Личный кабинет

Значение монеты номиналом в одну копейку в контексте русской православной культуры XVI-XX веков (на примере коллекций нумизматов п. Чунский Иркутской области)

Краеведческий материал о нумизматике


Заявленная тема исследования находится на стыке таких наук, как нумизматика и православная культура. Благодаря изучению монет появляются новые знания практически по всем учебным предметам, изучаемым в современной школе: истории, географии, литературе, мировой художественной культуре и т.д.

ВВЕДЕНИЕ
В 2014 году на школьной исследовательской конференции я представляла
работу «Православная копейка». В 2017 году я вновь обратилась к этой теме,
потому что моя личная коллекция монет пополнилась новыми экспонатами,
углубились мои познания в области культуры русского народа, в том числе,
культуры православия.
Заявленная тема исследования находится на стыке таких наук, как
нумизматика и православная культура. Тема новая и мало изученная, поэтому я
планирую еѐ разрабатывать и дальше.
Цель работы: Изучить значение копейки в контексте русской православной
культуры XVI - XX веков, используя для примера коллекции нумизматов
Чунского района Иркутской области.
Задачи:
1. Изучить литературу по заявленной теме.
2. Проанализировать доступные нумизматические коллекции жителей Чунского
района на предмет наличия копеек нужного временного периода.
3. Исследовать материалы экспедиции учащихся нашей школы по поиску
старинных монет.
4. Подготовить иллюстративный материал по теме, систематизировать личную
коллекцию монет.
5. Определить значение использования копеек в контексте русской
православной культуры.
Актуальность исследования:
Благодаря изучению монет появляются новые знания практически по всем
учебным предметам, изучаемым в современной школе: истории, географии,
литературе, мировой художественной культуре и т.д. Коллекционирование
воспитывает внимание, способность к поиску и анализу информации, умение
систематизировать собранные экспонаты. Изучение монет в контексте русской
православной культуры позволяет осознанно гордиться своей родиной,
народом, помогает ощущать себя духовно развитым человеком.
Методы исследования:
1. Анализ;
2. Беседа;
3. Сравнение;
4. Обобщение;
5. Наблюдение;
6. Систематизация;
7. Коллекционирование.
Место и сроки выполнения работы:
Исследование начато в 2014 году в р.п. Чунский. Планируется продолжение
работы по изучаемой теме.
4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В нумизматическом словаре В.В. Зварича 1979 года говорится о том, что
копейка была введена в обращение с 1534 года, « …(на ней был изображен
всадник с копьѐм)… Чеканка серебряной копейки прекратилась в 1718 году.
Попытка пустить в обращение медную копейку при царе Алексее Михайловиче
была неудачной, и только Петр I ввѐл еѐ в обращение с 1704 года. Медная
копейка чеканилась с перерывами до 1916 г. В СССР копейка выпускалась в
1924 – 1926 гг. из меди, впоследствии – из бронзового сплава»1
Основное и первое значение копейки – материальная ценность: основа
платѐжной системы, укрепление государства.
Первоначально на копейке был изображен великий князь Иоанн
Васильевич: на коне, с копьѐм в руке. На копейках, отчеканенных на монетном
дворе Новгорода, на голове всадника - царский венец, внизу надпись «Князь
Великий Иван всея Руси».2
Такую подлинную копейку XVI века нам показал Плющенков Сергей
Кириллович, заведующий отделением по краеведению районного Дома
Культуры «Победа». Эта монетка размером 15, 5 на 12 миллиметров, овальной
формы, сделана из серебра. Со слов Сергея Кирилловича, мы узнали, что такие
копейки в обиходе называли чешуйками. (Приложение №1)
Сергей Кириллович является одним из нумизматов, проживающих в
Чунском районе. Его личная коллекция насчитывает около 50 экземпляров, из
них копеечных монет - 5 штук.
Со слов Андрея Юрьевича Синельникова, коллекционера монет, жителя
п. Чунский, мы узнали, что ещѐ такие копейки называли семечками, потому
что монетки были маленькими и овальными по форме, многие люди раньше
носили их во рту.
