Личный кабинет

Школьный литературный музей


Зачем в школе нужен литературный музей? В своей работе я попыталась ответить на этот вопрос.

«Школьный литературный музей».

Выполнен учащейся 8 класса МБОУ СОШ №73 муниципального образования город Краснодар

Гевондян Кариной

Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №73 Кудрина Анна Сергеевна

Содержание.

  1. Введение______________________________________________________________3
  2. Основная часть_________________________________________________________5
    • Этапы создания музея_____________________________________________5
    • Профили и жанры школьных музеев_________________________________7
    • Музейные формы________________________________________________10
    • Биография А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова________________________11
      • А.С. Пушкин_________________________________________________11
      • М.Ю. Лермонтов______________________________________________17
  1. Заключение___________________________________________________________26
  2. Список используемой литературы________________________________________27
  3. Приложение___________________________________________________________28
  4. Введение.

Компьютер из опасной игрушки для маленьких и средства бездумного выполнения домашних заданий для школьников можно и нужно превратить в настоящего друга и помощника ребёнка.

Одной из задач, которую можно решить при помощи компьютера, является создание школьного литературного музея.

 Такой музей обладает огромным информационным и культурным потенциалами, потому что в виртуальном пространстве могут быть представлены все экспонаты, в реальности, разбросанные по разным городам и странам.

Данная проблема актуальна, потому что даже в наш век развивающихся компьютерных технологий, не у всех есть возможность воспользоваться интернет- путешествиями по музейным залам.

Мы предлагаем аналог виртуальных музеев – школьный литературный музей, который поможет разнообразить уроки литературы и в создании, которого ребята самостоятельно смогут принять участие.

Объект исследования: музей образовательного учреждения.

Предмет исследования: организация музея в образовательном учреждении

Представляя школьный музей как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель:

Цель исследования: найти материал для создания школьного литературного музея.

  1. Разобрать теоретический материал, связанный с темой создания музея;
  2. Узнать особенности оформления стендов музея;
  3. Исследовать биографию М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина с целью создания музейных стендов.
  4. Мотивировать изучение литературы, привлекая учащихся к созданию музейных экспонатов.

Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями:

Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и продуктивной. Школьный музей более чем какой-либо другой, включён в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и учреждений.

  1. Основная часть.

Мы решили, что школьный литературный музей,  как нельзя лучше подходит для воплощения идеи приобщения школьников к изучению литературы, повышению их интереса к изучаемым произведениям.

Предлагая школьникам создать литературный музей понравившегося им литературного произведения, мы рассчитывали, прежде всего, разбудить их воображение, без которого невозможно осуществить никакую творческую деятельность. Мы были   уверены, что разработка проекта виртуального литературного музея может заинтересовать школьников и привлечь их к книге, расширить их культурный кругозор. Итак, мы предлагаем ребятам принять участие в проекте «Виртуальный литературный музей» Интереснее и легче работать, когда участниками проекта становятся ребята разного возраста, потому что они очень быстро начинают учиться друг у друга, делясь уже имеющимся у них опытом

  • Этапы создания музея.

Создание музея протекает в три этапа.

Первый этап — подготовительный. Его цель — диагностика. Мы выясняем, что знают ребята о музее, видах музея и их назначении, о специфике музейного пространства и музейной деятельности.

Второй этап, основной, — взаимодействие школьника с пространством виртуального литературного музея. Создание музея начинается с разработки его научной концепции. Для этого нужно ответить на целый ряд вопросов. Какова наша цель, зачем нужен этот музей, какие функции он будет выполнять. Необходимо, подумать и о том, какие вопросы могут возникать у посетителя музея, и как он сможет получить ответы на них. Затем пытаемся представить архитектурный облик музея и каждого зала.

Третий — заключительный этап — создание виртуального музея поддержка его функционирования в сети Интернет, обновление и дополнение экспозиции музея, контакты с посетителями.

Рассмотрим подробнее направления деятельности школьников на примере создания литературного музея по повести-сказке Владислава Крапивина «Дети синего фламинго». Она хорошо знакома многим ребятам и вызывает у них неподдельный интерес, как, впрочем, и многие другие произведения этого автора.

Первым заданием является разработка дизайнерского проекта музея и карты музея-сайта. Это поможет нам определиться с общей концепцией музея.

