Личный кабинет

Доклад "Организация внеурочной работы в процессе реализации ФГОС"


Методические основы развития младших школьников средствами ритмики. От ритмики к танцу. Влияние ритмики и танца на развитие детей.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Методические основы развития младших школьников средствами ритмики
1.1.
Сущность ритмики…………………………………………………………4

1.2. Педагогические ориентиры организации урока ритмики

1.2.1. Три кита.........................................................................................................6

1.2.2. Методы и формы образовательной деятельности……………………..8

1.2.3. Техническое оснащение…………………………………………………...11

Глава 2. От ритмики к танцу

2.1. Влияние ритмики и танца на развитие детей………………………...13

2.1.1. Здоровьесберегающие технологии……………………………………….14

2.1.2. Основные требования к умениям учащихся……………………………..20

2.2. Оценка эффективности уроков «Ритмика и танец»…………………22

Заключение……………………………………………………………………...24

Используемая литература……………………………………………………...26

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

               Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.

       Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО является одним из основных видов деятельности общеобразовательной организации и так же,
как и учебная деятельность, направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы. Особенностями данного компонента образовательного процесса является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

       Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.

       Наравне с другими учебными заведениями страны, наша школа активно включилась в работу организации внеурочной деятельности.

       Я работаю по программе «Ритмика и танец» для 1-5 классов, которая несет в себе как художественно-эстетическую  так и физкультурно-оздоровительную направленность.

      Актуальность моей работы заключается в том, что, в наше социально-ориентированное время жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, а всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмики играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

       Также актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Движение в ритме, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов, что ведёт к общему оздоровлению организма.

       Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш.

       Новизна и оригинальность моей работы связана с нетрадиционным подходом к уроку, который от начала до конца проходит в игровой форме, что позволяет насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Основная цель:

       Создание необходимых условий для духовно-нравственного личностного роста ребенка и формирования его внутреннего мира средствами музыки и хореографии.

Задачи:

  1. формирование художественного вкуса, интереса к музыке и танцевальному искусству, приобщение к их истории и традициям;
  2. раскрытие потенциала личности средствами танцевальной деятельности;
  3. развитие музыкального слуха, памяти, ритма;
  4. формирование культуры общения, терпимости и уважительного отношения к другим детям.

       Программа, по которой работаю, является авторской и ориентирована на детей младшего школьного возраста.  В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевальная азбука, ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, игропластика.

Методы  и  приемы   традиционные: наглядный, словесный, практический.

Глава 1. Методические основы развития младших школьников средствами ритмики

«Музыка - могучий источник мысли.

 Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие ребенка».

В.А. Сухомлинский


1.1. Сущность ритмики

       Ритм является символом организованности жизнедеятельности человека. Значимость вопросов ритмического воспитания сегодня обусловлена особым вниманием. Ритм в данном случае рассматривается не только как основной элемент музыкального языка, способствующий развитию специальных свойств и качеств человека, позволяющих ему осуществлять музыкальную деятельность, но и как первооснова человеческой сущности. Это значит, что ритм, во-первых, упорядочивает связь между психологическими процессами и их внешними проявлениями, пробуждает внутреннюю активность в человеке; во-вторых, выступает в качестве механизма, позволяющего найти собственный путь вхождения в мир музыкального искусства.

       Именно с этих позиций и следует рассматривать функции урока ритмики в младшем школьном звене. Основная цель данного урока  связывается не с освоением понятий, терминов музыкального содержания, а с развитием индивидуальных свойств и качеств ребенка во взаимодействии с музыкальным искусством. Проектирование урока строится не вокруг предметного содержания, что является традиционным для образовательного процесса, а вокруг деятельности ребенка. Главное – это помочь детям почувствовать музыку в себе, ощутить ее воздействующую преобразующую силу. С этих позиций определяются педагогические задачи. Результатом деятельности педагога являются те изменения, которые происходят в ребенке. Эти изменения будут проявляться в его музыкальной культуре, в характере музыкальной деятельности, в творческом отношении к действительности. Для достижения соответствующего результата нам, педагогам, необходимо уметь проектировать, конструировать, отбирать и моделировать содержание учебного материала, знать способы взаимодействия с детьми в процессе постижения музыки.

