Личный кабинет

Развитие мотивации одаренных учащихся к познанию и углублению музыкального опыта через освоение совместного музицирования в классе фортепианного ансамбля в рамках детской школы искусств

Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект


6. Данный проект может быть использован как средство развития эстетических чувств и творческих способностей, социально-нравственных качеств личности, потому что способствует выработке определенных черт характера, приобретению навыков общения и социального опыта.

Методическое обоснование педагогического проекта

В современной музыкальной педагогике ведущей тенденцией является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования. В связи с этим главной целью обучения должна стать реализация заложенных в ребенке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. За свою историю методика преподавания в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано.

В последнее время наблюдается усиленное внимание к коллективным формам музицирования, поэтому обращение к этой стороне педагогической деятельности в ДМШ является актуальным. Фортепианный ансамбль - жанр, имеющий свою долголетнюю историю, который в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Богатые возможности фортепиано значительно расширяются, - и это привлекает внимание, как исполнителей, так и многих композиторов, что в немалой степени способствует популяризации жанра ансамблевой музыки. Следовательно, востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов, среди которых следует отметить:

  • обилие произведений композиторов XVIII-XX веков высокого художественного уровня;
  • неподдельный интерес к этому жанру среди исполнителей и слушателей. Наш опыт общения с одаренными учащимися показывает, что игра в подобном ансамбле их особенно привлекает. Партия каждого участника ансамбля не так сложна, как если бы это же произведение было написано для одного исполнителя. Но, задумав объединить двух участников, мы столкнулись с определенными трудностями, которые касаются в первую очередь подбора репертуара. В связи с этим возникают противоречия:
  • Игра в дуэте приносит огромную пользу в ДМШ, способствует развитию чувства коллективной ответственности.
  • между богатыми традициями ансамблевой музыки и недостаточным количеством пьес современного репертуара для ансамбля в четыре руки, которые могли бы заинтересовать учащихся;
  • между достижениями в исполнительском мастерстве и недостаточной информированностью учащихся в этой области;
  • между желанием одаренных учащихся играть в ансамбле в старших классах и требованиями программы, которая предусматривает введение предмета только в 4-5 классах;
  • между психологическими особенностями подростков и традиционной формой индивидуального обучения в классе фортепиано.
  • Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что формы занятий на уроках ансамбля в классе фортепиано и современный ансамблевый репертуар нуждаются в совершенствовании и применении инновационных форм и методов, потому что они:
  • недостаточно выявляют возможности комплексного подхода в воздействии искусства на духовный мир учащихся;
  • не раскрывают в полной мере творческий потенциал одаренных учащихся;
  • не соответствуют объему программы, который бы предполагал не поверхностное ознакомление с азами игры в фортепианном ансамбле, а углубленное изучение этого самостоятельного вида музицирования.   В результате появилась потребность обобщить и систематизировать имеющийся опыт работы. Так возникла идея создать проект, посвященный проблемам воспитания одаренных учащихся 10-17 лет путем приобщения их к ансамблевой игре в четыре руки, который расширяет привычные рамки ансамблевого музицирования. Затронутая тема является одинаково важной и для педагогов, и для образовательного учреждения. Для образовательного процесса в ДМШ жанр фортепианного ансамбля имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из ряда специальных дисциплин. По сравнению с сольным, ансамблевое исполнительство оказывает благотворное влияние на его участников не только в профессиональном плане, но и формирует личностные качества: чувство взаимного уважения, поддержки и партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность, как для творческого, так и дружеского общения участников. Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, хочется особо подчеркнуть, что именно в подростковом возрасте в связи с изменениями в структуре психики подростков у них появляется потребность в общении со своими сверстниками, способность к абстрактному мышлению, повышенная эмоциональность. Эти особенности делают подростков более восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности. Совместное музицирование вызывает у учащихся подлинный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в обучении. Испытав радость удачных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.
  • Таким образом, актуальность и новизна проекта определяется обобщением современного передового опыта в обучении ансамблевой игре на фортепиано, обновлением репертуара для исполнения ансамблей в 4 руки, направленного на оптимизацию творческого потенциала одаренных учащихся 10-17 лет на основе приобретаемых знаний, умений и навыков, формирование устойчивого интереса к ансамблевому исполнительству. Психологические особенности подростков также позволяют говорить об актуальности этого вида работы.
  • На основании обозначенных противоречий проблема, которую следует решить в ходе реализации проекта, заключается в необходимости совершенствования преподавания курса фортепиано через посредство ансамблевого музицирования. Какими же должны быть педагогические условия сопровождения учащихся в процессе обучения в классе фортепианного ансамбля? Данная проблема определила направление поисков для выявления единства факторов музыкального воспитания и исполнительской деятельности, направленных на духовное развитие одаренных учащихся в процессе ансамблевого музицирования.

