Личный кабинет

Урок словесности"«Африканские узоры в творчестве Н.С.Гумилева»

анализ стихотворения Н.Гумилева "Суэцкий канал"


Стихотворение поможет ученикам почувствовать своеобразие лирики поэта.

 

Тема: «Африканские узоры в творчестве Н.С.Гумилева»

Автор: учитель первой категории МБОУ «Новоахпердинская ООШ» Батыревского района Чувашской Республики Казакова Лариса Сергеевна

Цель урока: научить ребят чувствовать слово, думать над словом. Соприкоснуться с творчеством Н.С.Гумилева через стихотворение «Суэцкий канал».

Задачи урока:

1) образовательная: показать выразительно–изобразительные возможности языка, как средства выражения авторского замысла и авторской позиции в художественном тексте;

2) развивающая: развивать навыки лексического и языкового анализа, грамотной письменной и выразительной устной речи, выражения себя в слове;

3) воспитательная: воспитывать осознанную эстетическую ценность явлений в художественном тексте.

Ведущая технология: исследовательская деятельность (в процессе анализа текста).

Форма организации деятельности обучающихся на уроке: парная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока: Презентация по уроку, музыкальный фрагмент из мультфильма «Бармалей», запись песни Ю.Антонова «Поверь в мечту», портрет Н.С.Гумилева, видеосюжет о Суэцком канале, распечатанное стихотворение.

Работа с текстом на таких уроках проходит в 5 этапов:

1) Создание условий для восприятия текста – создание настроя. Фрагмент мультфильма, поставленный проблемный вопрос, краткая информация о связи Гумилева с Африкой. Текст читается вслух учителем.

2) Осмысление лингвистических средств создания образности текста. Ученики должны осознать изобразительно–выразительные возможности языка в тексте. На этом этапе должна раскрываться красота и удивительное богатство языка. На данном этапе находятся метафоры, эпитеты, литота и определяется их роль в тексте.

3) Заучивание текста наизусть и проведение письма по памяти. Учащиеся проверяют, насколько грамотно владеют письменной речью. Проводится разбор ошибок учащихся, языковой анализ наиболее интересных случаев грамматики.

4) Отработка навыков выразительного чтения текста. Учащиеся должны почувствовать красоту и музыкальность текста и передать интонацию текста. Это кульминация урока. Разум соединяется с чувством. Мысль текста выражается во внешней речи.

5) Проведение творческой работы на основе проанализированного литературного образца. Насколько отозвалась тема урока в душах ребят, показывают сформулированная детьми тема урока и стихи, сочиненные самими ребятами.

   Проводимые в таком русле уроки позволяют, по моему мнению, оказать мощное воздействие на чувства ученика и найти тем самым найти самый короткий путь к его душе.

ХОД УРОКА:

–Здравствуйте, дорогие ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, этим великим русским словом тех, кто находится в этом классе. Здравствуйте! Сегодня мы проведем урок словесности. Внимание на экран! (Просмотр мультика с песней «Не ходите дети в Африку гулять! –1 мин.)

–«Бармалей» в стихотворении К.Чуковского настоятельно советует детям не ходить в Африку. Понять, страшно ли на самом деле в Африке, нам поможет узнать другой известный русский поэт начала 20 столетия Николай Степанович Гумилев.

Оглушенная ревом и топотом,

Облеченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы…

–Почему поэт называет Африку своей?

–Гумилев с детства мечтал путешествовать. Играл в индейцев, разукрасил свою комнату в подводный мир. А в 20 лет тайно от родителей отправился в первое своё африканское путешествие. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся с канатом через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. За свою короткую жизнь 4 раза посетил материк. Названия многих стихов называют маршруты его путешествий : “Красное море”, “Озеро Чад”, “Сахара”, “Египет”, “Мадагаскар”, “Замбези”, “Нигер”, “Судан”. Сегодня же на уроке вместе с Гумилевым совершим заочное путешествие  по Суэцкому каналу. Какие моря соединяет Суэцкий канал?

Средиземное и Красное моря.

–Канал длиной в 160 км протекает по Египту. Послушаем отрывок стихотворения.