Коллективное обсуждение и принятие концепции литературного музея-  первый шаг проекта. Вполне естественно, что по ходу работы появятся новые идеи и интересные предложения, которые после обсуждения могут быть включены в структуру виртуального музея. В этом и заключается изюминка проекта: он всегда может быть доработан, расширен, переделан.

После того как будут определены основные тематические web-страницы музея — «Зал Автора», «Зал Героя», «Картинная галерея», «Исторический зал», «Библиотека», — ребята выбирают, над каким залом они будут работать, и в соответствии с этим распределяются на группы. Так, в задачи группы, создающей «Зал Автора», входят поиск и отбор информации о В.Крапивине и на её основе создание текста экскурсии. Можно предложить ребятам находить информацию биографического характера во вступительных статьях к его книгам. Так ребята смогут познакомиться с новыми книгами уже известного им писателя.

“Залы Героев” погружают посетителя непосредственно в мир художественного произведения. Помогают глубже понять отношения между героями, позволяют рассказать о полюбившихся персонажах. В нашем случае ребята начинают с зала главного героя повести «Дети синего фламинго» Женьки Ушакова. Какие же экспонаты могут быть представлены в этом зале? В первую очередь, портрет героя.

 «Исторический зал» в нашем случае отражает особенности художественного пространства повести-сказки, которое чётко разделено на реальное и сказочное, поэтому содержание этого зала будет раскрывать историю острова Двид. Ребята в процессе подготовки экспонатов и текста экскурсии исследуют историю остова, быт жителей, государственное устройство, составляют карту острова. Работа над этим залом откроет ребятам разнообразие музейных профессий, позволит детям на практике познакомиться со спецификой деятельности музейных работников.

Экспозиция «Картинной галереи» разнообразна по тематике — это могут быть иллюстрации художников к книге, собственные иллюстрации детей, портреты отдельных героев.

Подбор материала для раздела «Иллюстрации художников» предполагает поиск книг с иллюстрациями разных художников. При этом важно и довольно трудно отобрать небольшое количество иллюстраций из множества. Ребята учатся оценивать произведения изобразительного искусства с точки зрения соответствия концепции экспозиции, эстетической точки зрения, соответствия иллюстрации замыслу писателя.

Функция зала «Библиотека» заключается в создании экспозиции, посвящённой творчеству Крапивина. Ребята рассказывают об уже прочитанных книгах, ищут новые, делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, дают советы друг другу.

В целом работа по созданию осуществляется в тесном сотрудничестве групп.

  • Профили и жанры школьных музеев.

Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:

  • исторический;
  • естественнонаучный;
  • картинная галерея;
  • мемориальный музей;
  • технологический;
  • экологический.

Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:

  • Музей - экспозиция (выставка)
  • Музей - мастерская (студия)
  • Музей - лаборатория
  • Музей - клуб, музей - театр
  • Музей - адаптационный центр
  • Музей - экскурсионное бюро
  • Музей - игротека
  • Музей - кафе
  • Музей - ярмарка
  • Музей-экспозиция (выставка).

Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.

Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.

Музей - лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работы школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения., изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа.

Музей - адаптационный центр. Это музей с чётко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории.

Очень кратко попытаемся очертить возможности следующих трёх жанров, деятельность которых имеет не только гуманитарное значение, но и напрямую связана с новыми экономическими реалиями, поскольку может способствовать улучшению материального положения и школ, и учащихся.

Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот "продукт" образовательным учреждениям своего района. Создание такого музея возможно на основе введения в школьную программу факультатива по "Экскурсоведению"

Музей - игротека. Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продлённого дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки.

Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или ПТУ, где готовят будущих кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления была связана с историей, национальными праздниками и обычаями того или иного народа, а музейные посетители приносили радость неформального общения всем участникам.

Музей - ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям.

  • Музейные формы.

При выборе профиля и жанра школьного музея необходимо учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его деятельности, многочисленные актив и интенсивнее связь со специалистами и местным сообществом. В реальности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик профиля и жанров.

Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы:

  • Лекция;
  • Экскурсия;
  • Консультация;
  • Научные чтения;
  • Кружки;
  • Клубы;
  • Исторические и литературные вечера;
  • Встречи с интересными людьми;
  • праздники;
  • Концерты;
  • Конкурсы, викторины;
  • Исторические игры и т.д. .

 

  • Биография А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
    • А.С. Пушкин.

