Личный кабинет

Профильное историческое образование как инструмент формирования ценностного мира ребенка и его гражданской идентичности.

Одна из методик, помогающая формированию важных личностных качеств гражданина РФ


Необходимо помочь учащимся сформировать картину истории нашей страны как развивающегося процесса, имеющего глубокие корни и далеко идущие последствия, а образы наших предков извлечь из страниц учебников и облечь в плоть.

Профильное историческое образование как инструмент формирования ценностного мира ребенка и его гражданской идентичности.

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности […] Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

      Постиндустриальное общество, главной ценностью в котором принято считать владение информацией и умение пользоваться ей, состоит на самом деле из таких же людей, из которых состояло традиционное и индустриальное общество – сомневающихся, самоуверенных, ошибающихся, думающих. Более того, развитие техники и появление новых технологий, замена межличностного общения общением в «сетях» ставит перед обществом задачу развития личностных качеств человека еще более остро. Наигравшись в «стрелялки», подростки порой не могут отличить реальность от вымысла, игру от жизни. Общение «лицом к лицу» заменяется на общение с виртуальными собеседниками, исторические факты подменяются фейковыми новостями. Тем нужнее для учащихся сформировать картину истории нашей страны как развивающегося процесса, имеющего глубокие корни и далеко идущие последствия, а образы наших предков извлечь из страниц учебников и облечь в плоть.

      Никто не сможет оспорить простую истину, что формирование ценностного мира и гражданской идентичности происходит в первую очередь в семье (как бы ни был ребенку симпатичен и близок учитель, педагог всегда будет выступать в процессе складывания системы ценностей и гражданской идентичности как вторичный агент социализации). Под ценностным миром мы подразумеваем   личностную структуру, иерархическую систему ценностей, определяющую направленность активности человека (поведения и деятельности), его будущее. Формирование ценностного мира человека, безусловно, приоритетнее даже формирования базы знаний, хотя именно школьные учителя иногда могут смещать в своей работе акценты в сторону заучивания фактов, дат, событий.. Для страны, для любого общества важно, чтобы члены этого общества разделяли те же ценности и убеждения, обладали теми же моральными устоями, что и вся нация в целом.

       Ценностный мир, который мы надеемся развитьв наших детей, безусловно должен сочетаться с общечеловеческими ценностями, такими как толерантность, гуманизм, пацифизм.

     Гражданская идентичность человека в мире глобализации, т.е. осознание себя как части огромной общности с многовековой историей, своей ответственности за дальнейшую судьбу этой общности, является одним из приоритетов не только образования, но и политики государства в целом. Особенно эта тема становится актуальной в связи с усилением взаимопроникновения разных культур, не всегда дружелюбных по отношению друг к другу (вспомним печальные случаи вербовки российских молодых людей террористическими организациями). Интернет, развитие других видов коммуникаций, легкость, с которой жители разных стран из путешественников становятся космополитами, возводит задачу помочь самоидентификации юного россиянина как гражданина своей страны в ранг сложнейших.

      Это не означает, что мы можем снять с себя ответственность за формирование личности ученика.  Закон РФ «Об образовании в РФ» говорит, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

     Учитель истории и обществознания преподает те предметы, в которых парадигма знаний наиболее тесно связана с системой анализа событий, их оценивания. Изучая факты из жизни страны в период правления того или иного исторического персонажа, субъекты процесса (ученики и учитель) могут и должны давать оценку происходившим событиям, даже действиям личности, уметь находить плюсы и минусы реформ, потом оспаривать эту оценку, ориентируясь на последствия изученных фактов и событий. В тестах ЕГЭ по истории есть задание, в котором выпускники должны привести как аргументы, подтверждающие некое утверждение, так и аргументы в опровержение этого утверждения. Это задание учит  не просто гордиться славой предков, но и учиться на их ошибках. Умение рассмотреть исторический  процесс с различных сторон формирует такое важное личностное качество как способность принять чужую точку зрения, даже не соглашаясь с ней.

 

     Рамки школьной программы и загруженность учеников не всегда дают возможность остановиться на тех моментах, которые помогли бы закрепить такой интерес, углубить его. Здесь как раз широкое поле деятельности для профильного образования, которое в  школе может быть представленоо не только уроками, но и дополнено различными видами проектной деятельности (исследования, исторические миниатюры-постановки), развлекательными формами (например, Брейн-ринг).