Именно с такими копейками связана легенда о Святом Василии
Блаженном, который жил на Руси как раз во времена правления царя Ивана
Грозного.
На одном из уроков по основам православной культуры мы смотрели
мультфильм «Про Василия Блаженного». В мультфильме показано то, как
Блаженный Василий собирал деньги на строительство Покровского собора
в Москве. «А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам
молчит… Ну уж народ знает: начнет класть в подол — … кто сколько
может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь…
Прибежит и примется бросать деньги через правое плечо. А они
падают… копейка к копейке…, и никто их не трогал… А на что собирал
Василий деньги — никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж
старый стал. Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом
месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ
1 Зварич В.В. Нумизматический словарь.-Львов:издательское объединение «Вища школа», 1979.- с. 91
2 RUS-MONETA.RU
5
собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около не е и
руки на груди сложил.
— Что же это такое? — думает народ. Да тут один человек разъяснил:—
Да ведь, говорит, помирать собрался Василий. Тут сейчас побежали и
сказали царю:— Василий Блаженный помирает. Вот царь поскорее
собрался, приходит. Василий и ука зывает царю на деньги, указывает на
карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер.
Вот царь …Василия на том месте похоронил. И после того приказал
строить церковь Василия Блаженного на том же самом месте».3
Именно у храма Василия Блаженного происход ят события,
связанные с копейкой, отнятой у Юродивого, в драме А.С. Пушкина и
опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (возможно, прототипом этого
персонажа был Блаженный Иоанн , который неоднократно встречался
с Борисом Годуновым). 4
Через эту художественную деталь показано н равственное падение
царя Бориса. Царя – Ирода русский народ не принимал и не любил,
потому что Борис Годунов нарушил главную заповедь христианства:
«Не убий».
«В XVII веке, во времена Бориса Годунова, копейка продолжала быть
серьезной денежной единицей: на 1 копейку можно было купить курицу или
воз огурцов. Хороший плотник зарабатывал 1 копейку в день, а корова,
кормилица крестьянской семьи, стоила тогда 80 копеек…»5, - говорится в
статье Ольги Игнатовой «Как менялась русская копейка за пять столетий своего
существования».
Как написано в энциклопедии С.В. Аксенова и А.В. Жилкина, копейки
царя Бориса были особенными: изображенный на монете «…всадник очень
пышно разодет, на голове – шапка Мономаха, а с боков представлены две
буквы «Б» и «О». Это означает «Борис осподарь». На другой стороне монеты
ещѐ раз пышно и многословно утверждается «Царь и великий князь Борис
Фѐдорович всея Руси»6.
Во времена Петра I, судя по информации, найденной нами в
энциклопедии «Русские монеты. От Петра I до Николая II», была введена в
обращение копейка из меди. Эта мера позволила серьѐзно улучшить экономику
страны, развить промышленность. В начале XVIII века наряду с новыми
медными копейками в ходу были и старые серебряные копейки, которые Петр
презрительно называл «вшами». Несмотря на такую неприязнь, царь понимал
опасность резкого отказа от привычных народу денег, помня о Медном бунте
1662 года.
3 http://cyrillitsa.ru/posts/612-legenda-o-pokrovskom-sobore.html
4 https://ru.wikipedia.org/wiki/
5http://www.liveinternet.ru/users/5396012/post312021811/
6 Аксёнова С.В., Жилкин А.В. Монеты и банкноты СССР. Полная энциклопедия. -М.: Рипол-Классик, 2008.-с.66
6
При Петре I на монете появилась надпись «копейка», изображение
всадника было закреплено специальным указом как изображение Святого
Георгия.
Но в народе ещѐ долгое время копейки называли монетками «с царѐм на
коне».
«Царѐм на коне» называла Блаженная Ксения Петербургская копейку,
которую брала как милостыню. Другие деньги Блаженная Ксения не
признавала. Вот что мы узнали из жития этой Святой: «…Имея множество
знакомых …из купеческого сословия, она часто приходила к ним за
милостынею и ничего более не брала как «царя на коне»: так называла она
копейки, на которых, как известно, было изображение всадника на лошади.
