Личный кабинет

Работа над гласными звуками на логопедических занятиях.


С начала школьного обучения у ребёнка формируется теоретическое отношение к речи, анализ её звукового состава и обобщения речевых наблюдений. Как показывают итоги работы учителей первых классов, за первое полугодие трудности в осознании и усвоении звуко – буквенного состава слова детьми с дефектами развития устной речи налицо. Если есть возможно

Работа над гласными звуками на логопедических занятиях.

 

 Первые проверочные письменные работы за полугодие и плачевные их результаты для отдельных учеников постоянно заставляют учителей задумываться над проблемами грамотного письма. Очень часто камнем преткновения для этих детей становится  известное специалистам психологии и педагогики явление – своеобразная глухота на гласные. По разным, не зависящим от ребёнка причинам у него в дошкольном периоде  не произошли необходимые накопления в устной речи для усвоения школьного курса русского языка.

 Речевая действительность, в частности, звуковая её форма, рано становится зоной интересов и деятельности ребёнка.

С начала школьного обучения у ребёнка формируется теоретическое отношение к речи, анализ её звукового состава и обобщения  речевых наблюдений. Как показывают  итоги работы учителей первых классов, за первое полугодие трудности в осознании и усвоении звуко – буквенного состава слова детьми с дефектами развития устной речи налицо. Если есть возможность, с фонетико – фонематическим и общим недоразвитием речи настойчиво рекомендуется помощь учителя – логопеда.

Изучение гласных на логопедических занятиях базируется на знаниях, полученных в классе на уроках русского языка. Поэтому звуки подаются для первичных  наблюдений и выводов целым блоком: основные гласные а,э,о,у,ы,и.

Чтобы гласные звуки заинтересовали детей  своим рождением и жизнью, логопед готовит их привязку к к жизни героев русской народной сказки «Теремок». Сказочные образы  превращаются учителем в посредников общения, становятся психологическим орудием для достижения общего успеха.

Сказка «Теремок»

Сказка «Теремок» в обработке А.Н.Толстого, замечательно и богато расписанная художником Т. Никитиной в наборе представляет ценное дидактическое пособие, с которого начинается путь к гласным звукам.

Рисунки на каждом развороте страниц занимают слева лист полностью.

Логопед предлагает:

- Полистайте книгу, рассмотрите рисунки.

- Будем читать по ролям.

Ведущий – логопед.

Логопед начинает читать сказку. Ведущим он будет до той поры, пока не выявиться   лидер по технике чтения среди ребят. Но пока дети читают медленно, по слогам.  При этом часто наблюдаются смешения и замены звуков, знаков, нарушения структуры слов. Огорчаемся и весело смеёмся над этим неподдающимся над словом  заюнок (зайчик).

Условная привязка шести основных гласных звуков А, Э, О, У, Ы, И к сказочному образу производится на любом занятии  представляется детям как естественное продолжение знакомства с жизнью героев теремка: лягушки, зайчика, лисы, волка, медведя и мышки.

Сказочные образы притягивают внимание детей и тем самым способствуют усвоению программного материала. Поэтому привязка  гласных звуков к персонажам сказки «Теремок» сохраняется и поддерживается не только на время изучения гласных на первом этапе, но и в дальнейшем при повторении, закреплении, применении знаний о гласных.

Кинема рта в рисунках оказывает ученикам первую помощь при освоении способа рождения гласных. Тренировочные упражнения на чёткое проговаривание гласных проводятся  путём сопряженного и отражённого их проговаривания перед зеркалом, учителем или напротив друг друга.

В упражнениях на чёткое проговаривание гласных учитель обращает внимание детей, что гласные различаются между собой и тем, как движется во рту язык.

Кинемы  рта и языка – дифференциальные компоненты артикуляции гласных звуков. Общим в способе образования гласных выделяется их голосование. Гласные – значит голосовые.

Продолжаем речевые наблюдения, направляем внимание детей на процесс голосования звуков и на органы, принимающие в голосообразовании активную роль. Включение в работу двигательных,  зрительных, мышечных и осязательных механизмов – это дидактический принцип, и следование ему лежит в основе всех занятий.

Пение на звуке, работа с наглядными пособиями, отгадывание загадок в сочетании со словом учителя входят в содержание каждого занятия по изучению звуков.

Гласные в момент образования имеют внешне выраженную вибрацию. Тактильно – вибрационная чувствительность ребёнка помогает ему накапливать собственные представления о голосе и голосовании звуков. Голосовые упражнения, активизирующие речевой слух, ведут детей к пониманию того, что гласные – это голосные звуки.

Показывая упражнения с голосом, логопед произносит звуки, как с усилением, так и с ослаблением голоса. Дети повторяют каждое упражнение отраженно и сопряженно с учителем.

  1. Усиление голоса: артикуляция – шёпот –тихо-громко.
  2. Ослабление голоса: громко-тихо-шёпот-артикуляция.

- Голосовые «струны» в покое не касаются друг друга: представьте любой струнный инструмент. Если струны не трогать, они остаются ровно натянутыми и прямыми. Стоит к ним прикоснуться, привести их в движение, как они зазвучат.

Изучение произнесения не от звука к звуку, а кинемами, входящими как составной компонент во многие звуки, позволяет учителю – логопеду блоками вносить на занятия речевые звуки.

Работа над блоком основных гласных создаёт оперативный простор для речевых наблюдений, в ходе которых можно сравнивать, группировать, обобщать, делать выводы.

Ученик, много раз слышавший «звуки мы произносим, а буквы пишем», на самом деле может не различать звук и букву. При произнесении звуков м анализе происходящих изменений в речевых органах он без труда уясняет смысл вышесказанного.

 

 

 

Добавлено: 04.04.2017
Рейтинг: 8.0125
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+