Личный кабинет

Методы и приемы развития восприятия произведений искусства

Какие методы и приемы восприятия произведений искусства можно использовать на уроках


Целью работы с учащимися стало овладение системой методов и приемов восприятия произведений искусства как неотъемлемой части формирования духовной, всесторонне развитой личности, понимающей красоту жизни и произведений искусства.

 «Методы и приемы развития восприятия

произведений искусства

 

          «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень         наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим»

                                                                                         Б.М. Неменский

Введение

         Что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать наши дети, теснейшим образом связано с мировоззрением. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

В последнее время в педагогике возросло внимание к проблемам   духовно-нравственного и  эстетического воспитания,  как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть,  как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой, творчески активной личности, способной решать постоянно возникающие в современном мире проблемы.  Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Ребёнок, получающий на первой ступени систематического образования духовно - нравственные, художественные и эстетические представления, даже если он потом не становится музыкантом, художником, литератором, на всю жизнь приобретает гибкость мышления, открытость миру прекрасного, доброту, восприимчивость к нравственным и художественным ценностям.  

       Искусство – один из важнейших факторов формирования личности человека, расширяющих его представление об окружающем мире. Основа для формирования отношения человека к явлениям искусств, поэтому развитие навыков восприятия искусства становится одной из существенных задач художественного воспитания.

       Одной из задач искусства является полноценное освоение художественного образа. Формирование эстетического чувства, то есть, способность понимать главное в произведении искусства, различать средства выразительности, использованные художником для характеристики данного образа, а также соотносить содержание произведения с собственным жизненным опытом. Если предложить ребенку описать лес, реку, улицу которые они видят, ребенок не сумеет этого сделать, он растеряется в массе деталей, не сумеет выделить существенное, типичное. И вот картины могут помочь обучить его смотреть. Основная задача при проведении бесед, теоретических и практических по картине заключается в том, чтобы научить школьника видеть и воспринимать произведение искусства в единстве содержания и формы. При этом, чем глубже будет проникновение учащихся в сущность живописного полотна, в его идеи и образы, тем станут богаче их собственные мысли и чувства.

           Искусство-это особый язык, овладение которым необходимо начинать с восприятия объектов искусства. Восприятие живописи, музыки, литературы - это труд, который требует определённых усилий со стороны учащихся под руководством педагога. Творческий и заинтересованный в таком развитии учитель может найти различные возможности эстетического воспитания учащихся, не ограничиваясь рамками уроков изобразительного искусства и музыки.

           Таким образом, темой моей разработки стали методы и приемы развития восприятие произведений искусства на уроках искусства   как средство эстетического воспитания   школьников.

Основные понятия, стадии и этапы восприятия произведений искусств

          Согласно современному психологу  Дж. Гибсону восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается.

         Эстетическое восприятие – это процесс знакомства человека со всей сферой прекрасного в целом, будь  это красота человеческих отношений, неповторимый вид природы, или значительное произведение искусства

        Художественное восприятие (восприятие разных произведений искусств) – особый вид эстетического восприятия, которое имеет собственные характерные черты и качества, связанные с условным характером искусства и установкой   на получение позитивных эмоций от общения с произведением искусства - эстетического удовольствия.

        Художественное восприятие - это особый процесс взаимодействия зрителя и автора картины, их общение или даже спор.

        Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия. А сверхзадача эстетического восприятия – формирование человека.

Качество восприятия художественного произведения зависит

  • от его сложности, значительности и совершенства,
  • условий восприятия,
  • качеств учащихся (его культуры восприятия, моральных убеждений, эстетического опыта, образованности, психологического типа восприятия, возраста, психологических установок, предубеждений, стереотипов восприятия)

Процесс  художественного восприятия произведений искусства проходит три стадии:

  • предкоммуникативная стадия, т.е. стадия предшествующая контакту зрителя с произведением искусства
  • коммуникативная стадия, включающая время контакта зрителя с произведением искусства
  • посткоммуникативная стадия, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения искусства еще продолжается, о чем можно судить по эмоциональному состоянию человека

      Становление и развитие художественного восприятия проходит ряд этапов в процессе духовного роста человека и связано

  • с овладением языком искусства,
  • получением специфических знаний,
  • накоплением опыта общения с художественными произведениями, формированием художественного вкуса,
  • пробуждением интереса к художественному познанию.