«Дайте мне Царя на коне», — говорила она, брала копейку и уходила».7 Прося
всегда только копейку, Блаженная Ксения никогда не брала больше, даже двух
копеек.
Был, например, случай, когда в одной лавке Блаженной Ксении в ответ
на еѐ просьбу дать «царя на коне» незаметно сунули в карман несколько
золотых монет. Выйдя на улицу, Блаженная Ксения обнаружила эти золотые
монеты. Она вернулась в лавку и, возвратив золото, спросила себе «царя на
коне». «Больше мне не надо», — упорно отвечала она на просьбу взять хотя бы
несколько рублей.
Люди вспоминали, что своими скудными сборами «по копеечке»
Блаженной Ксении удавалось содержать несколько сотен бедных семейств.
В нашем районном краеведческом музее есть копейка 1761 года, отчеканенная
на Петербургском монетном дворе. (Приложение 2).
Эта монета номиналом в одну копейку могла побывать в руках Святой,
потому что в это время Ксения Петербургская была жива: примерные годы
жизни - 1730 – 1806.
И Блаженная Ксения, и Блаженный Василий не считали деньги
ценностью, потому что в православии самым главным достоинством человека
считается нестяжание, то есть умение не гнаться за богатством, за наживой,
помнить о душе. Наверное, поэтому этих Святых до сих пор так любит и
помнит наш народ. Может быть, поэтому и к копейке в народе сложилось такое
внимательное отношение.
Существуют поговорки и пословицы со словом «копейка». Например:
«Копейка рубль бережет»,8 «Копейка к копейке, проживет и семейка».9
Стала известной притча «Паренѐк и копейка», автором которой является
монах Симеон Афонский . (Приложение 4)
Из энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, мы узнали, что «копейные»
деньги с изображением великого князя чеканились до 1717 года. Изображение
царя сменилось изображением Святого Георгия Победоносца.
7 Акафист и житие Святой Блаженной Ксении Петербуржской.
8 Ожегов С.И, Шведова Н.Ю.Копейка. Толковый словарь русского языка.-М.:, «Азъ» Ltd, 1992.-301 с.
9 Даль В.И.Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников. Копейка. -М.:ЭКСМО,
2010.-315 с.
7
Благодаря сайту Википедия, мы узнали, что Георгий Победоносец или
Святой Георгий – это великомученик, погибший за веру в Иисуса Христа.
Одним из самых известных чудес святого Георгия является убийство копьем
змея, опустошавшего землю языческого царя в Бейруте.
«Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание
чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем,
избавив царевну от смерти. Явление Святого способствовало обращению
местных жителей в христианство»10
.
Изображение Святого Георгия на русских монетах узаконили при
Екатерине I. Об этом мы узнали из книги С.В. Аксенова, А.В. Жилкина
«Монеты и банкноты России и СССР».
С 1997 года, на аверсе современной монеты номиналом в одну копейку
содержится «рельефное изображение Георгия Победоносца верхом на коне,
поражающего копьѐм змея».11
Таково официальное описание, данное
Центральным банком России. Такие монетки есть и в моей коллекции.
Многое о монетах России и СССР, в том числе копейке, рассказал нам
Плющенков Сергей Кириллович. Оказалось, что в музее более 100 монет
XVIII-XX века. Большинство монет подарены музею жителями п. Чунский, д.
Червянка и д. Мироново.
Летом 2011 года ученики нашей школы побывали в исчезающей деревне
Чунского района – Мироново. Синельников Андрей Юрьевич показал, как
искать старинные монеты. При помощи металлоискателя на месте прежней
кузницы нашли монету и несколько предметов быта конца XIX - начала XX
века. Найденную монету Андрей Юрьевич нам подарил.
Оказалось, что это 1 копейка 1842 года. Она была отчеканена в г. Санкт-
Петербурге при Николае I.