     За основу этой статьи возьмем одну из методик - работа с текстовыми источниками. Благодаря новым технологиям, возможности учителя стали практически безграничны: можно показать ребятам и внешний вид древней летописи, и поработать с ее первоначальным вариантом, и изучить различные переводы; ознакомиться с почерком Наполеона и Павла Первого; увидеть своими глазами указ Петра Первого и т.д.

      В 8 классе изучая с ребятами Крымскую войну невозможно сделать акцент на моменте, который в учебнике А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной отражен лишь сухими строчками: «Сразу после объявления войны англо-французские корабли атаковали на Черном море Одессу, на Балтике Аландские острова, на Баренцевом море Кольский залив, на Белом море Соловецкие острова и Архангельск…». Обширность материала не позволяет отвлечься на этот эпизод Крымской войны, зато на профильных уроках мы не только смотрим отрывок из фильма «Нулевая мировая», но и изучаем непосредственные исторические источники: письма архимандрита Александра, настоятеля Соловецкого монастыря.

     Попутно это задание формирует умение работать с текстами, навык, который в современном мире постепенно утрачивается. Наша школа уделяет особое внимание этому виду работы. Методическая тема этого учебного года «Развитие функциональной грамотности в условиях двуязычной образовательной среды». Особую сложность этой работе придает архаичность используемого автором языка, это не позволяет ученикам «проскальзывать» текст глазами, заставляет обращаться за помощью к учителю, друг другу или словарям.

Текст прилагается. (Приложение 1)

 Задания к тексту:

  1. Выпишите основные этапы атаки англо-французской эскадры на Соловецкий монастырь.
  2. Назовите причины победы, указанные автором послания.
  3. Пользуясь вашими знаниями, приведите другие причины поражения атаки союзников.

     Больше всего меня, как учителя, радует то, что уходя с урока, ребята активно обсуждают изученное, делятся с одноклассниками, досматривают фильм и читают дополнительные материалы. Проведение подобных уроков неизменно порождает в учениках чувство гордости за свою страну, ее граждан.

 

     Второй пример, который я хочу привести вам, это изучение Смутного времени с очень необычной точки зрения. Все мы помним основные факты этого периода: пресечение династии Рюриковичей, появление самозванцев, интервенция Польши и Швеции. На уроках мы изучаем традиционно: основные этапы, Первое ополчение, Второе ополчение, самозванцы, Семибоярщина. На углубленных занятиях в 10 классе есть возможность ознакомиться  не просто с историческими источниками, а с польскими историческими источниками, т.е.  увидеть этот период глазами  враждебной силы.

     Автором первого текстового источника является польский офицер, участвовавший в захвате Кремля, затем попавший в Кремле в осаду, переживший страшный голод в Кремле, затем угодивший в плен к князю Дмитрию Пожарскому.

Текст содержится в Приложении 2.

     Знакомясь с документом, учащиеся обращают  внимание на то, как уверенно чувствуют себя польские воины на территории нашей страны, как они аргументируют свое присутствие в Кремле. Вопросы, над которыми работают ученики, как раз и заключаются в том, чтобы понять точку зрения интервентов. Задания к тексту:

  1. Выпишите аргументы, которые приводят польские военные, чтобы оправдать свое присутствие в Москве.
  2. Опираясь на знания, полученные на уроках истории, приведите аргументы, подтверждающие точку зрения интервентов.
  3. Найдите в тексте оценку, которую дают интервенты системе управления, сложившейся в российском государстве. Опираясь на знания истории Нового времени в Европе, объясните, чем обусловлена эта оценка.

     Второй документ, над которым мы работаем, это «Сказания польского история Кобержицкого о походах польского короля Сигизмунда и королевича Владислава в Россию» (Приложение 3). Это уже взгляд не воина, но историка, который пытается быть беспристрастным, но не может. Мы с ребятами обращаем внимание на то, что объединяет эти два документа. Но в работе Кобержицкого можно найти те же причины победы русских в этой войне, которые обычно указывают в учебниках.

     Совсем другая форма работы с источниками применяется мной на уроке скорее даже не для формирования какого-то личностного качества, а для того, чтобы избежать складывания таких качеств как предвзятость и безапелляционность (что в конце концов может привести к проблемам в социализации как складывающейся, так и сложившейся личности).

