Личный кабинет

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий процесса развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала.


Основная проблема исследования заключается в том, что воспитательные аспекты музыкального образования детей через эстрадное искусство находят пока себя очень мало в современных исследованиях. Объект и предмет исследования – музыкальная деятельность и развитие в студиях эстрадного вокала.

 

 

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАЗВИТИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог высшей категории

Саркисова Анна Аркадьевна

 

 

 

 

2019

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 3

1.1. История эстрадного вокального искусства................................. 7

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Перемены, происходящие в общественно-экономической жизни России в течение последнего двадцатилетия, отразились в социальной, культурной и образовательной сферах, что отражается в смене прежних идеалов и ценностей. В современных педагогических концепциях (В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталова, Д.В. Эльконин и др.) большая роль отводится творчеству, которое становится неотъемлемой характеристикой современной образовательной среды и рассматривается как непременное условие самореализации личности. Необходимость развития общих и специальных способностей детей отражена в ряде нормативных документах, современных концепциях и национальных проектов[1]. Она также прочитывается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), который провозглашает идею «исследовательской деятельности, в самостоятельном и с помощью взрослых изучении окружающего мира ребенком»[2].

Степень изученности проблемы. В жанре эстрадного исполнительства – весьма обширной, и чрезвычайно разнородной по характеру и эстетическому уровню области музыкального творчества используются те же выразительные средства, что и в классической музыке. Философский аспект педагогики искусства рассматривался ещё в работах Сократа, Платона, Аристотеля; в немецкой классической философии - И. Кант, Г. Гегель, в русской философии ХХ века - Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.И. Иванов, П.А. Флоренский и многие другие. В исследованиях зарубежных ученых (М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Е.П. Торренс) и отечественных просветителей (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарёв, Б.М. Теплов) последовательно раскрывались аспекты сущности творческого процесса и выявлялись возможности развития творческих способностей детей. Как одна из самых интересных и глобальных идей, мысль о взаимообусловленности музыкального, интеллектуального и творческого развития личности прослеживается в трудах П.П. Блонского, Н.Я. Брюсовой, А. Дистервега, Д.Б. Кабалевского, Я.А. Каменского, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Г. Фихнера, К. Штумпфа, Б.М. Яворского и других исследователей, которые указывают на особую роль музыки в формировании личности ребенка.

Основная проблема исследования заключается в том, что воспитательные аспекты музыкального образования детей через эстрадное искусство находят пока себя очень мало в современных исследованиях. В настоящее время в процессе обучения эстрадному пению детей, со стороны педагогов более старшей формации, к сожалению, не находится достаточного внимания к актуальности и насущности этого направления. Зачастую эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая музыка», то есть - лёгкая для восприятия, общедоступная. Можно наблюдать, что в современных школах всё ещё остаются дети, не умеющие петь, которых зачисляют в разряд «бесслухих», музыкально неспособных, безнадёжных с точки зрения музыкального развития. На таких детей учителя, как правило, не обращают должного внимания. Зачастую им рекомендуют помолчать во время пения, хотя, как известно, музыкальные способности развиваются именно в активной деятельности, в данном случае – певческой деятельности. Эта позиция опирается на теорию врождённых способностей и отрицает огромную роль музыкального воспитания в развитии музыкальных способностей у всех детей без исключения, в том числе и развитии музыкальных способностей средствами певческой деятельности. Невнимание к отстающим в музыкальном развитии детям ведёт к тому, что они теряют всякий интерес к пению и в результате становятся серьёзной помехой для продвижения в музыкальном развитии всего класса в целом. Указанные недостатки послужили основой для более тщательного и взвешенного подхода к формулировке темы данного исследования.

Объект исследования – музыкальная деятельность учащихся в студиях эстрадного вокала.

Предмет исследования – развитие музыкальных способностей учащихся в студиях эстрадного вокала.

Гипотезой исследования является опытное предположение о том, что эффективность развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала будет зависеть от способа выработки и интенсификации педагогом интегративного комплекса образовательных мер, связывающих специфику и различия подходов в обучении академическому и эстрадному вокалу в единую методологическую систему. Подобный единый интегративный комплекс последовательно выявляет себя в следующей иерархии:

–    музыкальные способности рассматриваются как индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им музыкальной деятельности различного рода;

–    возрастная специфика развития музыкальных способностей рассматривается через новообразования детей младшей, средней и старшей групп;

–    возможности эстрадного пения в аспекте развития музыкальных способностей учащихся проявлены в художественности и образности, в предельной ясности, простоте и доступности музыкального языка музыкальных произведений.

