Личный кабинет

Как сделать нескучным урок по отработке навыка выразительного чтения.


Развитие творческих способностей через эмоциональное восприятие поэтического текста.

Вам рассказали веселую историю, вы долго смеялись, а затем сами решили позабавить ею своих знакомых. Но та же история, рассказанная вами, почему-то столь комического эффекта не произвела, хотя вы в ней, как говорится, ничего не убавили и не прибавили, рассказали точь-в-точь, как слышали сами. В чем здесь дело? Почему есть счастливцы-острословы, в устах которых самый заурядный рассказ звучит необычайно весело, а повторенный другим человеком воспринимается без тени улыбки?  Наверное, дело не в том, ч т о рассказывать, не только в самом содержании рассказа, но и в том, как это сделать. Причем «что» и «как» связаны нераздельно. Значимую роль при этом играет интонация, построение фразы, взгляд, мимика, жесты, создающие неповторимый коммуникативный фон высказывания. Хотим мы или нет, коммуникативный фон в общении всегда присутствует. Одни люди могут его организовать спонтанно и эффектно, а для других – неразрешимая задача. Порой даже благополучный ученик сталкивается с этой проблемой. Приходит новый учитель, умеющий спонтанно организовать коммуникативный фон. Этого требует от учеников. Но тут трудности. Другой-то учитель считал, что главное – знать стихотворение наизусть и прочитать его согласно расставленным автором знакам препинания, а не передать настроение, чувство.

Приступая к изучению творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе любой учитель перед чтением «Паруса» дает биографию поэта и только потом переходит к обучению выразительному чтению стихотворения. Но для того, чтобы произнесенное учителем слово тронуло, дети должны, во-первых, понимать то, о чем мы хотим рассказать; во-вторых, чувствовать; и уже потом воспроизводить. Как донести до шестиклассников суть стихотворения? Почему Парус одинокий? Почему он в тумане? Что значит мятежный? Вводим понятие лирический герой, но говорим, что лирический герой этого стихотворения, Парус, чем-то похож на Лермонтова. Что породило это щемящее чувство тоски и одиночества у Паруса? Может, это связано с ощущениями самого поэта? В раннем детстве он потерял мать. Отец вынужден отказаться от встреч с сыном по настоянию бабушки. В столь юном возрасте лишиться всего, что так дорого сердцу каждого человека. И далее по биографии – уход из университета, поступление в юнкерскую школу. Только привык, только расправил крылья, и их снова подрезает судьба. Казарма. Военщина. Разве не возникнет тут тоска, боль, одиночество?  Эти чувства владеют и Парусом.

Дети поняли, что это за существо – Парус. Может, не умом, но сердцем, на уровне эмоций. А психологи давно заметили «склонность» эмоции воплощаться в известные образы. Эмоция будоражит память, содействует воскрешению в ней впечатлений и образом, созвучных тому настроению, которое владеет нами в данный момент. То есть чувство оказывает воздействие на воображение, как и воображение на чувство.

Исходя из того, что воображение воздействует на чувство, учителю словесности стоит уделять больше времени развитию воображения учащихся. Можно, конечно, привлечь теорию К.С.Станиславского, но есть методики и попроще.

Можно посоветовать детям вести дневники, в которых они будут описывать случаи из жизни. Умение перевести во внешний, словесный план свои впечатления очень важны. Также на уроках литературы или развития речи  можно предложить детям такое задание: подобрать образные, пластичные выражения таким понятиям, как любовь, совесть, время, дружба, молодость, надежда и т.д. Это задание будет с удовольствием выполняться детьми, а учитель получит прекрасную возможность узнать что-то новое о своих учениках. Возможно, высказывания  некоторых потрясут вас…

Время – это старость, это ветхость. Время – это бегущие стрелки на часах. Временем мы живем, временем мы дышим и от времени умираем.

Время – укротитель, оно дрессирует людей: в 8 на работу, в 12 обед…

Время – это не просто величина измерения в физике или математике. Это жизнь, это существование человека; все то, что он переживает за свою жизнь: любовь, горе, счастье. Все это проходит сквозь время, а время остается. Время бежит, но оно вечно, оно закончится для нас, а для других начнется.

Любовь – это необъяснимое чувство, который каждый воспринимает по-своему, и, что самое странное, оно усиливается с приходом весны…

Вот еще одно задание. Его предлагал использовать В.А. Кан-Калик. Назовем его условно «расшифровка». Попробуем при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе дать задание расшифровать метафорический эпитет «золотая тучка» из стихотворения «ночевала тучка золотая…»

Почему тучка золотая? Ведь она прилетела ночевать, а разве бывают ночью тучки золотыми? Да, шестиклассники непременно ответят, что это прием антитезы  «золотая тучка – серый утес», но надо подвести их к другому пониманию.  Расскажите о жизни тучки. Она гуляет по небу днем, вбирая лучи ласкового солнца, она легка, прозрачна, ей доступны полет и высота. Она дочь солнца, напоенная его светом, который не гаснет и ночью.

Далее, в старших классах, при изучении лирики Б.Пастенака можем столкнуться с проблемой непонимания смысла стихотворения. Невозможно выразительно прочитать стихотворение, если не понял, о чем оно, не прочувствовал.

                                   Рояль дрожащий пену с губ оближет.

                                   Тебя сорвет, подкосит этот бред…

Откуда такая странная ассоциация? Кто может облизывать пен с губ? (Конь) А когда он это делает? (Когда устал, загнан). Дочитаем стихотворение до конца. Одним словом, о чем оно? (О смерти, о жизни). Конь и смерть. Какие ассоциации?