     Изучение на документальной основе одной из  наиболее противоречивых фигур в истории Российской империи, знакомство с диаметрально противоположными мнениями о Николае Первом как о царе и как о человеке – все  это способствует развитию критического мышления учащихся, необходимого умения не только для формирования  образованного индивидуума, но и для складывания личностных качеств современного человека.

     На основе собрания высказываний самого царя и цитат из работ разных авторов, которые давали оценку ему как личности и правителю (Приложение 4), учащимся предложено составить свое мнение об этом историческом персонаже. Кроме высказываний, ребята используют изученный материал, знания об основных реформах, проведенных Николаем Первым. Это групповая работа, причем на группы ребята разбиваются самостоятельно, в зависимости от той точки зрения, которой они придерживаются: Николай, как правитель, проявил себя непоследовательным и неумелым; Николай Первый сделал решительные шаги на пути реформирования страны; истина о нем, как о правителе лежит где-то посредине. В результате бывало и так, что в одной группе оказывался почти весь класс, а в других двух по 1-2 человека. Но момент определения, аргументации для себя лично – и является, на мой взгляд, наиболее ценным на этом уроке. Момент сомнения, раздумья. Иногда учащиеся, привыкшие к четким критериям, какое-то время колеблются, получив настолько противоречивую исходную информацию, даже требуют от учителя помочь им определиться. Воспитательная цель данной работы -  научить учащихся не делать однозначных выводов на основе одного – двух прочитанных материалов

     Таким образом, на своих уроках я создаю условия для выполнения такого требования ФГОС как формирование условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, обеспечиваю системно-деятельностный подход, заключающийся в активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.  И закладываю свой кирпичик в возрастание такого качества, как любовь к своему краю и Отечеству, знание русского языка, уважение к  своему народу, его культуре и духовным традициям.

 

 

 

 

Приложение 1 (http://www.solovki.info/)

Письмо 1. 10 июля 1854 года

(л. 3) В Святейший Правительствующий Синод
Настоятеля
Соловецкаго Монастыря Архимандрита Александра

Донесение

     Имею честь Святейшему и Правительствующему Синоду почтительнейше донести о нападении Англичан на уединенную Соловецкую обитель.

     Предшествующие обстоятельства сего события были следующие.

     Мы имели уже достоверные слухи, что Англичане обещаются придти судами своими к нашему монастырю. От того известия приняты были у нас заблаговремянно все меры предосторожности и приготовления к обороне, если последует нападение от неприятеля.

     Сего июля месяца 6-го числа в 8 часу до полудня сторожа с башни монастырской увидели два судна неприятельских, которые, подойдя к Монастырю на 10 верст, остановились на якорь; я тот час, по отслужении молебна Божией Матери и Преподобным Соловецким, сделал крестный ход вокруг монастыря по стене с чудотворными иконами, сказал должное увещевание нижним чинам и всем другим живущим в монастыре для богомоления, стать храбро за веру, за св. обитель и что каждый получит награду от Бога и от Царя, такое предложение сделал и арестантам, на кого надеялся, а на кого не мог положиться, того и вызова не принял, всех увещеванием воодушевил и предался в волю Божию.

     Судна неприятельския, простоявши на якорях около пяти часов, снялись и поплыли при сильном попутном ветре как будто в г. Кемь; в то время я и заведывающий Инвалидною Командою прапорщик Никонович, отправились верхами, взявши два трех фунтовыя орудия, с охотниками нижних чинов, богомольцев и послушников, по острову следить за лесом неприятеля, …как вдруг завидели, что два трех мачтовых фрегата …подходют прямо к монастырю, я и прапорщик Никанович отправились в монастырь, а фейерверкер артиллерийский с двумя орудиями, да два унтер-офицера и 10 рядовых инвалидных с охотниками, коим ружья выданы были часть из старых монастырскаго Арсенала, а часть из крестьянских, остались в батареи в таком положении, что их и незаметно; неприятельское судно стало противу самой батареи и пустило ядро в монастырь, в Святые ворота, но не попало, а в стену [к ногам], и стало продолжать бомбандировку с одного судна, а другое в недальнем разстоянии стало на якорь; по третьем выстреле сделан выстрел с нашей батареи с двух орудий трех фунтовых так метко и удачно, что от нескольких выстрелов сделано повреждение в неприятельском судне (и говорят, что при этом еще ранен один Англичанин), которое, пустивши около тридцати выстрелов, удалилось к другому судну неподалеку от берега, стало на якорь и тут же в глазах наших производило починку; за это дело я поцеловал фейерверка и поздравил всех, находившихся в батареи, с славною победою и царскою наградою.

