Личный кабинет

Реализация метапредметного подхода в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством применения детского фольклора


Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение.

Реализация метапредметного подхода  в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством применения детского фольклора

 

  1. Как я понимаю инновации в образовании

Инновационные процессы, происходящие в российском образовании, предъявляют новые требования к системе музыкального образования. В этой связи особое значение приобретают осмысление реалий музыкально-образовательного пространства с точки зрения педагогических и культурных традиций и инноваций как механизма повышения качества школьного и дополнительного музыкального образования.

Инновации способствуют изменению существующей действительности, порой кардинально трансформируя среду, в которой они появились.

Российское музыкальное образование, реализуется на многовековых национальных традициях, имеющих как консервативное начало, так и потенциал для инноваций.

В контексте музыкального образования, к традиции можно отнести устоявшиеся, проверенные в практической деятельности методы, формы, технологии, содержание музыкального образования. А современная музыка, с ее многообразием направлений, течений и жанров, нестандартными взглядами и подходами на сущность и функции музыкальных явлений, новыми музыкальными исполнителями и композиторами становится новой содержательной основой музыкального образования.

 

  1. Как это воспринимают в образовательной организации, в которой я работаю.

В школе инновационные методы работы с детьми всячески одобряются и поддерживаются. На музыкальных занятиях дети изучают фольклор, классическую музыку, лучшие образцы массового музыкального искусства и т.д. 

 

 

  1. Какие инновации я применяю в своей работе. Кто их автор?

Стандарты второго поколения (ФГОС) в системе школьного музыкального образования расширяют понимание его функций и провозглашают идею непрерывного образования, что отражено в работах Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С.

Их принципиальным отличием является ориентация на метапредметные компетенции, умение применять знания в практической деятельности. При этом необходимо отметить, что идея непрерывности образования и важности его личностного смысла в национальной системе музыкального образования всегда была актуальной.

Новацией в области музыкального образования ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно- компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо: во-первых,  для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей, во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.)

 

 

  1. Самая эффективная инновация: описываю её подробно.

Методы речевого интонирования, наиболее актуальны в работе с хором составляют одну из новых технологий музыкального обучения: «рисование голосом», ритмодекламация с музыкальным сопровождением, речевые игры, речевая ритмическая полифония (создание речевой картины), создание музыкальной партитуры стихотворения, озвучивание стихотворения и картины. Метод «рисования голосам» основан на осмысленном использовании учащимися изобразительных «красок» собственного голоса: регистровых, тембровых, динамических, характера звукообразования и звуковедения. Непоющие дети, а их в классе часто бывает большинство, не должны чувствовать свою «недоразвитость» и испытывать эмоциональный дискомфорт на уроках музыки. Поэтому вокально-хоровая методика опирается на интонационно-речевой опыт ребенка и его игровую деятельность, которая основана на речевом звукоподражании. Общее направление методики - от слова к пению.

Отыскивая музыку слова при его выразительном речевом интонировании, учащиеся могут решать и тембровую задачу - исполнения музыки слова на выбранном инструменте. Инструментальный аккомпанемент речевому интонированию опирается на ритмизацию слова или словосочетания. С помощью этого метода развиваются диапазон, подвижность детского голоса, артикуляция и интонационная выразительность.

 

  1. Вывод

В наше время проблема музыкально-эстетического образования детей очень актуальна. Проблема развития и обучения детей с ОВЗ стоит очень остро. Требуется особый подход к этим детям, применение новых методов и приемов в обучении.  Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. Оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

 

Современные дети нередко страдают нарушениями речи, а именно: неразвитая связная речь; нарушение произношения и дифференциации звуков; словарный запас беден и не соответствует возрасту; словообразование и словоизменение затруднены.

В этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности. 

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии каждого вновь появившегося на свет человека. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них свое воспитательное воздействие.

При подготовке к «Масленице» изучаются традиции и обычаи, связанные с этим праздником. При просмотре тематических фильмов, прослушивании прибауток, закличек, колядок дети вместе с педагогом мастерили куколок, оберегов. Это способствует развитию мелкой моторики, развитию эмоциональной сферы ребенка. Полученные таким образом знания лучше запоминаются и закрепляются.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки.