       Ритмика – специальная дисциплина, которая  активизирует восприятие детьми музыки через движение и помогает выявить их музыкальные способности. Основная задача занятий ритмикой в начальной школе в развитии  учащихся общей музыкальности и чувства ритма.            Основоположником современной ритмики является швейцарский музыкант, педагог, композитор, музыковед Эмиль Жак – Далькроз (1865-1950). Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения.

       Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, но и  широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию.

       По мнению Далькроза, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более  живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

       А.И. Буренина рассматривает ритмику, как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

       К. Орф дополнил музыку и движения словом, разработав на основе этого тройственного союза свою концепцию музыкального воспитания детей.  Ее  стержнем  стал ритм. По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.

       Таким образом, синтез музыки, движения, слова стали основой в понятии «ритмика». Сегодня существуют различные занятия ритмикой: логоритмика, коррекционная, фонетическая, физкультурная.

 

1.2. Педагогические ориентиры организации урока ритмики

1.2.1. Три кита

       Музыка, движение и слово – эти «три кита» лежат в основе ритмики. Их триединство является исторически обоснованным явлением, в древности оно составляло синтетическую основу искусства. Синтез музыки и движения нашел свое отражение в теории воспитания Платона. В своей работе «Законы» он описывает форму этого синтеза, представляя ее как специфический вид искусства, своеобразие которого связано с выражением чувств человека.

       В общеобразовательной школе урок «ритмика и танец» входит в образовательный комплекс внеурочной деятельности и имеет художественно-эстетическую и физкультурно-оздоровительную направленность. Такие занятия помогут ребенку войти в огромный мир музыки и танца, имеющей свои правила и язык, познакомиться с ее целостным образом, почувствовать ее многогранное образное содержание.

       Музыка, движение и слово – это не сумма отдельных элементов музыкальной ритмики, а их неделимость. Такое триединство является базисным синтезом, который реализуется:

- при отборе содержания и способов его структурирования в уроке;

- при выборе методов и форм организации музыкальной деятельности детей;

- при определении цели урока.

       С первых занятий дети должны приобрести необходимые музыкально-двигательные навыки, привыкнуть внимательно слушать музыку во время движения и четко проговаривать слова. Начинать или оканчивать движение и текст нужно вместе с музыкой. Передача в движении ритма и слова сменяющихся разнохарактерных тем – ведущий метод ритмической тренировки.  Движения на ритмических занятиях могут применяться самые разнообразные: гимнастические, бытовые, танцевальные. Музыкальные произведения, подбираемые для занятий ритмикой, должны быть доступны для восприятия и соответствовать возрасту детей.

      Несколько упражнений в игровой форме:

Дети под музыку проговаривают слова

Дети выполняют движения

«Цветок»
Нежный маленький бутон,
Свёрнут туго-туго он.
Солнце луч ему протянет – 
И бутон гвоздикой станет.
И. Махонина

Дети сидят на корточках, обхватив крепко колени руками, голова опущена вниз. Медленно встают, выпрямляются, плавно поднимая руки вверх. Заканчивая упражнения, поднимаются на носки.

«Дерево»
Дерево кончается где-то в облаках,
Облака качаются на его руках.
Эти руки сильные рвутся в вышину.
Держат небо синее, звёзды и луну.
Л. Кудрявская

Дети поднимают руки вверх, качают ими. Качание усиливают, корпус наклоняют влево, вправо. С окончанием текста все замирают. Во время качания рук, следует перебирать пальцами (пальцы – листья).

«Песенка мартышки»
Лучшие качели – гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается, да-да-да!
Тот не огорчается никогда!
В. Берестов.

Играющие с началом текста слегка пружинят в коленях, руки раскачивают вперёд-назад. На слова «да-да-да», «никогда» – хлопают или прыгают.

«Мячик»
Бьют его, а он не злится,
Он всё больше веселится.
Как не странно, без битья
Нет для мячика житья!
В. Берестов

Дети имитируют игру с мячом. Они ударяют мяч об пол. Во время ударов необходимо делать какие-то движения: шаги в сторону, прыжки, подскоки вокруг себя.