     Ночь с 6 на 7-е число все в монастыре провели спокойно на молитве и на страже.

     На другой день 7 числа накануне праздника Казанския Божия Матери по утру в начале 6-го часа при конце утрени в соборной Преображения Господня церкви прислана с парахода фрегата, именуемаго «Бриск», на гребном парламентерском судне под белым флагом депеша на английском языке с другою, переведенною с нее на русской, на которой подпись значит следующая: 6/18 июля Эрасмус Омманей капитан фрегата Ея Великобританскаго Величества и Главнокомандующий эскадроном в Белом море» и проч. и проч. В ней он объявлял, что со стороны монастыря принят на себя характер военной крепости и делана 6 числа пальба на английский флаг, предложил за это …чтоб комендант гарнизона лично (полагая, что у нас есть комендант) сам отдал свою шпагу чрез три часа … или бомбандирование монастыря немедленно последует

     По распечатании депеши, узнав грозное содержание ея, сделан был немало не медля за подписью «Соловецкий монастырь» письменный ответ с отказом в требовании неприятелем, и о бывшей пальбе изъяснено, что от Соловецкаго монастыря не прежде началась оная, как сперва с парахода открылась с ядрами, и тогда уже необходимость заставила монастырю обороняться.

     Неудовлетворенный неприятель в его желаниях начал изготовляться к нападению на монастырь, и, разведя пары, в 7 3/4 часа 7-го числа утра открыл из двух судов канонаду ужасную …

     С нашей стороны отстреливались к неприятелю из монастырской стены …8-ми пушек 6-ть фунтоваго калибра ядрами и монастырскими из батареи двух орудий.

     Между тем в трех церквах монастыря производилось Богослужение для испрошения Господа Бога против врагов помощи. Сделали из Соборной Преображения Господня церкви вторичной крестной ход с Чудотворными Иконами вокруг монастыря по крепостной стене под деревянною крышею ея, в то время, когда происходила яростная пальба и из двух судов в одно место и, О! Видимо, сам Господь поборал по нас, пробивало крышу ядрами, в очах крестнаго хода, но никому вреда не причинило, все со слезами и радостию шли по стене; а по окончании такового еще послан был монах с Чудотворным образом Божией Матери для обнесения по стене, чтобы находящиеся на ней у пушек и для разных других работ люди могли приложиться Царице Небесной. …в оба боевые дня из людей монастыря не было ни одного убитого, ни раненаго, хотя они по усердию своему под летавшими над ними ядрами исполняли свое дело внутри и вне монастыря и по стене крепостной крыши, которая в некоторых только местах пробита неприятельскими ядрами, сделавшими небольшия пробоины. …

      Хотя мы и полагали, что на другой день, т.е. 8-го числа, неприятель начнет опять бомбандирование, но этого — благодарение Господу Богу, не допустившему вредить св. обители, не случилось. Ибо неприятель, за без успешностью своих напряжений к разрушению ея, ушел 8-го числа по утру в 7 часу с обеими судами своими, и мы, воздав Всевышнему благодарение, с приложением 3-х дневнаго поста сухоядением и крестного хода по стене, остаемся до сего времени в совершенном спокойствии. …

     Достойно удивления то, что: а) при сильной канонаде по всему монастырю падали целые и кусками бомбы и картечи и не только из людей ни кого не ранило, но даже маленьких птичек, чаек, которые на земле по всему монастырю сидели, не оперившись еще, а немало бомб падало в Святое озеро, имевшееся за монастырем, а иные найдены начиненные порохом неразорвавшиеся, и б) последний выстрел был в монастыре 7-го числа в 5 часов, когда колокол возвестил, что наступает время молитвы заступницы усердной нашего любезнаго Отечества Казанской Божией Матери, и бомба пролетела насквозь повыше головы лица Божией Матери Знамения Пресвятыя Богородицы, …

 

 

Приложение 2 (http://www.vostlit.info)

Иосиф Будило

Дневник событий, относящихся к Смутному времени (отрывок)

