Личный кабинет

Да не прервётся связь времён...

Современное значение обрядов и традиций хакасского народа


Из поколения в поколение переходили хакасские национальные традиции и обряды. Во многих из них сегодня принимают участие не только коренное население, но и представители других народов нашей многонациональной республики, а вот их зарождение, значение и порядок проведения мало кому известен, особенно среди юного поколения.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Муниципального образования г. Саяногорск

 

Пресс-центр «Эксклюзивд»

 

                                                         Направление: «Региональное краеведение»

 

 

Да не прервётся связь времён…

(Современное значение обрядов и традиций хакасского народа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: Авдонина Анна,

                       Мамедова Сара,

                       Оленина Дарья

 

Руководитель: Зинченко Ирина Григорьевна

 

 

 

 

г. Саяногорск, 2018

     ВВЕДЕНИЕ….………………………………..…………………………3

  1. Проблема………………………………………………………………...3
  2. Цель работы……………...……………………………………………...3
  3. Задачи……………………………………………………………………3
  4. Объект исследования…………………………………………………...4
  5. Предмет исследования………………………………………………….4
  6. Гипотеза …………………..……………………………………………..4
  7. Терминология……………………………………………………………4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………..……… …..……………..……….. 5

  1. ПОД ЗВУКИ ШАМАНСКОГО БУБНА................................................ 5
  2. МАТУШКА ПРИРОДА, БЛАГОДАРЕНИЯ ПРИМИ………………..6
  3. ПРЕДКАМИ ЗАВЕЩАНЫ ……………………………………..…......8
  4. МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ………………………………………..9
  5. С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ…………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…..……………………………………………………. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ… ………………13

ПРИЛОЖЕНИЯ….…………………………………………… ………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

 

Обычай - единственная сила, способная объединить людей,

тогда как всё, что подвластно рассудку, их разъединяет.
Анатоль Франс

 

История и культуры Хакасии корнями уходит в глубину веков. На территории республики множество памятников культуры, представляющих историческую ценность. Кроме памятников материальной культуры до современников дошли и духовные ценности жителей древней Хакасии. Всё это так, но…

Из поколения в поколение переходили хакасские национальные традиции и обряды. Во многих из них сегодня принимают участие не только коренное население, но и представители других народов нашей многонациональной республики, а вот их зарождение, значение и порядок проведения мало кому известен, особенно среди юного поколения.

Каждая традиция, каждый обряд имеют свою историю, предназначение, цель и средства её достижения. Отдельно взятая традиция может включать в себя по нескольку обрядов, у каждого из которых своя структура проведения, так называемый сценарий. Но немногие из жителей Хакасии знают их, поскольку большая их часть не является носителями хакасского языка, который сам по себе является культурным наследием хакасов, закрепляющим за ними право нации, поскольку есть язык - есть национальность, нет такового - нет и её. Значит,  их значение остаются для нас загадкой.

Известно, что без знания своей истории глупо надеяться на будущее. Именно поэтому так необходима историческая память, связывающая поколения.

Для изучения глубины проблемы было проведено анкетирование  20-ти подростков 12 -  16 лет. (Приложение №1)

В результате анализа анкет выяснилось, что почти 90% и не задумывались об истории своей малой родины, столько же почти ничего не знают о хакасских традициях и обрядах.  Только 3% видели, как проводится обряд кормления огня на Днях тюркской письменности, который ежегодно проводится в Саяногорске, 5% побывали в этническом музее-заповеднике «Казановка». На последний вопрос все ответили: «Не знаю».

Поэтому проблему незнания истории прошлого своей малой родины, её народа и его культуры, нужно начинать с их изучения, а затем  популяризировать среди населения.

Целью исследовательской работы стало изучение духовного наследия хакасского народа.

Задачи:

- изучить литературные источники по хакасским народным традициям и обрядам;

- посетить этнические музеи-заповедники;

- принять участие в проведении национального обряда;

- подготовить публикации в газету.

Объект исследования: традиции и обычаи хакасского народа.

Предмет исследования: шаманские ритуалы, национальные праздники, обряды в современной Хакасии.

Методы исследования: анализ литературы, Интернетисточников, пресс-туры, эксвкурсии, участие в обрядах.

Гипотеза: если изучать и сохранять традиции, верования, обряды древних народов, то это поможет подросткам лучше понимать современность.

Практическая значимость заключается в:

- приобретении знаний по истории культуры Хакасии при изучении источников литературы и Интернет источников;

- создание и публикация журналистских работ по теме;

- тиражирование данных знаний на ровесников через публикации и индивидуальные беседы;

- приобщение к здоровому образу жизни через активные формы досуга – пресс-туры, экскурсии.

Терминология

Ааал - хакасское поселение.

Айран - молочный напиток

Айран Солындызы - праздник последнего айрана.

Ах-тас - белый камень.

Ах-Чаян - Белая вера.

Бурханизм - религия древних хакасов.

Иб тайии – первый этап горного моления.

Менгиры - каменные изваяния.

От-Ине - богиня огня.

От тайии - жертвоприношение огню.