…И когда он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными… (Откровение Иоанна Богослова)

Итак, апокалипсический конь уже загнан, устал собирать дань с четвертой части земли (в России идет гражданская война). В стихотворении происходит диалог (с кем? Со смертью?) Но он отпускает ее: «ты свободна… Иди, благотвори. Ступай у другим. Уже написан Вертер…» . Почему же герой отсылает смерть?  Потому что сейчас он откроет окно:

                                   А в наши дни и воздух пахнет смертью:

                                   Открыть окно что жила отворить.

Учитель дал возможность понять смысл стихотворения. После разбора большая часть старшеклассников должны суметь прочитать его выразительно, передав голосом и тайну, и ужас, и скорбь, и страдания поэта.

М.Ю.Лермонтов сетовал, что написанные слова – это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно и понять неправильно. Именно о точном прочтении с нужной интонацией заботится писатель, поэт в поисках идеального собеседника. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жесты, сказанное слово. Научить интонации нельзя, как нельзя научить смеяться и плакать. Интонацию не выдумывают. А.Я.Закушняк утверждал, что «интонацию рождают «два рычага» - мысль и эмоция».

После того, как  мысль Пастернака развернулась и предстала черной дырой в мироздании, разве ответом не будет шквал эмоций со стороны учеников!? Не у всех, но у большинства получится прочитать это стихотворение.

В связи с обучением выразительному чтению можно еще долго говорить и о позе, и о ритме, и о логической мелодии. Но все это подходит для артиста какого-нибудь эстрадного жанра, а не для среднестатистического школьника. Главная задача на подобных уроках заинтересовать учащихся. В учебниках, обучающих искусству выразительного чтения, сказано, что исполнитель басни впадает в банальность в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Но ребенок-пятиклассник (именно в пятом классе изучают басни Крылова) – артист, еще не набравшийся комплексов. Он хочет быть на виду, играть. Ему интересно. Он придет домой и расскажет маме, как он любит басни Крылова, достанет книгу и будет изображать Волка, Свинью, Ягненка. Но разве это не цель – заинтересовать? Стоит ли ребенку знать, что это банально?

 

 

Вам рассказали веселую историю, вы долго смеялись, а затем сами решили позабавить ею своих знакомых. Но та же история, рассказанная вами, почему-то столь комического эффекта не произвела, хотя вы в ней, как говорится, ничего не убавили и не прибавили, рассказали точь-в-точь, как слышали сами. В чем здесь дело? Почему есть счастливцы-острословы, в устах которых самый заурядный рассказ звучит необычайно весело, а повторенный другим человеком воспринимается без тени улыбки?  Наверное, дело не в том, ч т о рассказывать, не только в самом содержании рассказа, но и в том, как это сделать. Причем «что» и «как» связаны нераздельно. Значимую роль при этом играет интонация, построение фразы, взгляд, мимика, жесты, создающие неповторимый коммуникативный фон высказывания. Хотим мы или нет, коммуникативный фон в общении всегда присутствует. Одни люди могут его организовать спонтанно и эффектно, а для других – неразрешимая задача. Порой даже благополучный ученик сталкивается с этой проблемой. Приходит новый учитель, умеющий спонтанно организовать коммуникативный фон. Этого требует от учеников. Но тут трудности. Другой-то учитель считал, что главное – знать стихотворение наизусть и прочитать его согласно расставленным автором знакам препинания, а не передать настроение, чувство.

Приступая к изучению творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе любой учитель перед чтением «Паруса» дает биографию поэта и только потом переходит к обучению выразительному чтению стихотворения. Но для того, чтобы произнесенное учителем слово тронуло, дети должны, во-первых, понимать то, о чем мы хотим рассказать; во-вторых, чувствовать; и уже потом воспроизводить. Как донести до шестиклассников суть стихотворения? Почему Парус одинокий? Почему он в тумане? Что значит мятежный? Вводим понятие лирический герой, но говорим, что лирический герой этого стихотворения, Парус, чем-то похож на Лермонтова. Что породило это щемящее чувство тоски и одиночества у Паруса? Может, это связано с ощущениями самого поэта? В раннем детстве он потерял мать. Отец вынужден отказаться от встреч с сыном по настоянию бабушки. В столь юном возрасте лишиться всего, что так дорого сердцу каждого человека. И далее по биографии – уход из университета, поступление в юнкерскую школу. Только привык, только расправил крылья, и их снова подрезает судьба. Казарма. Военщина. Разве не возникнет тут тоска, боль, одиночество?  Эти чувства владеют и Парусом.

Дети поняли, что это за существо – Парус. Может, не умом, но сердцем, на уровне эмоций. А психологи давно заметили «склонность» эмоции воплощаться в известные образы. Эмоция будоражит память, содействует воскрешению в ней впечатлений и образом, созвучных тому настроению, которое владеет нами в данный момент. То есть чувство оказывает воздействие на воображение, как и воображение на чувство.

Исходя из того, что воображение воздействует на чувство, учителю словесности стоит уделять больше времени развитию воображения учащихся. Можно, конечно, привлечь теорию К.С.Станиславского, но есть методики и попроще.

Можно посоветовать детям вести дневники, в которых они будут описывать случаи из жизни. Умение перевести во внешний, словесный план свои впечатления очень важны. Также на уроках литературы или развития речи  можно предложить детям такое задание: подобрать образные, пластичные выражения таким понятиям, как любовь, совесть, время, дружба, молодость, надежда и т.д. Это задание будет с удовольствием выполняться детьми, а учитель получит прекрасную возможность узнать что-то новое о своих учениках. Возможно, высказывания  некоторых потрясут вас…

Время – это старость, это ветхость. Время – это бегущие стрелки на часах. Временем мы живем, временем мы дышим и от времени умираем.