При контакте с произведениями искусства у ребят возникает множество эмоций, которые можно выделить в две группы

  1. Контакт с произведением искусства (восприятие) -
  • беглый просмотр,
  • удовольствие сиюминутные,
  • получить наслаждение,
  • сопоставление, для получения устойчивых впечатлений
  1. Сопереживание –
  • вхождение в образ произведения,
  • «полет» чувств,
  • проживание искусства (переживание, проживание художественного образа)

В  основе восприятия художественного произведения лежат следующие компоненты (этапы):

  • Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание).
  • Ощущение эмоций от увиденного.
  • Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения.
  • Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения.
  • Восприятие и анализ символического ряда произведения.
  • Соотношение увиденного в произведении с собственным опытом, воспоминаниями.
  • Создание своего понимания произведения.
  • Формулирование суждений для выражения собственного мнения.

 Методы и приемы развития  восприятия произведений искусств

               Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы, которые используются при ознакомлении школьников с живописью, делятся на словесные, наглядные и практические. Отдельное место занимает метод музыкального сопровождения.

Словесные методы

Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний.  В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

  1. Вопросы: на содержание картины; на определение настроения; на выделение выразительных средств. В целом вопросы побуждают ребенка всматриваться в картину, видеть ее детали, но не терять при этом целостного ощущения художественного произведения.
  2. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний; синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.
  3. Рассказ - изложение материала урока, основанное на ярком образном фактическом материале. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
  4. Лекции - монологический способ изложения объемного материала используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.  Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
  5. Пояснение, совет
  6. Указание
  7. Художественное слово

           Для правильного и глубокого восприятия детьми картины большое значение имеют вопросы учителя, их содержание, целенаправленность характер, последовательность, точность и ясность формулировок.

С помощью правильно поставленных вопросов учитель должен помочь учащимся направить восприятие по пути анализа, помочь увидеть картину, понять в единстве содержание и средства выразительности.

          В процессе беседы об искусстве учащиеся изучают жанры, виды изобразительного искусства, средства выразительности, в связи с этим при работе с картиной уместны вопросы об изобразительных средствах, например:

- К какому жанру можно отнести произведение?

- Какой цвет преобладает?

- С помощью, каких средств художник создает впечатление солнечного дня (пасмурного дня)?

Говоря о композиции можно задать вопросы:

- Где в картине главное действующее лицо?

- Кто в картине является главным персонажем? Как это показал художник?

- Кого из персонажей выделяет художник?

- Что находиться на первом, втором плане картины?

       В дальнейшем вопросы усложняются, можно сказать, что с этого момента учащиеся переходят к анализу произведения, чему способствуют вопросы, например:

- Что можно сказать о композиции картины?

- В чем особенности композиционного решения картины?

- Что называется колоритом?

- Каков общий колорит картины?

- Какие краски использовал художник, чтобы подчеркнуть настроение.

- Как показал художник наступление вены (осени, зимы и так далее)

- Какими живописными средствами художник выделил центральный образ?

Такие вопросы, требующие обобщения способствуют развитию у учащихся самостоятельного подхода к наблюдению. Направленные на вдумчивое, углубленное рассмотрение картины, они возбуждают интерес детей к произведению искусства.

         В старших классах работа над картиной подразумевает исследование, возможны вопросы:

- О чем говорит композиция картины?

- Какую роль в раскрытии замысла картины играет композиция?

- Какое значение имеет колорит и цвет в раскрытии замысла картины?

- Насколько соответствует цветовое решение картины ее идейному содержанию?

- Колорит картины его воздействие на зрителя?

- Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?

- Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

Такие вопросы аналитико-синтетического характера поднимают культуру образного мышления, подводят учащихся к сознательным выводам и обобщениям о значении изобразительных средств, в раскрытии замысла художника, развивают самостоятельность суждений в оценке художественного произведения.