В системе педагогических средств, обеспечивающих наибольшую эффективность, интегративный образовательный комплекс развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала выявляет себя через ряд используемых методов. Среди них в качестве наиболее приоритетных выдвигаются: воспитание базовых (академических) основ вокального звукообразрования и звукоизвлечения, метод импровизации, метод моделирования художественно–творческого процесса, система творческих упражнений–попевок, игровые методы и другие.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий процесса развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущностные характеристики музыкальных способностей.
  2. Обосновать возрастную специфику развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала младшей, средней и старшей групп.
  3. Определить возможности студии эстрадного вокала в развитие музыкальных способностей учащихся.
  4. Определить систему педагогических средств, обеспечивающую развитие музыкальных способностей учащихся в студиях эстрадного вокала.

Практическая ценность заключается в том, что результаты исследования могут применяться в общеобразовательных учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного музыкального образования детей, имеющих студии эстрадного вокала.

Структура и объем выпускной квалификационной работы определены логикой и материалами выполненного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. История эстрадного вокального искусства

 

Согласно словарным определениям, слово «эстрада» (от латинского «strata») означает – «настил, помост, возвышенность, площадка»[3]. Наиболее полное, отвечающее задачам исследования, определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н. Ушакова: «Эстрада – это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики»[4].

Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от французского estrade – «вид искусства, включающий малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка, пантомимы и др. В концертах - отдельные законченные номера, объединённые конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX века»[5].

Эстрадное искусство своими корнями уходит в до-античное и античное прошлое, являясь одним из наиболее популярных видов массового искусства Древнего Египта и Древней Греции, а также отчасти находившего себя в массовых празднествах среди народов Передней Азии, Месопотамии, Вавилона и Персии. Несмотря на тесное взаимодействие эстрады с другими видами искусств, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является –профессиональная законченная постановка. Высоко оценивая необходимость тщательной и оригинальной проработки эстрадного номера - постановки, Н. Смирнов–Сокольский через метафорически - смысловую параллель обращался к постановке как к живому и важному субъекту сценического мира: «Его Величество номер»[6].

Постановка, номер – маленький спектакль одного или нескольких артистов, построенный по определенным законам. Как основа, в нём всегда присутствуют - со своей завязкой, кульминацией и развязкой (окончания!). Важнейшей Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица (прямой диалог) или от персонажа (обобщённый диалог).

Совершая попытку ретроспективного исторического обзора, мы видим, что еще со времен античной комедии, средневекового искусства бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии, в искусстве эстрадного номера сложилась устойчивая форма прямого обращения артиста к зрителям. Это, во-первых, позволяло сохранять интригу неожиданного развития событий, во-вторых, убирало условную «рампу» между зрителем и исполнителем. Вследствие этих условий сохранялось активное привлечение внимание к постановке, что и позволяло номеру стать непосредственным участником действия. Эстрада тесно связана с массовым сознанием, с бытом, фольклором, традициями. Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок невоспитанному вкусу. Для того чтобы не пересечь грань пошлости артисту необходимо развитие особых свойств его истинного таланта: вкус и чутьё (чуткость к необычному и красивому).

Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. С.С. Клитин  предлагает классификацию эстрадных номеров  по признакам на четыре группы[7]. К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико–хореографические, смешанные, «оригинальные» номера.

На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del–arte (театр масок) XVI– первой половины XVII века. Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера.

В XVIII веке на сцене появляются комическая опера и водевиль. Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.

К середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально – «малая опера»): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850 году. Отцом французской оперетты, и всего жанра оперетты, считается Жак Оффенбах (1819–1880).

Эстрада тесно связана с массовым сознанием, с бытом, фольклором, традициями. Они переосмысливаются, осовремениваются, «эстрадизируются» в зависимости от господствующих общественных  и политических  норм. Разные формы эстрадного вокального и сценического творчества реализуют себя как развлекательное времяпровождение. 

В Англии пабы (общественные публичные заведения) возникли в XVIII веке, стали прообразами мюзик-холлов (музыкальных залов). Пабы стали местом развлечения широких демократических слоёв населения.