Время – укротитель, оно дрессирует людей: в 8 на работу, в 12 обед…

Время – это не просто величина измерения в физике или математике. Это жизнь, это существование человека; все то, что он переживает за свою жизнь: любовь, горе, счастье. Все это проходит сквозь время, а время остается. Время бежит, но оно вечно, оно закончится для нас, а для других начнется.

Любовь – это необъяснимое чувство, который каждый воспринимает по-своему, и, что самое странное, оно усиливается с приходом весны…

Вот еще одно задание. Его предлагал использовать В.А. Кан-Калик. Назовем его условно «расшифровка». Попробуем при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе дать задание расшифровать метафорический эпитет «золотая тучка» из стихотворения «ночевала тучка золотая…»

Почему тучка золотая? Ведь она прилетела ночевать, а разве бывают ночью тучки золотыми? Да, шестиклассники непременно ответят, что это прием антитезы  «золотая тучка – серый утес», но надо подвести их к другому пониманию.  Расскажите о жизни тучки. Она гуляет по небу днем, вбирая лучи ласкового солнца, она легка, прозрачна, ей доступны полет и высота. Она дочь солнца, напоенная его светом, который не гаснет и ночью.

Далее, в старших классах, при изучении лирики Б.Пастенака можем столкнуться с проблемой непонимания смысла стихотворения. Невозможно выразительно прочитать стихотворение, если не понял, о чем оно, не прочувствовал.

                                   Рояль дрожащий пену с губ оближет.

                                   Тебя сорвет, подкосит этот бред…

Откуда такая странная ассоциация? Кто может облизывать пен с губ? (Конь) А когда он это делает? (Когда устал, загнан). Дочитаем стихотворение до конца. Одним словом, о чем оно? (О смерти, о жизни). Конь и смерть. Какие ассоциации?

…И когда он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными… (Откровение Иоанна Богослова)

Итак, апокалипсический конь уже загнан, устал собирать дань с четвертой части земли (в России идет гражданская война). В стихотворении происходит диалог (с кем? Со смертью?) Но он отпускает ее: «ты свободна… Иди, благотвори. Ступай у другим. Уже написан Вертер…» . Почему же герой отсылает смерть?  Потому что сейчас он откроет окно:

                                   А в наши дни и воздух пахнет смертью:

                                   Открыть окно что жила отворить.

Учитель дал возможность понять смысл стихотворения. После разбора большая часть старшеклассников должны суметь прочитать его выразительно, передав голосом и тайну, и ужас, и скорбь, и страдания поэта.

М.Ю.Лермонтов сетовал, что написанные слова – это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно и понять неправильно. Именно о точном прочтении с нужной интонацией заботится писатель, поэт в поисках идеального собеседника. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жесты, сказанное слово. Научить интонации нельзя, как нельзя научить смеяться и плакать. Интонацию не выдумывают. А.Я.Закушняк утверждал, что «интонацию рождают «два рычага» - мысль и эмоция».

После того, как  мысль Пастернака развернулась и предстала черной дырой в мироздании, разве ответом не будет шквал эмоций со стороны учеников!? Не у всех, но у большинства получится прочитать это стихотворение.

В связи с обучением выразительному чтению можно еще долго говорить и о позе, и о ритме, и о логической мелодии. Но все это подходит для артиста какого-нибудь эстрадного жанра, а не для среднестатистического школьника. Главная задача на подобных уроках заинтересовать учащихся. В учебниках, обучающих искусству выразительного чтения, сказано, что исполнитель басни впадает в банальность в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Но ребенок-пятиклассник (именно в пятом классе изучают басни Крылова) – артист, еще не набравшийся комплексов. Он хочет быть на виду, играть. Ему интересно. Он придет домой и расскажет маме, как он любит басни Крылова, достанет книгу и будет изображать Волка, Свинью, Ягненка. Но разве это не цель – заинтересовать? Стоит ли ребенку знать, что это банально?

 

 

Вам рассказали веселую историю, вы долго смеялись, а затем сами решили позабавить ею своих знакомых. Но та же история, рассказанная вами, почему-то столь комического эффекта не произвела, хотя вы в ней, как говорится, ничего не убавили и не прибавили, рассказали точь-в-точь, как слышали сами. В чем здесь дело? Почему есть счастливцы-острословы, в устах которых самый заурядный рассказ звучит необычайно весело, а повторенный другим человеком воспринимается без тени улыбки?  Наверное, дело не в том, ч т о рассказывать, не только в самом содержании рассказа, но и в том, как это сделать. Причем «что» и «как» связаны нераздельно. Значимую роль при этом играет интонация, построение фразы, взгляд, мимика, жесты, создающие неповторимый коммуникативный фон высказывания. Хотим мы или нет, коммуникативный фон в общении всегда присутствует. Одни люди могут его организовать спонтанно и эффектно, а для других – неразрешимая задача. Порой даже благополучный ученик сталкивается с этой проблемой. Приходит новый учитель, умеющий спонтанно организовать коммуникативный фон. Этого требует от учеников. Но тут трудности. Другой-то учитель считал, что главное – знать стихотворение наизусть и прочитать его согласно расставленным автором знакам препинания, а не передать настроение, чувство.

