Личный кабинет

Работа над интонированием, как основа выразительного и эмоционального исполнения на аккордеоне


Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося.

Работа над интонированием, как основа выразительного и           эмоционального исполнения на аккордеоне                         

 

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении  всего  периода  обучения.  Поэтому,  начиная  с  первых  шагов  в  музыке,     нужно     уделять    ей   особое     внимание.    

Прежде     всего,    нужно  определиться в понятии «интонация». Интонация (ср. век . лат . Intonatio , от  intono    -    произношу       нараспев,      запеваю,     пою     первые      слова)     –   1.  Многозначное  понятие,  выражающее  звуковое  воплощение  музыкальной  мысли,     которая    трактуется     как   проявление     социально      и   исторически  детерминированного  человеческого  сознания.  Впервые  сформулированное  Б.В.Асафьевым,        это    понятие      получило      дальнейшую        разработку      в  многочисленных  трудах  отечественных,  а  так  же  некоторых  зарубежных  музыковедов.   По   Б.Асафьеву,   интонация           -  носительница   музыкального  содержания (в этом специфическое отличие музыки, например, от речи, где  смысловая  нагрузка  лежит  на  слове,  а  интонация  играет  вспомогательную  роль;  вместе  с  тем  несомненна  общность  происхождения  музыкальной  и  речевой  интонации).  В  сочинении,  практике  музицирования,  строительстве  музыкальных   инструментов,   даже   мышлении   о   музыке   и   т.д.   понятие  интонации   охватывает   как   чисто   музыкальные   (например,   мельчайший  мелодический   оборот,   выразительный   интервал,   исполнительский   «тон»  музыки),      так    и    непосредственно        жизненные        явления     (например,  эмоциональный  тон обыденной речи, тембр и  характер звучания голоса как  обнаружение        определенного       психологического        состояния,      авторскую  индивидуальную             эмоциональную            окраску         «тона         стиха»).   

  1. Музыкально и   акустически     правильное      воспроизведение       высоты     и  характера  звуков  (созвучий),  а  также  степень  акустической  выравненности  строя  и  тембра,  например,  органных  труб.  Тон  -  натяжение,  напряжение  –   а) в музыкальной акустике - наименьший элемент сложного звука, частичный  тон,  аликвотный  тон,  обертон.  Отличается  от  звука  музыкального,  шума;  образуется  простыми  (синусоидальными)  колебаниями.  Тон  имеет  высоту,  громкость,    а   также    тембр,   зависящий     от   регистра    и   громкости.   б)   интервал,    мера    высотных     соотношений      наряду    с   полутоном. в)  ступень   звукоряда,    лада,  гаммы,    звук  аккорда,   элемент    мелодии. 

Интонация  -  специфическая форма мышления человека о действительности.  Истинно слышать музыку  -  постигать ее интонационный смысл. Б.М.Теплов  писал:  «Музыкальное  переживание   -   это  эмоциональное  переживание,  и  иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Таким  образом,  в  восприятии  интонационного  содержания  музыки  главную  роль  играют   интеллектуальная     и  эмоциональная     стороны.   Важной     стороной  является    интонационная      работа    слуха,    постижение     выразительных  отношений     между     тонами.    Внутренний     слух   важная    составляющая  интонационной  культуры  слуха  музыканта.  Очень  важно  для  исполнителя  услышать  нотный  текст  внутри  себя,  мысленно  его  озвучить.  Наиболее  полная  разработка  теории  интонации  принадлежит  Б.В.  Асафьеву.  В  своей  книге «Музыкальная форма как процесс» он предложил определение музыки  как   «Искусство    интонируемого     смысла,   а  интонация -    это   «состояние  тонового    напряжения».    «Тонность»    Б.   Асафьев   связывает    с  голосом,  дыханием».   В   процессе   напевания   раскрывается   музыка   как   искусство.  Интонация     связывает    музыку    со   словесными     искусствами     (поэзией,  литературой),  уточняя,  раскрывая  смысл,  заложенный  в  словах. 

         Раскрытию смысла понятия интонации помогает рассмотрение следующих основных терминов:

1.Интонация         –      специфическая          форма       мышления          человека        о  действительности,           многозначное          понятие,       выражающее           звуковое  воплощение  музыкальной  мысли.  Интонирование  –  основа  выразительного  исполнительства.  