В отличие от аристократических салонов, где звучала преимущественно классическая музыка, в пабах – в сопровождении фортепиано исполнялись песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, демонстрировались сцены из популярных спектаклей, состоявших из имитаций и пародий. Несколько позднее, в первой половине XIX века, устойчивую форму получили кафе-концерты (во Франции -  кафе-шантаны), первоначально представлявшие собой литературно–художественные кафе, где выступали со своими импровизациями поэты, музыканты, актёры. В различных модификациях они распространялись по всей Европе и стали называться кабаре (кабачок).

Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок невоспитанному вкусу. Для того чтобы не пересечь грань пошлости артисту необходимо развитие особых  свойств его истинного таланта:  вкус и чутьё (чуткость к необычному и красивому).

Позже (19-20 вв.) становится необходимым включение режиссерского видения, для того, чтобы отдельная постановка вписывалась в общую концертную программу. Из отдельных эстрадных номеров режиссёр формировал программу, что также являлось сильным выразительным средством. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от различных видов художественного творчества и зажило самостоятельно, что привело к рождению искусства варьете.

Искусство варьете тесно связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие развития действия (основной драмы) характерны и для большого представления ревю (от французского – «обозрение»). Отдельные части ревю связаны общей исполнительской и общественной идеей. Как музыкальный драматический жанр ревю сочетает в себе элементы кабаре, балета и варьете. В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец.

Суммируя вышеперечисленные условия, их удобно представить, как модификации варьете в следующем виде:

  • варьете из отдельных номеров;
  • варьете-спектакль;
  • танцевальное кабаре;
  • ревю;
  • вокально–оркестровые номера.

В XX веке ревю превратилось в пышное развлекательное представление. Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу.  В России и странах бывшего СССР эстрадное искусство развивалось отчасти в городском романсе, театре, городском уличном фольклоре и деревенских частушках, в киноискусстве. Эти формы позже нашли себя и в академическом театре. С развитием звукового кино (конец 30­–х годов) стали появляться советские комедии с участием Л. Утесова, многие из которых до сих пор популярны и в наше время. Активно жанр эстрадной песни развивался и продолжал свое развитие в творчестве И.О. Дунаевского, В.П. Соловьего–Седого, А.Н. Цфасман, П.К. Аедоницкий, А.Н. Новиков. Развивается жанр советской мелодрамы (М. Таривердиев, Р. Щедрин), а также жанр массовой песни (А.Н. Пахмутова, Н.В. Богословский, Дм. и Дн. Покрасс, Ян Френкель). Большим достижением для российского музыкального образования явилось открытие эстрадно­–вокальных факультетов в высших и средних музыкальных образовательных учреждениях. Так, например, в 1998 был открыт факультет «Эстрадно-джазового пения» на базе НОУ ВПО «Институт современного искусства» (основатель заслуженный артист России В.Х. Хачатуров); кафедра эстрадного искусства, основанная в 1968 г. народным артистом СССР, профессором И.Г. Шароевым в ГИТИСе; Кафедра эстрадно-джазового пения ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки им. Гнесеных», которая начала свою работу в 1984 году под руководством Народного артиста СССР И.Д. Кобзона.

Детские эстрадные коллективы в последнее время пользуются популярностью, так как являются прекрасным способом помочь ребёнку развить сценические навыки ­ выступление перед публикой не всегда простая задача. Педагог поможет ребёнку не только адаптироваться в коллективе и на сцене, но также развить слух, музыкальную память и голос.

Музыкальная эстрада включает в себя разные жанры музыки: песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. В XX веке эстрада обогатилась за счёт джаза и популярной музыки. Таким образом, эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о том, что его развитие не только не стоит на месте, но и представляет большой интерес для практического освоения и теоретического изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] «Закон об образовании РФ» и Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» нацеливают на «формирование базиса личностной культуры человека, основанной на осознанном и творчески-преобразующем отношении к окружающему миру».

[2] Гоник И.Л., Фетисов А.В. (сост.) и др. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС.

[3] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И.Ожегов; под. ред. Н.Ю. Шведовой. — 20-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1988. - 748 с.

[4] Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2.

[5] Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. A.M. Прохоров. — 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1600 с; Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. - М.: ИНФРА ,1997,- 574 с.

