Личный кабинет

Коррекционно - развивающая направленность в обучении у/о учащихся на уроках музыки и ритмики.


выступление на пед.совете

ОКУ  ГС(К)ОУ «С(К)ОШ №6  VIII вида г.Саратова»

Тема:

«Коррекционно-развивающая  направленность  в  обучении у/о учащихся  на  уроках  музыки  и  ритмики»

Учитель - дефектолог

Астанкова Н.Н.

г.Саратов  2014г.

Содержание

Вступление (специфика работы в коррекционной школе)

Основная часть.

-  особенности ученика коррекционной школы.

-  особенности работы учителя музыки.

-  о влиянии музыки на психику у/о ребёнка.

-  развитие музыкального слуха.

-  развитие чувства ритма.

-  развитие голоса.

-  развитие артикуляционного аппарата.

-  кабинет музыки.

Заключительная часть.

Приложение (фото).

       

        В коррекционной школе, где  учатся дети с глубокими нарушениями развития, система коррекционно - образовательной  работы подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития аномального ребенка.

        В своей работе я хочу показать, что построение  коррекционной работы исходят из понимания и объяснения дефектов у/о учащихся.

        Когда мы говорим о специфике работы в коррекционной школе, то имеем в виду прежде всего коррекцию, т.е. исправление недостатков у/о ребенка. Коррекция- это приспособление нарушенных функций  нервной системы к выполнению необходимой деятельности. Это своеобразные педагогические приемы, применение которых позволит так обучить и воспитать у/о ребенка, что он сможет в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. Это изыскание таких форм педагогической работы с учеником, которые в сумме должны в некоторой степени компенсировать дефект.

       Коррекция ведет к компенсации, т.е. к замещению пострадавших вследствие болезни функций другими, близкими им по физиологическим механизмам. Нарушение механизмов, наступившее в результате поражения мозга при его заболевании, ведет к выпадению  целой функциональной невро-динамической  системы. Поэтому поражение психических функций большей частью не поддается точной локализации, так как мы имеем дефект сложной мозговой мозаики, элементы которой расположены в разных мозговых зонах. Компенсация, как указывал П.К.Анохин, есть перекомбинация прежних внутринервных соединений. Отсюда и некоторая неустойчивость вновь сформировавшейся нервной организации.

      Компенсация становится  возможной благодаря пластичности нервной системы. «Можно сказать,- пишет П.К. Анохин,- без всякого преувеличения, что даже самое высокое искусство хирурга было бы безрезультативным, если бы организм не имел возможности скомпенсировать тот дефект в своих функциях, который ему наносится каким- либо радикальным оперативным вмешательством». Это верно не только в отношении физиологических, но и   психических нарушений. Здесь действуют те же принципы компенсаторной деятельности организма, хотя с целым рядом присущих им особенностей.  

      Умственная отсталость- это поражение интеллектуальной деятельности глобального или парциального характера, при котором субъект не осознает своего дефекта. Поэтому, естественно, он не мобилизует все возможности для преодоления дефекта, для компенсации его в целях наилучшего приспособления. Как  известно,  большинство у/о довольны собой и своими успехами,  особенно  в  раннем  школьном  возрасте они не  осознают  своей неполноценности.  Ребенку не хватает нужных усилий для преодоления дефекта  (как указывал Э. Сеген еще сто лет назад, у/о  ребенок  прежде всего безвольный). Воздействие на органы чувств ребенка, на весь его сенсорный и моторный аппарат разными средствами и является стимулирующей силой всей его психической деятельности. А.Н.Грабаров говорит, что каждое свое   учебно-воспитательное  мероприятие учитель коррекционной школы должен рассматривать и организовать под углом зрения  задач коррекции. Известно, что у/о  ребенок отличается пониженной деятельностью органов чувств. Нормальный ребенок лучше дифференцирует явления окружающей действительности. Он различает больше цветов и их оттенков, лучше видит сходство и отличие в форме предметов, их структуре, лучше анализирует звуки, запахи вкусы. Недаром многие дефектологи говорили, что у/о «смотрит, но не видит; слушает, но не слышит».

      Глубокое  и всестороннее изучение личности  у/о ученика – основа коррекционной работы, осуществляемая    по воспитанию и обучению   на уроках по разным предметам: письму и развитию речи, чтению и развитию речи, географии, биологии, истории, трудовому обучению, физической культуре, ритмике и музыке.  

      Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры! Целый океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества заключен в творении музыкальной классики. Сокровища музыки, накопленные в течение веков многообразны. Музыка окружает нас повседневно, всюду и везде: в труде и в быту, в дружеских встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Музыкальные звуки  сопровождают нас на протяжении всей нашей  жизни. Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких-либо, хотя бы простейших музыкальных впечатлений. Силу музыки, покоряющую власть выразительной мелодии, способной захватить душу, сплотить воедино стремления и помыслы людских масс, хорошо испытал каждый из нас!

     Музыка является составной частью эстетического воспитания у/о школьника. Посредством  музыки  развивается чувство прекрасного и понимания красоты.

     Что касается коррекционной школы, то здесь музыкальное искусство во всех его видах может не только решать эстетические и художественные задачи, но и способствовать коррекции дефектов и укреплению нервной системы олигофрена. Основным предметом музыкально-эстетического воспитания в коррекционной школе является урок музыки. В него входит целый ряд компонентов, составляющих единое целое.

Особенности ученика коррекционной школы.

      Основная масса учащихся коррекционной школы- это у/о дети в степени дебильности, имеющие небольшую степень отсталости и незначительные отклонения в физическом развитии. В чем же выражаются основные дефекты ученика коррекционной школы? Ребенок  олигофрен с трудом  воспринимает учебный материал, с трудом приобретает знания и умения, навыки. Имея сохранившиеся слух и зрение, он, в противоположность нормальному ребенку, не всегда умеет использовать эти анализаторы. У него слабо развиты: моторика, наблюдательность. Его речь страдает целым рядом недостатков, недоразвитостью, что отражается и на пении. Описательно- повествовательная речь олигофрена бессвязна и непоследовательна, алогична; ребенок не всегда понимает своего собеседника.

      Количественно меньший по сравнению с массовой школой класс имеет очень пестрый состав. Наблюдается большая голосовая дисфония, чем у нормальных детей. Мутационный период у мальчиков - олигофренов  наступает несколько раньше, чем у нормальных детей.

      Внимание на уроке очень рассеянно, поведение неустойчиво, особенно у возбудимых  олигофренов.  Негативизм тоже ярче проявляется у возбудимых олигофренов: они непоседливы, не терпеливы. Утомление у олигофренов наступает быстрее, чем у нормальных детей.

      Обследования и наблюдения за состоянием и музыкальным развитием учеников коррекционной школы, которые проводятся мною на протяжении многих лет работы показывают, что пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, интеллектуальное и музыкальное развитие учащихся и способствуют устранению дефектов олигофрена.

       В процессе обследований музыкальных возможностей и особенностей учеников коррекционной школы установлено следующее:

    1. Часто дети со сниженным  интеллектом имеют хорошие музыкально- певческие и речевые данные.

    2. В процессе обучения дети-олигофрены хорошо развиваются и к окончанию школы достигают значительных успехов в пении и музыке.

    3. Особенности познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы учеников коррекционной школы требуют от учителя музыки большого методического мастерства, индивидуального подхода к ученикам, значительной детализации учебного материала на уроке, широкого применения наглядности и частого повторения изучаемого  словесного и музыкального материала.

       Приведу пример из моих наблюдений. Наблюдая у многих учащихся интерес к подбиранию мелодий на слух на аккордеоне, я поддерживала его. Целая группа детей стала свободно подбирать мелодии, а потом сделали попытку играть по нотам. В процессе обучения игре на аккордеоне мною было отмечено наличие у играющих учащихся музыкальной памяти и чувства ритма.

      Наблюдая у детей большое стремление к игре на различных инструментах: деревянных ложках, трещетках, бубне, флейте, румбе, маракасах , в зависимости от класса, учащиеся делали успехи в технике игры на этих инструментах.

      При  проверке слуховых и ритмических данных ученики старших классов точно указывают направление движения мелодий, угадывают звучание  двух и трёхголосья, данные мною ритмические фразы повторяли с большой точностью. Некоторые из них безошибочно указывают высоту звука, определяя его на клавиатуре аккордеона.

      Можно привести еще много примеров, подтверждающих большие возможности музыкального развития олигофрена.