  1. Интонирование – умение голосом или игрой на инструменте музыкально и эмоционально выразить звуковое      воплощение         музыкальной        мысли.  
  2. Зерно интонации – мотив.

4.Воспитание        слуховой      интонационной культуры      -   это    развитие     внимания,       памяти,  формирование         навыков      слухового      различения       звучания      в   высотном,  ритмическом,       тембровом,       динамическом,        фактурно-пространственном  отношении.  

  1. Пение – на уроках по специальности способствует развитию  интонации и внутреннего слуха
  2. Звук – основное средство выразительности.

Цель нашего исследования раскрыть значение работы над интонированием на аккордеоне, и развитие в совокупности        игровых      навыков     и   слуховой      культуры       –  как    основы  творческой работы исполнителя. В  решении  этой  серьезной  проблемы  требуется  особый  подход  к  методике  работы  с  начинающими аккордеонистами, используя опыт других исполнительских школ, и  их  приемы  переносятся  на  аккордеон.  Долгое  время  в  истории  исполнительства  особым вниманием не пользовалось развитие музыкального слуха, и только в  конце 19 века исполнительская педагогика пришла к мысли, что активность,  высокая  культура  слуха  -  основа  творческой  работы  исполнителя.  Были  определены  следующие  аспекты  воспитания  слуховой  культуры:  развитие  внимания, памяти, формирования слухового различия звучания в высотном,  ритмическом,      тембровом,     динамическом,      фактурно-пространственном отношениях.  Велико  значение  внутреннего  слуха,  слуховых  представлений,  выражения.     Отечественные      музыканты     много    работали    над   изучением  слуховой   культуры.   Б.В.Асафьев   говорил:   «Музыку   слушают   многие,   а  слышат  не  многие»,  «Музыка  всегда  интонационна,  а  иначе  не  мыслима». 

Каждое     музыкальное  произведение вырастает из небольших мотивов, которые состоят всего из 2-х,   3-х   нот.   В   этих   «зернышках»   уже   закладывается   характер   музыки.  Послушав   «зернышко»,  мы  уже  можем  понять,  какая  из  него  вырастет  музыка,  какое  получится  произведение.  Возьмем,  к  примеру,  белорусскую  народную песню «Перепёлочка», интонационное зерно состоит из 3-х звуков:  один   звук   долгий    (четверть),   а  другие   два   -  короткие    (это  восьмые  длительности). Один звук записан выше, он звучит выше и тоньше, а другие  записаны   ниже   и   звучат   ниже.   Сыграв   его ученику   на   аккордеоне можно задать вопрос о том как   звучит  интонационное      зерно,   и   попросить определить     его характер.   Печальный,     жалобный,  ласковый,   нежный,   спокойный.   Совпадает   ли   характер   интонационного  «зерна»  с  общим  характером  песни?  Общий  характер  песни  такой  же,  из  интонационного  зерна  выросла  такая  же  жалобная,  печальная  музыка. 

Если зерно интонации звучит весело, радостно, то  и музыка будет веселой, радостной, задорной. Если интонационное зерно по характеру  печальное,  то  и  музыка  будет  грустной,  печальной,  жалобной.  Прежде чем написать музыкальное произведение, композитор сначала ищет интонационное зерно, а из зерна уже пишет целое произведение. В крупных музыкальных      произведениях      бывает    несколько     разных    по   характеру  интонационных  зерен.  Иногда  интонационное  зерно  может  встречаться  в  начале или в конце музыкального произведения. Часто оно пронизывает все  произведение,    от   начала   до  конца.  

Каждый     музыкант    для   успешной  исполнительской       и     педагогической      деятельности       обязан     знать  специфические      особенности     своего   инструмента.     Современный      аккордеон  обладает    множеством     природных     достоинств,    которые    характеризуют  художественный  облик  инструмента.  Говоря  о  положительных  качествах  аккордеона,  мы,  конечно  же,  в  первую  очередь  будем  говорить  о  его  звуковых  достоинствах  -  о красивом, певучем тоне, благодаря которому исполнителю-аккордеонисту  подвластна  передача  самых  разнообразных  оттенков  музыкально-художественной      выразительности.    Здесь   и   грусть,  печаль,   и  радость,  безудержное     веселье,  и  волшебство     и  скорбь.   Задушевная    лирическая  мелодия    звучит   так   же   убедительно,    как  и   лихая   народная   пляска. Динамические      градации   аккордеонного    звука   простираются     от   тончайшего  pianissimo до fortissimo, причем очень ценно то, что аккордеонист может активно  управлять  гибкостью  динамики  с  помощью  пластичных  движений  меха.