 

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

Стаи дней и ночей

Надо мной колдовали,

Но не знаю светлей,

Чем в Суэцком канале,

Где идут корабли

Не по морю, по лужам,

Посредине земли

Караваном верблюжьим.

Сколько птиц, сколько птиц

Здесь на каменных скатах,

Голубых небылиц,

Голенастых, зобатых!

 – В статье «Читатель» поэт пишет, что «поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель.» Чтобы тронуть душу читателя, поэт ИЩЕТ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ, ОЩУЩЕНИЙ. Попробуем понять, какими же эффективными средствами достигается подлинное ощущение красоты стихотворения.

–Как вы понимаете строки «Стаи дней и ночей Надо мной колдовали»?

–Долгое время воспоминал Африку. Эти воспоминания беспокоили его.

– Подберем синонимы к слову «колдовали».

– Обвораживали, очаровывали.

–Что испытывает человек, когда над ним колдуют?

–Испытывает воздействие волшебных сил. С ним что–то необычное происходит. Испытывает сильные эмоции.

–Как долго колдовали над ним?

–Долго – стаи дней и ночей.

После последнего путешествия Гумилева в Африку прошло 6 лет. Ни война, ни революция не смогли зачеркнуть волнующие душу воспоминания об Африке. Как называется выразительное средство языка, с помощью которого раскрывается данная мысль?

–Метафора.

–Объясните, пожалуйста, выражение «где идут корабли караваном верблюжьим».

–Корабли идут, как караван верблюдов в пустыне.

–Какое выразительное средство применил поэт для описания картины канала?

–Метафору.

–У Гумилева корабли идут. Как они могут идти? А, может, правильнее будет сказать плывут?

–Плавать – держаться на воде, плыть – передвигаться в выбранном направлении. Ходить –слово профессиональное, систематически выполнять рейсы в каком–то направлении или определенного назначения.

Канал по сравнению с морем невелик. Как называется выразительное средство в строке «не по морю, по лужам»?

– Литота «по лужам». Литота – это образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы предмета или явления.

–Конечно, поэт сознательно преуменьшает размер канала. Почему? На какую мысль он хочет натолкнуть?

–Хоть и маленький в сравнении с морем канал, но востребованный, нужный.

–Еще какой прием использует Гумилев в первой строчке третьей строфы?

–Лексический повтор «сколько птиц, сколько птиц».

–Что хочет сказать эти повторением?

– Что он удивлен многочисленностью птиц.

–Как вы понимаете выражение каменный скат? Подберите однокоренные слова к слову «скат».

–Скат–наклонная поверхность. Кататься, скатываться…

Что подразумевает Гумилев под сочетанием «голубых небылиц»? Почему именно голубые?

–Связано с цветом воды. Птицы рассказывают небылицы.

–Какой художественный прием здесь использован?

–Метафора.

– Голубые небылицы дополняются автором как голенастые и зобатые. Как вы понимаете слово «голенастый»?

Голенастый – птицы с длинными ногами и с длинным прямым клювом (аисты, цапли, ибисы).

–От какого слова образовано слово «зобатый».

–Зоб.

–Что такое зоб?

– Зоб — расширенная часть пищевода у ряда беспозвоночных (моллюски, черви, насекомые) и у птиц, служащая для накопления, хранения, а иногда и предварительной переработки пищи.

–Что значит зобатый?

–Зобатый – с большим зобом.

А теперь напишем маленький диктант. ПРОВЕРКА СОБСТВЕННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОСОЗНАТЬ то, КАК ОН ВЛАДЕЕТ ЯЗЫКОМ.

    Заучивание текста наизусть. Проведение конкурса между рядами «Кто запомнит быстрее» и проведение письма по памяти. Двое учащихся пишут у доски. Учащиеся проверяют, поменявшись тетрадями. Проводится разбор ошибок учащихся, языковой анализ наиболее интересных случаев грамматики.

 Для справки:

Союз чем 1. Присоединяет оборот или придат. предл. со значением сравнения, сопоставления кого, чего л. с тем, о чём говорится в главном. Разговаривать громче, чем обычно. В нашем случае это сравнительный оборот.