Одной из целей моего исследовательского проекта было создание стендов литературного музея, посвящённых А. С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову. Для этого необходимо было изучить биографию  этих великих писателей.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26мая1799 года, в Москве, а умер 29 января 1837 года, в Санкт-Петербурге — русский поэт, драматург и прозаик. Кроме Александра  в семье были еще дети Ольга и Лев. Его семья принадлежала к самой образованной части московского общества.

Родители будущего поэта, Сергей Львович и Надежда Осиповна, были людьми своего времени, наделёнными сословными достоинствами и недостатками.

К числу достоинств Сергея Львовича следует отнести его светское, во французском духе, воспитание, природную находчивость в разговорах: он любил участвовать в салонных играх, сыпать остротами, устраивать домашние спектакли. Сам писал лёгкие стихи по-французски. Эта атмосфера, по-видимому, влияла на маленького Пушкина.

Сергей Львович собрал богатую библиотеку, состоявшую преимущественно из французских книг. Юный Пушкин забирался в кабинет отца и читал запоем всё без разбора.

Важны были и многочисленные литературные связи отца: его дом посещали Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Батюшков. Связи умножались и через дядю поэта – Василия Львовича Пушкина.

И всё же Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность.

 

  1. Сообщение подготовленного ученика о матери А.С.Пушкина Надежде Осиповне Пушкиной.

Мать поэта, Пушкина Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, родилась 2 июля 1775 года. Детство и юность Надежды Осиповны прошли в Петербурге и загородном Кобрине. Надежда Осиповна получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком.

Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение. С Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна венчалась 28 сентября 1796 года в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Взаимная любовь и душевная привязанность соединили их судьбы на 40 лет.

Кроме сына Александра у Надежды Осиповны и Сергея Львовича были дети: Ольга, Николай, Лев. Другие же дети - Павел, Михаил, Платон и София - умерли в младенческом возрасте. Она, более чем муж, занималась воспитанием детей. Надежда Осиповна чрезвычайно гордилась успехами своего старшего сына Александра.

Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после её смерти "жаловался на судьбу" за то, что он так недолго "пользовался нежностью материнскою". Пушкин сам отвёз тело матери для погребения в Святогорский монастырь и выказал желание быть похороненным рядом.

Русское воспитание Пушкин преимущественно получал в подмосковном селе Захарове. Захарово было постоянным местом пребывания Пушкиных в летние месяцы; куплено оно было бабушкой  Марией Алексеевной.  Мария Алексеевна брала на себя домашние заботы, нанимала «мамзелей» и учителей, сама учила детей.

Здесь в полную силу вступали родные привычки, заботливость бабушки. Она говорила и писала на таком прекрасном, истинно народном языке, что лучшего учителя и искать не надо. Позднее, когда Мария Алексеевна присылала письма внуку-лицеисту и он показывал их Дельвигу, барон приходил в восторг от их языка. Знала бабушка и огромное множество русских сказок, былин. Поведала она тогда внуку предания и из семейной хроники Пушкиных и Ганнибалов.

Большую роль в воспитании поэта в национальном духе уже в тот период сыграла и прославленная им впоследствии в стихах няня Арина Родионовна, которая ему много сказывала о жизни.

Ижорская земля. На этой земле 10 апреля 1758 года в семье крестьянина Родиона Яковлева и жены его Лукерьи, родом из новгородских земель, родился третий ребёнок - дочь. По крещении её назвали в честь тётки Ирины. В быту же её с детства звали Ариной. С детства крестьянская дочь Арина была приучена к разнообразной работе в поле и дома. Девочка оказалась мастерицей-рукодельницей. Умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. ...Пришло время, засватали Арину Родионовну за соседского крестьянина Фёдора Матвеева. 5 февраля 1781 года в суйдинской церкви молодых повенчали. Жили они по чужим домам в крайней стеснённости и скудности около 14 лет. Имели двоих сыновей и двух дочерей. Так и доживали бы свой век... Но судьба переменилась. Арина была взята в услужение в семейство Пушкиных.

Арина Родионовна  Яковлева – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала.

Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

К драгоценным реликвиям гатчинской земли, связанным с именем великого русского поэта А.С.Пушкина, относится музей "Домик няни" в деревне Кобрино, расположенной в четырех километрах от бывшей родовой усадьбы Ганнибалов в Суйде.

С виду домик кажется совсем крошечным и малопривлекательным.   Но прочтешь скромную надпись на фасаде, и дрогнет сердце: "Здесь жила няня Пушкина - Арина Родионовна".