Суг тайыг - жертвоприношения хозяйке воды.

Тун Пайрам - праздник первого айрана.

Урен Хурты - праздник земледельцев.

Уртун-Той - праздник урожая.

Хуртуях тас - каменная женщина.

Чыл пазы - хакасский Новый год.


  1. Под звуки шаманского бубна

(Религия древних хакасов, связанные с ней традиции и обряды)

 

Традиции родной Хакасии уходят корнями в древние века. Многие из них дошли до нашего времени и до сих пор популярны у местного населения. Одна из них - это бурханизм, религия древних хакасов, неотъемлемой частью которой является шаманизм. Его ритуалы проводили в Сибири ещё в бронзовом веке. 

Долгое время учёные были уверены, что религией хакасов является шаманистсткое идолопоклонничество, и лишь только в начале XIX века учёные докопались до того, что их религия корнями уходит более глубже - в бурханизм (Ах-Чаян - Белая вера), согласно которому мир делится на три части: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный).

Неотъемлемой частью хакасского бурханизма является шаманизм, где шаман - это посредник между богом и людьми. Шаманизм представляет собой сложное явление, которое часто ошибочно приравнивают к магии, волшебству и колдовству.

В отличие от большинства религиозных учений, шаманизм сложился естественным, историческим путём: на определённом этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку.

Главной целью шаманизма является лечение тела, рассудка и души. Способность шаманов впадать в экстатический транс, связывается с духами, а исцеление, предсказание будущего - с их индивидуальными особенностями. Это люди, которые благодаря небесному избранию способны посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей - исцеления больного, предсказания будущего, вызывания дождя... Шаманы погружаются в особое состояние, обретают способность общаться с оберегающими и помогающими духами.

Готовясь к экстатическому путешествию, шаманы надевают ритуальные костюмы и бьют в бубны или играют на специальных инструментах. Их способность путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа: богов, демонов, духов – послужила решающим фактором познания смерти.

Они совершали культовые обряды, лечили людей. Их главной обязанностью было и остаётся поддержание равновесия в мире - ограждать своих соплеменников от бед и всяческих напастей, поддерживать хозяйственную жизнь племени, просить духов об изобилии. Делают они это через общение с духами посредством камлания - ритуала общения с духами.

Сегодня шаманов в основном можно встретить на праздниках, куда их приглашают провести обряды кормления огня, духов гор и воды. Камлание стало редким, не всем доступным зрелищем, тем не менее, и сегодня шаманы собираются вместе, камлают, общаясь с духами.

Шаманами бывают не только мужчины, но и женщины. Много лет под именем Белой Волчицы, которая, согласно легенде, когда-то стала родоначальницей многих восточных народов, шаманизмом занималась Алиса Алексеевна Кызласова-Боргоякова. Она была нередким гостем Саяногорска на Днях тюркской письменности, где проводила обряд кормления огня.

Главным шаманом в Хакасии сегодня является Виктор Иванович Киштеев. Он также проводит основные обряды и камлания, на которые в определённое время собираются все шаманы - преемники своих далёких предков, являющиеся связующим звеном культурного наследия древних и современного миров.

  1. Матушка природа, благодарения прими

(Хакасские традиционные обряды)

 Каждой традиции присущи свои, особенные обряды, которые у хакасов почти все связаны с природой и служат символом определённых социальных отношений, формой их выражения и закрепления.

Со времён кыргызского государства у хакасов сохранился культ огня. Кыргызы считали, что если сжечь умершего человека, то все его грехи сгорят в пламени. Тогда человек придёт на небеса очищенным. По хакасской легенде, огонь произошёл от искры, высеченной из кремня. Хакасы считали матерью огня – искру, а отцом – сталь.

От-Ине считают богиней огня. Чтобы сохранить благополучие семьи, богиню нужно было каждый день кормить жирной пищей. Утром и в обед в огонь кидали по три кусочка масла или сала. Кормление возлагалось на хозяйку дома. Но если в семье готовили мясо, то этот обряд совершал мужчина. По три кусочка мяса или сала отрезали от правого первого ребра, от грудины и от сердца, а потом мужчина бросал эти кусочки в огонь правой рукой. А если это делала женщина, то она кидала мясо в огонь левой рукой.

Ежегодно, хакасы совершали жертвоприношение огню, они называли его «от тайии». Проводили его на девятый день новолуния, весной. Этот обряд могли возглавлять не только шаманы, но и благовестники. Для того чтобы совершить его, нужно было поставить в юрту молодую берёзу, которую заносили через дымовое отверстие в крыше. Под берёзой обязательно должен был стоять столик. А саму её украшали девятью белыми и красными флажками. В жертву приносили белого с чёрными ушками или щёчками барашка. Ему вспарывали грудь и разрывали аорту, проходящую вдоль позвоночника. Кровь, вытекающую из жертвы, нельзя было проливать. Переднюю правую часть барашка варили, его сердце и лёгкие готовили на пару. Приготовленное мясо выкладывали на поднос и ставили на жертвенный столик. Вокруг втыкали берёзовые вертела, на которые нанизывали три куска сала, завязывали три красные и белые ленточки. Во время проведения обряда все жители этого дома обходили очаг по движению солнца три раза. Руководитель жертвоприношения произносил молитвы богине огня, бросая в пылающий очаг по три вертела с салом.