     Теперь несколько подробнее расскажу о методике музыкально- певческого и речевого обследования. При обследовании учитывалось развитие:

а) музыкального слуха

б) чувства ритма    

в) голосовых данных

г) тембра

д) диапазона  голоса

е) музыкальной памяти

ж) речи

з) дыхания

и) моторики.

     В результате изучения особенностей детей олигофренов оказалось возможным разделить их по музыкально- певческому и речевому развитию на три категории:

а) первую - высшую устойчивую;

б) вторую - среднюю, детонирующую;

в) третью - низшую, декламаторную.

Особенности работы учителя музыки в коррекционной школе.

     Как учитель музыки коррекционной школы, я исхожу в своей работе из общих дидактических принципов, но пути реализации этих принципов отличаются от таковых в массовой школе в силу специфики у/о ребенка. Передо мной стоят большие и сложные задачи, поскольку урок музыки является предметом, не только развивающим музыкальные способности учеников, но и коррегирующим, способствующим устранению многих дефектов у/о ребенка.

     Болезненная нервозность учеников коррекционной школы, их утомляемость, возбудимость - требуют строгой дозировки времени отдельных компонентов урока (пение, слушание музыки, нотная грамота). На уроках я стараюсь детализировать материал, излагать его доходчиво, ясно, многократно повторяя, используя не только слух, но и зрение, осязание. Стараюсь использовать на уроках красиво оформленные наглядные пособия, иллюстрации, портреты композиторов, плакаты, музыкальный букварь (для младших классов).

     Учитывая сложность познавательной деятельности ребенка - олигофрена  я установила связь с логопедом школы, с учителями по общеобразовательным предметам: чтению и развитию речи, истории, биологии, географии, физической культуре. В процессе обучения стремлюсь к максимальной простоте изложения содержания, стараюсь не допускать утомления. Все это дает возможность завладеть неустойчивым вниманием, заинтересовать у/о школьников.

      Как показала практика, для познания  окружающей действительности, аномальному ребенку необходим максимально наглядный  характер обучения. Надо давать ему возможность видеть, слышать, наблюдать, осязать и только потом помогать в обобщении полученного материала.

О влиянии музыки на психику у/о ребенка.

     Изучая влияние музыки на психику ребенка и целых коллективов, выясняется, что музыка оказывает большое психотерапевтическое воздействие на организм ребенка. В этой работе моим стимулом являются слова отца медицины Гиппократа о том, что «не всякая музыка годится для всякого человека».

     В наши дни ребенка окружает музыка разная по качеству и степени доступности, она звучит по радио и телевидению, в кино. Такое музыкальное окружение требует строжайшего контроля со стороны музыкантов- педагогов, чтобы оградить больных детей от вредного звучания, а следовательно и травмирования.

     Что же такое вредная музыка? Эта музыка насыщена шумовыми и ритмическими эффектами  возбуждающего действия, надрывная, меланхоличная, слезливая. Из сказанного не следует, что я предлагаю слушать только классическую и серьезную музыку. Хорошая развлекательная музыка, спокойная, мелодичная, доступная детскому пониманию, может оказать положительное влияние на психику больного ребенка.

     На уроках музыки я пользуюсь режимом щадящим и охраняющим нервную систему у/о учащихся, избегая их утомления и переутомления, которое ведет к перенапряжению. Щадящий метод крайне необходим больным детям, имеющим врожденную слабую нервную систему, перенесшим целый ряд инфекционных заболеваний.

     Хорошо известно, что под влиянием музыки изменяются все физиологические показатели работы организма. В зависимости от характера и количества музыка может оказывать хорошее и плохое влияние на организм у/о ребенка. Конечно, в классе имеются ученики в различном фазовом состоянии; я исхожу в своей работе из состояния большинства учеников.

     Учитывая также и возбудимость класса; если класс считается возбудимым, то я избегаю давать возбуждающую музыку - марши, быструю танцевальную музыку и песни, стараюсь давать успокаивающую музыку и песни в медленных темпах, в миноре, лирического характера, избегая резких звучаний, высоких регистров и т.д. Этими приемами достигается дисциплина на уроке, укрепляется нервная система и устраняется утомление у/о ребенка. Избегаю длительного использования однородных музыкальных средств: от инструментальной музыки к вокальной и наоборот.