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта.

В 12 лет, получив зачатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта, в частности, так его именует Энциклопедия «Кругосвет», «Русский биографический словарь» и «Литературная энциклопедия». В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка (см. например, работы В. В. Виноградова), а «Краткая литературная энциклопедия» (автор статьи С. С. Аверинцев) говорит об эталонности его сочинений, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии».

Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. С другой стороны, в 1830-е (после его поэмы «Полтава») имело место и определённое охлаждение части читающей публики к Пушкину.

В статье «Несколько слов о Пушкине» (1830-е) Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет»[90]. Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал его «первым поэтом-художником России». Ф. М. Достоевский отмечал, что «в „Онегине“, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения». Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): «А Пушкин — наше всё». Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.

Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два человека:

В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II.

Н. Ф. Арендт — лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина.

Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:

…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…

Государь:

Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.

— Считается, что эту записку передал Жуковский

Николай видел в Пушкине опасного «вождя вольнодумцев» (в этой связи были предприняты меры, чтобы отпевание и похороны прошли как можно более скромно) и впоследствии уверял, что «мы насилу довели его до смерти христианской»[79], что не соответствовало действительности: ещё до получения царской записки поэт, узнав от врачей, что его рана смертельна, послал за священником, чтобы причаститься. 29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита. Николай I выполнил обещания, данные поэту.

Распоряжение Государя:

  1. Заплатить долги.
  2. Заложенное имение отца очистить от долга.
  3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
  4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.
  5. Сочинения издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.
  6. Единовременно 10 000 рублей.

По желанию жены Пушкина положили в гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. Отпевание, назначенное в Исаакиевском соборе, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам.

Тут же, по обыкновению, были и нелепейшие распоряжения. Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в Исаакиевском соборе, — так было означено и на билетах, а между тем тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. В университете получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. Я не удержался и выразил попечителю своё прискорбие по этому поводу. Русские не могут оплакивать своего согражданина, сделавшего им честь своим существованием!

— Из «Дневника» А. В. Никитенко.

После гроб спустили в подвал, где он находился до 3 февраля, до отправления во Псков. Сопровождал тело Пушкина А. И. Тургенев. В письме к губернатору Пскова Пещурову А. Н. Мордвинов по поручению Бенкендорфа и императора указывал на необходимость запретить «всякое особенное изъявление, всякую встречу, одним словом всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина»[82]. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие работы скульптора Александра Пермагорова (1786—1854).

Из четырёх детей Пушкина только двое оставили потомство — Александр и Наталья. Потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в США, Англии, Германии, Бельгии. Около пятидесяти из них проживают в России, в том числе Татьяна Ивановна Лукаш, прабабушка которой (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину.

 

  • М.Ю. Лермонтов.

Предками М. Ю. Лермонтова со стороны отца являются шотландцы Лермонты. Фамилия эта существует с 11 века. За тысячелетие она накопила более 40 написаний и происходит из Европы. Относится к фамилиям географического происхождения и имеет два корня: «Lear» и «month». Первый означает «чистая, т. е. незамутненная, вода», второй – «перемена мест, слияние, устье». Вместе же они имеют поэтическое толкование: «бегущая, струящаяся вода, которая дарит свет и вдохновение каждому, обратившему взор на ее красоту. Эта вода иногда бурно, а иногда успокоенно несет свои воды в другую водную стихию, сливается с ней, чтобы преобразиться и вновь воскреснуть».

Первое упоминание в исторических документах поселений в приграничных землях Шотландии с названием Лермонт относят к 11 в. В 1057 г., свергнув короля Макбета, шотландский трон завоевал Мальком (сын правителя, убитого Макбетом и являвшийся наследником по праву). Он щедро одарил тех, кто его поддержал, – некоторых сделал графами, других – баронами или рыцарями. Также он повелел, «чтобы те, которые носили фамилию, происходящую от какой-нибудь должности или земли, их получили и пользовались ими». Среди фамилий указаны им были Гордон, Шоу, Лермонт и др.

Рыцарь, получивший эти земли от короля, прозывался по своему владению Лермонт. Отсюда и пошел род Лермонтов.

Родоначальником русской ветви Лермонтовых стал Георг (Джордж, Юрий, Юрья) Лермонт. Родился ориентировочно в 1596 г. неподалеку от г. Сент-Эндрюс. Покинув родительский дом в Шотландии, он отправился на нелегкие заработки. Поступил наемником на службу в польское войско – в Шкотскую роту рядовым «шляхтичем».