Ещё одним объектом поклонения у хакасов были и остаются горы. Они и по сей день через три года проводят обряд жертвоприношения их духам. Люди верят, что если не совершать обряд, то духи накажут их. Жертву приносили после выполнения обязательных правил. Это горное моление,  состоящее из двух этапов. Первый - иб тайии. В юрте хозяина, ответственного за моление днём, готовили напитки для духов гор. Около входа в юрту привязывали гнедого коня, предназначаемого хозяину гор. Через дымовое отверстие в крыше заносили трёхлетнюю берёзку. На её ветки привязывали флажки красного и синего цвета. Через южную часть юрты протягивали верёвку, на которую развешивали девять хакасских рубах и платьев.

Вечером, перед проведением обряда, хозяин убивал барашка. Сваренное мясо помещали на жертвенник, рядом ставили творог, кипячёное молоко и другие угощения для горных духов. После каждый просил то, чего ему хотелось: детей, увеличение поголовья скота, плодородия... А на того, кто не соблюдал правила, накладывались проклятия.

Также у хакасов был очень важный обряд жертвоприношения хозяйке воды - суг тайыг. В жертву приносили ягнят, которым распарывали живот и вырезали внутренние органы. Самого ягнёнка не закалывали, а убивали ударом по голове обухом топора. Шаман, который камлал на берегу реки, брал  шкуру жертвы и бросал ее в реку. Кроме ягнят, хакасы приносили в жертву молоденького бычка, которого спускали на плоту по реке. Вода считалась стихией нижнего мира, а бык - его священным животным.

Тесная связь предков, живших в здешних местах, с окружающим миром вполне понятна и объяснима ещё и тем, что природа Хакасии уникальна. Здесь и горы высокие, и реки глубокие, озёра живительные и степи бескрайние. Грех не поклоняться такому великолепию. А мы и поклоняемся ей, матушке Природе.

 

  1. Предками завещаны…

(Хакасские традиционные праздники современности)

 

Неотъемлемой частью культурного наследия хакасов являются традиционные праздники и связанные с ними обряды. А так же праздники, ежегодно собирающие сотни людей. Это Чыл пазы - хакасский Новый год, Тун Пайрам - праздник первого айрана, традиционные обряды: религиозные, камлание, кормление духов, бытовые - свадебные, траурные, праздничные…

Одним из таких является Чыл Пазы - Голова года или Начало года, пик которого приходится на день весеннего равноденствия - 22 марта. Хакасы считают, что осенью духи земли, рек, тайги уходят на небеса, а весной, с первыми лучами солнца, они возвращаются. Считается, что людям к их возвращению нужно хорошо подготовиться. Празднование начинается с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивается первым раскатом грома. К встрече Нового года шили новые одежды, наводили порядок в юртах и на всей территории аала. В это время нельзя ссориться, наоборот нужно дарить внимание и душевное тепло родным и близким.

И сегодня популярен в народе один из древнейших национальных праздников Тун Пайрам - праздник первого айрана. Он проводится в степных районах Хакасии в конце мая - начале июня. Для его проведения готовятся первые молочные продукты, заводится первый айран, шьются новые национальные платья.

В определённый день жители нескольких аалов собираются в степи или на ближайшей горной вершине. Там устанавливают берёзки, коновязь для ритуального коня и разводят большой костёр. Почтенный старец вместе с собравшимися обходит их по солнцу девять раз, кропит айраном костёр, коня и берёзки, благословляя небо, землю и желая, чтобы скот и молочные продукты не переводились у скотоводов. Первый айран и первая арака (хакасский напиток) считались лекарственными. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная молочная пища должна быть съедена на празднике, ничего не оставляя на завтра.

В календаре хакасов есть и такие праздники, как Урен Хурты - праздник земледельцев, Уртун-Той - праздник урожая, Айран Солындызы - праздник последнего айрана… Каждый из них уникален, интересен и ценен своими обрядами и значимостью.

 

 Мы с тобой одной крови

(Взаимовлияние хакасской и русской культур)

Россия и Хакасия. Когда-то два разных государства, два разных народа, две разные культуры, не знающие о существовании друг друга.  И вот уже более трёх столетий они  вместе.  Что изменилось для них за прошедшие три века? Как они уживаются, и какое влияние оказали друг на друга?

До середины XVII века никто из русских людей не имел представления о жизни по берегам Енисея, как и о Хакасско-Минусинской котловине с её обитателями и развитой для того времени культурой.

Освоение русскими Приенисейскоо края началось на рубеже XVI и  XVII веков с северных территорий, которые были богаты пушниной, рыбой, лесом и продвигалось к югу, где были более благоприятные природные и климатические условия. В 1601 году казаки основали город Мангазея, который на короткий исторический период стал центром проникновения русских вглубь Сибири. 