Приступая к изучению творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе любой учитель перед чтением «Паруса» дает биографию поэта и только потом переходит к обучению выразительному чтению стихотворения. Но для того, чтобы произнесенное учителем слово тронуло, дети должны, во-первых, понимать то, о чем мы хотим рассказать; во-вторых, чувствовать; и уже потом воспроизводить. Как донести до шестиклассников суть стихотворения? Почему Парус одинокий? Почему он в тумане? Что значит мятежный? Вводим понятие лирический герой, но говорим, что лирический герой этого стихотворения, Парус, чем-то похож на Лермонтова. Что породило это щемящее чувство тоски и одиночества у Паруса? Может, это связано с ощущениями самого поэта? В раннем детстве он потерял мать. Отец вынужден отказаться от встреч с сыном по настоянию бабушки. В столь юном возрасте лишиться всего, что так дорого сердцу каждого человека. И далее по биографии – уход из университета, поступление в юнкерскую школу. Только привык, только расправил крылья, и их снова подрезает судьба. Казарма. Военщина. Разве не возникнет тут тоска, боль, одиночество?  Эти чувства владеют и Парусом.

Дети поняли, что это за существо – Парус. Может, не умом, но сердцем, на уровне эмоций. А психологи давно заметили «склонность» эмоции воплощаться в известные образы. Эмоция будоражит память, содействует воскрешению в ней впечатлений и образом, созвучных тому настроению, которое владеет нами в данный момент. То есть чувство оказывает воздействие на воображение, как и воображение на чувство.

Исходя из того, что воображение воздействует на чувство, учителю словесности стоит уделять больше времени развитию воображения учащихся. Можно, конечно, привлечь теорию К.С.Станиславского, но есть методики и попроще.

Можно посоветовать детям вести дневники, в которых они будут описывать случаи из жизни. Умение перевести во внешний, словесный план свои впечатления очень важны. Также на уроках литературы или развития речи  можно предложить детям такое задание: подобрать образные, пластичные выражения таким понятиям, как любовь, совесть, время, дружба, молодость, надежда и т.д. Это задание будет с удовольствием выполняться детьми, а учитель получит прекрасную возможность узнать что-то новое о своих учениках. Возможно, высказывания  некоторых потрясут вас…

Время – это старость, это ветхость. Время – это бегущие стрелки на часах. Временем мы живем, временем мы дышим и от времени умираем.

Время – укротитель, оно дрессирует людей: в 8 на работу, в 12 обед…

Время – это не просто величина измерения в физике или математике. Это жизнь, это существование человека; все то, что он переживает за свою жизнь: любовь, горе, счастье. Все это проходит сквозь время, а время остается. Время бежит, но оно вечно, оно закончится для нас, а для других начнется.

Любовь – это необъяснимое чувство, который каждый воспринимает по-своему, и, что самое странное, оно усиливается с приходом весны…

Вот еще одно задание. Его предлагал использовать В.А. Кан-Калик. Назовем его условно «расшифровка». Попробуем при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе дать задание расшифровать метафорический эпитет «золотая тучка» из стихотворения «ночевала тучка золотая…»

Почему тучка золотая? Ведь она прилетела ночевать, а разве бывают ночью тучки золотыми? Да, шестиклассники непременно ответят, что это прием антитезы  «золотая тучка – серый утес», но надо подвести их к другому пониманию.  Расскажите о жизни тучки. Она гуляет по небу днем, вбирая лучи ласкового солнца, она легка, прозрачна, ей доступны полет и высота. Она дочь солнца, напоенная его светом, который не гаснет и ночью.

Далее, в старших классах, при изучении лирики Б.Пастенака можем столкнуться с проблемой непонимания смысла стихотворения. Невозможно выразительно прочитать стихотворение, если не понял, о чем оно, не прочувствовал.

                                   Рояль дрожащий пену с губ оближет.

                                   Тебя сорвет, подкосит этот бред…

Откуда такая странная ассоциация? Кто может облизывать пен с губ? (Конь) А когда он это делает? (Когда устал, загнан). Дочитаем стихотворение до конца. Одним словом, о чем оно? (О смерти, о жизни). Конь и смерть. Какие ассоциации?

…И когда он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными… (Откровение Иоанна Богослова)

Итак, апокалипсический конь уже загнан, устал собирать дань с четвертой части земли (в России идет гражданская война). В стихотворении происходит диалог (с кем? Со смертью?) Но он отпускает ее: «ты свободна… Иди, благотвори. Ступай у другим. Уже написан Вертер…» . Почему же герой отсылает смерть?  Потому что сейчас он откроет окно:

                                   А в наши дни и воздух пахнет смертью:

                                   Открыть окно что жила отворить.

Учитель дал возможность понять смысл стихотворения. После разбора большая часть старшеклассников должны суметь прочитать его выразительно, передав голосом и тайну, и ужас, и скорбь, и страдания поэта.

М.Ю.Лермонтов сетовал, что написанные слова – это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно и понять неправильно. Именно о точном прочтении с нужной интонацией заботится писатель, поэт в поисках идеального собеседника. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жесты, сказанное слово. Научить интонации нельзя, как нельзя научить смеяться и плакать. Интонацию не выдумывают. А.Я.Закушняк утверждал, что «интонацию рождают «два рычага» - мысль и эмоция».

После того, как  мысль Пастернака развернулась и предстала черной дырой в мироздании, разве ответом не будет шквал эмоций со стороны учеников!? Не у всех, но у большинства получится прочитать это стихотворение.

В связи с обучением выразительному чтению можно еще долго говорить и о позе, и о ритме, и о логической мелодии. Но все это подходит для артиста какого-нибудь эстрадного жанра, а не для среднестатистического школьника. Главная задача на подобных уроках заинтересовать учащихся. В учебниках, обучающих искусству выразительного чтения, сказано, что исполнитель басни впадает в банальность в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Но ребенок-пятиклассник (именно в пятом классе изучают басни Крылова) – артист, еще не набравшийся комплексов. Он хочет быть на виду, играть. Ему интересно. Он придет домой и расскажет маме, как он любит басни Крылова, достанет книгу и будет изображать Волка, Свинью, Ягненка. Но разве это не цель – заинтересовать? Стоит ли ребенку знать, что это банально?