[6] Смирнов-Сокольский Н. Рассказы о книгах.  Издательство: М., Книга, 1977.  449 с.

[7] Клитин С.С. Эстрада и современность // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1968

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Перемены, происходящие в общественно-экономической жизни России в течение последнего двадцатилетия, отразились в социальной, культурной и образовательной сферах, что отражается в смене прежних идеалов и ценностей. В современных педагогических концепциях (В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталова, Д.В. Эльконин и др.) большая роль отводится творчеству, которое становится неотъемлемой характеристикой современной образовательной среды и рассматривается как непременное условие самореализации личности. Необходимость развития общих и специальных способностей детей отражена в ряде нормативных документах, современных концепциях и национальных проектов[1]. Она также прочитывается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), который провозглашает идею «исследовательской деятельности, в самостоятельном и с помощью взрослых изучении окружающего мира ребенком»[2].

Степень изученности проблемы. В жанре эстрадного исполнительства – весьма обширной, и чрезвычайно разнородной по характеру и эстетическому уровню области музыкального творчества используются те же выразительные средства, что и в классической музыке. Философский аспект педагогики искусства рассматривался ещё в работах Сократа, Платона, Аристотеля; в немецкой классической философии - И. Кант, Г. Гегель, в русской философии ХХ века - Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.И. Иванов, П.А. Флоренский и многие другие. В исследованиях зарубежных ученых (М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Е.П. Торренс) и отечественных просветителей (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарёв, Б.М. Теплов) последовательно раскрывались аспекты сущности творческого процесса и выявлялись возможности развития творческих способностей детей. Как одна из самых интересных и глобальных идей, мысль о взаимообусловленности музыкального, интеллектуального и творческого развития личности прослеживается в трудах П.П. Блонского, Н.Я. Брюсовой, А. Дистервега, Д.Б. Кабалевского, Я.А. Каменского, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Г. Фихнера, К. Штумпфа, Б.М. Яворского и других исследователей, которые указывают на особую роль музыки в формировании личности ребенка.

Основная проблема исследования заключается в том, что воспитательные аспекты музыкального образования детей через эстрадное искусство находят пока себя очень мало в современных исследованиях. В настоящее время в процессе обучения эстрадному пению детей, со стороны педагогов более старшей формации, к сожалению, не находится достаточного внимания к актуальности и насущности этого направления. Зачастую эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая музыка», то есть - лёгкая для восприятия, общедоступная. Можно наблюдать, что в современных школах всё ещё остаются дети, не умеющие петь, которых зачисляют в разряд «бесслухих», музыкально неспособных, безнадёжных с точки зрения музыкального развития. На таких детей учителя, как правило, не обращают должного внимания. Зачастую им рекомендуют помолчать во время пения, хотя, как известно, музыкальные способности развиваются именно в активной деятельности, в данном случае – певческой деятельности. Эта позиция опирается на теорию врождённых способностей и отрицает огромную роль музыкального воспитания в развитии музыкальных способностей у всех детей без исключения, в том числе и развитии музыкальных способностей средствами певческой деятельности. Невнимание к отстающим в музыкальном развитии детям ведёт к тому, что они теряют всякий интерес к пению и в результате становятся серьёзной помехой для продвижения в музыкальном развитии всего класса в целом. Указанные недостатки послужили основой для более тщательного и взвешенного подхода к формулировке темы данного исследования.

Объект исследования – музыкальная деятельность учащихся в студиях эстрадного вокала.

Предмет исследования – развитие музыкальных способностей учащихся в студиях эстрадного вокала.

Гипотезой исследования является опытное предположение о том, что эффективность развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала будет зависеть от способа выработки и интенсификации педагогом интегративного комплекса образовательных мер, связывающих специфику и различия подходов в обучении академическому и эстрадному вокалу в единую методологическую систему. Подобный единый интегративный комплекс последовательно выявляет себя в следующей иерархии:

–    музыкальные способности рассматриваются как индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им музыкальной деятельности различного рода;

–    возрастная специфика развития музыкальных способностей рассматривается через новообразования детей младшей, средней и старшей групп;

–    возможности эстрадного пения в аспекте развития музыкальных способностей учащихся проявлены в художественности и образности, в предельной ясности, простоте и доступности музыкального языка музыкальных произведений.