Отмечая  природные  достоинства  инструмента,  мы  обязаны  отдавать  себе  отчет  и  о  его  недостатках.  К  ним  можно  отнести  отсутствие  возможности  динамической   дифференциации   многоголосной   фактуры;           необходимость  применения довольно большой физической силы для управления мехом, что  в  итоге  не  может  не  сказаться  на  свободе  игрового  аппарата,  а  также,  с  некоторыми     оговорками,    фиксированную      высоту   звукоряда.    Отдельные  аккордеонисты в  качестве  одного  из  недостатков  аккордеона расценивают  отсутствие  педали  «как  у  фортепиано».  Но  ведь,  нельзя  же  требовать,  чтобы  аккордеон обладал    достоинством    всех   инструментов.     В  нашем    арсенале    вполне  достаточно  выразительных  средств,  надо  только  умело  пользоваться  ими. 

Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем,  что в практике обучения на аккордеоне широко распространен метод, при котором  особое  внимание  направлено  не  на  активизацию  слуха  и  музыкального  мышления, а только на развитие игровых движений и навыков. А ведь именно на работу над  интонированием  на  начальном  этапе  обучения  игре  на  аккордеоне должны  быть  направлены    постановка   исполнительского    аппарата,   навыки   извлечения  звука, ведения меха, развитие музыкального слуха, координация движений и  конечно же репертуар. Школы игры на аккордеоне,  используемые  в  педагогической  практике,  не  уделяют  должного  внимания  проблеме    интонирования.     Однако,   репертуар,   предлагаемый     в   этих  сборниках,   можно    использовать    для   достижения    поставленной    цели. 

Развитие навыков игры на аккордеоне параллельно с развитием  слуха  и  есть  обучение.  От  слухового  воображения  зависит  все.  Творческая  работа труднее механической по трем причинам: 1. Тренировать слух труднее,  чем  пальцы   2.  Неоправданно  долго  играются  одни  и те же произведения  3.  Недостаток    в   разработках    развивающих     методик    и   теории   слухового  воспитания. На  начальном  этапе     обучения     достаточно      долгий     период      времени     занимает  приспособление,     адаптация     к  инструменту     (это  зависит    от  возраста,  физических  данных  ребенка),  также  трудности  возникают  при  освоении  навыков  ведения  меха  и  извлечения  звука.  Именно  на  решение  этих  задач  обычно направлено    внимание     педагогов   с   первых    уроков,   а  на  активизацию  музыкального   слуха   –   нет.   А   ведь   музыкальная   интонация   –   носитель  музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой  исполнительства  и должно  воспитываться с начала обучения игре на аккордеоне. 

Для   исполнителя   важно   понятие   «дыхания».   Аккордеон –   один   из   немногих  инструментов,   который   имеет   возможность   подражать   вокалу   благодаря  тому, что у него есть своеобразные «легкие» -  мех. Длительность, динамика,  характер   звучания    регулируются     посредством     меха,   с  одновременным  нажатием клавиш. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию  содержания  исполняемой  пьесы.  Поэтому  важно  начинать  формирование  первых  навыков  извлечения  звука  с  упражнений,  которые  помогут  научить  правильно  вести  мех.  В  «Современной  школе  игре  на  баяне»  В.Семенова  даются  упражнения  на  «дыхание»  инструмента.  Предлагаются  различные способы  ведения  меха  с  нажатым  воздушным  клапаном  для  достижения  характера      упражнений        («Спокойный        ветерок»,      «Маленькая        буря», 

«Спокойное дыхание», «После бега отдохнем»).

Процесс   интонирования   очень   сложный,   и   понять   ученику   его   не  возможно, да и не нужно. Достаточно чтобы педагог понимал этот процесс.  Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с речевым. Как  и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или  иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и так  далее). С определенной интонацией произносятся слова, фраза, предложения,  интонацию  имеет  отдельно  звук.  Поэтому  на  начальном этапе обучения   игре   на   аккордеоне нужно   связывать   нотный   материал   со   словом,  используя  доступные  ребенку  тексты. 

