Личный кабинет

Риски и сложности работы в онлайн педагогу

Работа в онлайн с аудиторией


Технически, перевод коммуникации в дистанционную форму позволил сократить расходы на транспорт, аренду помещений/офисов/аудиторий, расширить географию охвата, сменить образ жизни, но наряду с плюсами комфортной внеаудиторной работы, специалисты/преподаватели нередко испытывают сложности в работе, вызванной манипуляцией с второй стороны, например, п

"Я не первый профессионал в области переговоров, который оознает несостоятельность господствующей сегодня в обществе парадигмы. Вовсе нет. Многие, многие притивники корпораций и проницательные мастера переговоров по модели "выйграть-выйграть" (win-win) - легкая добыча. Крупные корпорации часто следуеют одной, все более и более популярной статегии ведения переговоров, известной в деловом мире под аббревеатурой PICOS. Она разработана с единственной целью - дурачить наивных приверженцев подохда "выйграть-выйграть" (win-win)" (цитата из работы "Нет" - лучшая стретегия переговоров" Джима Кемпа).

С начала 2020 года  с командой практических психологов, методистов и преподавателей был проведен анализ сложных проблем, которые возникали при работе преподавателя с аудиторией (как правило совершеннолетней). Преподаватели, чья репутация заходит в аудиторию перед ними, в хорошем плане, улетучивалась при экранном взаимодействии. 

При этом не каждый специалист/преподаватель может самостоятельно разобраться в причинах понижения эффективности. В нашем исследовании мы отметили, что перед осознанием у человека дефицита ИКТ компетенций, сперва на длительный срок устанавливается ощущение депрессии, происходит быстрое выгорание и специалист «теряет» свою аудиторию.

В исследовании мы проводили фокус-встречи и "примеряли" разный инструментарий для выявления сложностей. Отметим при этом, что запрос на исследование приходил от самих преподавателей и руководителей организаций. В результате сбора и обобщения материала был получен ответ.

Преподаватели или специалисты, работающие преимущественно очно, в онлайн поддаются неосознаваемой манипуляции. Данная манипуляция выглядит следующим образом:

В процессе онлайн взаимодействия и постановки задач, как правило при синхронной веб-связи, ведущие получают в ответ вполне объективные аргументы: плохая связь, не прошло сообщение, плохая слышимость.

В поведенческом смысле это выражается отрешённостью учеников, отсутствия активности на занятии.

Определив причину в таком виде, мы обновили наш образовательный подход в обучении и смогли "собрать" программу для решения этого вопроса.

Методика заключается в пошаговом и практическом освоении телесно-ориентированных практик ведущим, с целью снятия или уменьшения стресс-провоцирующей ситуации, влияющей на его восприятие собственного профессионализма.

 

Логика тематических разделов, выстроена на основе ясного и логичного восприятия сложного материала.

Тематические разделы программы:

Первый раздел посвящен разбору тем влияния эмоций на поведение. Это теоретический блок преимущественно, но он необходим в связи с тем, что не каждый преподаватель, даже не каждый психолог, знающий это - может это осознанно контролировать.

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Будучи проявлением высшей нервной деятельности человека, эмоции представляют собой сложную многоаспектную категорию, относящуюся к разным сторонам личности

В античной философии в традиции от досократиков и позже (Стоик, Демосфен, Демокрит) эмоции рассматривались как особый вид познания. Получение удовольствия, гедонизм, рассматривался в учениях Аристиппа как основная суть жизни. Иных взглядом придерживались последователи Зенона (стоицизм), которые признавали  истинным лишь некоторую часть ощущаемого и мыслимого. истина — продукт интеллектуального анализа человеком его восприятий. Позже вопросы о сути эмоций стали изучаться более предметно и глубоко с точки зрения влияния их на познавательный процесс.

«Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы "существо в существе". Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину» (Н.П. Бехтерева) 

Второй раздел программы и подход в обучении: "Изучение телесных паттернов, как результата привычных стратегий поведения в стрессовых ситуациях". 

Паттерны – это фундамент телесной коммуникации с миром, без которого человек не может вообще осуществлять никакого движения в пространстве. Каждый человек в процессе развития проходит несколько стадий телесного освоения действительности. Это освоение происходит через движения, которые являются нормой и повторяются в определенном возрасте, определенное время. Проходя каждый из этих паттернов, человек интегрирует свою телесность в пространство общественной жизни.

Повторяемость телесных практик, событий и стиля жизни человека отражается на его телесной форме. Человеческая привычка быть и существовать в том или ином образе закрепляется в его телесности, отражается в ней. «Тело – единственный достоверный свидетель всей жизни» т.е. все происходящие с человеком события, практики, которым он научается в процессе социализации, создают некоторый телесный образ и оставляют на теле «отпечатки», которые зачастую выражаются как внешние зажимы. 

 

Третий раздел и завершающий касается изучения и апробации на себе "привычных поведенческих схем, формирующих роли выживания"

Принято считать, что в «кризисной ситуации» человек раскрывается с какой-то неожиданной стороны. Действительно, скромный и незаметный в «мирной» жизни зануда  вдруг выдвигается на передний план, берет на себя ответственность за ситуацию, ведет себя хладнокровно и решительно, как герой на лихом коне, не теряет присутствия духа, спасает ситуацию, а потом, отказавшись от заслуженной награды, уходит обратно в тень. А другой, от которого как раз и ожидали решительных действий, вдруг отстраняется от ситуации, уезжает на дачу, не хочет никого видеть, и ведет себя, как …ребенок, укрывшийся в детской от внешнего мира!

И когда ситуация без его участия приходит в норму, возвращается, как ни в чем не бывало на свое рабочее место. А третий постоянно всех опекает, все время благородно норовит снять с себя последнюю рубашку и чем-нибудь важным пожертвовать, хотя его об этом никто и не просит. Что это? Дело в том, что есть такие модели поведения, к которым человек прибегает в стрессовой ситуации. Причем, прибегает не задумываясь, прибегает независимо от того, хочет он или нет.

Психолог Шарон Вахшнайдер при работе семейным терапевтом с созависимыми людьми: нарокманами, алкоголиками и т.д. впервые выделила и описала эти модели, дав им название «роли выживания». Другими словами, стресс нажимает определенную внутреннюю кнопку внутри человека, и тот, чтобы защититься, начинает действовать по сценарию, не думая. Роль выживания – это как раз та или иная модель поведения человека в стрессовой ситуации. Всего ролей выживания шесть: Фанат, Благодетель, Герой Семьи, Козел отпущения, Потерянный ребенок, Талисман. И мы попытаемся разобраться, как и, главное, почему это происходит.

Результат:

В итоге на контрольной группе наша работа была проведена за 36 часов, итогом которой стал:

А) Профилактический эффект для каждого участника

Б) Изучение, подбор и применение самостоятельно в профессиональной практике телесных упражнений, позволяющих снять лишний стресс с себя и продолжить занятие согласно плану и на должном уровне.

В) Повышение психологической компетенции.

В проекте под названием "Жизнь без стресса" ( https://www.facebook.com/groups/withoutstress/) мы решили развивать эту программу, этот подход. И хотели бы получить больше информации о ее эффективности от участников. Работа полностью удаленная. 

 

Регистрация на программу: https://forms.gle/2w8AEdXYFVkGGokJ6

Добавлено: 20.01.2021
Рейтинг: 8.825
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+