Со временем, когда в Хакасско-Минусинском регионе были построены несколько острогов, там начали появляться крупные поселения. Особенность этих земель заключается в том, что включение их в состав Росси произошло позже всех других сибирских регионов.  Освоение носило относительно мирный характер.  Это можно объяснить тем, что для хакасского этноса, русское продвижение полностью вписывалось в принятую ими картину мироздания. В  результате, уже во второй половине XVII века в крае сложились целые контактные зоны расселения русского и хакасского народов. Это способствовало возникновению культурных и родственных связей, приведших к взаимовлиянию культур.

Началось всё с религии. Хакасы приняли христианскую веру, хотя, как и русские, и по сей день сохраняют свои исконные национальные традиции.  Кроме того, они стали вести оседлый образ жизни, занялись земледелием. Особое взаимовлияние и взаимообогащение произошло в культуре двух народов:  музыки, танцах, литературе…

Сегодня такие традиционные национальные праздники как, например, хакасский Тум Пайрам, русская масленица отмечаются и русскими, и хакасами. В школах и те, и другие изучают русский язык и, по желанию, хакасский. И на  данный момент у нас нет разделения по национальному признаку ни в одной из сфер жизнедеятельности, включая  семью.

Таким образом, в результате взаимовлияния двух разных культур в Хакассии образовался богатейший межнациональный пласт традиций, объединяющих людей двух, когда-то далёких друг от друга, национальностей.

 С лейкой и блокнотом…

(Опыт пресс-центра и клуба)

 

На поклон к предкам

В пресс-центре «Эксклюзив» нам много рассказывают об истории Хакасии, ее культурном наследии, и в этом году в рамках плана работы краеведческого клуба «Форпост Саяны» мы побывали на одном из древнейших сооружений этих мест - Салбыкском кургане и на единственном в своем роде мемориале «Вечная память».

Салбыкский курган - самый большой в Хакасии. По прибытию туда нас встретил экскурсовод. Он рассказал  немного об истории Хакасии, о том, что данный курган находится в «долине Царей», как её называют местные жители. Из его рассказа мы узнали, что место захоронения расположено ближе к восточным воротам кургана, что вместе с усопшим здесь были захоронены его родные, домашняя утварь, некоторые воины. Местные считали, что всё выше перечисленное поможет жить покойному в загробном мире. Затем нам показали и рассказали про менгиры - каменные изваяния, которым поклонялись древние хакасы. Каждый из этих идолов отличается по цвету, форме,  размеру. Не менее интересно было узнать подробности хакасского обряда погребения.

Для местного населения это сакральное место «…пробуждения личной силы, источник мужской, мудрой, благородной, ярой, честной, твёрдой, уверенной, решительной, целеустремлённой, богатой, могучей Силы». (KUDESNIKI.ORG)

Мы тоже приняли участие в обряде очищения, чтобы «зарядиться» новой, положительной энергией. Не знаем, насколько это нас обновило, но уже само прикосновение к этим древним менгирам даёт ощущение сопричастности к миру предков.

Экскурсия продолжилась в рядом находящейся юрте, где экспонируются  предметы,  которые были найдены при раскопках курганов Хакасии, макет самого кургана, фигуры в человеческий рост древнего хакасского воина и шамана…

Вдоволь нафотографировавшись,  мы дружно погрузились в автобус и поехали в Усть-Абакан, где посетили мемориал, посвящённый Великой Отечественной войне. Там экспонируется самолёт военной поры и легендарный танк Т-34, который на этот постамент пришел своим ходом и навсегда замер, напоминая людям о героическом прошлом и больших потерях, которые принесла та война. Немалый интерес вызвали и настоящие, крещеные войной, зенитки. На главной площади таблички с именами погибших, где в одном списке русские и хакасы - герои той войны, защищавшие единую на всех Родину. Среди них Герои Советского Союза Михаил Егорович Доможаков и Михаил Егорович Орлов, полный кавалер орденов Славы Митрофан Николаевич Дрмржаков и кавалер ордена отечественной войны II степени Александр павлович Крамаренко… Рядом «плачущий камень», ряды гильз от снарядов, наполненных землей с братских могил и из городов-героев, в которых захоронены солдаты из Хакасии.

В центре - могила неизвестного лётчика. Его останки были найдены в самолете, который во время войны, после того как его сбили в бою и он стал непригоден для боевых вылетов, был прислан в Усть-Абакан для обучения курсантов школы младшего лётного состава. Их захоронили на местном кладбище, а в день открытия мемориала с воинскими почестями перезахоронили здесь. Это одно из таких мест, где ты ясно ощущаешь  всю боль тех страшных событий и можешь почтить память людей, отдавших свои жизни ради того, чтобы жил ты. 

Эта экскурсия обогатила нас большим объёмом новых знаний и в плане древней культуры Хакасии, и по теме участия земляков в не таких далёких героических исторических событиях. Салбыкский курган поразил своей масштабностью и древностью, а мемориал – настоящими военными орудиями, техникой и героями.  Самое же главное – мы имели возможность непосредственно не только увидеть, но и прикоснуться к памятником разных исторических эпох.