5 сентября 1613 г. польский гарнизон, оборонявший крепость Белую (ныне г. Белый Тверской обл.), сдался русским войскам. Шкотская и Ирландская роты наемников изъявили желание перейти от поляков на службу России. И по велению избранного Земским собором молодого Михаила Федоровича Романова они были приняты в Московское войско. С этого дня Георг Андреевич верой и правой служил нашей стране.

Георг был дважды женат. От первой жены у него родились трое сыновей: Вильям, Петр и Андрей (Генрих), от второй – дочь Екатерина. Г. Лермонт был убит во время второй войны с Польшей в 1634 г. под Смоленском. Он отдал жизнь за Россию, как поклялся нашему царю. По преданию Георга похоронили у стен Авраамиева-Городецкого монастыря под Чухломой.

Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев, отставной гвардии поручик, женился в конце 1794  года в Москве на Елизавете Алексеевне Столыпиной, после чего купил «почти за бесценок» у графа Нарышкина в Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где и поселился со своей женой. Село Тарханы было основано в XVIII веке Нарышкиным, который поселил там своих крепостных из московских и владимирских вотчин из числа отчаянных воров, головорезов и  раскольников.

Михаил Васильевич Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил развлечения: выписал себе в имение из Москвы карлика,  был страстным театралом, создал в Тарханах самодеятельный театр, в котором пьесы разыгрывались "господами, некоторые роли исполнились актерами из крепостных».

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, была «не особенно красива, высокого роста, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных. Её отец несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии. В его семье было 11 детей. Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. Один из её родных братьев, Александр, служил адъютантом Александра Суворова, двое других — Николай и Дмитрий, вышли в генералы, один стал сенатором, двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестёр была замужем за московским вице-губернатором, другая за генералом.

После рождения единственной дочери Марии, Елизавета Алексеевна заболела. Вследствие этого Михаил Васильевич начал встречаться  с соседкой по имению, помещицей Мансыревой, муж которой длительное время находился за границей в действующей армии. Однажды,  во время рождественской ёлки, устроенной им для дочери, узнал о возвращении мужа Мансыревой домой, тогда Михаил Васильевич принял яд. Елизавета Алексеевна и слезинки по мужу не пролила, лишь заключила: «Собаке – собачья смерть», а потом отбыла в Пензу, не приняв участие в похоронах и поминках Михаила Васильевича. Обозлившись на бесстыдника мужа, Арсеньева сгоряча решила обрушить гнев на их общую дочь. Но, к счастью, одумалась, решив пожалеть единственного своего ребёнка. Маша стала центром её мира и смыслом жизни.

Михаил Васильевич похоронен в семейном склепе в Тарханах.

 Елизавета Алексеевна Арсеньева стала сама управлять своим имением. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания. Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной. Родители Михаила Юрьевича Лермонтова- Юрий Петрович и Марья Михайловна.

Поместье Юрия Петровича Лермонтова — Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии — находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна, которой не было ещё и 17 лет, как тогда говорили, «выскочила по горячке». Для Юрия Петровича же это была блестящая партия.

Отец поэта, Юрий Петрович, по воспоминаниям современников, «был среднего, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой, матери поэта, Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана.

 После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах, но Михаил Юрьевич родился в Москве   в ночь со 2 на 3 октября 1814 года.

 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.

Непосредственно после рождения внука бабушка Арсеньева в 7 верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь — Михайловским.

Первый биограф Михаила Лермонтова отмечал, что его мать, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Она часто играла на фортепьяно, держа маленького сына на коленях, и будто бы от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».

Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. Произошёл разрыв, после которого с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу. После смерти и похорон Марьи Михайловны  Юрий Петрович уехал в своё родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевне…

Марья Михайловна похоронена в том же склепе, что и её отец. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет.

Когда Михаил Юрьевич был еще ребенком, его мать умерла от тяжелой болезни и заботу о мальчике взяла на себя его бабушка, Елизавета Алексеевна, которая души в нем не чаяла. Она ухаживала за ним и растила, стараясь заменить ребенку мать, но отношения с зятем Юрием были постоянно накалены, и Елизавета Алексеевна приняла решение переехать с внуком в село Тарханы. Несмотря на удаленность от цивилизации, Михаил рос достаточно усердным мальчиком и получил очень хорошее образование на дому. Отсутствие рядом отца сильно омрачали будни поэта, и он искал утешения в живописной сельской местности и природе, в поездках на Кавказ и первых влюбленностях.