      К методам охраны нервной системы у/о учащегося относится и борьба с шумом в коррекционной школе. Шумы оказывают пагубное влияние на весь организм больного ребенка, понижая внимание, ускоряя наступление утомления, изменяя скорость дыхания и пульса, нарушая обмен веществ.

      В коррекционной школе не должно быть шумных игр, затяжных репетиций к детским праздникам, которые должны быть строго регламентированы во времени и продуманы в отношении программы. Борьба с шумом - это борьба  за сохранение здоровья олигофрена.                             

Развитие музыкального слуха.

      Причиной расстройства слуха у аномальных детей могут быть мозговые заболевания, которые отрицательно влияют на слуховые нервы, и такие инфекционные заболевания, как скарлатина, корь и другие.

      Известный музыкальный профессор А.Б.Гольденвейзер говорил, что музыкальный слух довольно легко поддается развитию, если заниматься этим достаточно планомерно и целесообразно.

      Воспитанию музыкального слуха я придаю огромное значение, так как хороший слух не только способствует лучшему музыкальному восприятию, но и влияет на развитие речи ребенка.

      Одним из основных способов развития музыкального слуха наряду с пением есть слушание разнообразной, доступной пониманию учащихся музыки. Например: слушая пьесу П.И.Чайковского «Баба-Яга», я показываю учащимся картинку с изображением Бабы-Яги. Спрашиваю: Что изображено на картине? Кто такая Баба-Яга? Где она живет? С кем дружит Баба-Яга? Как передвигается Баба-Яга? Какие дела вершит Баба-Яга?  Ответы детей: это Баба-Яга. Она живет в лесу. Дружит Баба-Яга с Лешим, с Кащеем Бессмертным, с Водяным, с Кикиморой Болотной, со Змеем Горынычем.

Передвигается Баба-Яга в ступе или на метле. Баба-Яга злая и вершит только плохие дела. Стараюсь, чтобы учащиеся отвечали полными предложениями, четко проговаривая окончания. Затем слушаем музыку, сравниваем ее с ответами учащихся, т.е. проводим анализ пьесы.

      Практикую учащихся в пении, пользуясь «Музыкальным букварем». При разучивании песен использую метод показа группы детей, правильно поющих и интонирующих. Это дает возможность детям, менее развитым в музыкальном отношении, слушать правильное воспроизведение мелодии именно детскими голосами, что вызывает у всего класса стремление скопировать услышанное.

      Учим и поем с учащимися песни о Родине, о дружбе, о  матери, об армии и много других песен. Хоровое пение организует, сплачивает учащихся. Это отмечал в свое время  К.Д.Ушинский: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение!»

       Другой метод развития слуха заключается в пении  «а капелла», правда в примитивном виде. В этом мероприятии немаловажную роль играет учитель или воспитатель. Для массового пения брались наиболее любимые детьми песни, ранее разученные на уроке. Повторяем с детьми слова, а затем поем ее без музыкального сопровождения. Конечно, это пение не имеет того качества, которое мы требуем на уроках, но здесь и не преследовалась эта цель. В конечном итоге пение «а капелла» является одним из средств развития музыкального слуха и способствует сплочению детского коллектива. Также, хорошо выученную песню с детьми поем различными способами: эхо, цепочкой, с запевалами и другими. Когда поем с запевалами, даю учащимся задание: внимательно слушать пение запевал, а затем оценить и сказать, чье пение понравилось и почему (знают ли слова, правильно ли пропевают окончания, хорошо ли поют мелодию). Кроме того дети получают большое удовольствие. Музыкально-певческую работу в школе нельзя сводить к разучиванию песен, необходимо добиваться точного  интонирования, выразительности, правильной артикуляции. Прав был А.Н.Грабаров, утверждавший: «Надо учить не песни, а пению».     

      Активные занятия музыкой, в частности игра в оркестре, способствует развитию музыкального слуха и чувства ритма. Коллективная игра в оркестре очень организует учащихся. Выступление оркестра имеет большое воспитательное и педагогическое значение. Учащиеся знают названия музыкальных инструментов: деревянные ложки, треугольники, трещетки, бубны, маракасы, румбы. Знают, как правильно играть на том или другом инструменте.

Развитие чувства ритма.

      Работа по развитию чувства ритма строится на ритмических упражнениях, охватывающих интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу учащихся и идет параллельно развитию слуха и музыкальной памяти. Я использую различные движения под музыку, игры, пляски, игровые песни, ритмо-слуховые упражнения для развития моторики, различные перестроения, изменения движений по музыкальным сигналам без речевой команды. Сигналом служит громкое или тихое звучание, ладовая перемена, быстрый или медленный темп.