       Движение является  начальным звеном в этой цепочке, т.к. необходимо подготовить тело к восприятию музыки. Тело человека Жак-Далькроз считал уникальным инструментом, отзывающимся на звуки музыки: чем совершеннее пластика движений под музыку, тем тоньше сопереживание ребенка музыкальным образам. Такие упражнения помогают не только освоить азбуку движений, но и соотносить эти движения с музыкой и словом.

 

1.2.2. Методы и формы образовательной деятельности

       Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям  можно условно разделить на 3 этапа:

    • начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению);
    • этап углубленного разучивания упражнения;
    • этап закрепления и совершенствования упражнения.

       Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное.

       Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким и понятным, желательно в зеркальном изображении.

Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.

        Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть кратким и образным, с использованием гимнастической терминологии. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.

       В случае, когда упражнение нельзя разделить на составные части, применяется  целостный метод обучения. Его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большое количество счетов. Для начального обучения упражнения используются ограничители, ориентиры. Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям.

       Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать движение, так как создают у детей особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу его сердца, нервную систему.

       Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить учащихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.

       Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - "идеомоторной тренировки". В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.

       Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

       Характерная черта ритмических занятий – большое количество заданий для коллективного выполнения, что помогает детям ориентироваться в пространстве.

       С.Л. Слуцкая, автор программы «Танцевальная мозаика», предлагает строить работу по музыкально-ритмическому обучению, имея в виду следующие направления:

Темп движений

    • Устойчивость в темпе;
    • Переключение с одного темпа на другой;
    • Постепенное ускорение или замедление темпа.

Характер и динамика движений

    • Отражение в движении характера музыки;
    • Отражение в движении динамических оттенков (форте, пиано, легато, стаккато).

Форма и фразировка

Не углубляясь в детальный анализ музыкальных форм, достаточно ограничиться различением и определением следующих элементов:

    • Часть;
    • Предложение;
    • Фраза.

Метр

    • Движение, отмечающее начало такта;
    • Вступление в движение на такт позднее своего соседа;
    • Затактовое построение;
    • Дирижерские жесты на 2/4, 3/4, 4/4.

Ритмический рисунок

    • Целая нота;
    • Половинная;
    • Четверть;
    • Восьмая, шестнадцатая.

Передача ритмического рисунка

    • Хлопками, шагами;
    • Бегом и другими движениями;
    • Соблюдением пауз;
    • Синкопированными движениями.

       Урок – одна из основных педагогических форм, в которой происходит целенаправленная встреча ребенка с музыкой; и педагогу необходимо создать условия, чтобы такая встреча состоялась. Урок должен быть пронизан творчеством как педагога, так и ребенка, но при этом оставаться уроком. Умелые педагогические действия необходимо рассматривать как главное условие воспитания творчества учащихся.

 

1.2.3. Техническое оснащение

       Используемый в танцевально-ритмической деятельности инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.

      • Флажки 3 – 4 -х цветов по числу учащихся в классе
      • Ленты разных цветов
      • Платочки разных цветов (размер 20-25 см)
      • Цветы небольшие нежных оттенков
      • Обручи легкие пластмассовые
      • Мячи среднего размера
      • Элементарные музыкальные инструменты .

       Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.

        Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия по ритмике начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.

       Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий и творческих способностей ребенка. Занятия предлагаю проводить  в форме игр-путешествий (или сюжетные занятия).

       Данные занятия помогают сплотить ребят, дают возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.   Например, дети отправляются на прогулку в лес. В лесу встречают зайца, лису, волка, медведя (образно-игровые движения), затем дети заблудились, ищут дорогу (строевые упражнения). Пришли на лесную поляну, весело хорошо в лесу (комплекс ритмопластики «Зверобика»). По дороге домой встретили волка, сову, лису (подвижная игра). Вот мы и дома, давайте вспомним, кого мы видели (упражнения в партере на гибкость: элементы йоги).

      Подражательные или имитационные образно-игровые упражнения имеют большое значение в развитии и обучении детей младшего школьного возраста разнообразным видам основных танцевально – ритмических движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. Вместе с детьми оцениваю действия исполнителей. Всегда стараюсь не пропустить, отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

        Мною собрана фонотека с записями зарубежной, современной и мультипликационной музыки. Музыкальное сопровождение на занятиях по ритмике  способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

       Осуществлен подбор упражнений и заданий развивающего характера.  Занятия по ритмике стараюсь наполнить  интересным и современным содержанием.