Именно это и послужило толчком к развитию творческой личности и здесь, не без помощи верных учителей, рождались первые наброски стихов. Настоящим местом открытия своих талантов Лермонтов считает Московский Благородный пансион, в котором он учится до 1830 года.

В 1832 году Михаил становится студентом Московского университета, нравственно — политического отделения. Там он слывет душой компании, пишет много стихов, поэм и вместе со своими друзьями В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, раздражает преподавателей дерзостью и прямотой. Не сумев сдать экзамены, поэт покидает университет и уезжает в Петербург.

Следующим учебным заведением, в котором молодой человек пробует свои силы, становится школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где он проучился два года. После ее окончания Лермонтов получил звание корнета и поступил на службу в Гусарский полк.

 

Студенческие годы для Михаила Юрьевича были полны любовных историй, ни одна из которых не закончилась хорошо. Были девушки, в которых он разочаровывался сам и бросал, а любовь всей его жизни, Варвара Лопухина, вышла замуж за другого, оставив поэта в раздумьях.

Этот взбалмошный и местами агрессивный человек дважды был выслан в ссылку. Первой причиной послужило гневное стихотворение «Смерть поэта» — отзыв на убийство Пушкина. Власти сочли его как призыв к революции. Второй арест последовал после дуэли Лермонтова с Барантом. Но и это не послужило уроком для молодого наглеца. Следующая дуэль, на которую решился Лермонтов, стала для него трагичной.

Михаил Юрьевич Лермонтов — уникальный человек. Его произведения относят к гражданской, философской, любовной лирике, среди них поэмы, повести, стихи.

Первое появление автора в печати произошло против его воли. Один из друзей Михаила без его ведома, передал повесть «Хаджи-Абрек» в «Библиотеку для чтения». Несмотря на недовольство поэта, произведение имело успех.

 

Основным двигателем в его творчестве можно смело назвать любовь. Переживания от сердечных неудач поэт выплескивал на бумагу и от его руки рождались не просто стихи, а целые циклы любовной лирики: «Сонет», «Романс», «К…».

Также хорошо автору удаются поэмы, которые позже стали его лицом. Это «Мцыри», «Индианка», «Кавказский пленник» и многие другие.

Но главным произведением всей его жизни, которое в наше время знают все, стал, бесспорно «Герой нашего времени» — роман, который всегда будет жить.

Гибель Лермонтова окутана тайной. Николай Соломонович Мартынов был хорошим приятелем Лермонтова. Они вместе служили в Школе гвардейских подпрапорщиков, поддерживали дружеские отношения после её окончания. Михаил Юрьевич в 1837 году, находясь в Москве, регулярно бывал в доме Мартыновых, то есть был знаком со всем семейством. В том же году встречались добрые приятели и на Кавказе. На момент последней роковой встречи их знакомство составляло 8 лет. Нужно также добавить, что мать Мартынова не любила поэта за его довольно своеобразный характер и язвительные шутки. Но её сын признавал поэтический талант своего знакомого и снисходительно относился к его бесцеремонным высказываниям и насмешкам. Так что могло тогда стать причиной дуэли между двумя этими людьми?

В поисках ответа на этот вопрос, мы обратились к нескольким источникам и узнали основные вероятные мотивы дуэли М.Ю. Лермонтова с Мартыновым[4]:

  1. Насмешки Лермонтова над Мартыновым (Лермонтов обидел Мартынова, назвав его мартышкой). Мартынов в своих показаниях признался, что Лермонтов не нанес ему каких-либо оскорблений, что он просто позволял себе «остроты, колкости, насмешки на мой счет, одним словом, все, чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести».
  2. История с распечатанным пакетом (Лермонтов вскрыл и прочитал письма Мартынова, чем оскорбил его). Между Лермонтовым и Мартыновым и раньше были несколько натянутые отношения. Когда-то, отправляясь на Кавказ, Лермонтов взялся передать Мартынову письма и деньги от его родственников. Но передал только деньги, сославшись на то, что в дороге его обокрали. Мартынов написал, что триста рублей он получил, а никаких писем не было. Родственники же не скрывали подозрения, что все письма Лермонтов попросту вскрыл и прочитал. Может быть, спонтанно, может быть, умышленно распространился слух, будто Лермонтов оскорбил Мартынова тем, что показал его сестру Наталью в образе Веры в «Герое нашего времени».
  3. Политическая версия (причастность к гибели Лермонтова представителей власти). Версия о том, что Мартынова использовали как исполнителя негласного приговора, наиболее вероятна. Очень многие из влиятельных лиц государства наверняка этого желали. Тем более жандармское управление имело основания подозревать, что Лермонтов распространял вольнодумные мысли в среде боевых офицеров.
  4. Сумасшествие Мартынова (причиной крайнего ожесточения Мартынова было его неуравновешенное психическое состояние).