Долг старших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное  средство для этого. Показывая ребенку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нем ответные чувства.

Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей. 

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию эти малые фольклорные формы устного народного творчества могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Музыкальный фольклор – это народная музыка, традиционное народное музыкальное искусство, уходящее своими корнями вглубь веков; это художественная педагогика, где идет воспитание словом, музыкой, движением, ритмом.

Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Через фольклор, начиная с первых колыбельных песен и до осознания себя личностью, человек получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. Дети, воспитанные на русской народной музыке, хорошо понимают классическую музыку Глинки, Чайковского.

В этой связи приобщение детей к народной музыке приобретает особую актуальность. Главное достоинство фольклора заключается в импровизационном характере творческой деятельности. Это открывает большие возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей детей.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Синкретичность фольклорного музицирования (органичная связь в нем пения, игры, пластики движения), яркая образность музыкально-поэтического языка, доступность для понимания – все эти качества позволяют фольклору занять достойное место в программе эстетического воспитания детей, приобщения их к народной культуре.

Мы должны знать и понимать, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.           

 

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Действующие лица:

1-й скоморох

2-й скоморох

Петрушка

Весна

Масленица

Барыня

Матросы

Грузин

 

1-й скоморох – Внимание, внимание! Народное гуляние!

                            Торопись, честной народ, Масленица всех зовёт!

2-й скоморох – Народец честной, да удачливый,

                            На полянку к нам заворачивай.

                            Все ряды с утра позахвачены,

                            На прилавках добра всякой всячины…!

Петрушка – Бегите, скачите, разминайте кости,

                       Сегодня Масленица зовёт вас в гости!

 

Выходит Масленица под песню «Едет Масленица дорогая» в исполнении 1 и 2 классов.

 

Петрушка – Масленица, душечка, милости просим!

                       Будьте, как дома, территория вся Вам знакома!

Масленица – Здравствуй честной разночинный народ,

                        Мы не виделись с вами весь год!

 А знаете ли вы, как называется каждый день масленичной недели?

Давайте вспомним вместе?!

         Понедельник – встреча;

   Вторник – заигрыш;

                                               Среда – лакомка;

                                               Четверг – разгул;

                Пятница – тёщины вечорки;

                        Суббота – золовкины посиделки;

                                                  Воскресенье – проводы (прощеное воскресенье).

Масленица – Какие вы молодцы!

                       А чтобы нам было еще веселее, я приглашу в гости мою                                долгожданную подругу Весну!    

- Весна, Весна красная,

        Приди, Весна с радостью,

С великой милостью.

С рожью зернистою,

         С пшеничкой золотистою!

 

Звучит музыка. Выходит Весна.

 

Петрушка – Ясна-красна идёт Весна

                       С голубой далью, с Иваном-да-Марьей.

                       С золотистым гребнем,

                       С изумрудным стеблем.

                       С талою водою, с первой бороздою!

Весна – Здравствуй, дорогая моя подруженька!

              Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с травою шелковою, с водою ключевою.

С красным солнышком, со спелым зернышком!

 

А теперь отгадайте мои загадки?!

  • Была белая и седая, пришла зелёная и молодая. (Зима и Весна).
  • Что вверх корнем растёт? (Сосулька).
  • Горшочек умён, семь дырочек в нём. (Голова человека).
  • Висит сито, не руками свито. (Паутина).
  • Прилетела пава, села на лаву, распустила перо,

стало всё зелено. (Весна). 

Весна – Дорогая  Масленка, ты заметила, какие здесь  все умные и сообразительные?

Масленица – Милая Вёснушка, но ты ещё не видела, как наши ребята умеют играть и веселиться!

1-й скоморох – Внимание, внимание! Начинаем соревнования!

Здесь мужчины – молодцы силачи и удальцы,

Силою тягаются, опосля  братаются!