          Подготовка учащихся к активному восприятию картины чаще всего осуществляется в процессе беседы. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства. Содержанием беседы обычно являются сведения о художнике, история создания картины. Прослеживая жизнь художника, целесообразно остановиться на таких эпизодах, которые повлияли на формирование его убеждений, дали направление его творчеству. Восприятию картины способствует обращение к использованию дополнительной информации. Стоит подобрать литературные произведения, тематика которых близка содержанию картины. Использование литературных произведений подготавливает почву для более глубокого восприятия и осмысления детьми живописного полотна знакомства с сюжетом мифа или другой темой. Огромное значение для понимания сюжета картины играет историческая ситуация в изучаемой стране, в конкретный временной отрезок, стилистические особенности искусства.

       Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ учителя,  иногда выступления с сообщениями поручаются учащимся.

Наглядные методы

       Под наглядными методами обу­чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи­мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис­пользуются во взаимосвязи со словесными и практиче­скими методами обучения и предназначаются для на­глядно-чувственного ознакомления учащихся с явле­ниями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Это такие методы как:

  1. Виртуальные экскурсии
  2. Совместное (индивидуальное) восприятие произведений мастеров, совпадающих по теме
  3. Просмотр видео презентаций, видеороликов
  4. Наблюдение.
  5. Сравнение (иллюстраций и т.п. по настроению, средствам выразительности и др.)
  6. Организация выставок.

Наглядные методы обучения условно можно подразде­лить на три группы:

  • метод иллюстраций,
  • метод демонстраций,
  • видео метод.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам ил­люстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Эти методы способствуют обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, развивают наблюдательность, способствуют более полному изучению конкретных свойств  предметов, создают условия для перехода к абстрактному мышлению, являются опорой для самостоятельного учения и систематизации изучен­ного. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое на­значение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема ил­люстративного материала. Опыт показывает, что большое чис­ло иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показы­вают только в тот момент, когда они оказываются необходи­мыми по ходу обучения. В современной   школе для обеспечения качествен­ной иллюстрации широко используются  технические средства. Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику ра­боты учебных заведений новых источников экранного препод­несения информации:

 Практические методы:

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.

Это такие методы как:

  1. Упражнения - многократное выполнение учащимися опреде­ленных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопро­са и возраста учащихся.
  2. Дидактические игры (например, с раздаточным материалом )

      игры – имитации   (упражнения с очеловечиванием предметов)

      викторины - это специально соз­данные ситуаций, моделирующие реальность, из которых уче­никам предлагается найти выход.  Игра ведет его к самостоятельным откры­тиям, решениям проблем.

  1. Изобразительная деятельность
  2. Повтор за учителем (навыков, приемов)
  3. Выполнение письменных работ по картине
  4. Подготовка докладов, рефератов
  5. Выполнение практических работ направленно на развитие умений самостоятельной работы по заданной теме, развитие самостоятельного изложения материала в устной и письменной форме.
  6. Тесты (активизируют процесс изучения и освоения принципов, терминов и категорий изобразительного искусства)

Метод музыкального сопровождения – создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание, создает благоприятную обстановку на уроке.

          На уроках изобразительного искусства целесообразно сочетать разные методы работы с произведениями искусства, делая упор на тот или иной метод учитывая подготовленность учащихся.

          Кроме такого деления методы и приемы восприятия произведений искусства, используемые на уроке можно разделить по способу использования.

Методы и приемы по способу использования

  • «пассивное» и «активное» восприятие
  • сравнение художественных произведений
  • вхождение в картину
  • акцентирование на деталях
  • вызывание адекватных реакций или «оживление» эмоций
  • обсуждение «замысла-переживания», «замысла-отношения»
  • сознательная провокация педагога при восприятии произведений
  • эмоциональное отношение к воспринятому со стороны учителя
  • повторное восприятие в новой ситуации, в ином художественном ряду
  • «сопереживание» при восприятии картины
  • для активизации внимания учащихся, используется прием

«эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.)