Объект исследования – процесс обучения одаренных учащихся 10-17 лет в классе фортепианного ансамбля детской школы искусств.

Предмет исследования – педагогические условия подготовки одаренных учащихся 10-17 лет на занятиях фортепианного ансамбля, а также факторы, способствующие развитию комплекса их музыкальных способностей и мышления средствами ансамблевого музицирования.

Создание проекта продиктовано необходимостью показать новые формы работы, которые могли бы приблизить искусство, таящее возможности духовного обогащения. В целом, проект вписывается в основную стратегию деятельности детской школы искусств, направленной на воспитание гармонично развитой личности, способной к взаимодействию, творческому самоопределению в процессе деятельности и общения, социальной адаптации в коллективе. Подобный подход находится в соответствии с Концепцией модернизации образования. Приоритетной является личностно-ориентированная модель образования, которая имеет целью всестороннее развитие одаренных учащихся, то есть комплексное развитие интеллектуального, эмоционального, ценностно-мотивационного компонентов личности, так как социальная ситуация выдвигает на первый план личность, способную действовать универсально в любой сфере деятельности.

В основу проекта положена гипотеза, которая строилась на предположении о том, что эффективность подготовки одаренных учащихся 10-17 лет на занятиях фортепианным ансамблем будет достигнута, если:

  • поддерживать устойчивый интерес к занятиям музыкой путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагогов и учащихся;
  • применять в работе обновленный репертуар для фортепианного ансамбля, что будет способствовать профессиональному развитию;
  • развивать самостоятельность одаренных учащихся 10-17 лет на основе комплексного подхода в процессе работы над фортепианным ансамблем; Были определены следующие основные задачи проекта:
  • Педагогические задачи:
  • Это положение подтверждается целью проекта - развитие мотивации одаренных учащихся 10-17 лет к познанию и углублению музыкального опыта через освоение совместного музицирования в классе фортепианного ансамбля.
    1. Проанализировать практику преподавания фортепианного ансамбля в детской школе искусств.
    2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности одаренных учащихся 10-17 лет, которые послужат основанием для эффективного обучения в классе ансамбля.
    3. Определить пути и средства, обеспечивающие развитие личности и музыкальных способностей, одаренных учащихся на уроках ансамбля.
    4. Способствовать укреплению традиций ансамблевого музицирования и расширению их возможностей для становления и развития личности обучающихся.
    5. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование преподавания ансамблевой игры в ДМШ.
    6. Находить и использовать в практической деятельности произведения для ансамбля в 4 руки.
    7. Создать собственные переложения для четырехручных ансамблей.
    8. Проверить эффективность предлагаемых переложений на практике.
  • Представить опыт работы на конкурсах, конференциях и фестивалях различного уровня.

 

  1. Образовательные задачи:
  1. Создать условия, обеспечивающие успешность реализации в обучении ансамблевого направления.
  2. Совершенствовать в практической музыкально-творческой деятельности учащихся навыки ансамблевого исполнительства.
  3. Выявлять интересы, склонности и способности, одаренных учащихся в творческой деятельности и реализовать их через систему внеклассно-воспитательной работы.
  4. Раскрыть индивидуальный потенциал каждого одаренного учащегося в игре фортепианного ансамбля.
  5. Способствовать формированию ключевых компетенций, развивать познавательную активность учащихся путем расширения кругозора, знакомством с различными исполнителями через прослушивание музыкального материала в сети Интернет.  
  6. Воспитательные задачи:
    1. Стимулировать интерес обучающихся к занятиям в классе ансамбля.
    2. Воспитывать культуру ансамблевого музицирования.
    3. Формировать духовно-нравственные качества личности через расширение возможностей общения с искусством.
    4. Развивать у обучающихся личностные качества, способствующие обогащению внутреннего мира: чувства коллективизма, ответственности, толерантности.  
  • Воспитать в учащихся чувство уверенности в своих силах для приобретения опыта социализации в жизни.  