     Когда в Москву, которую уже два года держали в осаде русские, не являлись ни король с сыном Владиславом, которому русские целовали крест, ни вспомогательное войско, когда и вообще в Московской земле не было никакого уже польского войска, потому что король, взяв Смоленск, возвратился в Польшу, то польское войско бывшее в Москве в то время, когда русские изменили, не дождавшись вспомогательных сил и соскучившись долговременною службой, составило конфедерацию и отправилось в Польшу, в королевские имения. [Осталось в Москве] одно лишь войско Сапеги. Этих несчастных осажденных самоотверженно держался и кое как утешал гетман великого княжества Литовского, который с небольшим отрядом [своих людей] и лифляндским войском расположился в поле у Волока. Русским теперь было легче, но они, видя, что один Трубецкой не может взять столицы, сделали съезд в Нижнем Новгороде и избрали воеводой на эту войну князя Димитрия Михайловича Пожарского. Дело это подняли все Нижегородские мещане, из числа которых выдвинулся один мясник — Кузьма Юрьевич, обещавший давать деньги на ратных людей, только бы они шли поскорее добывать с Трубецким столицу. Сначала этот Кузьма сам отдал все свое имущество и деньги, а потом, когда его набрали распоряжаться этим делом, то он стал собирать деньги из городов, никому не делая послаблений и давал их войску, которого собрал не мало и с Пожарским привел его к столице.

     Того же года 25 сентября, князь Пожарский прислал к рыцарству письмо, в котором убеждал их сдаться. Письмо было таково. «Полковникам — Стравинскому и Будиле, ротмистрам, всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые сидят в крепости, князь Димитрий Пожарский челом бьет. Ведомо нам, что вы, сидя в осаде, терпите страшный голод и великую нужду, что вы со дня на день ожидаете своей погибели... Не надейтесь, что вас освободят [из осады]. Сами вы знаете... [что ваше нашествие на Москву?] случилось неправдой короля Сигизмунда и польских и литовских людей и вопреки присяге. Вам бы в этой неправде не погубить своих душ и не терпеть за нее такой нужды и такого голода... Берегите себя и присылайте к нам без замедления. Ваши головы и жизнь будут сохранены вам. Я возьму это на свою душу и упрошу [согласиться на это] всех ратных людей. Которые из вас пожелают возвратиться в свою землю, тех пустят без всякой зацепки, а которые пожелают служить Московскому государю, тех мы пожалуем по достоинству. Если некоторые из вас от голоду не в состоянии будут идти, а ехать им не на чем, то, когда вы выйдете из крепости, мы [вышлем таковым подводы]... А что вам говорят Струсь и московские изменники, что у нас в полках рознь с казаками и многие от нас уходят, то им естественно петь такую песню и научать языки говорить это, а вам [стыдно], что вы вместе с ними сидели. Вам самим хорошо известно, что к нам идет много людей и еще большее их число обещает вскоре прибыть... А если бы даже у нас и была рознь с казаками, то и против них у нас есть силы и они достаточны, чтобы нам стать против них» 21.

     Ответ осажденных поляков: «Письму твоему, Пожарский, которое мало достойно того, чтобы его слушали наши шляхетские уши, мы не удивились по следующей причине: ни летописи не свидетельствуют, ни воспоминание людское не показывает, чтобы какой либо народ был таким тираном для своих государей, как ваш, о чем если бы писать, то много нужно было бы употребить времени и бумаги. Чего вы не осмелитесь сделать природному вашему государю, когда мы помним, что вы сделали нескольким из них в последнее короткое время; теперь же свежий пример: ты, сделавшись изменником своему государю, светлейшему царю Владиславу Сигизмундовичу, которому целовал крест, восстал против него, и не только ты сам —человек не высокого звания или рождения, но и вся земля изменила ему, восстала против него».

      И так, на следующий день, 7 ноября, русские вошли в крепость с великою радостию, а в нас это вызывало великую скорбь и сожаление. Рыцарство отведено в таборы и роздано боярам, а имущество, какое у кого было, отняли и роздали русским казакам. Принимал его Кузьма. Г. Струся сначала отвели было в .... монастырь, потом в Чудов, а наконец, передали его в тесный двор, укрепив его острогом и приставив стражу. Г. Будилу взял себе Пожарский, у которого он пребывал шесть недель; затем его отослали в Нижний Новгород, о чем будет сказано ниже.

