Личный кабинет

Важнейшие задачи начального периода обучения игре на скрипке


В этой статье объединены важные задачи начального обучения на скрипке.

ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

                         НА  СКРИПКЕ

 

 

Периоды начального обучения.

 

Существуют три периода начального обучения.

Первый - 1-й семестр (4 месяца)

Второй - 2-й семестр (5 месяцев)

Третий - 2й год обучения

 

Знакомство с учеником.

 

     Силы первых впечатлений и восприятий - важнейший фактор в начальный период обучения. Задача педагога определить черты характера ученика, чтобы составить план дальнейшего обучения. Определить тип нервной деятельности: сильный- слабый; уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - медлительность.

     Педагог должен стараться избегать перегрузок нервной системы ученика. Необходимо частое чередование смен элементов (5-7 минут), чередование работы и отдыха.

     При первой встрече с учеником необходимо снять у него напряженность и скованность, создать атмосферу доброжелательности.

     Основа нашего обучения - слуховой метод, важность воспитания слуховых представлений.  На первых уроках педагогу целесообразно играть для ученика на скрипке или показывать играющих сверстников.

 

Подготовительные упражнения (без скрипки)

 

  Изучение нотной грамоты осуществляется на основе слуховых представлений.

   Проведение комплекса подготовительных движений имитирующих движения инструменталиста(особенно правой руки), приемов напряжения и расслабления мышц.

   Физиологи считают, что к 6 годам происходит окостенение скелета, укрепляется костно-мышечная система.

   Окостенение кистей рук делает возможным выполнение точных движений пальцами. К 6 годам возрастает желание детей заниматься умственной деятельностью. Интеллектуально дети стали значительно более развиты, чем несколько десятилетий назад.

   Начальный период правильно было бы считать подготовительным периодом подготовки слуха и исполнительского аппарата к будущим действиям на инструменте.

   Подготовительные упражнения обеспечивают свободу, гибкость аппарата, взаимодействие его частей (плечевого пояса, предплечья, кисти, пальцев).

    Усвоение элементов подготовительного периода обеспечивает переход к упражнениям на инструменте.

 

Знакомство с инструментом, пение, изучение нотной грамоты, упражнения со скрипкой.

 

 

Важное значение имеет правильный подбор инструмента.

Целесообразно пропевать мелодию и прохлопывать ритм.

Очень важно заниматься подбором музыки на слух  с одновременным изучением нотной грамоты.

 

В сегодняшнем репертуаре начинающего скрипача все большее место занимают обработки детских песен. Перед исполнением на инструменте такая пьеса неоднократно пропевается, уточняется ее ладо-интонационная и ритмическая структура.

 

Работа над постановкой

 

  Важнейшей задачей начального периода обучения является постановка. Это очень сложный и ответственный период в обучении.

   Индивидуальная постановка зависит от анатомического строения корпуса и рук исполнителя. Левая рука должна иметь прямой  или небольшой тупой угол в локте, а правая - обеспечивать свободный разгиб локтя.

   Заблуждение старых скрипичных школ было навязывание(копирование) определенных стандартных положений корпуса и рук, без учета индивидуальности человека. Это тормозило двигательный процесс и приводило к зажатости и профессиональным заболеваниям.

   Современная постановка исходит из принципа разобщенной постановки, предполагающей раздельную работу над левой и правой руками. Так, например, работа по формированию игровых навыков правой руки начинается на открытой струне.

  Процесс формирования двигательно-игровых навыков правой руки весьма длительный и поэтому необходимо иметь значительно большой запас пьес на открытых струнах.

   При постановке очень важно выработать свободу мышц плечевого пояса, являющейся основой развития всего двигательного процесса.

   Устанавливая смычок в середине, следует предвидеть, в дальнейшем, удобство игры в конце, у колодки. и т.д.

   При размаховом движении активно работают мышцы плечевого пояса (самые сильные мышцы), а остальные части двигаются пассивно.

   Постановка рук должна начинаться с выполнения двух упражнений :

  1. Выработать ощущение веса руки (поднять руку ну уровне плеча - рука дожна свободно упасть).
  2. Выработать широкое размаховое движение,имитирующее ход смычка.

Подняв перед собой руку до уровня плеча, следует вести ее в горизонтальной плоскости, сгибая и разгибая в локтевом суставе.

   Огромную роль играют кисть  и пальцы. Здесь формируются те тонкие ощущения и точные движения, которые служат основой мастерства правой руки.

КИСТЬ : смягчает нажимное действие руки и регулирует плотность звукоизвлечения и обеспечивает параллельное ведение смычка по отношению к подставке.

 

ПАЛЬЦЫ: Каждый палец выполняет свои особые функции, в зависимости от места ведения смычка и характера штриха. От гибкости пальцев зависит мастерство исполнителя.

 

Первые движения смычка производятся в верхней половине и обязательно со счетом.

Паузы нужны для того, чтобы ученик мог сознательно подготовить руку.

Для смены струн важно выработать рулевое движение плечевого сустава.

 

Интонация и причины плохой интонации.

 

С детства надо воспитывать потребность к хорошему звучанию:

- следить за качеством звучания

- следить за музыкальным фоном, то есть за музыкальной выразительностью.

 

С самого начала обучения необходимо работать над интонацией.

 

Для правильного интонирования имеет значение:

 - Положение головы изменяет давление подбородка на подгриф, изменяет его строй.

- Контроль правого уха

- Положение руки и правильное падение пальцев на струну.

- Положение локтя и большого пальца.

Излишний нажим смычка приводит к изменению строя.

 

Причинами плохой интонации в начальный период обучения могут быть: недостаточно обостренный слух и недостаточная координация движений пальцев со слухом.

 

Репертуар.

 

Первыми пьесами могут быть пьесы из сборников:

-Хрестоматия 1-2 класс

-"Юный скрипач" первый выпуск

- К.Радионов "Начальные уроки игры на скрипке" и т.п.

Заключение

Профессор Б.Рейнгбальд, педагог Э.Гилельс, обучавшая его в детстве пишет: "Залог успеха учеников - их интерес к занятиям. Этот интерес надо поддерживать всегда. Важно увлечь ученика, научить его дорожить музыкой, ценить все лучшее в гениальных творениях, научить любить сам процесс работы".

 

Литература.

Турчанинова Г.С.  Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах ДМШ. Вопросы методики начального музыкального образования. 1981г

"Скрипка, виолончель" 1 класс

Учебное издание Полянский Ю.А., Меланед П.Р.,Мурзина Е.И.

на Е.И.

Добавлено: 20.02.2018
Рейтинг: 9.65
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+