Личный кабинет

Развитие исполнительских навыков в пьесах И.С. Баха

Особенности исполнения пьес И.С. Баха на аккордеоне и формирование восприятия учащимися его творческого наследия


В данной статье приводятся методические рекомендации, сформированные на личном опыте разучивания с учащимися класса аккордеона пьес И.С. Баха. Рассматриваются особенности аппликатуры, работа над голосоведением в полифонии, работа с мелизмами и особенности передачи характера исполняемого произведения

Развитие исполнительских навыков

в пьесах И.С. Баха.

 

Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С. Баха – непременное условие гармоничного развития музыканта.

Искусство И.С. Баха в высшей степени нормативно. Оно выросло на основе устойчивых традиций и подчинено строгой системе законов и правил. Но это не означает, что сочинения композитора не нуждаются в оригинальной, индивидуальной трактовке. Стремление по-новому исполнить произведения Баха можно и нужно только приветствовать.

Возможности для проявления личности музыканта всегда остаются чрезвычайно широкими. Природа клавирных сочинений И.С. Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Они могут стать незаменимым материалом для развития, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика. Пытливое отношение к творчеству гениального композитора раскрывает художественное очарование его музыки. Но достижение этой цели немыслимо без прочного усвоения основ теории полифонии, без знания закономерностей и свойств музыкального языка И.С. Баха, исполнительских традиций его эпохи.

Ключом к артистичному исполнению музыки Баха является осмысленность и певучесть. А вырабатываться это должно как можно раньше, с первых годов обучения. Максимальное внимание ученика к качеству звука, даже если ему задано упражнение, гамма или этюд, всегда должно присутствовать. Достаточно хотя бы на одном уроке пренебречь этим требованием и ученик перестает его исполнять с той осознанностью, которая необходима. Произведения И.С. Баха нельзя учить механически, когда пальцы идут впереди сознания. Непременным условием при изучении полифонического произведения – это умение работать в медленном темпе. Надо учить произведение в таком темпе, при котором сознание успевало бы «подсказывать» пальцам. Привычку к медленному рабочему темпу надо прививать с первых уроков обучения.

Необходимо побороть формальное отношение ученика к динамическим оттенкам. Любое изменение силы звука ученик должен ощущать как естественную необходимость, вытекающую из развития музыкальной фразы, её внутренней логики. Соблюдать увеличение динамики, связанной с устремлением  к кульминационному звуку фразы, ослаблением звучности к концу её, как в разговорной речи, тогда и исполненное произведение будет восприниматься более осмысленно и содержательно.

Начальные годы обучения оказывают самое глубокое воздействие на ученика, и этот период справедливо считается решающим и самым ответственным этапом в формировании будущего музыканта. Переломным моментом в духовной жизни ребёнка являются первые уроки. Педагог должен сделать их яркими и радостными. Если первокласснику привить интерес к полифонии, то встретившись с произведениями И.С. Баха, он не останется к ним равнодушным.

Полифонические пьесы Баха – ценнейший материал, который активно развивает полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру, воспитывая чувство стиля и формы. Пьесы Баха отличаются необыкновенным богатством мелодий и ритмов, не говоря уже о многообразии выраженных в них настроений. Изучение полифонических произведений Баха начинается с самого главного  - раскрытия содержания пьесы до того, как начнётся её разучивание. Определяется настроение пьесы, направляется внимание на отличие мелодий верхнего и нижнего голосов, насколько они самостоятельны и независимы друг от друга, словно их исполняют два разных инструмента. Надо развивать творческую фантазию ученика, умение представлять себе звучание конкретных инструментов, которые по своему тембру, регистру, диапазону наиболее соответствуют характеру данных мелодий.

Надо учиться извлекать из инструмента необходимую в данном случае звучность. Из многих задач, встающих на пути изучения полифонической пьесы, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов – непременная черта любого полифонического произведения. Динамика в пьесах Баха должна быть направлена на то, чтобы рельефнее оттенить самостоятельность каждого голоса. Чувство меры по отношению ко всем динамическим изменениям в любом произведении Баха – качество, без которого нельзя художественно убедительно и стилистически верно передать его музыку. Лишь посредством изучения основных закономерностей баховского стиля можно постичь исполнительские намерения самого композитора.

Чтобы пьеса получилась действительно полифонической, надо понять развитие и внутреннюю жизнь отдельных голосов. Это потребует длительного времени и обязательного запоминания пьесы наизусть. Одновременное звучание голосов двух мелодических линий ученик может услышать в ансамблевой игре с педагогом, что позволит ему послушать пьесу в целом и активно работать над самостоятельностью голосов. Можно поиграть мелодию верхнего голоса на октаву или две выше, что усиливает контраст в звучании голосов и помогает осознать их различную окраску.

Тщательная работа над каждым голосом в отдельности не должна прекращаться ни на один день, в противном случае голосоведение быстро «засоряется». Часто бывает полезно сначала пропевать мелодию каждого голоса сначала вслух, затем мысленно «про себя», а уж потом играть.