По лужам–Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому". Обособляется после своего синтаксического аналога.

–Обособляются одиночные определения «горластые и зобатые» стоят после определяемого слова.

Грамматические задания:

–Разберите по составу слово «верблюжьи» и ответьте, есть ли в этом слове суффикс:

–Разберите по составу слово «здесь».

–Определите, какой частью речи является слово «посредине».

–Предлог. Посредине чего? (Земли)

–А теперь попробуем ощутить подлинную красоту и музыкальность русской речи. Как вам кажется, какова интонация этого стихотворения и как его нужно читать?

–Романтично, с удивлением.

–Попробуем выразить эту интонацию при прочтении стихотворения. Читают сначала все, потом по отдельности.

А теперь все стихотворение дочитаем стоя, и вы сможете представить полную картину стихотворения.

 

Виден ящериц рой

Золотисто–зеленых,

Словно влаги морской

Стынут брызги на склонах.

 

Мы кидаем плоды

На ходу арапчатам,

Что сидят у воды,

Подражая пиратам.

 

Арапчата орут

Так задорно и звонко,

И шипит марабут

Нам проклятья вдогонку.

А когда на пески

Ночь, как коршун, посядет,

Задрожат огоньки

Впереди нас и сзади;

 

Те красней, чем коралл,

Эти зелены, сини...

Водяной карнавал

В африканской пустыне.

 

С отдаленных холмов,

Легким ветром гонимы,

Бедуинских костров

К нам доносятся дымы.

 

С обвалившихся стен

И изгибов канала

Слышен хохот гиен,

Завыванья шакала.

 

И в ответ пароход,

Звезды ночи печаля,

Спящей Африке шлет

Переливы рояля.

<1918>

 Просматриваются кадры видеофильма «Суэцкий канал».

–Ну как, страшно в Африке? А что вы можете сказать о человеке, написавшем это стихотворение?

–Он очень любит Африку, восхищается ее экзотикой.

– Какую мысль автора вы почувствовали в этом стихотворении?

–Африка— необычайная, интересная, уводящая от серой скуки часть света. Мир прекрасен, если сам человек сумеет увидеть ее красоту.

 –«Не всякий может полюбить Суэцкий канал, но тот, кто полюбит его, полюбит надолго. Эта узкая полоска неподвижной воды имеет совсем особенную грустную прелесть», – писал поэт в своем «Африканском дневнике». Мне кажется, нам удалось через слово Н.Гумилева ощутить особую прелесть этого канала. Как мы назовем наш урок?

–Я бы предложила еще одно название – «Африканские узоры в творчестве Н.Гумилева». Запишем его.

–А теперь попробуем к африканским узорам Гумилева добавить и свои узоры. Н.Гумилев считал, что каждый человек может научиться писать стихи. Он создал кружок «Цех поэтов» и учил писать стихи молодых поэтов. Давайте мы тоже представим себя в этом кружке и напишем двустишие или четверостишие об Африке, продолжив строку «По Африке, по Африке буду я гулять». Зачитывают. Лучшие творения оцениваются.

–Гумилев сумел воплотить свою мечту в жизнь– путешествовать. Русское слово помогло ему выразить свои ощущения от этих путешествий. Я желаю вам поверить в свою мечту, и она непременно сбудется. Спасибо вам за ваше старание в постижении мудрого, живого, художественно выразительного русского слова.

Звучит песня Ю.Антонова «Поверь в мечту». Припев исполняют вместе.

    avatar 16.01.2017 | 15:59
    Валерий Ганузин Пользователь

    Спасибо за Н. С. Гумилева. Очень нравится его Волшебная скрипка.
    Волшебная скрипка

    "Валерию Брюсову

    Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
    Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
    Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
    Что такое темный ужас начинателя игры!

    Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
    У того исчез навеки безмятежный свет очей,
    Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
    Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

    Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
    Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
    И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
    И когда пылает запад и когда горит восток.

    Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
    И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
    Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
    В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

    Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
    В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
    И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
    И невеста зарыдает, и задумается друг.

    Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
    Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
    На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
    И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!"


     

Добавлено: 15.01.2017
Рейтинг: 7.4
Комментарии:
1
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+