На одном из сайтов мы нашли описание этой монеты:
«Аверс этой монеты украшен короной и … буквой Н, символизирующей
образ императора Николая I. На реверс нанесена надпись «1 копейка
серебром», размещенная в три строки. Под номиналом указан год чеканки
конкретного экземпляра, а по ободку монеты с обеих сторон нанесен точечный
рисунок… Из-за высокого тиража, которым была выпущена монета, ее
стоимость в настоящее время является невысокой… »12
С 2014 года эта монета в моей коллекции. (Приложение № 3).
С 2017 года я решила систематизировать свою небольшую коллекцию,
пополняя еѐ только русскими монетами номиналом в одну копейку.
10 http://ru.wikipedia.
11 http://www.cbr.ru
12 http://goldinside.ru/monetyi/kopeyki/1-kopeyka-serebrom-1842-goda.html
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несомненно, что истоки русской культуры – в православной религии.
Истории, связанные с копейкой, служат примером этому выводу.
Во время подготовки к докладу я узнала имена многих правителей Руси и
России, имена и судьбы Святых людей. Пришла к мысли, что в культуре
православия, в отличие от светской культуры, принято копейку отдавать, а
не брать. Отдавать в качестве милостыни или пожертвования.
К сожалению, в наше время решается вопрос отказа от копейки
достоинством в одну и пять копеек, потому что это экономически невыгодно. С
2010 года прекращена чеканка монеты номиналом в одну копейку. Во многих
городах нашей страны сооружены специальные памятники копейке.
В городе Иркутске в 2011 году на улице Трилиссера появился такой
памятник. Старую добрую копейку увековечили на постаменте.13
Может быть, и мой доклад поможет сохранить память о копейке и еѐ
значении в православной культуре нашего народа.
Выводы:
1. Судя по изученной литературе, основное и первое значение копейки –
материальная ценность: основа платѐжной системы, укрепление
государства, накопление и умножение богатства. Второе, основанное на
православных традициях: формирование духовных ценностей,
возможность проявить милосердие и заботу.
2. В коллекциях жителей Чунского района имеются монеты номиналом в
одну копейку времѐн Ивана Грозного, времѐн Елизаветы I, времѐн СССР
и современные монеты. Нет в коллекциях монет времен Бориса Годунова.
Примеры отношения к копейке найдены в жизнеописаниях Василия
Блаженного и Ксении Петербургской (XVI, XVIII век).
3. Материалы экспедиции в д. Мироново позволили углубить знания по
исследуемой теме, пополнить коллекцию.
4. Относительно личной коллекции принята идея коллекционировать
монеты номиналом в одну копейку.
5. Копейка может быть символом нестяжания, милосердия, уважения к
русским православным традициям.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акафист и житие Святой Блаженной Ксении Петербургской.
2. Аксѐнова С.В., Жилкин А.В. Монеты и банкноты СССР. Полная
энциклопедия. -М.: Рипол-Классик, 2008.
3. Большая Российская энциклопедия. Копейка.- М.:Научное издательство
«Большая Российская энциклопедия», 2010.
13 http://www.gazetairkutsk.ru
9
4. Даль В.И.Толковый словарь русского языка: современная версия для
школьников. Копейка. - М.:ЭКСМО, 2010.
5. Зварич В.В, Нумизматический словарь.-Львов:издательское объединение
«Вища школа», 1979.
6. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Копейка. Толковый словарь русского языка.-
М.: «Азъ» Ltd, 1992.
7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-
5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В. Кураев.-М.:
Просвещение, 2012.
8. Русские монеты ото Петра I до Николая II. Большая иллюстрированная
энциклопедия/И.А. Ларин-Подольский.-М.:Эксмо, 2014.-256 с.
9. Шклярова Т.В. Толково-этимологический словарь: Начальная
школа. М.:ВАКО, 2011.
10. Электронная версия Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона,
2004.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.gazetairkutsk.ru
2. http://cyrillitsa.ru/posts/612-legenda-o-pokrovskom-sobore.html
3. http://svyato.info/2009/04/17/ikona-bozhiejj-materi-vsekh-skorbjashhikh-radost.
4. http://rus-moneta.ru
5. http://www.cbr.ru
6. http://ru.wikipedia
7. http://www.liveinternet.ru/users/5396012/post312021811/

Добавлено: 13.01.2018
Рейтинг: 7.44375
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+