       Основной акцент в своей педагогической деятельности делаю на то, чтобы дети осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляя регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, используя мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания. Использую системный подход к применению разнообразных форм, средств, методов физического воспитания, которые имеют единую целевую направленность.

 

Глава 2. От ритмики к танцу

2.1. Влияние ритмики и танца на развитие детей

       Ритмика служит преддверием для занятий хореографией. Танец - это театр пластики, мимики и жеста. Язык телодвижений - самый выразительный и эмоциональный. Может быть поэтому танец - это самый массовый вид искусства.

Волшебный мир танца! Кто из нас

не восхищался этим искусством,

не испытывал той радости,

которую дарит людям танец?

 

       Танец – это искусство, такое же, как например, живопись или музыка. Согласитесь, все родители хотят, чтобы их ребёнок занимался каким-либо видом искусства. Но что делать, если душа ребёнка не лежит к музыке или рисованию? Выход есть! Ребенок должен заниматься танцами, и желательно как можно раньше. Он полюбит хореографию и будет с удовольствием танцевать. К тому же, танец можно сравнить со спортом, а занятия спортом, как известно, очень важны для правильного, гармоничного развития и становления человеческой личности. Так что, если мы хотим, чтобы наши дети занимались и спортом, и искусством, танец — именно то, что идеально подойдет.

       Мнение, что этим видом искусства должны заниматься только девочки, давно устарело. Сейчас все больше и больше  мальчиков, которые интересуются танцевальным искусством.

       В нашей школе ребята тоже любят танцевать. На уроках ритмики и танца дети танцуют и бальные, и эстрадные, и народные танцы. Любой вид танца без исключения способствует правильному физическому и психологическому развитию человека.  Вне зависимости от стиля, танец сделает ребенка выносливым, укрепит мышцы, разовьет гибкость и пластичность движений, сформирует красивую фигуру.

       Дети быстро увлекаются музыкально-пластическими упражнениями, танцевально-игровыми заданиями. Увлечённые игрой они с удовольствием учатся двигаться под музыку, правильно выполнять движения, так начинается сложная и кропотливая работа над своим телом.

 

2.1.1. Здоровьесберегающие технологии

 «Ничто так не истощает и не ослабляет человека,

как продолжительное физическое бездействие»

Аристотель.

 

       Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии.

       Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.

       Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что сегодня современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Этот факт отрицательно сказывается на здоровье детей.   

       Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что многие родители и учителя ошибочно считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если организм ребенка ослаблен болезнями и леностью и не умеет бороться с недугом?

      С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье. Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.

       Для младших школьников самым интересным и увлекательным, а главное плодотворным путём к здоровью является урок ритмики и танца.

Такие занятия реализуют все функции здоровьесберегающих технологий:

Формирующая осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства; 

Информативно-коммуникативная обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

Диагностическая заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

Адаптивная воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды;

Рефлексивная заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

       Уроки ритмики и танца имеют свою специфику. Каждое из них – это определенная «оздоровительная доза» направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». На занятиях по ритмике ребенок учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым, здоровым и сильным, уверенным в себе.      

       Регулярные занятия детскими танцами сказываются на трех сторонах развития организма:

  • Физиология
  • Психика
  • Интеллект

       Поговорим об этом подробнее…

Физиология

       Не секрет, что многие школьники страдают сколиозом и неправильной осанкой. И мы, учителя, и их родители видим, как наши дети сидят за партой. Искривление позвоночника – это бич наших детей. В таких случаях и нужно обращаться к хореографии, так как танцы способствуют формированию правильной осанки. А также лечению сколиоза и всех болезней, связанных с позвоночником. Кстати, по своему оздоравливающему воздействию танцы можно сравнить с такими видами спорта, как плавание и лыжи.

       Такие занятия улучшают ток крови, что очень полезно, особенно для школьников, которые половину своего дня проводят за партой и скованны в движениях. С помощью танцевальных движений тренируется сердечная мышца, что сокращает количество болезней сердца в будущем. Сердце танцоров способно выдерживать большие нагрузки. Так что за здоровье наших детей мы можем быть спокойны.

       Танцы для детей очень полезны для развития координации. Ребенок сможет развить это чувство, научится владеть своим телом, чувствовать его. Это способствует ловкости, активности, красивой походке, выносливости.