Там, где оживают легенды

Осенью мы побывали сразу в двух этнических музеях-заповедниках Аскизского района Хакасии: Казановка и Хуртуях тас, основанные в 90-х годах прошлого века и за относительно короткий срок ставшие популярными туристическими объектами.

От Саяногорска до Казановки путь составляет около 132 километров, которые мы преодолели за два часа, проведённых в кругу друзей, созерцании невиданной красоты пейзажей под любимую музыку в наушниках. Масса удовольствий!

В пункте назначения нас встретил экскурсовод, дал время на то, чтобы сделать пару фотокадров, и мы отправились знакомиться с местными достопримечательностями.

Первое, что нам представили - это изваяние Ах-тас. По древним преданиям, этот «Белый камень», как его ещё называют, исцеляет от различных болезней, помогает в исполнении добрых желаний. Для этого всего лишь нужно провести обряд: обойти три круга вокруг, при этом думая о том, что ты просишь у него, подойти, оставить какой-то предмет от себя в качестве подношения (это может быть монетка, конфета, пуговица с вашей одежды и т.д.,), обнять изваяние и какое-то время не отходить. Мы всей своей группой выполнили сей обряд, и каждый молча попросил древнее божество выполнить его сокровенную мечту.

Затем нас пригласили в хакасский аал. На живописном берегу речки расположились юрты. Нас завели в одну из национальных построек, показали её внутреннее устройство и убранство, рассказали о различиях юрт богатых и бедных семей, об укладе жизни хакасов, их традициях. Познавательно. Ещё в одной юрте туристам предлагается сувенирная продукция народных умельцев. В третьей мы узнали о растениях наших степей и тайги, которые помогут при недуге, накормят при необходимости и о тех, кого надо обходить стороной. Видя всё это, проникаешься хакасской культурой того времени, начинаешь осознавать, насколько она древняя и богатая.

На обратном пути мы заехали к Хуртуях тас - каменной женщине, ставшей такой от горя в связи с утратой мужа, защищавшего свою землю от врагов, и детей, которых не смогла уберечь в пути. С тех пор она и стоит здесь, с тех пор покровительствует материнству и детству. 

 

В заключение

Мы живём в республике, в которой история культуры коренного народа складывалась тысячелетиями. Она является нашим  наследием. И задача современников хранить его, развивать, обогащать и передавать следующим поколениям.

Для этого, прежде всего, необходимо знать историю своей малой родины, её материальной и духовной культуры. Только изучая данные аспекты, будет что передать следующим поколениям и только таким образом нить исторической памяти останется невредимой. А ведь именно она является связующим звеном поколений, гарантией будущего.

Исследуя, анализируя и систематизируя материал по теме, выполняя исследовательскую работу «Да не прервётся связь времён» в рамках проекта «Край легенд и сказаний», мы ставили цель изучить культурное наследие хакасского народа не только для собственного саморазвития, но и для того, чтобы поделиться приобретёнными знаниями с другими детьми, подростками, их родителями, всеми, кто неравнодушен к прошлому, настоящему и будущему нашей малой родины Хакасии. По итогам изученного материала и экскурсий юнкорами созданы  журналистские работы, которые опубликованы в газете «Пострел» и растиражированы среди обучающихся ЦДТ, их родителей, педагогов. В дальнейшем планируется выпуск альманаха, в который войдут все эти материалы и фотографии. (пр. № 2, 3, 4)

Очень надеемся, что это станет нашей пусть крохотной, но лептой в сохранении исторической памяти нашей республики и её замечательных жителей.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абакан литературный. Альманах. №3. 1998г. – Абакан, типография «Хакасия», 1998г.
  2. Алексеев Н.А., Ранние формы религий тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980. – С 250.
  3. Бутанаев В.Я., Культ богини Умай у хакасов, этнография народов Сибири. – Новосибирск, Наука, 1984. – С 93-105.
  4. Бутанаев В.Я., Традиционная культура и быт хакасов – Абакан: Хакасия, 1996г. – С 221.
  5. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. «Хакасский исторический фольклор». – Абакан. 1001г.
  6. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А., Народные праздники Хакасии. – Абакан. 1999г.
  7. Иллюстрированная этнография хакасов. Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова. – Новосибирск: ГУП СИПКП «Наука», с. 22 – 30.
  8. Небольсин П.И., Покорение Сибири. – СПб.: В тип. И. Глазунова и Комп., 1849.
  9. Интернет ресурсы:

http://www.nhkm.ru/traditionalculture.html

http://www.zadachi.org.ru/?n=5511

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сибирский_поход_Ермака

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Анкета

Вопрос

Ответ

1.

Интересно ли тебе узнать историю той земли, на которой ты родился и живёшь?

 

2.

Что ты знаешь о хакасских традициях и обрядах?

 

3.

В каких из них ты участвовал?

 

4.

Какие культовые места Хакасии ты посещал?

 

5.

Где ещё хотел бы побывать?