Кавказские товарищи отзываются о нем так: "Мартынов был с виду добрый малый, недурен собою, очень занимался своей наружностью и любил дамское общество". По словам другого кавказца, Мартынов "был очень красивый молодой гвардейский офицер, высокого роста, блондин с выгнутым немного носом. Он был всегда очень любезен, весел, порядочно пел романсы, недурно писал стихи и все мечтал о чинах, орденах и думал не иначе как дослужиться на Кавказе до генеральского чина", но вдруг в 1841 г. вышел в отставку и "из веселого, светского, изящного молодого человека сделался каким-то дикарем: отрастил огромные бакенбарды, в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом, нахлобученной белой папахой, вечно мрачный и молчаливый". Автор предполагает, что "причиною такого странного образа действий Мартынова было желание играть роль Печорина, героя тогдашнего времени, которого Мартынов, к несчастью, и действительно вполне олицетворил собою"[8].

  1. Императрица Александра Федоровна (жена Николая I была неравнодушна к Лермонтову).
  2. Политический заговор (Лермонтов вступил в конфликт с придворными кругами, написав стихотворение «Смерть поэта»). Известно, что император Николай I не жаловал поэта. Он крайне отрицательно относился к «Герою нашего времени». После стихотворения «Смерть поэта», посвященного Пушкину, царь приказал «посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он». После этого Лермонтова сослали на Кавказ в действующую армию.

Одной из загадок дуэли была странная траектория движения пули в теле поэта. Входное отверстие было под правым нижним ребром, а выходное - между пятым и шестым ребрами левой стороны. Эта странная траектория в свое время вызвала несколько версий гибели смерти Лермонтова.

Изначально предполагалось, что на дуэли Лермонтов стоял выше, а Мартынов  ниже. Другая версия гибели предполагала,  что такая траектория возникла от рикошета пули Мартынова от женского украшения - золотого бандо, принадлежавшего Катеньке Быховец, которое лежало в кармане поэта. Кроме того было предположение, что роковой выстрел произвел вовсе не Мартынов, а некий наемный убийца, который спрятался в овраге. По ещё одной версии пулевое ранение имело направление вовсе не снизу вверх, а сверху вниз.

Исследователи привезли на место дуэли скелет и установили его на том месте, на котором стоял Лермонтов. Вставили в скелет длинную рейку по траектории движения пули, и все перечисленные выше версии были опровергнуты.

Во-первых, дуэлянты не стояли в положении «один выше, а другой ниже». Участок дороги в этом месте почти ровный, что можно видеть и сегодня. И поэтому у следователей 1841 года даже не возник вопрос о разнице в высоте, на которой стояли дуэлянты. Версия о разнице в высоте была построена на незнании подлинного рельефа места дуэли.

Во-вторых, рикошет пули не мог привести к такой траектории, потому что Лермонтов стоял в расстегнутом сюртуке. И бандо (легкое женское украшение, буквальный перевод - повязка для волос) находилось в подвижном кармане расстегнутого сюртука. Пуля, обладавшая большой кинетической энергией, попросту бы отбросила от себя бандо и вряд ли изменила свою траекторию. Кроме того, Раевский, в своих воспоминаниях указывая на то, что в кармане сюртука погибшего поэта нашлось золотое бандо, ничего не пишет о том, что в кармане сюртука зияла дырка от пули. А, извлекая повязку из кармана, не заметить дырку от пули было бы невозможно. Следовательно пуля вообще не попала в карман и не вошла в соприкосновение с бандо. К тому же Раевский ничего не говорит о том, что бандо имело вмятину от пули. Если бы оно было повреждено пулей, не заметить этого было бы невозможно.