       Я считаю, что упражнениям по ритмике и моторике в коррекционной школе необходимо уделять как можно больше внимания, так как они не только физически развивают и оздоравливают  учащихся. Но и могут быть использованы, как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (длительность и высота звуков, динамика, запев, припев и т.д.) Предлагая движения под музыку без речевой команды, построенные на музыкальных сигналах, я развиваю у учащихся не только внимание, слух, чувство ритма, но и ориентировку в пространстве, что крайне необходимо нашим детям при передвижении по улице. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха я придаю огромное внимание игровым песням, т.к. они являются одним из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста и важным средством коррекции воспитания. Придавая огромное значение  проникновению игровых песен в детский коллектив, я стремлюсь к тому, чтобы все пройденные  игры-песни проводились в часы досуга. Для этого я знакомлю с содержанием и правилами проведения игровых песен воспитателей ГПД .

Развитие голоса.

      У учащихся коррекционной  школы встречаются голоса со следующими дефектами: гнусавость, бестембровый звук, голос с сипотой, голос декламоторного характера, монотонно гудящий звук.

       Гнусавость встречается довольно редко и бывает двух видов: открытая и закрытая. Монотонный звук является следствием отсутствия эмоциональной живости. Голос с сипотой показывает на недостаточное смыкание связок.

Декламоторный звук после большой работы исчезает, причем быстрее в тех классах, где есть хотя бы небольшая группа детей с природным голосом и слухом.

      К числу голосовых недостатков у учащихся коррекционной школы следует отнести крикливое пение. От крикливого пения у учащихся быстро утомляются голосовые связки. Следствием крикливого пения является потеря голоса на очень большой срок, а то и навсегда. На своих уроках стараюсь относится к детским голосам с большим вниманием и осторожностью.

Развитие артикуляционного аппарата.

      Многие ученики коррекционной школы имеют дефекты речи: косноязычие, картавость, заикание и т. д. С помощью специальных приемов и вокально-артикуляционных упражнений мне удается на уроках способствовать коррекции этих недостатков и развитию речи в целом. Работа над словом и звуком, использование специальных вокально-артикуляционных упражнений и артикуляционных навыков, дают самые отрадные результаты (связь с логопедом школы).

Кабинет музыки.

      В нашей школе созданы условия, чтобы урок музыки и вся внеклассная работа проводилась в специально оборудованном кабинете. Здесь есть необходимое оборудование: музыкальный центр, телевизор, плеер, аккордеон, портреты композиторов, сюжетные картинки. музыкальные инструменты, раздаточный материал, мячи, прыгалки, палки, коврики, мягкие игрушки, куклы. На своих уроках я стараюсь максимально использовать все возможности для привития детям - олигофренам любовь к музыке, развитие и укрепление их творческих способностей.

       За годы работы проводила открытые уроки внутри школы, урок для курсов усовершенствования учителей музыки Саратовской области, праздник для директоров коррекционных школ области. Ежегодно в школе проводятся линейки, посвященные: «Дню знаний», «Дню учителя», «Дню защитника Отечества», «Дню 8 Марта», «Последнему звонку». Праздник «Посвящение в первоклассники», «Праздник Новогодней елки». Вот уже несколько лет подряд, в феврале месяце проводятся музыкальные фестивали, в которых принимают участие все дети школы, все классные руководители и воспитатели ГПД. Готовятся не только стихи, песни, танцы, а также большое внимание уделяется изготовлению атрибутов, пошиву костюмов. В завершении фестиваля, учащимся вручаются почетные грамоты, сладкие подарки, взрослым - благодарности, за активное участие в подготовке и проведении фестиваля. Некоторые фотографии фестиваля «Где музыка берет начало» - прилагаются. Также учащиеся школы принимают активное участие в концертах, посвященных «Дню инвалида», областном фестивале детского творчества  «Радуга», ежегодно весной выступают с программой в областном  Экологическом центре. Музыкальное обучение и воспитание  в коррекционной школе обеспечивает значительные успехи в коррекции личности учащихся, повышает уверенность в своих силах и их общественную активность!

Добавлено: 20.11.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+