 

 

 

 Приложение №2

Газета «Пострел» № 29 от 5 декабря 2016г

 

Краеведение

На поклон к предкам

В пресс-центре «Эксклюзив» нам много рассказывают об истории Хакасии, ее культурном наследии, и в этом году в рамках плана работы краеведческого клуба «Форпост Саяны» мы побывали на одном из древнейших сооружений этих мест - Салбыкском кургане и на единственном в своем роде мемориале «Вечная память».

Салбыкский курган - самый большой в Хакасии. По прибытию туда нас встретил экскурсовод. Он рассказал  немного об истории Хакасии, о том, что данный курган находится в «долине Царей», как её называют местные жители. Из его рассказа мы узнали, что место захоронения расположено ближе к восточным воротам кургана, что вместе с усопшим здесь были захоронены его родные, домашняя утварь, некоторые воины. Местные считали, что всё выше перечисленное поможет жить покойному в загробном мире. Затем нам показали и рассказали про менгиры - каменные изваяния, которым поклонялись древние хакасы. Каждый из этих идолов отличается по цвету, форме,  размеру.

Экскурсия продолжилась в рядом находящейся юрте, где экспонируются  предметы,  которые были найдены при раскопках курганов Хакасии, макет самого кургана, фигуры в человеческий рост древнего хакасского воина и шамана…

Вдоволь нафотографировавшись,  мы дружно погрузились в автобус и поехали в Усть-Абакан, где посетили мемориал, посвящённый Великой Отечественной войне. Там экспонируется самолёт военной поры и легендарный танк Т-34, который на этот постамент пришел своим ходом и навсегда замер, напоминая людям о героическом прошлом и больших потерях, которые принесла та война. Немалый интерес вызвали и настоящие, крещеные войной, зенитки. На главной площади таблички с именами погибших. Рядом «плачущий камень», ряды гильз от снарядов, наполненных землей с братских могил и из городов-героев, в которых захоронены солдаты из Хакасии.

В центре - могила неизвестного лётчика. Его останки были найдены в самолете, который во время войны, после того как его сбили в бою и он стал непригоден для боевых вылетов, был прислан в Усть-Абакан для обучения курсантов школы младшего лётного состава. Их захоронили на местном кладбище, а в день открытия мемориала с воинскими почестями перезахоронили здесь. Это одно из таких мест, где ты ясно ощущаешь  всю боль тех страшных событий и можешь почтить память людей, отдавших свои жизни ради того, чтобы жил ты.

Наша познавательная экскурсия закончилась посещением абаканской пельменной, где всеми любимые сибирские пельмешки готовят вручную, что большая редкость в наш век нанотехнологий. Домой мы возвращались сытые и переполненные впечатлениями.

Анна АВДОНИНА

 

 Приложение  №3

Газета «Пострел» №38 от 5 декабря 2017г.

 

Краеведение

Там, где оживают легенды

Этой осенью мы побывали сразу в двух этнических музеях-заповедниках Аскизского района Хакасии: Казановка и Хуртуях тас, основанные в 90-х годах прошлого века и за относительно короткий срок, ставшие популярными туристическими объектами.


От Саяногорска до Казановки путь составляет около 132 километров, которые мы преодолели за два часа, проведённых в кругу друзей, созерцании невиданной красоты пейзажей под любимую музыку в наушниках. Масса удовольствий!

В пункте назначения нас встретил экскурсовод, дал время на то, чтобы сделать пару фотокадров, и мы отправились знакомиться с местными достопримечательностями.

Первое, что нам представили - это изваяние Ах-тас. По древним преданиям, этот «Белый камень», как его ещё называют, исцеляет от различных болезней, помогает в исполнении добрых желаний. Для этого всего лишь нужно провести некий обряд: обойти три круга вокруг, при этом думая о том, что ты просишь у него, подойти, оставить какой-то предмет от себя в качестве подношения (это может быть монетка, конфета, пуговица с вашей одежды и т.д.,), обнять изваяние и какое-то время не отходить. Мы всей своей группой выполнили сей обряд, и каждый молча попросил древнее божество выполнить его сокровенную мечту.

Затем нас пригласили в хакасский аал. На живописном берегу речки расположились юрты. Нас завели в одну из национальных построек, показали её внутреннее устройство и убранство, рассказали о различиях юрт богатых и бедных семей, об укладе жизни хакасов, их традициях. Познавательно. Ещё в одной юрте туристам предлагается сувенирная продукция народных умельцев. В третьей мы узнали о растениях наших степей и тайги, которые помогут при недуге, накормят при необходимости и о тех, кого надо обходить стороной. Видя всё это, проникаешься хакасской культурой того времени, начинаешь осознавать, насколько она древняя и богатая.

Пришло время обеда, и мы устроились в деревянной беседке на улице. Хотя было прохладно, но согревала нас дружеская, весёлая атмосфера.

На обратном пути мы заехали к Хуртуях тас - каменной женщине, ставшей такой от горя в связи с утратой мужа, защищавшего свою землю от врагов, и детей, которых не смогла уберечь в пути. С тех пор она и стоит здесь, с тех пор покровительствует материнству и детству.