  • использование «фактора удивления» (способность увидеть в привычном,

 общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не

задумывается)

  • использование проблемных и творческих заданий на уроке.

         Кроме выше перечисленных методов и приемов,  на уроках изобразительного искусства я использую  и другие методы направленные на развитие художественного восприятия произведений искусства. Эти методы   стимулируют способность интерпретировать художественное произведение, сравнивать с аналогичными произведениями из других областей искусства находить в них аналоги, перевоплощаться  в героя картины, как бы становиться на его место и многое другое.

Это методы проблемного характера:

  • подбор словесного аналога к произведению (подобрать отрывок стихотворения или рассказа, выбрать наиболее подходящее словесное описание картины);
  • подбор музыкального аналога к произведению (соотнести художественное произведение с музыкальной композицией);
  • подбор графического аналога (соотнести образ картины с предложенными вариантами цветовой гаммы или с графическими композиционными схемами);
  • «смотрим и слушаем картину» (учащимся предлагается мысленно «послушать» демонстрируемую картину и описать «услышанные» звуки с учетом эмоционального строя картины);
  • «составление монолога или диалога от имени главного героя» (необходимо мысленно перевоплотиться в героя картины, представить о чем он думает, принять мысленное участие в изображенных событиях);
  • графическая изобразительная интерпретация картины (рисуем зимний пейзаж по мотивам летнего пейзажа, изображенного художником);
  • «дорисуем» картину (учащимся предлагается нарисовать свой вариант одного из фрагментов картины, например, «свое» небо для картины» с учетом природного состояния (полдень, вечер, перед грозой и т. д.) )

Для развития способности выразить свое отношение к художественному произведению использую такие приемы на уроке как:

  1. Ролевые игры - «Экскурсия в музей», «Вернисаж», «Интервью со зрителем» (в ходе игры учащиеся учатся не только выражать свое отношение к произведению, но и учатся правильно составлять вопросы, используя специфические термины и понятия),  «Войдите» в картину  (представьте себя на месте героя произведения искусства), «Лучший экскурсовод» (ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности).  Игра такого рода  способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения, развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач 

  • - развивают внимание;
  • - развивают глазомер;
  • - тренируют наблюдательность;
  • - развивают творческие способности;
  • - воздействуют на эмоции и чувства;
  • - раскрывают личностные возможности ребенка.
  1. Написать небольшое сочинение или пояснение к произведению, сделать анализ произведения или написать рецензию (подобная работа может быть и домашним заданием). Для такого вида работ, необходимо ребятам давать на первых этапах план, по которому они могли составить описание картины. Если такой вид работ давать часто ребята привыкают к нему и уже описывают картины самостоятельно.

Описание картины

  • Автор, название, материал и техника исполнения
  • Жанр
  • Сюжет и тема
  • Анализ композиции (композиционное построение)
  • Отношение художника к данному произведению, что хотел передать
  • Средства выразительности
  • Отношение ученика к данному произведению (выразить свои чувства)

         Очень важным моментом является систематическое рассматривание художественных произведений на уроках рисования. Современные образовательные программы рекомендует это делать на каждом уроке. Я согласна с этим, потому что постоянное обращение к произведениям искусства, рассматривание средств и методов его выполнения развивают наблюдательность и умение “читать” художественное произведение, положительно влияет на  развитие художественно творческих способностей личности, а это в свою очередь, ведёт к получению выразительного детского рисунка. 

Для создания мотивации для восприятия художественных произведений  используются следующие приемы:

  • живо и убедительно излагать материал,
  • всячески показывать свой личный интерес к преподаваемому содержанию и его актуальность;
  • максимально разнообразить учебные задания;
  • подчеркивать учебные и творческие достижения каждого ребенка;
  • предоставлять возможность высказаться каждому ученику,
  • находить положительные моменты в ответе,
  • создавать каждому ученику ситуацию успеха,
  • использовать интересные исторические факты
  • правильно подобрать, эмоционально насыщенный материал

         Формирование у детей художественного восприятия, т.е. умения рассматривать произведения искусства, выделять его особенности и понимать идею рассматривали многие. Но за время работы в школе , я пришла к выводу, что в процессе восприятия произведений искусства можно выделить три основные ступени(фазы).

