Личный кабинет

Последовательная работа над гаммами в освоении фортепианной техники в детской музыкальной школе.

Игра гамм на разных этапах обучения.


Изучение гамм начинающими обучение учениками. Способы работы над гаммами. Ошибки в изучении гамм и их устранение.

Последовательная работа над гаммами в освоении фортепианной техники в детской музыкальной школе.

 

Я, Третьякова И.Н., работаю преподавателем по классу фортепиано около 30 лет. В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы над гаммами, так как иногда сталкиваюсь с тем, что некоторые преподаватели не всегда подходят к их изучению последовательно. От этого некоторые учащиеся отстают в техническом плане, часто чувствуется зажатость.

Работу над гаммами необходимо начинать с предварительной подготовки: развитие самостоятельности первого пальца, укрепление слабых 4-го и 5-го пальцев, гибкости кисти, ловкости всей руки. Раннее их исполнение не продвинет технически детей. Изучению гаммам отводится несколько важных функций – овладеть формулами фортепианной техники; познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто - квинтовый круг тональностей; познакомиться с аппликатурными формулами; выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

Изучение гамм можно сделать интересным и увлекательным занятием. Сначала важно свободно научиться исполнять гаммы от любого звука, в любой тональности, а для этого стоит поначалу играть их двумя руками поочерёдно: четыре первых звука - левой рукой, четыре следующих - правой. Можно добавить к гамме заключение в виде нисходящего трезвучия пятой ступени. Так переходим на следующую по квинтовому кругу гамму и играем, таким образом, все 12 тональностей. Так же исполняем и минорные гаммы. Начинать работать над гаммами лучше в следующем порядке: хроматическая гамма, расходящаяся гамма, короткие арпеджио, аккорды. Это потому, что мышцы ладони ребёнка ещё не могут обеспечить растяжение необходимое для более сложных элементов. Гамма проста по своей структуре, подкладывание первого пальца совершается в тесной позиции, первый палец используется много раз и почти всегда после чёрной клавиши, что облегчает подкладывание, ловкость и гибкость большого пальца.

 Далее играем гамму одной рукой группой из трёх нижних нот и четырёх верхних нот. Перекладывание кисти через первый палец - движение естественно. Подкладывание пальца происходит сложнее. Учиться подводить первый палец под ладонь можно без рояля, перевернув руку ладонью вверх и медленно вести первый палец к пятому, а затем, отводя его обратно. Если учащийся подкладывает первый палец неумело, то случаются погрешности. Бывает, что при взятии клавиши первым пальцем, запястье резко идёт вниз. Нарушается ровность в звучании. Чаще всего случаются следующие ошибки: первый палец подкладывают слишком рано, в последний момент или кисть при подкладывании остаётся неподвижной, а первый палец продвигают под неподвижную ладонь. Так что основная причина толчков, неровности игры - плохая подвижность и напряжённость первого пальца. Чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо развивать его ловкость и лёгкость, подкладывать его незаметно и готовить заранее, не меняя уровня кисти. При смене позиции кисть переносится через первый палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Первый палец не должен занимать слишком низкого положения. Существует множество упражнений на подкладывание и перекладывание пальцев, ими начинается систематическое изучение гамм. Полезно поиграть упражнение, беря предыдущую и последующую за первым пальцем клавишу и обратно, сохраняя правильную аппликатуру.

 Есть смысл начинать игру диатонических гамм с си, ре бемоль, фа диез мажоров, поскольку игра идёт на чёрных клавишах, под сводом руки оказывается больше места, а значит - свободы для подведения первого пальца под ладонь. Рука принимает здесь естественное положение. Минорные гаммы следует учить почти одновременно с мажорными гаммами. При быстром темпе исполнения гамм, спокойное подведение первого пальца под ладонь тормозит игру. В таком случае надо пользоваться методом позиционной игры, то есть быстрым переносом в новую позицию всей руки.