Версия о том, что выстрел произвел вовсе не Мартынов, а некий наемный убийца из оврага, опровергается как воспоминаниями участников дуэли, так и направлением деревянной рейки, вставленной исследователями в скелет во время съемок. Нижний край рейки был достаточно далеко от края оврага. Но о том, что дуэль была заказной свидетельствует направление пулевого канала в теле М.Ю. Лермонтова[6].

Как же проходила сама дуэль, кто на ней присутствовал? Опять же есть несколько версий развития событий.

  1. Официальная версия событий (произошла правильная дуэль в присутствии секундантов, Лермонтов был ранен и вскоре умер).
  2. Нарушение дуэльного кодекса со стороны секундантов (виновники гибели поэта были секунданты грубо нарушившие дуэльный кодекс и спровоцировавшие выстрел Мартынова). Точное распределение секундантов неизвестно. В официальных документах указаны два имени: Михаила Глебова и князя Васильчикова. Первый указан секундантом Мартынова, второй — Лермонтова. Исследователи выдвигают несколько версий. Согласно одной из них, имена ещё двух секундантов — Алексея Столыпина (Монго) и князя Сергея Трубецкого — были скрыты участниками дуэли из-за того, что оба находились на положении сосланых и не могли бы рассчитывать на снисхождение. Тогда, не исключено, что именно они были секундантами Лермонтова. По другой версии, Столыпин и Трубецкой опоздали к месту дуэли из-за ливня и по договорённости сторон «дуэль прошла при двух секундантах» [9].
  3. Нарушение регламента поединка со стороны Мартынова (вина в гибели Михаила Юрьевича лежит на Мартынове, он продолжил поединок после того, как М.Ю. Лермонтов выстрелил в воздух, что значит - примирение).
  4. Второй стреляющий (в Лермонтова стрелял не Мартынов, а кто-то, спрятанный в кустах на скале, нависающей над дуэльной площадкой).
  5. Вызывающее поведение Лермонтова (версия о виновности поэта в том, что он своим нежеланием стрелять в Мартынова спровоцировал его на выстрел).
  6. Преднамеренное убийство («Было убийство, а не дуэль!» Это объясняет косую траекторию прохождения пули в теле Лермонтова, под углом более 30 градусов по отношению к позвоночному столбу) [5].

Надо сказать, что до сих пор нельзя с уверенностью утверждать, каковы были причины дуэли, и как она развивалась. Однако показания самого Мартынова и путаные показания секундантов указывают именно на то, что убийство было заказным. В любом случае великий русский поэт не хотел этой дуэли и не желал убивать своего противника. Но судьба распорядилась иначе. Она настойчиво подталкивала нашего героя к смерти, создавая благоприятные для этого обстоятельства. Всё это и разрешилось самым трагическим образом 15 июля 1841 года.

 3. Заключение.

В процессе работы над созданием школьного музея у ребят может возникнуть желание рассказать о своей работе над музеем, своевременно оповещать посетителей об изменениях в экспозиции — такую информацию можно разместить в разделе «Новости музея».

С размещением музея в Интернете работа не заканчивается: создатели активно занимаются поддержкой его функционирования в сети, обновляют и дополняют экспозицию музея, осуществляют контакты с посетителями.

Итогом моей работы было создание стендов, посвященных жизни и творчеству А.С Пушкина и М.Ю Лермонтова (см. в приложении) с использованием интнрнет-ресурсов.

Список используемой литературы.

  1. Как организовать работу школьного музея. Методические рекомендации Пермский областной краеведческий музей и др. - Пермь, 1980.
  2. Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, - 2006.
  3. Молчанов В. Фотография в музейном деле. (Фотоиммитация под подлинник и фотомуляж). / труды НИИ культуры, вып.60, - М., 1977, С.131 - 139.
  4. Музееведение. Музей исторического профиля. - М., 1988.
  5. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.
  6. Смирнова.Л.М. Три этапа создания музея // Музей. - 1982. - № 3.
  7. Туманов В.Е. Школьный музей. - М., 2002.
  8. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. - 2001. - № 3.
  9. Хитьков Н.А. Школьный музей, его значение и организация. - Киев, 1915.
  10. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. - Л., 1929.
  11. https://ru.wikipedia.org
  12. stav.kp.ru
  13. hronika-2012.ru
  14. http://lermontov.niv.ru

 

 

 

 

 

 

 

5.Приложение.

 

Добавлено: 20.02.2017
Рейтинг: 8.5653846153846
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+