 

  1. Методы работы над проектом включали в себя:
  • изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;
  • анализ и обобщение собственного опыта работы в классе ансамбля путем концертных выступлений учащихся, обсуждений с педагогами;
  • изучение репертуара в области переложений для ансамбля в 4 руки;
  • методы педагогического наблюдения, бесед и опросов обучающихся;
  • практическая деятельность по реализации проекта.
  • Для привлечения участников проекта к совместному творчеству были использованы различные инновационные технологии:
    • проблемные
    • игровые
    • исследовательские
  • интегрированные

 

  • Ожидаемый результат: проект должен привести к следующим итогам:
  • повышению заинтересованности учащихся в обучении в ДШИ;
  • расширению кругозора учащихся, знанию направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, венской классики, романтизма, отечественной и зарубежной музыки XIX-XX века;
  • обновлению репертуара для четырехручных ансамблей;
  • созданию сборника произведений для игры в 4 руки;
  • совершенствованию исполнительского мастерства одаренных учащихся через освоение новых произведений и подготовку концертных программ;
  • реализации полученных ансамблевых умений и навыков в концертной и конкурсной деятельности;
  • Таким образом, проект:
    • это умения и навыки, освоенные одаренными учащимися ДШИ и являющиеся актуальными для них;
    • это совместное творчество и его практическое воплощение;
    • это метод педагогически организованного ансамблевого музицирования;
  • это важное звено в системе личностно-ориентированного обучения.Состав ансамбля: учащиеся 4-7 классов Сроки реализации проекта: в течение учебного года. Этапы работы над проектомВсю работу над проектом можно разделить на следующие этапы: 

 

  • Руководители: преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано
  • Для кого предназначен этот проект? Наш проект предназначен для тех, кто любит играть вместе. Участниками проекта являются одаренные учащиеся 10-17 лет фортепианного отделения ДШИ, но основные его положения могут взять на вооружение преподаватели оркестрового, хорового, отделения народных инструментов, то есть все, где применяются формы совместного музицирования. Проект адресован широкому кругу специалистов. Преподаватели ДМШ и ДШИ могут использовать представленный материал в своей педагогической деятельности.
  1. Подготовительный - сентябрь 2014 года
  2. Реализация проекта - октябрь-март 2015 года
  3. Заключительный этап - апрель-май 2015 года Перед организатором и участниками были поставлены следующие задачи:

 

Первый - подготовительный - этап включал анализ и оценку современного состояния ансамблевого музицирования в практике преподавания предмета в детской школе искусств, а также был посвящен изучению психологической, музыкально-педагогической и нотной литературы. На этом этапе была разработана программа проекта в целом.

  1. Определить состав участников дуэта.
  2. Довести до участников проекта важность совместного музицирования.
  3. Изучить методическую литературу по данной теме.
  4. Подобрать концертную программу для участников ансамбля.
  5. Составить план по подготовке к участию в Международных фестивалях детского и юношеского творчества «Апельсин» и «Южный полюс».

      Таким образом, благодаря предварительной работе были:

  • определены цели и задачи нашего проекта;
  • обсуждены идеи реализации проекта;
  • проведены беседы с одаренными учащимися по подбору репертуара;
  • выявлены художественные вкусы, интересы и склонности участников ансамбля;
  • обсуждены плановые мероприятия с участниками проекта;
  • обсуждена возможность участия в конкурсах и концертах;
  • спланированы концертные выступления в I и II полугодиях. Изучив интересы участников ансамбля, их музыкальные приоритеты, преподаватель пришел к выводу, что репертуар должен быть современным и в то же время опираться на лучшие музыкальные традиции, то есть произведения должны отличаться высоким уровнем профессионализма, художественным вкусом, удовлетворять техническим возможностям и быть интересными для современных подростков. Остановились в своем выборе на зарубежной и советской классике, а также произведениях джазовой музыки.

       Репертуар ансамбля: для разучивания были выбраны следующие произведения:

