Личный кабинет

Использование компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе


Рассмотрены методы усиления интенсивности урока, повышения мотивации учащихся, мониторинг их достижений с использованием компьютерных технологий для улучшения качества обучения. Предложены задания для уроков математики в 1-м классе, в которых компьютерные анимации рисунков из учебника используются в качестве наглядного материала, повышая мотивацию учеников, давая им возможность проводить самостоятельные действия на экране. Особенностью разработки является использование материала и методического подхода, заданного в учебнике, когда использование компьютера не формирует новую педагогическую линию, а развивает обычную учебную практику, повышая эффективность обучения школьников. "Ожившие" картинки помогают детям лучше усвоить новый материал и повышают их интерес к предмету. Представлена методика обучения школьников запоминанию таблицы умножения на основе использования компьютерных моделей. Основой методики является формирование индивидуальных заданий для каждого ученика и непрерывный мониторинг успешности запоминания учебного материала. Особое внимание уделено рациональному выбору обучающих и проверочных заданий, которые способствуют наилучшему качеству усвоения математических фактов. Использование этой методики в учебном процессе в нескольких классах обеспечило высокий уровень знания таблицы учениками. --Примечание-- Презентация использует эффекты Microsoft PowerPoint 2003. Так как в презентации использованы авторские флэш-анимации, для ее полноценного просмотра желательно установить расширение Swiff Point Player к Microsoft PowerPoint, которое позволяет вставлять флэш-ролики в презентации. Эта программа бесплатна, и ее можно скачать по адресу: http://www.globfx.com/downloads/swfpoint/ Обычно при открытии презентации необходимое дополнение устанавливается самостоятельно при согласии пользователя.

(Презентацию к докладу можно скачать по адресу:

http://classmath.ru/classmath/tatuzova.ppt  )