 

 

Вам рассказали веселую историю, вы долго смеялись, а затем сами решили позабавить ею своих знакомых. Но та же история, рассказанная вами, почему-то столь комического эффекта не произвела, хотя вы в ней, как говорится, ничего не убавили и не прибавили, рассказали точь-в-точь, как слышали сами. В чем здесь дело? Почему есть счастливцы-острословы, в устах которых самый заурядный рассказ звучит необычайно весело, а повторенный другим человеком воспринимается без тени улыбки?  Наверное, дело не в том, ч т о рассказывать, не только в самом содержании рассказа, но и в том, как это сделать. Причем «что» и «как» связаны нераздельно. Значимую роль при этом играет интонация, построение фразы, взгляд, мимика, жесты, создающие неповторимый коммуникативный фон высказывания. Хотим мы или нет, коммуникативный фон в общении всегда присутствует. Одни люди могут его организовать спонтанно и эффектно, а для других – неразрешимая задача. Порой даже благополучный ученик сталкивается с этой проблемой. Приходит новый учитель, умеющий спонтанно организовать коммуникативный фон. Этого требует от учеников. Но тут трудности. Другой-то учитель считал, что главное – знать стихотворение наизусть и прочитать его согласно расставленным автором знакам препинания, а не передать настроение, чувство.

Приступая к изучению творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе любой учитель перед чтением «Паруса» дает биографию поэта и только потом переходит к обучению выразительному чтению стихотворения. Но для того, чтобы произнесенное учителем слово тронуло, дети должны, во-первых, понимать то, о чем мы хотим рассказать; во-вторых, чувствовать; и уже потом воспроизводить. Как донести до шестиклассников суть стихотворения? Почему Парус одинокий? Почему он в тумане? Что значит мятежный? Вводим понятие лирический герой, но говорим, что лирический герой этого стихотворения, Парус, чем-то похож на Лермонтова. Что породило это щемящее чувство тоски и одиночества у Паруса? Может, это связано с ощущениями самого поэта? В раннем детстве он потерял мать. Отец вынужден отказаться от встреч с сыном по настоянию бабушки. В столь юном возрасте лишиться всего, что так дорого сердцу каждого человека. И далее по биографии – уход из университета, поступление в юнкерскую школу. Только привык, только расправил крылья, и их снова подрезает судьба. Казарма. Военщина. Разве не возникнет тут тоска, боль, одиночество?  Эти чувства владеют и Парусом.

Дети поняли, что это за существо – Парус. Может, не умом, но сердцем, на уровне эмоций. А психологи давно заметили «склонность» эмоции воплощаться в известные образы. Эмоция будоражит память, содействует воскрешению в ней впечатлений и образом, созвучных тому настроению, которое владеет нами в данный момент. То есть чувство оказывает воздействие на воображение, как и воображение на чувство.

Исходя из того, что воображение воздействует на чувство, учителю словесности стоит уделять больше времени развитию воображения учащихся. Можно, конечно, привлечь теорию К.С.Станиславского, но есть методики и попроще.

Можно посоветовать детям вести дневники, в которых они будут описывать случаи из жизни. Умение перевести во внешний, словесный план свои впечатления очень важны. Также на уроках литературы или развития речи  можно предложить детям такое задание: подобрать образные, пластичные выражения таким понятиям, как любовь, совесть, время, дружба, молодость, надежда и т.д. Это задание будет с удовольствием выполняться детьми, а учитель получит прекрасную возможность узнать что-то новое о своих учениках. Возможно, высказывания  некоторых потрясут вас…

Время – это старость, это ветхость. Время – это бегущие стрелки на часах. Временем мы живем, временем мы дышим и от времени умираем.

Время – укротитель, оно дрессирует людей: в 8 на работу, в 12 обед…

Время – это не просто величина измерения в физике или математике. Это жизнь, это существование человека; все то, что он переживает за свою жизнь: любовь, горе, счастье. Все это проходит сквозь время, а время остается. Время бежит, но оно вечно, оно закончится для нас, а для других начнется.

Любовь – это необъяснимое чувство, который каждый воспринимает по-своему, и, что самое странное, оно усиливается с приходом весны…

Вот еще одно задание. Его предлагал использовать В.А. Кан-Калик. Назовем его условно «расшифровка». Попробуем при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе дать задание расшифровать метафорический эпитет «золотая тучка» из стихотворения «ночевала тучка золотая…»

Почему тучка золотая? Ведь она прилетела ночевать, а разве бывают ночью тучки золотыми? Да, шестиклассники непременно ответят, что это прием антитезы  «золотая тучка – серый утес», но надо подвести их к другому пониманию.  Расскажите о жизни тучки. Она гуляет по небу днем, вбирая лучи ласкового солнца, она легка, прозрачна, ей доступны полет и высота. Она дочь солнца, напоенная его светом, который не гаснет и ночью.

Далее, в старших классах, при изучении лирики Б.Пастенака можем столкнуться с проблемой непонимания смысла стихотворения. Невозможно выразительно прочитать стихотворение, если не понял, о чем оно, не прочувствовал.

                                   Рояль дрожащий пену с губ оближет.

                                   Тебя сорвет, подкосит этот бред…

Откуда такая странная ассоциация? Кто может облизывать пен с губ? (Конь) А когда он это делает? (Когда устал, загнан). Дочитаем стихотворение до конца. Одним словом, о чем оно? (О смерти, о жизни). Конь и смерть. Какие ассоциации?