Необычайная выразительность интонаций, скрытая в баховских мотивах, дойдя до сознания исполнителя, наверняка вызовет в нем эмоциональный отклик, поможет музыке найти кратчайшую дорогу к сердцу исполнителя. Стиль Баха отличает точный, активный, чрезвычайно сосредоточенный ритм, обладающий огромной художественной силой.

Мелизмы являются неотъемлемым атрибутом музыки XVII – XVIII веков, в которой орнаментика была важнейшим художественно-выразительным средством. О том, какое принципиальное значение предавал ей Бах, свидетельствуют его предисловие к собственным сочинениям. В них он помещал таблицы с расшифровкой мелизмов. Мелизм – это знак, украшающий мелодию, представляющий собой сокращённый способ записи мелодических оборотов. А если мелизмы представляют собой часть мелодии, значит и исполнять их надо осмысленно, певуче, в том темпе и характере, которые присущи данной пьесе. Не случайно термин «мелизм» произошёл от древнегреческого слова melos, что означает пение, мелодия. Чтобы мелизмы звучали безупречно, их надо услышать «про себя», а затем учить как самую выразительную мелодию. Сначала надо пропеть мелизм, а потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно его ускоряя. Исполнять мелизмы Бах рекомендовал:

  • За счёт длительности основного звука
  • Все мелизмы начинаются с верхнего вспомогательного звука (кроме перечёркнутого мордента и нескольких редких исключений)

Основной полифонический способ развития темы – имитация. В двухголосных полифонических пьесах Баха имитацию чаще всего следует подчёркивать не громкостью, а иным, отличным от другого голоса тембром. Если верхний голос играть звонко и выразительно, а нижний – легко и неизменно тихо, имитация будет слышна яснее, чем при громком её исполнении. Именно такая манера игры выявляет наличие двух самостоятельных голосов, а это – главное в полифонии. Слышно не то, что громко, а то, что имеет свой особый, отличный от другого голоса тембр, фразировку, артикуляцию. Лёгкое звучание басового голоса хорошо контрастирует со звонким пением верхнего голоса и часто воспринимается более отчётливо, чем громкое исполнение имитаций.

Исполнение пьесы в концерте серьёзно отличается от исполнения пьесы в классе. Играть для себя и играть для других – большая разница. Пьеса, «вынесенная» из класса на сцену, попадает в новую атмосферу. Надо уметь играть в разных помещениях, в разное время дня. Надо уметь мысленно поставить себя на место слушателя. Даже если что-то не получилось при исполнении произведения в концерте, надо стараться загладить свою помарку последующим исполнением, ведь музыка продолжается. Надо учиться играть дома мысленно, без инструмента, это укрепляет память и выстраивает намерение.

Исполнитель должен владеть произведением, распоряжаться инструментом по своей воле. Но каждый раз каждый звук должен рождаться как бы заново, как бы впервые. Если произведение не трогает заново каждый раз, как исполнитель к нему прикасается, значит интерес к нему притупился, надо отложить его на время, поиграть совсем другие пьесы, отвлечь своё внимание, а потом вернуться к ней снова, с новыми впечатлениями.

Весьма существенным моментом в исполнении произведений Баха является аппликатура. Без осмысленной аппликатуры зачастую невозможно передать смысл пьесы Баха. Верное решение вопроса подсказывает исполнительская традиция эпохи Баха, когда артикуляция была главным средством выразительности. Этой задаче и была подчинена аппликатура того времени, направленная на выявление выпуклости и отчётливости мотивных образований. Музыканты пользовались в основном тремя средними пальцами, обладающими примерно одинаковой силой, что обеспечивало достижение звуковой и ритмической ровности – важнейшего закона старинной музыки.

Работа над произведениями И.С. Баха развивает у исполнителя такие качества, как масштабность и глубину мышления, художественный вкус. Л. Бетховен, изучавший «Хорошо темперированный клавир» с детских лет, называл его своей «музыкальной библией». Полифония открывает перед исполнителем огромные возможности. Полифония, её разнообразные формы, претворённые в произведениях композитора, была и будет своеобразным мерилом значимости исполнителя.

Список используемой литературы:

 

  1. Бах И. С. «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Н. Рукавишникова, изд. «Музыка» – М., 1989
  2. Бах – Гендель, /Сост. К. Бартока, изд. «Музыка» Будапешт, 1962
  3. Бах И. С. Избранные произведения в переложении для баяна. – М., 1996.
  4. Полифонические пьесы для баяна. – М., 1978.
  5. Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей./Сост. Ю. Лихачев, изд. «Музыка» – Ленинград, 1988
  6. Путешествие в мир танца. Музыка старинных композиторов в переложении для аккордеона. /Сост. Ю. Горбунов. – Новосибирск, 2000.
  7. Хрестоматия аккордеониста для 5 класса ДМШ /Сост. В. Лушников. – М., 1990.

Добавлено: 23.03.2019
Рейтинг: 8.1166666666667
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+