  • Репертуар для фортепианных ансамблей можно разделить на специально созданные оригинальные произведения и переложения, которые ставят своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля могут быть использованы.
    1. А. Иванов. «Первый раз в первый класс» (джазовая музыка)
    2. Поль Мориа «Менуэт» (зарубежная классика)
    3. Карэн Хачатурян - Галоп из балета «Чиполлино» (советская классика) Реализация проекта Ансамблевое музицирование - развивает умение слушать и слышать, расширяет кругозор учащихся, раздвигает репертуарные границы, знакомит учащихся не только с оригинальными произведениями для ансамбля, но и с переложениями симфонической, оперной, эстрадной и джазовой музыки. Реализация проекта строилась на совместной координации действий преподавателя и одаренных учащихся, где особую важность приобретает умение находить контакт, ясно излагая свои мысли при совместном создании художественного образа произведения. Таким образом, реализация проекта строится на следующих принципах:
    4. Отдельно следует сказать об организации самостоятельной работы учащихся в домашних условиях. Преподавателю необходимо помочь учащимся рационально распределить и использовать время для самостоятельной работы в домашних занятиях, помочь обеспечить совместные занятия в школе не только в урочное, но и внеурочное время.
    5. К первым шагам в овладении «ансамблевой техникой» можно отнести следующие разделы обучения: особенности посадки и педализации; способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в мелодии и аккомпанементе, разделенных между партнерами; согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса или пассажа от партнера к партнеру; соблюдение общности ритмического пульса, звуковой динамики.
    6. Второй этап был связан с выполнением методической и педагогической работы, которая состояла в переложении для фортепиано ансамблей в 4 руки и разучивании произведений. На данном этапе была апробирована методика преподавания с активным применением ансамблевых форм музицирования.                                                                                
    • методологическая обоснованность комплекса воспитательной работы по взаимодействию с участниками ансамбля;
    • интеграция различных видов творческой деятельности;
    • координация работы преподавателя;
  • систематичность урочной и внеурочной деятельности.    

 

  • План реализации проекта
  • Следующий этап работы над проектом был посвящен непосредственно совместной деятельности учащихся и преподавателя.
  • Содержание практической деятельности по реализации проекта

Задачи

Сроки исполнения и ответственные

1.

Определить состав участников проекта

Сентябрь, преподаватель

2.

Изучить методическую и нотную литературу

Сентябрь, преподаватель

3.

Довести до участников проекта важность проблемы ансамблевого музицирования

Сентябрь, преподаватель

4.

Подобрать репертуар для разучивания

Сентябрь, преподаватель

5.

Сделать переложения для ансамбля в 4 руки

Сентябрь-октябрь, преподаватель

6.

Разучить партии на индивидуальных занятиях

Сентябрь-октябрь, преподаватель

7.

Совместная ансамблевая работа на уроках

Октябрь-ноябрь, преподаватель

8.

Подготовить одно произведение для выступления в концертах

Ноябрь-декабрь, преподаватель

9.

Выступить в отчетном концерте по итогам полугодия

Декабрь, препод-ль

10.

Работа над программой к выступлению в Международном фестивале детского и юношеского творчества «Апельсин»

Январь-март, преподаватель

11.

Поиск в Интернете записей произведений И.Иванова, П.Мориа, К.Хачатуряна

Февраль, препод-ль

12.

Сравнительный анализ исполнения симфонической музыки к балету «Чиполлино»

Февраль, учащиеся и преподаватель

13.

Выступить в конкурсе «Наши имена»

Апрель, преподаватель

14.

Подготовить и отправить видеозаписи для участия в Международном фестивале детского и юношеского творчества «Южный полюс».

Апрель, преподаватель

15.

Выступить в праздничных концертах

Май-июнь, препод-ль

16.

Организовать мероприятия по внеклассно-воспитательной работе в классе преподавателя

Апрель-май, преподаватель

17.

Набор текста и составление сборника переложений для ансамбля в 4 руки

Июнь,

преподаватель

18.

Обобщить опыт работы в проекте

Июнь, преподаватель

19.

Представить опыт работы на конкурсах и конференциях различного уровня.

преподаватель

 

Методы отслеживания результатов

    • планирование концертной работы с учетом индивидуальных возможностей учащихся;
    • проведение контрольных уроков по сдаче партий;
    • публичные совместные выступления;
  • апробация концертных выступлений ансамбля в практике работы ДШИ и в конкурсах различного уровня. Эффективность реализации проекта Выступления ансамбля носили планомерный и целенаправленный характер и пользовались успехом у слушателей. В течение года одаренные учащиеся 10-17 лет выступили в следующих концертах: 

 

Название мероприятия

Время

Место проведения

1.

Отчетный концерт фортепианного отделения

декабрь

 

ДШИ

2.

Концерт ансамблевой музыки

март

ДШИ

3.

Школьный конкурс «Наши имена»

апрель

ДШИ

4.

Зональный конкурс «Нотная мозаика»

апрель

г.Канаш

 

Видеозапись и участие в Международных фестивалях детского творчества «Апельсин» и «Южный полюс»

апрель-май

Москва

6.

Концерт ко дню Победы для ветеранов

май

ДШИ

 

 

Контроль за реализацией проекта

Открытые публичные выступления в рамках проекта в концертах, посвященных памятным датам, конкурсах, фестивалях, Интернет-фестивалях.