 

Приложение 3 (http://www.vostlit.info)

История Владислава I, владетеля Польши и Швеции

СКАЗАНИЯ ПОЛЬСКОГО ИСТОРИКА КОБЕРЖИЦКОГО О ПОХОДАХ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЯ СИГИЗМУНДА И КОРОЛЕВИЧА ВЛАДИСЛАВА В РОССИЮ (отрывок)

     Ничто не могло быть ужаснее положения поляков, оставшихся в Москве: Струс в раздоре с Ходкевичем решительно забыл об общем благе, и предался личностям. Несмотря на то, Ходкевич отправился в дальний путь за провиантом, потому что вблизи ничем нельзя было поживиться. Русские узнали об отбытии гетмана, и предвидя, что снабжение поляков провиантом может продолжить войну без всякой для них пользы, приняли все меры, чтобы у осажденных отнять самую надежду на помощь. Сильным напором заняли укрепления, захватили все входы в крепость, засели кругом, и держали поляков в такой осаде, что не осталось никаких средств ни вырваться из крепости, ни подать помощь, и разве только прямо с неба можно было попасть к осажденным. Новый клик к брани пронесся по всей Московии, и под стенами столицы явилось больше ста тысяч вооруженных людей.

     И так в Московии не осталось причин к опасению: с единодушным избранием Михаила пресеклись поводы к внутренним раздорам, а восстановленная власть князей стала умирять угнетенное государство; области отдохнули от убийств и опустошений, и под прочным правлением одного начали приходить в прежнее состояние. Напротив того, Польша, раздираемая мятежом, как бы искупала московские грабежи своей гибелью; истощенная и обессиленная, казалось, она не скоро придет в силу, и будет думать об отмщении и войне. Это побуждало русских быть смелее и смелее. Они набрали войска, перенесли свое оружие в Литву, в 1615 году, и сильно приступили к Смоленску.

     … Наши послы прежде всего сказали, что самое лучшее средство к восстановлению желанного согласия состоит в том, чтобы русские изъявили покорность законному своему князю Владиславу, которого избрали сами добровольно, и которому клялись в верности. Тогда русские, с ропотом неудовольствия, отвечали, что Владислав напрасно домогается своих прав, когда он, …обманул их ожидания медленностью явиться на царство, и честолюбием своего отца. “Пусть знает королевич”, говорили русские, “что мы, избрав великим князем Михаила Феодоровича, не только будем ему повиноваться, но положим за него жизнь, и прольем кровь до последней капли”. Затем, когда послы предложили договариваться о перемирии или вечном, ненарушимом мире, русские отвечали, что поляки легко могут иметь мир, но не иначе, как на тех условиях, которые будут им предложены; и предложили несколько пунктов с такой гордостью и презрением, что они казались не средствами, а крайностью. Не трудно догадаться, какой конец имело это совещание. Коротко говоря, русские соглашались на мир с Польшей в таком только случае, если им сданы будут Смоленск и все завоеванные крепости, и заплатят король и чины миллион сто тысяч (вероятно злотых), за разграбленную казну, сожженную Москву и опустошение государства; сверх того, они требовали, чтобы о правах Владислава на московский престол не было и помину.

 

 

Приложение 4 (различные источники)

Николай Первый

Его высказывания и высказывания современников и  историков о нем

 

     «Мне нужны не умники, а верноподданные»

      «Если бы не военные, то было бы плохо»,

      «Виновных прогнать сквозь строй тысячу раз двенадцать раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне её вводить».

    «Странная моя судьба; мне говорят, что я — один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что всё — то есть всё, что позволительно, — должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине моей аномалии, есть только один ответ — долг! Да, это не пустое слово, для того, кто с юности приучен принимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, всё должно умолкнуть пред этим одним чувством и уступить ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий; признаюсь, мне под ним мучительнее, чем можно выразить, но я создан, чтобы мучиться».

   «Я отличал и всегда отличать буду,  тех, кто хочет справедливых требований и желает, чтобы они исходили от законной власти, от тех, кто сам бы хотел предпринять их и Бог знает какими средствами».

   «Мне особенно приятно видеть, что главная цель военного воспитания обращена к развитию в юношах чистых правил нравственности и чувства чести».