К тому же физическая нагрузка подобного рода способствует вырабатыванию так называемого «гормона счастья» и наши дети всегда будут находиться в отличном настроении, что, согласитесь, очень хорошо для его гармоничного развития.

Психика.

       Специалисты в области медицины давно доказали благотворное влияние танцев на физическое развитие детей. А современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Психологи полностью солидарны с медиками - танцы способствуют формированию здоровой психики.

       Легкость движений дарит легкость общения! Танцующие дети легко находят общий язык со своими сверстниками, так как их связывают общие интересы – танец. Они умеют общаться с людьми, быстро забывают про конфликты ради общего успешного выступления, легко адаптируются в новых условиях. Дети становятся более подвижными и открытыми.

       Танец требует определенного раскрепощения, уверенности в себе, что очень важно для любого человека. Ведь во время выступлений ребенку придется танцевать перед зрителями, учителями, родителями. Умение держаться на сцене перед сотнями глаз переходит в умение держаться при ответах у доски, перед коллективом класса на мероприятиях, в общении с одноклассниками. Такие дети перестают бояться публичных выступлений. Стеснение устранится само собой, ребенок полюбит свое тело и избавится от многих комплексов. Именно дети-танцоры, как правило, в подростковом возрасте не испытывают проблем с заниженной самооценкой.

       В процессе занятий дети учатся правильно воспринимать и чувствовать  музыку, что способствуют развитию фантазии и способности к импровизации. Это помогает наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие чувства как целеустремленность, трудолюбие и организованность. Танец – это способ самовыражения.  Ребенок будет меняться просто на глазах и только в лучшую сторону. Замкнутость и скрытность исчезнут сами по себе. Это идеальное лекарство от депрессий и застенчивости.

Интеллект

      Танцы развивают не только возможности нашего тела и эмоционального состояния, но и возможности мозга в прямом смысле этого слова!  Когда танцуешь, нужно одновременно следить за своими движениями, за осанкой, натянутыми стопами, слушать музыку и согласовывать свои движения  с движениями партнёра. Развивается память, причем все виды памяти:

  • визуальная – мы запоминаем порядок движения;
  • тактильная – мы запоминаем ощущения, которые испытывает тело;
  • Слуховая – мы запоминаем ритм и музыку;
  • развивается память долгосрочная, ведь то, что мы выучили на занятиях, нужно воспроизводить на следующих;
  • также развивается воображение и творческое мышление.

       Ученые из Медицинского колледжа имени Эйнштейна в Нью-Йорке доказали, что танцы благотворно влияют на развитие умственных способностей. Сочетание логики танцевальных движений и свободомыслия в импровизации оптимизирует работу обоих полушарий на 76 процентов. Даже чтение книг и отгадывание кроссвордов не дает таких результатов.

Характеристика физических методов оздоровления школьников

       Мышечная активность – обязательное условие для нормального развития организма ребёнка.

 Рациональные виды двигательной деятельности на уроке:

Вид двигательной деятельности

Физиологическая и воспитательная задача

Необходимые условия

  1. Разминка на ковриках и на середине класс

(гимнастика-партер).

Воспитание ловкости, гибкости. Качественное укрепление мышц. Удовлетворение потребности в движении.

Место, достаточное для двигательной активности. Одежда, не стесняющая движения, коврики, игрушки и пособия, побуждающие ребёнка к движениям.

  1. Музыкально-ритмические упражнения.

Воспитание музыкально- ритмических навыков. Движения более лёгкие для исполнения, но чёткие и лаконичные.

Музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать характеру и ритму движений.

  1. Художественно-образные импровизации.

Воспитание образного мышления, и артистического воплощения. Качественнее развитие эмоциональной сферы.

Выразительная музыка, позволяющая ребёнку видеть индивидуальные оттенки при исполнении роли.

4.Дыхательная гимнастика.

Формирование правильного дыхания, что положительно влияет на все системы жизнедеятельности организма.

Хорошо проветриваемый зал; одежда, не стесняющая движения.

  1. Разучивание танцев.

 

 

 

Воспитание художественно-эстетической культуры, приобщение к миру танца. Формирование умения танцевальных навыков.

Просторный кабинет с зеркалами. Музыкальный и художественный материал.