 

Игра «Перетягивание каната»

(На конкурс вызываются мальчики, а потом девочки. Делятся на 2 команды для перетягивания каната. Центр обозначается лентой или прочерчивается).

Звучит музыкальное сопровождение «Богатырская наша сила».

 

2-й скоморох - Здесь всё предельно ясно!

                          Пришли на праздник не напрасно!

                          Живот крепче, на сердце легче!

                          Ешь, пока живот свеж!

 

Игра «Обжоры»

(Вызываются 2 человека. Перед ними равное кол-во блинов в двух тарелках. Пока звучит песня, участники едят блины. По окончании песни, еда прекращается. У кого осталось меньше блинов, тот и победил).  

 

Песня «Ой, блины, блины, блины… » (в исполнении 3 класса)

 

Петрушка – А вот здесь и сейчас начинаем перепляс.

                     Подходи, честной народ, пляшем все,

                     Ну, кто вперёд?

Игра «Перепляс»

( В этой игре могут принимать участие все желающие. Пляшут все, кто как умеет, в зависимости от того, какую пляску объявят ведущие).

 

Петрушка – Все вставайте в хоровод,

                      Дружно мы пойдем вперед!

«Русский хоровод»

 

1-й скоморох – А теперь все танцуем «Барыню»!

 

Барыня – Русская барыня ещё не затоварена,

                   Барыня, барыня, барыня-сударыня! 

Пляска «Барыня»

 

2-ой скоморох -  А теперь «Цыганочка» - пляска от души!

                              Вы подходьте, граждане – танцуем. Заводи!

Танец «Цыганочка»

 

Грузин  -  Хоть шатен ты, хоть блондинка,

                   Нам, поверьте, всё равно!

                   Выходи – звучит лезгинка,

                   Все танцуют, как в кино!

Танец «Лезгинка»

 

Матрос -  Наводи на чунях глянец,

                  Плечиками поводи.

                  «Яблочко» - матросский танец,

                   Ну-ка, песню заводи!

Танец «Яблочко»

 

 

1-й скоморох -  Ты, дружок, не пей чаек,

                             Вставай с нами в «ручеек»!

Танец «Ручеек»

 

Петрушка – А теперь, подходите все желающие, вставайте в хоровод, начинается песня-игра «Золотые ворота».

                             - Все вставайте в хоровод,

                               Дружно мы пойдём вперёд!

 

Песня – игра «Золотые ворота»

(фольклорная игра)

Условия игры:

В центре круга встают три человека, взявшись за руки и подняв их вверх, образовав воротики.Все желающие встают в хоровод и держась за руки, начинают идти  за ведущей в эти воротики под песню. На последнем  слове песни руки у стоящих в центре опускаются и те, кто оказался внутри, встаёт в круг, образуя такие же ворота. С каждым разом круг становится больше. Можно играть до последнего человека, а можно наградить несколько оставшихся.  

                    

Масленица -  Ой, как у вас тут весело, даже уходить не хочется! Но нам с Весной пора идти дальше, а вы угощайтесь блинками!

                        - Блины у нас с дымом, с паром,

                          С головным угаром! 

Весна -   Кушайте, питайтесь,

                В тоску не ударяйтесь,

                На нас не обижайтесь! 

(В исполнении 4 класса звучит песня «А мы Масленицу дожидали», и постепенно Масленица и Весна уходят, оставляя всех позади себя).

1-й скоморох-  Эй, народ честной, широко гуляй,

                           Блины, блинчики поедай!

2-й скоморох -  А вот сладенький блинок

                            Он не узок, не широк,

                            У него румяный бок,

                           Так и просится в роток!

Петрушка-  Подходите к столам, угощайтесь!

На этом наш праздник подошел к концу, а вас еще ждут очень вкусные блинчики! Добро пожаловать в столовую на поедание блинов!

 

(В конце праздника звучат  народные песни, создавая всем праздничное настроение).

 

Литература:

Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336с.

 

Добавлено: 10.01.2020
Рейтинг: 7.4083333333333
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+