках литературы………………..6
  3. Вывод………………………………………………………………..11
  4. Список литературы…………………………………………………12

 

  1. Значение воспитания толерантности в современной школе.

В наше время одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни. Что же такое «толерантность? “Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение. Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим утверждениям”. Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) “…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями. Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа “Я”, безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. По свидетельствам ученых, личность представителя авторитарного общества коренным образом отличается от личности представителя демократического общества. Необходимы целенаправленные усилия разных организаций и, в первую очередь, организаций, работающих с детьми и молодежью, для того чтобы принципы толерантности через молодое поколение проникали в нашу жизнь. Кто может помочь подростку преодолеть период интолерантности и воспитает перечисленные выше качества? Работая в этом направлении, необходимо помнить несколько важных моментов:

Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;

Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;

Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;

Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;

Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;

Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;

Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;

Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;

Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;

Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;

Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;

Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;

Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;

Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.

 Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка, направленного на формирование толерантности. Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка. То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений остаются лишь декларируемыми.

Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями. В разных языках слово “толерантность” имеет разные значения. Один из зачинателей и идейных вдохновителей российского движения за утверждение принципов толерантности А.Г. Асмолов проясняет смысл и значение этого понятия для российского общества. В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово “ толерантность” обычно используют в медицине и гуманитарных науках, обозначая им “отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает способность “терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово “терпимость” часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес ( принятие, допущение). При этом подчеркивается, что толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. В толерантности другому не просто позволяется существовать, но признается его право на сохранение своей особенности и самобытности. Важное условие толерантного принятия – наличие у субъекта возможности быть толерантным и сознательный отказ от применения силы и давления.

  1. Воспитание толерантности на уроках литературы.

Литература – это философия жизни, которая учит жить. На уроках литературы необходимо использовать работы и заповеди академика Д. С. Лихачева: “Не помысли народ свой врагом других народов”, “Уважай мысли и чувства братьев своих”, которые воспитывают толерантное отношение к окружающему миру. Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека. В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Т. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения. Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека. Погружение в художественные миры – это и погружение в самого себя. Граница между “Я” и этими мирами подчас становиться зыбкой или вообще размытой. В идеале урок литературы должен помочь учащимся в этом деле, требующем усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока. Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни. А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием “вечными вопросами”. Тогда появляются первые трудные раздумья о жизни и смерти, о родном теплом мире и холодной бесконечности Вселенной, тогда приходят мысли об истории, и ее отношении к современности, о своем месте в “цепи времен”, тогда начинают волновать тайны нравственных отношений, приходит первая влюбленность, просыпаются серьезные чувства. Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его не защищенную душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. В это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. “Юноше, обдумывающему житье”, приходит на помощь опыт мышления и переживания литературных героев, он незаметно проникается тем мироотношением, всегда нравственным и эстетическим, которое воплощено в художественном мире талантливого литературного произведения. Надо учитывать также и то обстоятельство, что на современном этапе проблема нравственного формирования личности, а значит и воспитательного назначения литературы, встала с невиданной прежде остротой. Ведущей тенденцией современности стало возрастание духовных запросов. Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях современной литературы.

 В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них. Произведения замечательного русского писателя А.Платонова входят в действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения. Творчество Платонова позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра. И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они “одно дыхание, единое, теплое живое существо” (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная моя задача – помочь детям понять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все” (А.Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н.Ф.Федорова: “Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех”. Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности. В молодежь надо верить! Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Не менее важно воспитывать с детства толерантность, неравнодушие к чужой беде и умение строить отношения с окружающими людьми.

Поэтому расширение границ и многообразие форм современного урока позволяют нам активизировать мыслительную деятельность учащихся, формирует их умение осознавать себя полноправным (а значит, имеющим и права и обязанности) членом общества. Не случайно девиз школы сегодня: «Обучая – развиваем, развивая – воспитываем, воспитывая – формируем личность».

Структуру системы развивающего обучения я строю по следующим направлениям: 1) интегрированные уроки; 2) нестандартные уроки; 3) расширение курса школьной программы; 4) изучение литературных произведений в контексте истории и связь их с современностью.

Интересно проходят уроки, в которых присутствуют одновременно элементы следующих дисциплин: литература и музыка; литература и живопись; литература, музыка и живопись; литература и история; литература и география. Например, при изучении поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А. Некрасова можно использовать записи русских народных песен, при изучении «Повестей Белкина» А.С. Пушкина – музыки Свиридова, при изучении «Снегурочки» А.Н. Островского – «Снегурочки» Римского-Корсакова и портретов работы Васнецова, при изучении творчества М.Ю. Лермонтова – лермонтовских акварелей, пейзажей кавказских гор, архитектурных зарисовок Грузии и Армении, «Демона» Врубеля.