В системе педагогических средств, обеспечивающих наибольшую эффективность, интегративный образовательный комплекс развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала выявляет себя через ряд используемых методов. Среди них в качестве наиболее приоритетных выдвигаются: воспитание базовых (академических) основ вокального звукообразрования и звукоизвлечения, метод импровизации, метод моделирования художественно–творческого процесса, система творческих упражнений–попевок, игровые методы и другие.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий процесса развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущностные характеристики музыкальных способностей.
  2. Обосновать возрастную специфику развития музыкальных способностей учащихся в студии эстрадного вокала младшей, средней и старшей групп.
  3. Определить возможности студии эстрадного вокала в развитие музыкальных способностей учащихся.
  4. Определить систему педагогических средств, обеспечивающую развитие музыкальных способностей учащихся в студиях эстрадного вокала.

Практическая ценность заключается в том, что результаты исследования могут применяться в общеобразовательных учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного музыкального образования детей, имеющих студии эстрадного вокала.

Структура и объем выпускной квалификационной работы определены логикой и материалами выполненного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. История эстрадного вокального искусства

 

Согласно словарным определениям, слово «эстрада» (от латинского «strata») означает – «настил, помост, возвышенность, площадка»[3]. Наиболее полное, отвечающее задачам исследования, определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н. Ушакова: «Эстрада – это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики»[4].

Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от французского estrade – «вид искусства, включающий малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка, пантомимы и др. В концертах - отдельные законченные номера, объединённые конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX века»[5].

Эстрадное искусство своими корнями уходит в до-античное и античное прошлое, являясь одним из наиболее популярных видов массового искусства Древнего Египта и Древней Греции, а также отчасти находившего себя в массовых празднествах среди народов Передней Азии, Месопотамии, Вавилона и Персии. Несмотря на тесное взаимодействие эстрады с другими видами искусств, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является –профессиональная законченная постановка. Высоко оценивая необходимость тщательной и оригинальной проработки эстрадного номера - постановки, Н. Смирнов–Сокольский через метафорически - смысловую параллель обращался к постановке как к живому и важному субъекту сценического мира: «Его Величество номер»[6].

Постановка, номер – маленький спектакль одного или нескольких артистов, построенный по определенным законам. Как основа, в нём всегда присутствуют - со своей завязкой, кульминацией и развязкой (окончания!). Важнейшей Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица (прямой диалог) или от персонажа (обобщённый диалог).

Совершая попытку ретроспективного исторического обзора, мы видим, что еще со времен античной комедии, средневекового искусства бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии, в искусстве эстрадного номера сложилась устойчивая форма прямого обращения артиста к зрителям. Это, во-первых, позволяло сохранять интригу неожиданного развития событий, во-вторых, убирало условную «рампу» между зрителем и исполнителем. Вследствие этих условий сохранялось активное привлечение внимание к постановке, что и позволяло номеру стать непосредственным участником действия. Эстрада тесно связана с массовым сознанием, с бытом, фольклором, традициями. Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок невоспитанному вкусу. Для того чтобы не пересечь грань пошлости артисту необходимо развитие особых свойств его истинного таланта: вкус и чутьё (чуткость к необычному и красивому).

Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. С.С. Клитин  предлагает классификацию эстрадных номеров  по признакам на четыре группы[7]. К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико–хореографические, смешанные, «оригинальные» номера.

На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del–arte (театр масок) XVI– первой половины XVII века. Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера.

В XVIII веке на сцене появляются комическая опера и водевиль. Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.

К середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально – «малая опера»): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850 году. Отцом французской оперетты, и всего жанра оперетты, считается Жак Оффенбах (1819–1880).

Эстрада тесно связана с массовым сознанием, с бытом, фольклором, традициями. Они переосмысливаются, осовремениваются, «эстрадизируются» в зависимости от господствующих общественных  и политических  норм. Разные формы эстрадного вокального и сценического творчества реализуют себя как развлекательное времяпровождение. 

В Англии пабы (общественные публичные заведения) возникли в XVIII веке, стали прообразами мюзик-холлов (музыкальных залов). Пабы стали местом развлечения широких демократических слоёв населения.