Отзывы:

  • Благодарственные письма педагогам от учредителей Конкурсов
  • Благодарственные письма и Дипломы учащимся. Итоги и перспективы на будущееТретий этап работы над проектом включал анализ итогов нашей деятельности, обработку, систематизацию и оформление результатов в виде составления сборника переложений и подготовки презентации.
  • Подводя итоги, мы испытываем удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта способствовала творческому и духовному сближению учащихся и преподавателя. Итогом запланированных мероприятий явилось: 
  1. Расширение педагогической оснащенности в вопросах воспитания учащихся в классе фортепианного ансамбля.
  2. Выявление специфики фортепианного ансамбля, эффективность его применения на занятиях с учащимися подросткового возраста.
  3. Убежденность преподавателя в том, что ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения способствует комплексному развитию музыкальных способностей одаренных учащихся.
  4. Обновление репертуара ДШИ и составление сборника переложений для ансамбля в 4 руки.
  5. Участие в концертах и конкурсах различного уровней.
  6. Повышение заинтересованности в результатах обучения, возрастание мотивации к процессу обучения.
  7. Рост исполнительского уровня участников ансамбля не только в совместном музицировании, но и в сольном исполнительстве.
  8. Решение – продолжить работу по ансамблевому музицированию в 4 руки в классе фортепиано. В связи с тем, что учащиеся данного состава окончили обучение в ДШИ, на следующий год стоит задача продумать и подобрать новый состав участников ансамбля, имеющих перспективы развития.
  9. Практическая значимость проекта заключается в том, что в его рамках эффективно решаются задачи развивающего обучения. Участие в проекте снабжает педагогов инструментами, позволяющими значительно повысить интерес и мотивацию к обучению учащихся ДШИ. Знакомство с новой фортепианной литературой позволяет расширить музыкальный кругозор учащихся, повысить уровень их профессионального мастерства, а совместное исполнительство формирует и личностные качества, активизирует творческий процесс на занятиях по специальному фортепиано.

 

 

     Анализ проведенных мероприятий позволяет сделать следующие выводы:  

  1. Реализация проекта дает возможность раскрыть потенциальные творческие способности учащихся.
  2. Ансамблевое исполнительство как вид совместной деятельности положительным образом влияет на одаренных обучающихся 10-17 лет в формировании ключевых компетенций.
  3. Игра в ансамбле воспитывает у исполнителей ряд ценных профессиональных качеств: она дисциплинирует в отношении ритма, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, помогает добиться стабильности в исполнении.
  4. Данный проект имеет большой воспитательный потенциал, так как совместное исполнение учит учащихся прислушиваться к мнению друг друга, относиться сочувственно к неудачам и ошибкам партнера. Игра в ансамбле обязывает исполнителя согласовывать свои действия, подчиняться законам коллективизма.
  5. Важную роль в успешной деятельности ансамбля играет и психологическая совместимость участников, которая представляет собой целый комплекс качеств. Участников ансамбля объединяет общая цель, творческая атмосфера, трудолюбие, упорство, воля, терпение - без этих качеств невозможно достичь положительных результатов.
  6. Данный проект может быть использован как средство развития эстетических чувств и творческих способностей, социально-нравственных качеств личности, потому что способствует выработке определенных черт характера, приобретению навыков общения и социального опыта.
  7. Ансамблевое музицирование можно признать фактором, посредством которого в детской школе искусств может быть реализована не только концепция развивающего обучения, но и программа предпрофильной подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности в новых условиях модернизации образования.        

 

 

     Список литературы 

  1. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. - М.: Музыка, 1979.
  2. Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3. - М.: Музыка, 1971.
  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып. 8. - М.: Музыка, 1973.
  4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. - М.: Музыка, 1971.
  5. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. - М.: Музыка, 1988.
  6. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано – М.: Просвещение, 1984.  

 

 

     Интернет-ресурсы: 

  1. Антонова М. А. Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (на материале занятий фортепианным ансамблем) -http://www.mgpu.ru/download.php?id=4498
  2. Желанова Н. В. Роль ансамблевого музицирования в фортепианном развивающем обучении детей-http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/
  3. Курбанова Р. Л. Особенности обучения пианиста - участника камерного ансамбля - http://festival.1september.ru/articles/622691/
  4. Лукьянова Е. П. Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля. - http://www.dissercat.com/content/
  5. Сухих Е. Н. Роль фортепианного ансамбля в музыкальном воспитании детей - http://www.openclass.ru/node/241998
  6. Федоров И. А. О роли фортепианного ансамбля в становлении профессионального музыканта. http://www.muzlitra.ru/sekretyi-ispolnitelstva/-3.html 

Добавлено: 17.05.2017
Рейтинг: 8.195652173913
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+