 

2.1.2. Основные требования к умениям учащихся (2  класс)

Личностные результаты

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • самовыражение ребенка в движении, танце.

Познавательные

  • понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  • организованно строиться, сохранять правильную дистанцию;
  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе.

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

Построение урока

        Каждый урок включает все виды деятельности: ритмику, игры и упражнения на ориентировку в пространстве, слушание и анализ музыки, элементы народного и классического танца, разучивание танцев. При этом необходимо умело сочетать материал из всех разделов программы. Все виды деятельности должны чередоваться не механически, а соединяться органично, подчиняясь единому педагогическому замыслу.

       Урок начинается танцевальным поклоном, который настраивает ребят на творческую работу. Затем идёт разминка, которая начинается танцевальными шагами по кругу, и продолжается на середине класса.

       В разминку входят движения направленные на разогрев мышц, начиная от ступней и заканчивая шеей и движения для постановки танцев. Затем выполняются упражнения на ковриках. Продолжительность всей разминки не должна превышать 10 минут. Сюда также входит дыхательная гимнастика.

       Следующая часть урока – развивающие игры. Теперь будет работать творческое воображение, а мышцы немного отдохнут. Ребятам предлагается создать музыкально-художественный образ. На эту игру отводится от 5 до 10 минут.

       После игры переходим к элементам народного и классического танца. Они строятся на изучении танцевальных движений и экзерсисе у станка, на середине зала.

       При прослушивании музыкальных произведений учащиеся определяют характер музыки, темп, динамику, жанр (полька, вальс, марш).

        Так мы подошли к заключительной части урока – постановке танца. Она начинается с повторения пройденного материала. Ребята повторяют ту часть танца, которую выучили на прошлом занятии, и только потом переходят к новому материалу. Урок обязательно заканчивается поклоном.

       Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания, что и музыка. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение танцевальному искусству происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку. Такие занятия смогут помочь нашим детям применять все свои творческие способности, креативное мышление, воплощать разные идеи в жизнь и не бояться проявлять себя. Они учатся быть лидерами, открытыми и инициативными людьми, то есть получают качества, которые взрослому пригодятся в любом деле.

 

2.2. Оценка эффективности уроков «Ритмика и танец»

       Эффективность занятий оценивается в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоили ли учащиеся за учебный год все то, что должны были освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения. 
       Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу. 
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят в концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.

       Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

       Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

       Результат работы, проявляется в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках,  в театрализованной деятельности, на родительских собраниях и районных мероприятиях:

  • участие в районном концерте, посвященном Дню Матери;
  • участие в районном концерте, посвященном Женскому дню 8 марта;
  • участие в районном концерте «День защитника Отечества»;
  • участие в районном вокальном конкурсе «Мы маленькие граждане Ульяновской области»;
  • выступление в областном конкурсе агитбригад к 70-летию Победы в ВОВ;
  • проведение праздничного концерта «Этих дней не смолкнет слава…».

Наличие грамот и благодарностей за активное участие учащихся в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.

Заключение

       Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.                    

Занятия ритмикой и танцем в школе – часть ее общевоспитательной работы. Это является неоспоримым помощником педагогическому коллективу школы, классным руководителям в деле эстетического воспитания учащихся. Между педагогом ритмики, учителями и администрацией школы должно быть полное взаимопонимание. Особенно тесный, непрерывный контакт необходим с учителями начальных классов, без помощи которых невозможно правильно организовать и проводить как занятия, так  и мероприятия.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.

        Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.

      Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельностей развивает  воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в школе – главная задача педагога.

       Уроки ритмики и танца способствуют не только физическому развитию, они воспитывают в детях организованность и дисциплинированность, оказывают положительное влияние на развитие художественного вкуса детей, на рост их общей культуры, а главное помогают формировать всесторонне развитую, творческую и эстетически образованную личность.

       Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.

       Танец – это средство выражения прекрасного, он дает возможность приобщить детей к культуре и искусству, научить понимать прекрасное в обычном. Даже если ребенок не собирается связывать свою жизнь с танцами и в будущем перестанет посещать занятия, положительный эффект сохранится на протяжении многих лет и даже всей жизни!

Добавлено: 17.05.2017
Рейтинг: 7.7352941176471
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+