Домой мы вернулись довольные, насыщенные новыми знаниями о хакасской культуре.

Алина ВЕРХОВИНСКАЯ

 

  Приложение  №4

Газета «Пострел» №40 от 5 февраля 2018г.

 

Краеведение

Под бубен шамана

Прошедшим летом я, отдыхая в лагере «Робинзон», с отрядом пошла на гору Тепсей, где есть шаманские ворота… Там мы пофотографировали красивые пейзажи, и уже собирались уходить. Я была последняя в строю, и пока все строились, решила еще раз подойти к воротам. Дотронулась до них и очутилась в совершенно другом месте, в другом веке, и поначалу очень испугалась. Но как поняла потом, это оказалось очень захватывающе и интересно.

Долго не думая, решила обойти и осмотреть местность. Если бы я в своё время не прочитала книгу о древних хакасах, то и не знала бы того, что увидела. Передо мной стояли… Юрты. Целый хакасский аал. Ближайшая двенадцатиугольная юрта покрыта берестой. Видимо, хозяева совсем не бедные люди... Осмотрев экзотическое сооружение снаружи, зашла внутрь. Плоский земляной пол, в центре расположился очаг, выложенный из камня на глиняном поддоне, над ним в крыше дымовое отверстие. Над очагом - железный треножник, на котором находится казан. Видимо, хозяева готовят обед.

Напротив двери, выходящей на запад, стоит супружеская кровать, закрытая шторкой. По сторонам от неё мужская и женская части жилища. На мужской левой половине располагаются предметы хозяйственного пользования: седла, арканы, уздечки, кожа, шкуры, сундуки. Правая половина полностью в распоряжении женщины. Здесь находятся посуда, утварь, сделанная из глины, дерева, бересты, женские шкатулки, украшения, детские принадлежности и игрушки.

Увлечённая экскурсией по юрте, не заметила, как вошли хозяева. Я сразу же обратила внимание на их костюмы. На мужчине - рубаха с разрезом на груди и отложным воротником, застегнутым на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота - складки. Рукава широкие. Штаны почти до колен прикрыты напуском рубахи и заправлены в сапоги. Костюм дополняет пояс, на левой стороне которого прикреплен нож в деревянных, орнаментированных оловом, ножнах, а за спиной привешено за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Рядом стоит женщина в платье синих, бордовых и черных оттенков такого же кроя, что и у мужа, но длиннее. Передний подол короче заднего. На груди красуется пого, в виде полумесяца с закругленными рожками, обтянутого плисом, украшенного перламутровыми пуговицами, между которыми нашиты кораллы и бисер. По нижнему краю пущена бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах.

 Пока я разглядывала их наряды, в юрту заполз карапуз. Надо же, детская одежда такого же фасона, что и у взрослого мужчины. На малыше были надеты синие штанишки, потому как он уже научился ползать, и красная, расшитая по плечикам, рубашонка. Не успела я на него посмотреть, как он тут же оказался около меня и просился взять его на ручки. Следом за ребенком в юрту зашла дочь хозяев, по виду младше меня года на три. Голову украшенных хакасской красавицы украшают множество косичек - сурмес, украшенных подвесками из серебряных монет, жемчуга и кораллов. Одета она в коричневое длинное платье того же фасона, что и у матери.

Почувствовав себя непрошенной гостьей, спешу извиниться перед хозяевами, что зашла в их жилище без спроса. Но они, как впрочем, все хакасы, оказались очень гостеприимными, поэтому сразу же пригласили странную для них пришелицу за «стол», который накрыли на скатерти, разостланной прямо на полу, и начали расспрашивать, кто я и как тут оказалась. Как принято у хакасов, мне пришлось попробовать все предложенные угощения: харты – кровяная колбаса; шурпа – баранье мясо в бульоне; хурут – сушеный сыр, заменяющий хлеб; потхы – каша на сметане; ореме – пенка варёного молока; корчик – напиток из свежего коровьего молока; айран – напиток из кислого молока. Еда мне очень понравилась, и я съела все, что мне предложили, тем самым порадовав хозяйку юрты.

Увидев веник рядом с дверью, сделанный из колючего кустарника, и чтобы хоть как-то отблагодарить людей за приют и отменный обед, я предложила свою помощь в уборке со «стола» и в юрте, но хозяйка сказала, что уберет все сама, а мне предложила отдохнуть или поиграть с детьми. Второе показалось более весёлым и интересным.

Мы начали играть с девочкой в их национальную игру, в которой ведущий задаёт вопрос ведомому о его родственниках до седьмого колена – имена, род занятий, положение… Я спрашивала о ее предках и за ответы вручала ей сладкие подарки, которые оказались у меня в карманах. Обе остались довольны. Я – новыми познаниями. Она – неведомыми до этого ею сладостями.

Над аалом разгорается яркий закат. Последние лучи заходящего солнца покрыли бескрайнюю степь, а с нею и аал оранжево-золотой краской. День приключений подходит к концу, а шаманских ворот как не бывало… Что-то там в нашем «Робинзоне»? Наверное, переполох – человек пропал!