Аппликатура гамм и арпеджио складывается в типовые формулы, которые надо понять и усвоить. По нотам гаммы играть не следует. Прибегать к такому пособию, где выставлена аппликатура нужно только, как к справочнику. Поэтому необходимо познакомить детей с общими правилами, которым подчиняется аппликатура гамм, - их всего два: первое - применять первый палец на чёрных клавишах запрещается, второе – в пределах одной позиции пальцы следуют друг за другом без пропуска. Пользуемся совсем простой формулой: 3+4 или 4+3, помня два правила.   Играя гаммы, сначала надо научиться соблюдать ритмическую и звуковую ровность. Затем исполнять её в разных темпах, с постепенным ускорением или замедлением, пальцевым или кистевым staccato, legatissimo, crescendo и diminuendo, forte и piano, помнить о выразительности звучания. Наряду с артикуляционными, динамическими, темповыми вариантами при работе над гаммами полезно применять и ритмические варианты, например исполнение с остановкой на тонике, в пунктирном ритме, контрапунктические гаммы, когда на один звук в партии одной руки приходится от двух, трёх звуков в другой партии. В старших классах полезно поиграть гаммы, исполняемые так, что между партиями обеих рук образуются всевозможные, поли ритмические сочетания. Играя такие гаммы, повышается ритмическая точность исполнения.

Начинать играть гаммы в терцию, дециму, сексту лучше тогда, когда уже хорошо выучена соответствующая гамма в октаву. Эти разновидности гамм полезны и для развития слуха.

 Прежде чем играть гаммы двойными нотами, стоит поработать над подготовительными упражнениями. При игре гамм терциями активная работа независимых пальцев может вызвать утомление и напряжение мышц руки, поэтому время от времени стоит упражняться во взятии терций весом всей руки.

Перед игрой арпеджио и аккордов стоит работать над подготовительными упражнениями. Арпеджио изучается параллельно с игрой аккордов. Это поможет освоить их структуру. С младшими учащимися можно играть трезвучные аккорды, т.к. их мышцы ладони ещё не могут обеспечить растяжение, необходимое для этого. Надо помочь ученику ощутить участие крупных мышц и внимательно следить, чтобы не поднимались плечи. Закрепить такую игру аккордов можно, попросив ребёнка аккомпанировать в ансамблях повторяющимися аккордами. Аккорды по четыре звука играют более взрослые ученики. Основная функция руки и пальцев брать различные предметы. Пальцы активно «берут» аккорд и так же естественно. Необходимо ощутить весомую, тяжёлую руку при эластичном запястье и следить за его состоянием. Оно не должно подниматься. Можно проверить другой рукой насколько оно пружинит. Важно, чтобы при смене аккордов пальцы вели руку, а не наоборот.

Короткие арпеджио по четыре, а для начинающих по три звука сначала можно поиграть с остановками на основном тоне каждого следующего построения, затем без остановки. Эти арпеджио играют, предварительно открыв ладонь и пальцы. Необходимо следить, чтобы пальцы не «вязли» в клавише. Одновременно можно работать над ломаными арпеджио. Они играются вращательным движением предплечья.

При игре длинных арпеджио опять идёт подкладывание и перекладывание пальцев, но делать это сложнее т.к. первому пальцу необходимо дотягиваться до отдалённых клавиш. Здесь также надо вводить предшествующие упражнения. В игре этих арпеджио тоже должна звучать ровная мелодическая линия. Чтобы выровнять звук, полезно учить длинные арпеджио трезвучия с лёгкими пальцевыми акцентами на каждом первом из четырёх звуков.

