Личный кабинет

Пятно - средство выражения

создание художественного образа через отображение зрительного центра (пятна)


Перед написанием картины любого жанра художник выполняет небольшую схему, состоящую из пятен разного размера. Каждое пятно – это отдельный персонаж или предмет, которые должны взаимодействовать друг с другом и собраться в рассказ. В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их на плоскости, выразительность силуэтов...

Конспект урока

«Пятно  - средство выражения»

Учитель: Оршанская И.В.

Урок: Изобразительное искусство

Школа: ГАОУ ШИК 16

Город: Москва

 

КЛАСС: 6

 

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с основами изобразительной грамоты средствами художественной выразительности в композиции; формировать навыки в создании художественного образа через отображение зрительного центра (пятна).

 

ЗАДАЧИ:

  1. Предметные: на примере известных композиционных схем показать варианты размещения главных и второстепенных объектов (персонажей). Показать роль формы, размера и цвета пятна в передаче образной характеристики композиции.
  2. Метапредметные: развивать умения и навыки создания художественного образа, пространственное воображение и логическое мышление, умение передавать свои эмоции и впечатления в рисунке. Способствовать расширению кругозора учащихся, общей эрудиции, фантазии.
  3. Личностные: воспитывать интерес и понимание основных правил и особенностей формообразования в композиции. Способствовать воспитанию усидчивости, внимательности, аккуратности.

 

ТИП УРОКА:

комбинированный

 

ПОНЯТИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКЕ:

композиция, контраст, центр внимания, доминанта, прием «изоляции».

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный),

частично-поисковый,

словесный (беседа),

наглядный (репродукции картин художников,

изображения композиционных схем,

презентация на тему зрительного центра),

практический (выполнение композиции из заданных геометрических фигур),

репродуктивный

 

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

Для учителя: ИКТ (компьютер, проектор, экран), наглядные пособия (репродукции картин художников, изображения композиционных схем, презентация на тему зрительного центра)

Для обучающихся: альбом, простой и цветные карандаши, акварель, кисти

 

УУД:

Познавательные: создание и преобразование модели и схемы для решения задачи; выбор наиболее эффективных способов решения; сравнение; построение структуры схемы с определением главного и второстепенного; преобразование образов в геометрические фигуры;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; планировать способы работы; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований действий; участвовать в коллективном обсуждении;

Регулятивные: анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять контроль результата и способов действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Основная часть:
  3. Актуализация полученных знаний (2 мин)
  4. Беседа (18 мин.)
  5. Выполнение задания (15 мин)
  • Заключительный этап (3 мин.)
  1. Подведение итогов (рефлексия)
  2. Домашнее задание

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель приветствует класс, настраивает детей на работу

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  2. Беседа (18 мин.)

На доску проецируется презентация.

- Перед написанием картины любого жанра художник выполняет небольшую схему, состоящую из пятен разного размера. Каждое пятно – это отдельный персонаж или предмет, которые должны взаимодействовать друг с другом и собраться в рассказ.

 

1й слайд. (дети высказывают мнения о возможном преобразовании схемы в картину).

 Слайд 1

           

 Объявление темы урока «Пятно - средство выражения»

2й слайд. (учитель знакомит детей с целью и задачами урока)

ЦЕЛЬ УРОКА: создание сложной композиции посредством распределения простых геометрических фигур.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомиться с формой, цветом и содержанием картин художников;
  2. Изучить схему распределения главных и второстепенных пятен на изображении;
  3. Выполнить рисунок из простых геометрических фигур.

 3й слайд. (На примере репродукций картин известных русских художников учитель показывает, насколько изменяется содержание художественного образа при изменении формата картины. Дети находят отличия во времени года и суток, действии персонажа или погодных условиях)

Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в классических картинах что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта, целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

4й слайд. (знакомство со значением слова «композиция»)

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, его сочинение.

  • С одной стороны, термином "композиция" определяют законченное произведение искусства.
  • В другом случае он означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

5й слайд. (дети записывают основные средства композиции изображения)

К средствам композиции можно отнести:

- формат;

- пространство;

- композиционный центр;

- равновесие;

- ритм;

- контраст;

- светотень;

- цвет;

- декоративность;

- динамика и статика;

- симметрия и асимметрия;

- открытость и замкнутость;

- целостность.

В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

В период обучения основам композиции очень полезно использовать схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

6й слайд.

- С чего же начинается работа над композицией, когда художник определился с темой произведения и форматом?

Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости. Вместо точки может быть любой объект, например один человек или даже толпа. (Дети делятся впечатлениями)

- Рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

7й слайд.

  1. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах (противопоставлениях) доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного.

Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости.

Например, светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом.

8й слайд.

  1. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Доминанта (главная деталь) размещается в наиболее видном месте работы, она должна в первую очередь привлекать внимание зрителей.

Доминанта выделяется:

  1. По форме и размеру;
  2. По цветовому контрасту;
  3. По фактуре.

9й слайд.

  1. На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, применяя прием "изоляции" - изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его размером и цветом.

10й слайд.

  1. Выполнение задания (15 мин)

- Итак, вы, переполненные жизненными впечатлениями или от прочитанной книги, садитесь рисовать. В вашем сознании начинает складываться образ, и сразу же встает проблема композиции. Определим этапы работы над композицией:

ЗАДАНИЕ:

- ФОРМА. Заполнение формата одинаковыми геометрическими фигурами (круги, квадраты, треугольники). Главная фигура (зрительный центр), должна отличаться от остальных размером и формой.

- ЦВЕТ. Создание напряженности цветовых сочетаний. Выделение зрительного центра контрастными цветами.

- ФАКТУРА. Заполнение зрительного центра графическими элементами (точками, линиями, орнаментом и т.д.)

11й слайд.

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Определить расположение листа (горизонтальное или вертикальное)
  2. Определить зрительный центр композиции, его форму и расположение на формате
  3. Простым карандашом заполнить формат второстепенными деталями, состоящими из одинаковых, менее заметных геометрических фигур
  4. Найти контрастные цвета для главной и второстепенных фигур
  5. Тонкой кистью нарисовать орнамент на главной фигуре

12й слайд.

13й слайд. (учитель предлагает варианты построения композиционных схем)

 

 

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Подведение итогов

Учитель показывает наиболее удачные работы всему классу. Класс высказывает возможные варианты художественного замысла авторов.

 

Контрольные вопросы:

- Что рисует художник перед выполнением изображения на холсте?

- Как меняется картина при изменении формата холста?

- С помощью каких средств композиции художник подчеркивает главный по отношению к второстепенным?

  1. Домашнее задание

Принести: гуашь, кисти, альбом, простой карандаш, ластик.

    24.07.2018 | 14:25
    Елена Дегтярева Пользователь

    Урок на "5". Молодец!!!


     

    26.01.2018 | 08:42
    Нина Ульяновская Пользователь

    Урок содержательный, четко продуманы все этапы. Идет работа как над терминологией, так и над развитием логического мышления, художественного вкуса. Используемый иллюстративный материал дополняет содержание лекции. Урок рекомендуем к проведению в образовательных организациях.


     

    12.03.2017 | 11:43
    Татьяна Канке Пользователь

    Талантливо. Очень содержательно. Непременно пригодится в работе!


     

Добавлено: 08.02.2017
Рейтинг: 8.0333333333333
Комментарии:
6
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+