Личный кабинет

Голосовые игры и упражнения

Распевки для младшего хора на основе ФМРГ В.В. Емельянова.


Упражнения для развития голосового аппарата детей, из опыта работы. Эти упражнения с интересом выполняют обучающиеся.

«ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА» В.В. Емельянова.

Эмоциональность, яркость выступления детского хорового коллектива всегда очаровывает зрителей. За таким выступлением детей кроется кропотливая работа хормейстера. Чтобы удержать интерес воспитанников хормейстер не только тщательно продумывает каждое хоровое занятие, но находится в постоянном поиске.

 Распевка очень важная часть вокального воспитания учащихся, но кропотливая и однообразная работа над распевками уменьшает интерес младших школьников к пению. Как сделать распевку интересной? Над этим вопросом задумывался хотя бы раз каждый хормейстер. У каждого хормейстера свои пути решения этого вопроса. За годы работы с детскими коллективами у каждого хормейстера «накапливаются» много приёмов и хормейстера охотно делятся своим опытом и наработками.

Для меня найти ответ на этот вопрос помог «Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянова. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

         ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

          В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей.                Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

         «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

          Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.

Работая с младшими школьниками, я пользуюсь только фонопедическим методом В.В. Емельянова. К абстрактным голосовым играм я подобрала детские стишки, и дети 6-8 лет с удовольствием играют.

Когда с детьми говорим про регистры: НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) и высокий (тонкий) читаем стишки. НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) регистр – толстым голосом:

Скороговорка

СЛОНЫ УМНЫ, СЛОНЫ СМИРНЫ,

СЛОНЫ СПОЙНЫ И СИЛЬНЫ.

 

СЛОН

ДАЛИ ТУФЕЛЬКИ СЛОНУ.  

ВЗЯЛ ОН ТУФЕЛЬКУ ОДНУ

И СКАЗАЛ: - НУЖНЫ ПОШИРЕ,

И НЕ ДВЕ, А ВСЕ ЧЕТЫРЕ! 

Самуил Маршак

 

а вот пример для высокого (тонкого)регистра:

Мошки

Облепили лампу мошки,

Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжёте ножки!

В. Лужин

Далее примеры, где регистры НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) и высокий (тонкий) представлены в одном стихотворении

ЁЖИК И ЛИСИЦА

Бежит ёжик вдоль дорожек,

Да скользит по льдy.

ГОВОРИТ ЕМУ ЛИСИЦА:

"ДАЙ ПЕРЕВЕДУ"

Отвечает серый ёжик:

У меня две пары ножек

Сам я перейдy."

Самуил Маршак

 

Мышка или кошка?
ЖИЛ НА СВЕТЕ КОТ_КОТИШКА
ПО ПРОЗВАНЬЮ ХИТРЫЙ ТИШКА
И жила на свете мышка
по прозванью просто Мышка.
Тише, тише, тише, тишь.
В темноте крадётся Мышь.
А за нею очень тихо,
А ЗА НЕЙ КРАДЕТСЯ ТИХОН 
С. Иванов.

 

Сова и синица

У СОВЫ У СТАРОЙ

НЕ ГЛАЗА, А ФАРЫ -

КРУГЛЫЕ, БОЛЬШИЕ,

СТРАШНЫЕ ТАКИЕ.

А у птички у синички,

У синички-невелички,

Глазки, словно бусинки,

Малюсенькие.

В. Берестов

 

Тишка

С НАМИ В ДОМЕ КОТ ЖИВЕТ,

ПЕСНИ ВЕСЕЛО ПОЕТ:  

«МУР-Р-Р...», «МЯУ!»

Рядом с ним котенок Тишка.

Он совсем еще малышка:

 

Образные, конкретные примеры помогают детям быстро и легко освоить материал.

 

 

Упражнение В.В. Емельянова «Штро-бас» - хххх

Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.

 

А в реке, где много ила, "ххх",

Слышно песню крокодила "ххх".

Вот проблема! Вот напасти! "ххх" -

Все боятся страшной пасти! "ххх"

Нет у бедного друзей, "ххх".

Ищет их он много дней, "ххх".

Крокодил лишь слезы льет, "ххх",

Хриплым голосом поет "ххх"!

 

Упражнение В.В. Емельянова «Страшная сказка»

   Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

   Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

   В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста. 

   Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Ухал…», дети – «У» и наоборот.

   Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

 

Абстрактный вариант:                Конкретный вариант:

У                                                     Ухал. Охал.

УО                                                  Ахал филин:

УОА                                               Эхо слышалось в лесу:

УОАЭ                                            Звери в страхе разбежались.

УОАЭЫ                                         Песни Фили испугались.

 

 

Список литературы:

  1. В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», г. Санкт-Петербург, 1996 год
  2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб.: "Музыкальная палитра", 2005. - 47 стр. 
  3. Е.В. Калмыкова: Игровые технологии обучения в начальной школе. Издательство: Генезис, 2007 г.

 

 

Добавлено: 11.04.2019
Рейтинг: 8.45
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+