На  сегодняшний  день  в  свет  выходят  сборники,  предназначенные  для  детей,  начинающих  освоение  аккордеона.  В  них подобран     музыкальный        материал,    состоящий      из   легких    пьес,   детских  песенок, народных попевок и так далее, которые понятны ученику и не очень  сложны  в  исполнении:  А.Коробейникова, Д.Самойлова,  Р.Бажилина, А.  Крылоусова,   Т.Бойцовой, Р.Гречухина.      Многие     песни    в  сборниках      даны    со  словами,  так  как  сама  природа  инструмента располагает  к  пению,  аккомпанементу.  Пение,  несомненно,  влияет  на  понимание  музыки  и  ее  эмоциональное исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков  способствует  развитию  интонации  и  внутреннего  слуха.  В  работе  также  можно     использовать       учебники,     применяемее       на   уроках     сольфеджио. 

Основным  в  работе  над  интонированием  в  классе  аккордеона является  умение  ученика   определить   во   фразе   главное   по   смыслу   слово,   которое   будет  являться кульминацией, связывать все это с музыкальным звучанием. Например:   «Дождик дождик, припусти!» «Дай цветочкам подрасти».  Чтобы  ощутить  ритм  нужно  прохлопать  или  простучать  ритм  песенки  с  текстом:  Дождик,  дождик,  при-пус-ти!  Дай  цве-точ-кам  под-рас-ти».  Слова  «припусти»  и  «подрасти»  включают  в  себя  две  сильные  доли.  Ударение  в  этих    словах     помогает     определить       акцентируемые        ноты.     После    этого  исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста вслух, а  затем «про себя». Или другой пример, песенка «У кота», с которой начинается  освоение правой клавиатуры на аккордеоне «У кота воркота колыбелька хороша».  Ударные слова «воркота» и «хороша» последние слоги включают в себя две  акцентируемые  (ударные)  доли. 

В  процессе  работы  нужно  воспитывать  в  ученике   способность   слышать   все,   что   он   играет   на   аккордеоне.   Для   этого  объяснить,  что  звук  нужно  услышать  до  того,  как  он  будет  взят.  Поэтому  перед     началом     звучания      необходимо       брать    дыхание.      Развитие     звука  происходит  не  только  за  счет  ведения  меха  левой  рукой,  но  и  благодаря  слуховому       восприятию.       Нужно      развивать      у   ученика      предслышание:  постепенное усиление (приближение звука), затем кульминацию, после чего  постепенное  ослабление  звука.  Для  этого  можно  поиграть  приближение  и  удаление  поезда.  На  этом  этапе  ученику  объяснить  понятие  «динамика»,  которое относится к звуку  (динамика – это звук) и познакомить с градациями  силы     звука    (громко,     тихо,   постепенное       усиление      звука,    постепенное ослабление  звука).  Надо  научить  ученика  пользоваться  всей  динамической  амплитудой   аккордеона,   а   учащиеся   часто   пользуются   динамикой   только   в  пределах  mp-mf,  обедняя  тем  самым  свою  звуковую  палитру. 

В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение  найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении.

Что же определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы,  но   и   характер     мелодического      движения.     Использование      некоторых  особенностей мелодического движения позволяют получить дополнительные  возможности       смены      направления      внутри     построений.      Мех,     без  преувеличения,        является      главным        средством       выразительности.  

      Другим   выразительным   средством   являются   динамические   оттенки.  Шкала     градаций,     по   существу     бесконечна.     Надо    научить    ученика  пользоваться всей динамической амплитудой аккордеона. Каждому виду искусства  присущи свои выразительные средства. Так, например, в живописи, одним из  основных  средств  выражения  является  цвет.  В  музыкальном  искусстве  из  всего   арсенала    выразительных       средств    мы,   несомненно,     в   качестве  важнейшего      видим    звук.   Именно     звуковым     воплощением      отличается  произведение  музыкального  искусства  от  любого  другого,  «звук  есть  сама  материя   музыки»   (Г.   Нейгауз),   ее   первооснова.   Без   звука   нет   музыки,  поэтому основные усилия музыканта- исполнителя должны быть направлены  на формирование звуковой выразительности.