Уже поздно, я прошу хозяев разрешения переночевать у них, и мне тут же стелют на полу шкуру, на которой буду спать. Неплохо, неплохо. Что бы там не думали и не говорили, а эта постель оказалась довольно удобной.

Утром я просыпаюсь оттого, что малыш подползает ко мне с игрушкой и начинает играть и смеяться. Открываю глаза, и вижу его счастливое личико, озарённое игривой улыбкой. Вставая с теплой шкуры, замечаю, что кроме меня и карапуза в юрте ещё только девочка. На мой вопросительный взгляд она ответила, что отец ушел на охоту, а куда ушла мать, мне говорить не станет, потому что так она испортит весь сюрприз… Позавтракав и убрав «со стола», решаем развлечься, пока родителей нет дома. Мы начинаем танцевать. Кружимся, изображаем пантомиму и пытаемся подражать поводкам древних животных. Повторяя движения за новой подружкой, понимаю: насколько пластичны, музыкальны и образны были танцы древних хакасов. Время пролетает незаметно. Устав танцевать, садимся на войлочный коврик, расстеленный на земляном полу, и играем с малышом…

Дверь отворилась и зашла хозяйка с какой-то женщиной, которая предлагает сходить к подножию горы Ымай. По дороге она рассказывает легенду про эту гору.  Умай - богиня плодородия, покровительница детей и матерей, женщина с золотыми крыльями, спускающейся с неба. Она оберегает и охраняет детей. Когда ребенок улыбается во сне, это означает, что Умай с ним играет. Очень интересно. Экскурсовод повествует так, что кажется я вижу все, о чем она говорит.

К нашему возвращению из этого увлекательного похода вернулся и хозяин. Пришедший с охоты, он разбирает снаряжение, а хозяйка готовит ужин из добычи мужа. Я все еще помню про сюрприз, который обещали они. И жду… На ужин приходят соседи. Их встречает хозяин жилища, подает им две руки, тем самым выражая особое почтение и теплые чувства. Тут же спрашивает их: «Как вы поживаете? Здоровы ли вы? Как ваш скот поживает?».

После ужина начинается тот самый сюрприз. Мужчина, который пришел с национальным музыкальным инструментом -  чатханом - начинает играть на нем и петь богатырские сказания горловым пением. Слушать «вживую» такое вокальное исполнение довелось впервые и доставило огромное удовольствие. Необыкновенные звуки чатхана и удивительно низкие ноты голоса обволакивают, уносят в просторы степи, кружат и завораживают.

Сюрприз продолжается. После экзотически-этнического «концерта» хозяйка завязывает мне глаза платочком, просит не пугаться и куда-то ведёт… Пока идем, слышу какие-то звуки, но не понимаю, что именно. Мне развязывают глаза, и первое, что я вижу - это большой костер, вокруг которого стоят сразу несколько шаманов. Сюрпризом стал обряд, который мне решили показать.

Я вижу у шамана бубен, в который он бьет специальной колотушкой. Кожа инструмента покрыта священными изображениями. Шаманы одеты в пестрые кафтаны, головные уборы с орлиными перьями и  множеством металлических, тканевых и костяных подвесок. Рассмотрев шаманов и их принадлежности, вникаю в суть обряда. Такого мне еще никогда не удавалось видеть… Перед завершением действа, меня зовет один из шаманов и говорит, что сейчас исполнив с ними обряд, я смогу опять вернуться к ребятам, в мой мир. Мне совсем не хочется покидать это прекрасное место. Но дома меня могут потерять и начать волноваться, поэтому я подхожу к костру и начинаю обряд. Мне весело, люди, которые меня приютили, смотрят на меня с улыбкой на лице и в тот же момент плачут, потому, что не хотят расставаться со мной, как и я с ними… Но меня осталось куча впечатлений, которыми я поделюсь с ребятами из лагеря, рассказав историю, которая со мной приключилась.

Я закрываю на секунду глаза, а открыв их, понимаю, что нет костра, нет шаманов, нет тех людей, которые только что были здесь. Вижу лишь своих ребят и вожатых. Оказывается, время остановилось, поскольку вижу, что они всё ещё начинают строиться. В этот раз я уже не подхожу к воротам, а встаю в строй. Время подходило к двенадцати, мы только спустились с горы Тепсей и все садимся у костра пить чай. Я решила, что не буду рассказывать ребятам о том, где я побывала, а просто расскажу, что узнала. Своё повествование начала с описания красочных костюмов хакасов, юрт, как там все распложено, не забыла и про их традиции, легенды и культуру. Рассказ об обряде шамана все слушали затаив дыхание…

Тихо... И лишь еле слышны звуки бубна и чатхана... Наверное, меня там услышали, и, может быть, смотрят на меня и вспоминают. Так заканчивается мое маленькое путешествие, в котором я узнала быт, традиции, обряды и  культуру хакасов... А может, решила таким образом поделиться своими знаниями… 

 Даниэла БАЛАШОВА

 

 

                                                                                                             

Добавлено: 11.03.2019
Рейтинг: 8.0875
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+