          Роль музыки в этом процессе восприятия исключительно велика. Она создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание и позволяющий ребенку участвовать в выполнении задания или отдыхать, не теряя интереса к конкретному упражнению, выполняемому индивидуально или в группе. Если правильно подобрать музыкальное сопровождения, она дает повод для более глубоко понимания сути изображенного, глубже понять сюжет и  содержание в картине.

         При восприятии произведений иногда встречаются перегибы в работе, как педагога, так и у учащихся.

Критические ошибки при восприятии

  • Ярлыки – оценки по отношению к произведениям искусства
  • Непонимание своих целей или невнимание к ним
  • Ориентация только на сухие факты и сюжет – лишить себя чувствовать
  • Ориентация только на чужие слова и опыт
  • Ориентация только на свой эмоциональный отклик и только на свое мнение
  • Заниматься у преподавателя, который некорректно общается или неприятен вам по каким то другим причинам
  • Ни с кем не обсуждать и не записывать …(обратная связь, обсуждать, делится мнением)
  • Ошибки в музее (пытаться оббежать музей - лучше сфокусироваться на чем-то; ходить группой, с экскурсоводом – иногда терять свой личный опыт)

Заключение

          Работая над развитием способностей ребят воспринимать произведения искусства, можно увидеть, что  у  учащихся наблюдаются следующие результаты:

  1. Создаются оптимальные условия для выявления способностей и задатков учащихся.
  2. Происходит развитие интересов и формирование профессиональных качеств каждого ученика.
  3. Формирование взаимоотношений с социумом.
  4. Развитие познавательных процессов позволяет наиболее полно удовлетворить образовательные запросы участников образовательного процесса.
  5. Формируются зачатки художественного вкуса  
  6. В процессе работы по восприятию произведений живописи выявилось определенное влияния занятий на формирование и развитие словарного запаса учащихся, связной речи, умения формулировать и доказывать свое мнение, образности речи, использования различных эпитетов, сравнения; умение вести диалог, слышать и понимать вопросы.

          Каждый из представленных методов  и приемов восприятия произведений искусства может использоваться на уроках изобразительного искусства школе для обучения   искусству. Данные методы и приемы позволяют подробно описать произведение искусства с разных точек зрения и помогают обучающимся сформулировать своё отношение к анализируемому произведению, осознать его эмоциональное и эстетическое воздействие. На основе представленных методик можно разрабатывать учебные занятия по обучению восприятию произведений искусства в рамках разных школьных предметов (литературы, окружающего мира, мировой художественной культуры и др.) Они могут быть использованы для дальнейшего совершенствования учебных программ, при разработке учебных и методических пособий по изобразительному искусству. Правильно подобранные учебные задания с учетом методов и приемов художественного восприятия  произведений искусства, предусматривает обеспечение максимальной насыщенности урока, в целях достижения высоких результатов в развитии познавательных процессов учащихся данного возраста в рамках школьного курса ИЗО.

     Решить проблему развития художественного восприятия в рамках уроков только изобразительного искусства невозможно. Необходимо организовать художественно-творческую и учебную деятельность учащихся таким образом, чтобы целенаправленный поиск, анализ характерных особенностей и взаимосвязей предметов и явлений, осуществлялись по возможности в ходе не только в учебном процессе, но и в неурочное время.

 Литература

Корчак А. Н. Картина как средство развития речи. Пособие для учителя. «Просвещение» М., 1965

Цветкова Н. Л. Анализ произведений изобразительного искусства: методические рекомендации. – Анжеро – Судженск: ГОУ СПО Анжеро – Судженский педагогический колледж, 2009г.

 Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]. — М., 1992.

Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова. — Минск, 1999.

 

Добавлено: 19.04.2020
Рейтинг: 8.5666666666667
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+