Постепенно в работу вводим арпеджио уменьшённого септаккорда, как наиболее удобное для детей, при игре которого в руке неизменно сохраняется ощущение малой терции. После того как закрепится этот навык игры можно начать работу над длинным арпеджио доминантсептаккорда. Здесь неоднородность интервальных шагов вырабатывает у учащихся быстроту реакции, координированность движений. Это арпеджио полезно для развития растяжений: здесь употребляются все пальцы подряд, и интервал терция может попасть на последовательность из третьего и четвёртого пальцев. По мере ускорения темпа игра с тщательным подкладыванием первого пальца сменяется позиционной игрой.

При освоении гамм неумение услышать свою игру, ведёт учащихся к таким распространённым ошибкам, как передерживание пальцев на клавишах, запоздалое их снятие, ритмическая и звуковая неровность и т. д. Вслушиваясь в свою игру, необходимо поработать над активностью пальцев. Полезно поупражняться в артикуляции нон легато и стаккато. Особенно эффективна в таких случаях игра гамм в терцию. Ровности в ритмическом отношении поможет здесь вслушивание в звучание и игра по дуолям, триолям, квартолям, квинтолям с лёгким пальцевым акцентом на первой доле каждого ритмического рисунка. Часто ритмическая неровность проявляется в несовпадении движений рук, т.е. «кваканье». Чаще всего в этом случае левая рука развита меньше правой руки и немного отстаёт. В этом случае тоже лучше поучить с лёгкими пальцевыми акцентами. Полезно поиграть гаммы скрещенными руками, поменяв их местами. Можно представить, что левая рука – ведущая, и играть её немного громче. Небезрезультатно будет поучить гамму с отставанием правой руки в синкопированном ритме, причём начинать исполнение должна именно левая рука. Чтобы преодолеть тряску рукой на каждой ноте в исполнении, надо услышать гамму как единую мелодическую линию, ощутить её направленность к какой-либо точке. Можно поучить крещендо к верхней тонике, и диминуэндо к нижней, обязательно применив объединяющее движение руки.

У некоторых учащихся встречается неровность в звуковом отношении. Здесь тоже необходимо вслушиваться в соотношение звуков между собой, стремиться сыграть гамму на одном дыхании и более того искать целесообразные движения, особенно при подкладывании первого пальца.

Звуковая неровность чаще бывает при переходе белой на чёрную клавишу. В таком случае необходимо ставить пальцы ближе к чёрной клавише. Тогда и чёрная клавиша будет взята без ненужного акцента.

Случается у детей такой недостаток, как «вдавленные» косточки. Причиной служит слабость мышц ладони, не позволяющая удерживать её в положении «свода». Хорошим средством от этого является игра хроматической гаммы, когда косточки образуют естественный свод.

Встречаются учащиеся, которым трудно сдвинуться с медленного темпа и перейти к быстрому темпу. Их внимание направленно на движение каждого пальца в отдельности, а не на объединяющее движение, при котором охватывается множество звуков стремительно следующих друг за другом. Добавить скорость помогает переход на более лёгкое прикосновение к клавишам, стремление сыграть гамму на одном дыхании, игра с остановками на тонике, после чего все остальные ступени гаммы пробегаются в возможно более быстром темпе. В этом случае поможет приём, как постепенное увеличение количества звуков в ритмической группе при сохранении первоначально взятого пульса, т. е. игра по триолям, квартолям, квинтолям и так далее, а также играть гаммы и арпеджио с возвращениями. Сыграв в быстром темпе гамму вверх и вниз в одну октаву, подняться на две октавы, а затем спуститься на одну и т. д. Замечательный способ достичь быстрого темпа - это игра гамм в одном направлении или вверх, или вниз, когда пассаж стремиться к одной точке. Полезен приём на постепенное наращивание звуков. Переходить к игре гамм в очень быстром темпе следует лишь после того, как будет выработано их чёткое и точное исполнение в медленном и среднем темпах.

Я рекомендую заниматься гаммами с удовольствием. Изучение гамм на всех ступенях музыкального образования способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития учащихся.

Добавлено: 14.07.2017
Рейтинг: 8.6666666666667
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+