Это положение подтверждается  практической  деятельностью  всех  крупнейших  музыкантов,  не  зависимо  от  их   специальности.   Анализируя   текст,   сопоставляя   между   собой   звуки,  мотивы,  фразы,  исполнитель  устанавливает  между  ними  смысловую  связь,  оживляет их, делает свой замысел доступным для восприятия. Тогда между  исполнителем  и  слушателем  возникает  контакт,  позволяющий  слушателю  понимать  исполняемую  музыку.  Творческий  поиск  выразительных  средств,  следует направлять на решение главной задачи – осмысленное интонирование  каждого  мелодического  оборота  и  всей  мелодии  в  целом.  Для  решения  применяют   различные   выразительные   средства   исполнения   –   динамику,  штрихи, агогику, артикуляцию, тембровое сопоставление, ведение меха. Звук  –  основное  средство  выразительности. 

Работа  над  звуком  должна  тесно  увязываться      с    развитием      слуховых      способностей      ученика.     Его исполнительские      намерения      должны      подчиняться     его    слуховым  представлениям,  слуховое  внимание  должно  быть  чрезвычайно  активным,  слуховой     контроль      чрезвычайно      строгим,    а    общее     внимание  организованным.   Развитие   этих   качеств   поможет     ученику   замечать   не  точности  в своем  исполнении, правильно реагировать на плохое звучание  и  настойчиво     добиваться      хороших     результатов.     Этим     развивается  внимательное  отношения  ученика  к  приемам  извлечения  звука  на  аккордеоне,  обеспечивающим       получение    полноценного     звука. 

Работа   над   звуком  заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Они составляют часть  технических  средств  музыкального  исполнения,  не  менее  важную,  нежели  такие  элементы  техники  как  беглость,  аккордовая  техника,  скачки  и  так  далее.  При  исполнении  кантиленных  произведений  необходимо  стремиться  максимально, приблизить звучание инструмента к пению, к человеческому голосу. Слуховой   контроль   играет   здесь  важную роль для достижения игры legato (легато - связно). Пальцы при этом  располагаются очень близко к клавишам. Кисть легкая, но не разболтанная, в  ней  должно  быть  ощущение  целенаправленной  свободы.  Делать  замах,  нет  никакой необходимости. Палец легко нажимает нужную клавишу, заставляя  ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается  также   плавно,   причем   одновременно     с  нажатием    очередной    клавиши,  предыдущая  легко  возвращается   в  исходную  позицию. 

Ни   один   музыкант    не   может   достичь    высокого   уровня  мастерства    без  овладения    фразировкой.    Членение    музыки    на   фразы  обусловлено  самой  сущностью  музыкального  произведения.  Определить      членение     моментом      дыхания,  естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно  определить     в  ней    кульминационные       точки,   а   также    естественное  интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту  в  работе  над  произведением.  Например,  русская  народная  песня  «Тонкая  рябина»  или  украинская  народная  песня  «Ноченька  лунная»  исполняются  певуче.   Фразировка      является,   прежде    всего,   средством     выражения  художественного  образа  музыкального  произведения.  Она  включает  в  себя  средства   извлечения   звука,   другие   выразительные   средства,   синтезирует  динамику,  агогику,  штрихи  и  так  далее,  и  всегда  индивидуальна. 

      Наряду с  аппликатурой, фразировкой, штрихами для художественного 

выражения  сочинения  чрезвычайно,  велика  роль  движения  меха.  В  работе над  интонированием  важны  правильно  подобранная  аппликатура,  штрихи,  фразировка,  динамика,  движение  и  смена  меха.  Главное  в  данной  работе  –  логика интонирования. Обязательно нужно добиваться с учеником характера  исполняемой  пьесы,  поощряя  эмоциональную  сторону  этого  процесса.  В  процессе  работы  над  интонированием  на  любом  этапе  обучения  следует  закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ученика  понимать  и  чувствовать  исполняемую  музыку.  Добиваться  этого  помогает тщательно  подобранные  упражнения  и  репертуар,  который  учитывает  все  сложности         обучения        интонированию.           

Вся     совместная работа       учителя и ученика         над интонированием  в  произведении  направлена  на  то,  чтобы  оно  выразительно звучало  при концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же    время     глубоко      продуманное         исполнение,        завершающее         работу     над  произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда  может оказаться и крупным достижением, своего рода  творческой вехой  на  определенной ступени обучения. 

 

Список литературы: 

 

Б.В.  Асафьев.  «Музыкальная форма как процесс». М., 1986.

В.В.Крюкова. «Музыкальная педагогика». М., 2004.

Ф.Р.Липс. «Искусство игры на баяне». М., 2006.

Б.С.Егоров. «Баян и баянисты». М., 1986.

Добавлено: 09.02.2017
Рейтинг: 8.7214285714286
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+