…И когда он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными… (Откровение Иоанна Богослова)

Итак, апокалипсический конь уже загнан, устал собирать дань с четвертой части земли (в России идет гражданская война). В стихотворении происходит диалог (с кем? Со смертью?) Но он отпускает ее: «ты свободна… Иди, благотвори. Ступай у другим. Уже написан Вертер…» . Почему же герой отсылает смерть?  Потому что сейчас он откроет окно:

                                   А в наши дни и воздух пахнет смертью:

                                   Открыть окно что жила отворить.

Учитель дал возможность понять смысл стихотворения. После разбора большая часть старшеклассников должны суметь прочитать его выразительно, передав голосом и тайну, и ужас, и скорбь, и страдания поэта.

М.Ю.Лермонтов сетовал, что написанные слова – это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно и понять неправильно. Именно о точном прочтении с нужной интонацией заботится писатель, поэт в поисках идеального собеседника. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жесты, сказанное слово. Научить интонации нельзя, как нельзя научить смеяться и плакать. Интонацию не выдумывают. А.Я.Закушняк утверждал, что «интонацию рождают «два рычага» - мысль и эмоция».

После того, как  мысль Пастернака развернулась и предстала черной дырой в мироздании, разве ответом не будет шквал эмоций со стороны учеников!? Не у всех, но у большинства получится прочитать это стихотворение.

В связи с обучением выразительному чтению можно еще долго говорить и о позе, и о ритме, и о логической мелодии. Но все это подходит для артиста какого-нибудь эстрадного жанра, а не для среднестатистического школьника. Главная задача на подобных уроках заинтересовать учащихся. В учебниках, обучающих искусству выразительного чтения, сказано, что исполнитель басни впадает в банальность в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Но ребенок-пятиклассник (именно в пятом классе изучают басни Крылова) – артист, еще не набравшийся комплексов. Он хочет быть на виду, играть. Ему интересно. Он придет домой и расскажет маме, как он любит басни Крылова, достанет книгу и будет изображать Волка, Свинью, Ягненка. Но разве это не цель – заинтересовать? Стоит ли ребенку знать, что это банально?

 

 

Вам рассказали веселую историю, вы долго смеялись, а затем сами решили позабавить ею своих знакомых. Но та же история, рассказанная вами, почему-то столь комического эффекта не произвела, хотя вы в ней, как говорится, ничего не убавили и не прибавили, рассказали точь-в-точь, как слышали сами. В чем здесь дело? Почему есть счастливцы-острословы, в устах которых самый заурядный рассказ звучит необычайно весело, а повторенный другим человеком воспринимается без тени улыбки?  Наверное, дело не в том, ч т о рассказывать, не только в самом содержании рассказа, но и в том, как это сделать. Причем «что» и «как» связаны нераздельно. Значимую роль при этом играет интонация, построение фразы, взгляд, мимика, жесты, создающие неповторимый коммуникативный фон высказывания. Хотим мы или нет, коммуникативный фон в общении всегда присутствует. Одни люди могут его организовать спонтанно и эффектно, а для других – неразрешимая задача. Порой даже благополучный ученик сталкивается с этой проблемой. Приходит новый учитель, умеющий спонтанно организовать коммуникативный фон. Этого требует от учеников. Но тут трудности. Другой-то учитель считал, что главное – знать стихотворение наизусть и прочитать его согласно расставленным автором знакам препинания, а не передать настроение, чувство.

Приступая к изучению творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе любой учитель перед чтением «Паруса» дает биографию поэта и только потом переходит к обучению выразительному чтению стихотворения. Но для того, чтобы произнесенное учителем слово тронуло, дети должны, во-первых, понимать то, о чем мы хотим рассказать; во-вторых, чувствовать; и уже потом воспроизводить. Как донести до шестиклассников суть стихотворения? Почему Парус одинокий? Почему он в тумане? Что значит мятежный? Вводим понятие лирический герой, но говорим, что лирический герой этого стихотворения, Парус, чем-то похож на Лермонтова. Что породило это щемящее чувство тоски и одиночества у Паруса? Может, это связано с ощущениями самого поэта? В раннем детстве он потерял мать. Отец вынужден отказаться от встреч с сыном по настоянию бабушки. В столь юном возрасте лишиться всего, что так дорого сердцу каждого человека. И далее по биографии – уход из университета, поступление в юнкерскую школу. Только привык, только расправил крылья, и их снова подрезает судьба. Казарма. Военщина. Разве не возникнет тут тоска, боль, одиночество?  Эти чувства владеют и Парусом.

Дети поняли, что это за существо – Парус. Может, не умом, но сердцем, на уровне эмоций. А психологи давно заметили «склонность» эмоции воплощаться в известные образы. Эмоция будоражит память, содействует воскрешению в ней впечатлений и образом, созвучных тому настроению, которое владеет нами в данный момент. То есть чувство оказывает воздействие на воображение, как и воображение на чувство.

Исходя из того, что воображение воздействует на чувство, учителю словесности стоит уделять больше времени развитию воображения учащихся. Можно, конечно, привлечь теорию К.С.Станиславского, но есть методики и попроще.

Можно посоветовать детям вести дневники, в которых они будут описывать случаи из жизни. Умение перевести во внешний, словесный план свои впечатления очень важны. Также на уроках литературы или развития речи  можно предложить детям такое задание: подобрать образные, пластичные выражения таким понятиям, как любовь, совесть, время, дружба, молодость, надежда и т.д. Это задание будет с удовольствием выполняться детьми, а учитель получит прекрасную возможность узнать что-то новое о своих учениках. Возможно, высказывания  некоторых потрясут вас…

Время – это старость, это ветхость. Время – это бегущие стрелки на часах. Временем мы живем, временем мы дышим и от времени умираем.