В отличие от аристократических салонов, где звучала преимущественно классическая музыка, в пабах – в сопровождении фортепиано исполнялись песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, демонстрировались сцены из популярных спектаклей, состоявших из имитаций и пародий. Несколько позднее, в первой половине XIX века, устойчивую форму получили кафе-концерты (во Франции -  кафе-шантаны), первоначально представлявшие собой литературно–художественные кафе, где выступали со своими импровизациями поэты, музыканты, актёры. В различных модификациях они распространялись по всей Европе и стали называться кабаре (кабачок).

Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок невоспитанному вкусу. Для того чтобы не пересечь грань пошлости артисту необходимо развитие особых  свойств его истинного таланта:  вкус и чутьё (чуткость к необычному и красивому).

Позже (19-20 вв.) становится необходимым включение режиссерского видения, для того, чтобы отдельная постановка вписывалась в общую концертную программу. Из отдельных эстрадных номеров режиссёр формировал программу, что также являлось сильным выразительным средством. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от различных видов художественного творчества и зажило самостоятельно, что привело к рождению искусства варьете.

Искусство варьете тесно связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие развития действия (основной драмы) характерны и для большого представления ревю (от французского – «обозрение»). Отдельные части ревю связаны общей исполнительской и общественной идеей. Как музыкальный драматический жанр ревю сочетает в себе элементы кабаре, балета и варьете. В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец.

Суммируя вышеперечисленные условия, их удобно представить, как модификации варьете в следующем виде:

  • варьете из отдельных номеров;
  • варьете-спектакль;
  • танцевальное кабаре;
  • ревю;
  • вокально–оркестровые номера.

В XX веке ревю превратилось в пышное развлекательное представление. Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу.  В России и странах бывшего СССР эстрадное искусство развивалось отчасти в городском романсе, театре, городском уличном фольклоре и деревенских частушках, в киноискусстве. Эти формы позже нашли себя и в академическом театре. С развитием звукового кино (конец 30­–х годов) стали появляться советские комедии с участием Л. Утесова, многие из которых до сих пор популярны и в наше время. Активно жанр эстрадной песни развивался и продолжал свое развитие в творчестве И.О. Дунаевского, В.П. Соловьего–Седого, А.Н. Цфасман, П.К. Аедоницкий, А.Н. Новиков. Развивается жанр советской мелодрамы (М. Таривердиев, Р. Щедрин), а также жанр массовой песни (А.Н. Пахмутова, Н.В. Богословский, Дм. и Дн. Покрасс, Ян Френкель). Большим достижением для российского музыкального образования явилось открытие эстрадно­–вокальных факультетов в высших и средних музыкальных образовательных учреждениях. Так, например, в 1998 был открыт факультет «Эстрадно-джазового пения» на базе НОУ ВПО «Институт современного искусства» (основатель заслуженный артист России В.Х. Хачатуров); кафедра эстрадного искусства, основанная в 1968 г. народным артистом СССР, профессором И.Г. Шароевым в ГИТИСе; Кафедра эстрадно-джазового пения ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки им. Гнесеных», которая начала свою работу в 1984 году под руководством Народного артиста СССР И.Д. Кобзона.

Детские эстрадные коллективы в последнее время пользуются популярностью, так как являются прекрасным способом помочь ребёнку развить сценические навыки ­ выступление перед публикой не всегда простая задача. Педагог поможет ребёнку не только адаптироваться в коллективе и на сцене, но также развить слух, музыкальную память и голос.

Музыкальная эстрада включает в себя разные жанры музыки: песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. В XX веке эстрада обогатилась за счёт джаза и популярной музыки. Таким образом, эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о том, что его развитие не только не стоит на месте, но и представляет большой интерес для практического освоения и теоретического изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] «Закон об образовании РФ» и Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» нацеливают на «формирование базиса личностной культуры человека, основанной на осознанном и творчески-преобразующем отношении к окружающему миру».

[2] Гоник И.Л., Фетисов А.В. (сост.) и др. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС.

[3] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И.Ожегов; под. ред. Н.Ю. Шведовой. — 20-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1988. - 748 с.

[4] Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2.

[5] Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. A.M. Прохоров. — 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1600 с; Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. - М.: ИНФРА ,1997,- 574 с.

[6] Смирнов-Сокольский Н. Рассказы о книгах.  Издательство: М., Книга, 1977.  449 с.

[7] Клитин С.С. Эстрада и современность // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1968

Добавлено: 01.05.2020
Рейтинг: 9.5
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+