   «Надобно даровать ясные, положительные законы; водворить правосудие учреждением кратчайшего судопроизводства; возвысить нравственное образование духовенства; подкрепить дворянство, упавшее и совершенно разорённое займами в кредитных учреждениях; воскресить торговлю и промышленность незыблемыми уставами; направить просвещение юношества сообразно каждому состоянию; улучшить положение земледельцев; уничтожить унизительную продажу людей; воскресить флот; поощрить честных людей к мореплаванию, словом, исправить немыслимые беспорядки и злоупотребления».

      (О событиях 14 декабря 1825 года)  «Я видел,  что или должно мне взять на себя пролить кровь некоторых и спасти почти наверно всё, или, пощадив себя, жертвовать решительно государством».

   «Я хочу воспитать в моём сыне человека, прежде чем сделать из него государя»,

Генерал А.П. Ермолов: «Вот если перед кем колени преклоню, то пред Незабвенным (Николаем Первым): ведь можно же было когда-либо ошибиться, нет, он всегда как раз попадал на неспособного человека, когда призывал его на какое-нибудь место».

Историк XIX века Погодин М.  «Государь, очарованный блестящими отчётами, не имеет верного понятия о настоящем положении России. Став на высоту недосягаемую, он не имеет средств ничего слышать: никакая правда до него достигнуть не смеет, да и не сможет; все пути выражения мысли закрыты, нет ни гласности, ни общественного мнения, ни апелляции, ни протеста, ни контроля».

Жена  министра иностранных дел Нессельроде М.  «…вспахивает своё обширное государство и никакими плодоносными семенами его не засевает»

Российский философ, либерал Кавелин К. «В царствование императора Николая произошел перелом в ходе русской истории: петровский период её, ученический и подражательный, видимо приходил к концу.  Рука об руку с небывалым политическим могуществом и влиянием в Европе шло пробуждение национального — если не самосознания, то самочувствия, которое с тех пор всё растёт и усиливается беспрерывно… Искание чего-то нового, чего-то другого, соответствующего народившемуся народному чувству, стало выражаться и в искусстве, и в науке, и в правительственных мерах, и во внешних сношениях…
Эпоха Николая I, закончившего петровский период русской истории, пробудила национальную русскую мысль, дала ей первый толчок».

     Фрейлина императорского двора Тютчева А. "Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все, кончая его улыбкой снисходящего Юпитера, все дышало в нем земным божеством, всемогущим повелителем. Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее. Он верил в нее со слепою верою фанатика, а ту безусловную пассивную покорность, которой он требовал от своего народа, он сам проявлял по отношению к своему идеалу... Николай I был Дон Кихотом самодержавия. Он проводил за работой 18 часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставая на заре, спал на твердом ложе, ел с величайшим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных. Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовывать своею волею. В результате он лишь нагромоздил вокруг своей бесконтрольной власти груду колоссальных злоупотреблений, тем более пагубных, что извне они прикрывались официальной законностью и что ни общественное мнение, ни частная инициатива не имели права на них указать, ни возможности с ними бороться".

          Русский поэт Лермонтов М.

"И прах наш со строгостью судьи и гражданина,

потомок оскорбит презрительным стихом,

насмешкой горькою обманутого сына.

над промотавшимся отцом".

            Российский историк Карамзин Н. «14 декабря я был во дворце, выходил и на Исаакиевскую площадь, видел ужасные лица, слышал ужасные слова, и камней пять-шесть упало к моим ногам. Новый император показал неустрашимость и твёрдость. Первые два выстрела рассеяли безумцев с Полярною Звездою, Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами. Я, мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж. Ни крест, ни митрополит не действовали!» Одним словом, во все эти решительные минуты Государь явился таким, каков он быть должен: спокойным, хладнокровным, неустрашимым. Он представился нам совершенно другим человеком; он покрылся честью в минуту, почти безнадёжную для России»

            Французский поэт и мыслитель Ламартин А. «Нельзя не уважать Монарха, который ничего не требовал для себя и сражался только за принципы».

          Французский писатель  А. де Кюстин  «…самый практичный и ясный, какой только бывает на свете. Не думаю, чтобы сыскался сегодня второй государь, который бы так ненавидел ложь и так редко лгал, как этот император».

 

 

Добавлено: 15.06.2017
Рейтинг: 7.9727272727273
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+