Время – укротитель, оно дрессирует людей: в 8 на работу, в 12 обед…

Время – это не просто величина измерения в физике или математике. Это жизнь, это существование человека; все то, что он переживает за свою жизнь: любовь, горе, счастье. Все это проходит сквозь время, а время остается. Время бежит, но оно вечно, оно закончится для нас, а для других начнется.

Любовь – это необъяснимое чувство, который каждый воспринимает по-своему, и, что самое странное, оно усиливается с приходом весны…

Вот еще одно задание. Его предлагал использовать В.А. Кан-Калик. Назовем его условно «расшифровка». Попробуем при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе дать задание расшифровать метафорический эпитет «золотая тучка» из стихотворения «ночевала тучка золотая…»

Почему тучка золотая? Ведь она прилетела ночевать, а разве бывают ночью тучки золотыми? Да, шестиклассники непременно ответят, что это прием антитезы  «золотая тучка – серый утес», но надо подвести их к другому пониманию.  Расскажите о жизни тучки. Она гуляет по небу днем, вбирая лучи ласкового солнца, она легка, прозрачна, ей доступны полет и высота. Она дочь солнца, напоенная его светом, который не гаснет и ночью.

Далее, в старших классах, при изучении лирики Б.Пастенака можем столкнуться с проблемой непонимания смысла стихотворения. Невозможно выразительно прочитать стихотворение, если не понял, о чем оно, не прочувствовал.

                                   Рояль дрожащий пену с губ оближет.

                                   Тебя сорвет, подкосит этот бред…

Откуда такая странная ассоциация? Кто может облизывать пен с губ? (Конь) А когда он это делает? (Когда устал, загнан). Дочитаем стихотворение до конца. Одним словом, о чем оно? (О смерти, о жизни). Конь и смерть. Какие ассоциации?

…И когда он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными… (Откровение Иоанна Богослова)

Итак, апокалипсический конь уже загнан, устал собирать дань с четвертой части земли (в России идет гражданская война). В стихотворении происходит диалог (с кем? Со смертью?) Но он отпускает ее: «ты свободна… Иди, благотвори. Ступай у другим. Уже написан Вертер…» . Почему же герой отсылает смерть?  Потому что сейчас он откроет окно:

                                   А в наши дни и воздух пахнет смертью:

                                   Открыть окно что жила отворить.

Учитель дал возможность понять смысл стихотворения. После разбора большая часть старшеклассников должны суметь прочитать его выразительно, передав голосом и тайну, и ужас, и скорбь, и страдания поэта.

М.Ю.Лермонтов сетовал, что написанные слова – это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно и понять неправильно. Именно о точном прочтении с нужной интонацией заботится писатель, поэт в поисках идеального собеседника. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жесты, сказанное слово. Научить интонации нельзя, как нельзя научить смеяться и плакать. Интонацию не выдумывают. А.Я.Закушняк утверждал, что «интонацию рождают «два рычага» - мысль и эмоция».

После того, как  мысль Пастернака развернулась и предстала черной дырой в мироздании, разве ответом не будет шквал эмоций со стороны учеников!? Не у всех, но у большинства получится прочитать это стихотворение.

В связи с обучением выразительному чтению можно еще долго говорить и о позе, и о ритме, и о логической мелодии. Но все это подходит для артиста какого-нибудь эстрадного жанра, а не для среднестатистического школьника. Главная задача на подобных уроках заинтересовать учащихся. В учебниках, обучающих искусству выразительного чтения, сказано, что исполнитель басни впадает в банальность в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Но ребенок-пятиклассник (именно в пятом классе изучают басни Крылова) – артист, еще не набравшийся комплексов. Он хочет быть на виду, играть. Ему интересно. Он придет домой и расскажет маме, как он любит басни Крылова, достанет книгу и будет изображать Волка, Свинью, Ягненка. Но разве это не цель – заинтересовать? Стоит ли ребенку знать, что это банально?

 

 

Вам рассказали веселую историю, вы долго смеялись, а затем сами решили позабавить ею своих знакомых. Но та же история, рассказанная вами, почему-то столь комического эффекта не произвела, хотя вы в ней, как говорится, ничего не убавили и не прибавили, рассказали точь-в-точь, как слышали сами. В чем здесь дело? Почему есть счастливцы-острословы, в устах которых самый заурядный рассказ звучит необычайно весело, а повторенный другим человеком воспринимается без тени улыбки?  Наверное, дело не в том, ч т о рассказывать, не только в самом содержании рассказа, но и в том, как это сделать. Причем «что» и «как» связаны нераздельно. Значимую роль при этом играет интонация, построение фразы, взгляд, мимика, жесты, создающие неповторимый коммуникативный фон высказывания. Хотим мы или нет, коммуникативный фон в общении всегда присутствует. Одни люди могут его организовать спонтанно и эффектно, а для других – неразрешимая задача. Порой даже благополучный ученик сталкивается с этой проблемой. Приходит новый учитель, умеющий спонтанно организовать коммуникативный фон. Этого требует от учеников. Но тут трудности. Другой-то учитель считал, что главное – знать стихотворение наизусть и прочитать его согласно расставленным автором знакам препинания, а не передать настроение, чувство.

Приступая к изучению творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе любой учитель перед чтением «Паруса» дает биографию поэта и только потом переходит к обучению выразительному чтению стихотворения. Но для того, чтобы произнесенное учителем слово тронуло, дети должны, во-первых, понимать то, о чем мы хотим рассказать; во-вторых, чувствовать; и уже потом воспроизводить. Как донести до шестиклассников суть стихотворения? Почему Парус одинокий? Почему он в тумане? Что значит мятежный? Вводим понятие лирический герой, но говорим, что лирический герой этого стихотворения, Парус, чем-то похож на Лермонтова. Что породило это щемящее чувство тоски и одиночества у Паруса? Может, это связано с ощущениями самого поэта? В раннем детстве он потерял мать. Отец вынужден отказаться от встреч с сыном по настоянию бабушки. В столь юном возрасте лишиться всего, что так дорого сердцу каждого человека. И далее по биографии – уход из университета, поступление в юнкерскую школу. Только привык, только расправил крылья, и их снова подрезает судьба. Казарма. Военщина. Разве не возникнет тут тоска, боль, одиночество?  Эти чувства владеют и Парусом.