Татузова Анна Васильевна
Начальная школа №1702, ЗелАО, г. Москва


Первоклассники с удовольствием идут в школу 1-го сентября. Для них обучение в школе кажется чем-то загадочным и интересным. Практически все они верят в успех. Учителю важно с первых дней укрепить в них эту веру, сделать обучение доступным, занимательным, современным.
(… слайд 1 …)
Для этого могут оказаться полезными компьютерные технологии. Основная цель их применения состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
* усиление интенсивности урока
* повышение мотивации учащихся,
* мониторинг их достижений
Для решения этих задач я использую следующие направления:
* создание флэш-анимаций к учебнику;
* подготовка индивидуальных карточек для изучения таблицы умножения;
(… слайд 2 …)
Я учу детей по учебнику "Моя математика" Образовательной системы "Школа 2100". В нем много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал.
(… слайд 3 …)
Так на уроке при знакомстве с порядковыми и количественными числительными на доске демонстрируются действия с главными персонажами учебника.
(… слайд 4 …)
Под каждым изображением персонажа надо поставить карточку с моделью числа. Так дети знакомятся с понятием натурального ряда чисел. Ребята во время урока с увлечением передвигали карточки, меняли их местами. Но переставлять фигурки на доске неудобно, падают листочки, магнитики. Это отвлекает ребят.
(… слайд 5 …)
Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки, чтобы помочь детям лучше понять изучаемый  материал.
(… слайд 6 …)
Рисунки учебника были отсканированы, оживлены с помощью технологии Macromedia Flash. Учитель в данной работе продумывает методику проведения урока, определяет основные действия компьютера и учеников.
(… слайд 7 …)
На одном из следующих уроков математики ребята еще раз выполнили задание из пройденной темы, но теперь наглядный материал демонстрировался на экране через проектор с помощью компьютера. Здесь, как и раньше персонажи сначала идут в школу в одном порядке, который отображается моделями числа, а возвращаются в другом порядке. Фигурки с персонажами свободно перемещаются по желанию учителя и ученика. Ребята подобрали еще несколько возможных вариантов построения детей. «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету.
(… слайд 8 …)
Основные этапы по созданию флэш-анимации включают в себя:
* выбор тем и иллюстраций для анимации;
* определение педагогических методик их использования;
* создание флэш-анимаций;
* проведение урока;
* включение наработок в общую педагогическую копилку.
Но подготовка таких флэш-роликов довольно трудное дело. Было бы здорово, если бы вместе с учебником уже предлагался набор соответствующих электронных ресурсов. Пока же приходится их делать самостоятельно, используя внутренние резервы. Поэтому я старалась выбирать наиболее важные темы, где компьютерная демонстрация наиболее полезна. Были подготовлены флэш-анимации еще для нескольких уроков. На них ребята знакомятся с понятиями один и много, учатся писать цифру "1",
(… слайд 9 …)
изучают правила пользования линейкой, решают задачи с помощью схем. В большинстве из созданных компьютерных пособий предусмотрен интерактивный режим, ребята сами выполняют действия, используя мышку.
Всем известно как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность управлять действиями персонажей из своего учебника, они счастливы. При этом самостоятельные действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного подхода.
(… слайд 10 …)
Одна из главных задач образования – это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Желательно использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке.
(… слайд 11 …)
Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране через проектор позволяет это сделать.
На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно.
Использование компьютера, как и ранее, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей.
(… слайд 12 …)
Таким образом, применение флэш-анимаций на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа через проектор на большом экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов.
(… слайд 13 …)
Данная работа была представлена на семинарах, конференциях, размещена на сайте http://classmath.ru/classes/, откуда любой учитель может скачать понравившиеся ему элементы,
(… слайд 14 …)
участвовала в конкурсах и получила почетный диплом на конкурсе методических разработок Российского образовательного портала.
(… слайд 15 …)
Важное значение для изучения операций над числами имеет усвоение табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение ею необходимо практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера и использовать средства обратной связи.
(… слайд 16 …)
Это означает, что для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно.
(… слайд 17 …)
В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий раз.
(… слайд 18 …)
Для такой работы необходимо специальное программное обеспечение. Здесь оказали помощь ученые, которые изучают механизмы организации памяти у человека. Для них важна информация об изменениях знаний детей при изучении таблицы умножения, чтобы проверять теории построения памяти о числовых фактах. Эти исследования были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом. В работе была создана программа, которая реализует мои педагогические методики, то есть, взаимодействие учителя и компьютера при организации процесса изучения таблицы умножения. Предполагается проведение полных и выборочных проверок знаний учеников, для которых автоматически формируются карточки с проверочными заданиями.
(… слайд 19 …)
Программа содержит базу данных учеников и результатов их обучения, механизмы ввода информации и формирования карточек для различных этапов работы.
(… слайд 20 …)
Задания готовятся индивидуально для каждого ученика и примеры в них располагаются случайным образом.
В отличие от привычного представления заданий, в которых примеры следуют последовательно, и ученик может при незнании правильных ответов пересчитать результат из соседних заданий, расположение примеров в карточках случайно и приняты специальные меры по исключению соседства заданий с одинаковыми сомножителями. Кроме того, для того, чтобы исключить списывание, следует подготовить различные задания для каждого ученика. Количество вариантов должно соответствовать количеству учеников.
(… слайд 21 …)
Разработано три вида карточек.
1. Полная таблица умножения. Эти карточки используются для контроля всего процесса обучения.
(… слайд 22 …)
2. Задания для изучения неусвоенных фактов. При их выполнении ученик может заглядывать в таблицу, если не знает правильного ответа.
(… слайд 23 …)
3. Задания для текущей проверки. В этом упражнении проверяется успешность запоминания последних примеров.
(… слайд 24 …)
Давать в заданиях только те примеры, которые ученик еще не усвоил, – не лучшее решение. Запоминая новые для него факты, ребенок может забыть те, которые он еще не очень твердо запомнил. Поэтому в карточках для усвоения и текущей проверки даются как ранее неусвоенные факты, так и уже известные ребенку. Результат запоминания при этом улучшается.
(… слайд 25 …)
Методика была мной применена со школьниками моего прошлого выпуска, при обучении их таблице умножения. Ребята с удовольствием узнали о том, что карточки им готовит компьютер, и успешно работали с ними.
(… слайд 26 …)
Общие результаты работы показаны на слайде. Видна хорошая положительная динамика в уровне знаний учащихся.
(… слайд 27 …)
Для некоторых учеников эта динамика была очень высокой.
(… слайд 28 …)
Весной этого года данная методика вновь была апробирована и помогла ученикам третьих классов нашей школы. За короткий период удалось достичь значительных успехов в запоминании ими таблицы умножения.
(… слайд 29 …)
Эта работа была представлена на нескольких конференциях и была удостоена диплома на конференции «Информационные технологии в образовании».
(… слайд 30 …)
Чтобы учителя могли воспользоваться этой методикой, в сети Интернет создается ресурс для подготовки таких карточек. Его адрес http://classmath.ru/classmath/index.php. Уже можно для изучения таблицы умножения формировать задания разных видов. В скором будущем будет реализован веб-интерфейс для ведения базы знаний учеников, учета их достижений и формирования заданий – карточек, аналогичных тем, о которых было рассказано выше. Эти сервисы будут доступны любому посетителю ресурса.
(… слайд 31 …)
Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказалось успешным. Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и учителю.
(… слайд 32 …)
Работа была проведена при поддержке РГНФ (грант № 06-06-00328а)

    avatar 06.01.2011 | 22:18
    Аркадий Захаров Пользователь

    http://www.ooo245.ru/e10/update/ Здесь редактор для разработки учебных тренажеров


     

Добавлено: 07.09.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
1
Просмотров 36184
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+