Изучая произведения, где говорится о событиях, происходящих в той или иной местности, мы говорим об особенностях пейзажа, природы, географического положения и, следовательно, условиях жизни, обычаях, народных традициях. Примером тому служит поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой страдает, мечтает увидеть седой Кавказ, полюбоваться красотой Арагвы и Куры. Но год за годом Мцыри мирится со своей судьбой. И Родина остается лишь в мечтах. Это произведение дает возможность воспитать у детей уважение к чужой культуре, а через культуру – к другому народу.

К нестандартным формам уроков я отношу уроки-экскурсии, уроки-лекции, спектакли, кино-уроки, устные журналы, литературные гостиные, викторины, семинары, соревнования и другие. В средних классах (5-7 ых классах) особый интерес вызывают у ребят уроки-викторины, КВН, также нравятся кроки-конкурсы (конкурс выразительного чтения стихотворений, конкурс «Лучший рассказчик». В 7-8 классах можно проводить уроки-экскурсии. Их эффективно проводить в момент изучения произведений о природе, чтобы усилить эмоциональное впечатление. Можно проводить их перед творческими работами: написанием сочинений, попыткой стихотворчества и другими. В старших классах наиболее оправдывают себя уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, литературные гостиные. Уроки-лекции интересны и необходимы в начале изучения темы. Это могут быть лекции по творчеству Сергея Есенина, Анны Ахматовой и т.д. Уроки-семинары и уроки-зачеты провожу после изучения темы. Устные журналы или литературные гостиные эффективны при изучении творчества А.С. Пушкина, В.А. Жуковского. На таком уроке можно рассказать о большой дружбе между поэтами, об учителе и о благодарном ученике. Подготовка и проведение подобного типа уроков способствует развитию навыков самостоятельной работы учащихся. Ребята самостоятельно изучают дополнительные источники, анализируют, делают выводы. При этом развивается их творческое мышление. Необходимо учитывать и эмоциональную сторону. Атмосфера таких уроков пробуждает у учащихся чувств сострадания, человечности, интереса к чужой судьбе, что, в свою очередь, ведет к становлению гражданской позиции и воспитанию духовности.

Цель урока литературы не должна сводиться только к изучению и анализу. Она в том, чтобы подтолкнуть ребенка к пониманию, видению проблемы, направить его работу мысли так, чтобы, прочитав одну, ему хотелось бы взять в руки другую книгу. Поэтому считаю необходимым изучение на уроках литературы полных текстов, а не их хрестоматийного изложения. Также обязательно включение в школьную программу произведений современной литературы, в которой отражены проблемы современного общества.

Говоря на уроках литературы о каком-либо произведении, обращаю внимание на эпоху, в которую оно было создано, показываю прежде историческую основу текста. Так при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина необходимо говорить о пугачевском бунте, о крестьянских волнениях и анализировать, характеризовать героев и их поступки, исходя из этой исторической ситуации. Изучая «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого, главу «Бэла» из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, биографию А.С. Грибоедова, необходимо объяснять современные проблемы Кавказа исходя из исторических процессов, происходивших в этом регионе, искать в истории корни и причину тех или иных событий. Одно из правил, которым пользуюсь на уроках литературы: изучая литературу – изучаю жизнь. Необходимо внушить ребятам мысль о том, что литература является зеркальным отражением жизни, а жизнь не может быть неинтересной.

  1. Вывод.

Толерантность – важный компонент жизненной позиции личности. И воспитывать его нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству». Воспитание толерантности – процесс длительный, сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка. Если толерантность воспитана, то проявляется во всех жизненных ситуациях, по отношению ко всем людям, ибо является интегрированным качеством.

Список литературы

  1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М., 2003.
  2. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002. – № 7. – С. 3 – 13.
  3. Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №8.
  4. Воробьева О.Я. Влияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся / О.Я. Воробьева// Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.
  5. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.: Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
  6. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. - 2006. - №1.
  7. Зайцева М.И. Проект "Подросток и толерантность" / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.
  8. Иванова Т.А. Классный час для учащихся средних классов "Все мы разные" / Иванова Т.А., Е. В. Борисоглебская // М.: Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
  9. Пойми меня // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №7.
  10. Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000.
  11. Тулаева Е.Б. “Я тоже всему свету нужен” “Юшка” и “Неизвестный цветок” А.Платонова. Журнал “литература в школе” № 7, 1998.

Добавлено: 01.09.2016
Рейтинг: 7.6
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+