Дети поняли, что это за существо – Парус. Может, не умом, но сердцем, на уровне эмоций. А психологи давно заметили «склонность» эмоции воплощаться в известные образы. Эмоция будоражит память, содействует воскрешению в ней впечатлений и образом, созвучных тому настроению, которое владеет нами в данный момент. То есть чувство оказывает воздействие на воображение, как и воображение на чувство.

Исходя из того, что воображение воздействует на чувство, учителю словесности стоит уделять больше времени развитию воображения учащихся. Можно, конечно, привлечь теорию К.С.Станиславского, но есть методики и попроще.

Можно посоветовать детям вести дневники, в которых они будут описывать случаи из жизни. Умение перевести во внешний, словесный план свои впечатления очень важны. Также на уроках литературы или развития речи  можно предложить детям такое задание: подобрать образные, пластичные выражения таким понятиям, как любовь, совесть, время, дружба, молодость, надежда и т.д. Это задание будет с удовольствием выполняться детьми, а учитель получит прекрасную возможность узнать что-то новое о своих учениках. Возможно, высказывания  некоторых потрясут вас…

Время – это старость, это ветхость. Время – это бегущие стрелки на часах. Временем мы живем, временем мы дышим и от времени умираем.

Время – укротитель, оно дрессирует людей: в 8 на работу, в 12 обед…

Время – это не просто величина измерения в физике или математике. Это жизнь, это существование человека; все то, что он переживает за свою жизнь: любовь, горе, счастье. Все это проходит сквозь время, а время остается. Время бежит, но оно вечно, оно закончится для нас, а для других начнется.

Любовь – это необъяснимое чувство, который каждый воспринимает по-своему, и, что самое странное, оно усиливается с приходом весны…

Вот еще одно задание. Его предлагал использовать В.А. Кан-Калик. Назовем его условно «расшифровка». Попробуем при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе дать задание расшифровать метафорический эпитет «золотая тучка» из стихотворения «ночевала тучка золотая…»

Почему тучка золотая? Ведь она прилетела ночевать, а разве бывают ночью тучки золотыми? Да, шестиклассники непременно ответят, что это прием антитезы  «золотая тучка – серый утес», но надо подвести их к другому пониманию.  Расскажите о жизни тучки. Она гуляет по небу днем, вбирая лучи ласкового солнца, она легка, прозрачна, ей доступны полет и высота. Она дочь солнца, напоенная его светом, который не гаснет и ночью.

Далее, в старших классах, при изучении лирики Б.Пастенака можем столкнуться с проблемой непонимания смысла стихотворения. Невозможно выразительно прочитать стихотворение, если не понял, о чем оно, не прочувствовал.

                                   Рояль дрожащий пену с губ оближет.

                                   Тебя сорвет, подкосит этот бред…

Откуда такая странная ассоциация? Кто может облизывать пен с губ? (Конь) А когда он это делает? (Когда устал, загнан). Дочитаем стихотворение до конца. Одним словом, о чем оно? (О смерти, о жизни). Конь и смерть. Какие ассоциации?

…И когда он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными… (Откровение Иоанна Богослова)

Итак, апокалипсический конь уже загнан, устал собирать дань с четвертой части земли (в России идет гражданская война). В стихотворении происходит диалог (с кем? Со смертью?) Но он отпускает ее: «ты свободна… Иди, благотвори. Ступай у другим. Уже написан Вертер…» . Почему же герой отсылает смерть?  Потому что сейчас он откроет окно:

                                   А в наши дни и воздух пахнет смертью:

                                   Открыть окно что жила отворить.

Учитель дал возможность понять смысл стихотворения. После разбора большая часть старшеклассников должны суметь прочитать его выразительно, передав голосом и тайну, и ужас, и скорбь, и страдания поэта.

М.Ю.Лермонтов сетовал, что написанные слова – это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно и понять неправильно. Именно о точном прочтении с нужной интонацией заботится писатель, поэт в поисках идеального собеседника. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жесты, сказанное слово. Научить интонации нельзя, как нельзя научить смеяться и плакать. Интонацию не выдумывают. А.Я.Закушняк утверждал, что «интонацию рождают «два рычага» - мысль и эмоция».

После того, как  мысль Пастернака развернулась и предстала черной дырой в мироздании, разве ответом не будет шквал эмоций со стороны учеников!? Не у всех, но у большинства получится прочитать это стихотворение.

В связи с обучением выразительному чтению можно еще долго говорить и о позе, и о ритме, и о логической мелодии. Но все это подходит для артиста какого-нибудь эстрадного жанра, а не для среднестатистического школьника. Главная задача на подобных уроках заинтересовать учащихся. В учебниках, обучающих искусству выразительного чтения, сказано, что исполнитель басни впадает в банальность в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Но ребенок-пятиклассник (именно в пятом классе изучают басни Крылова) – артист, еще не набравшийся комплексов. Он хочет быть на виду, играть. Ему интересно. Он придет домой и расскажет маме, как он любит басни Крылова, достанет книгу и будет изображать Волка, Свинью, Ягненка. Но разве это не цель – заинтересовать? Стоит ли ребенку знать, что это банально?

 

 

Добавлено: 22.03.2017
Рейтинг: 7.0083333333333
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+