Личный кабинет

Программа вокальной студии "Гармония"


Программы написана с требованием ФГОС и связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно – исполнительской деятельности. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении, песен с сопровождением и a’capella. По целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.

 

document
программа_музыкальной_студии_Гармония_14г.doc

    07.02.2014 | 21:30
    Елена Танаева Пользователь

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
    «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2»

    Программа рассмотрена Программа утверждена
    на заседании РМО директором школы:
    Свинарёвой Е.В.





    П Р О Г Р А М М А
    вокальной студии «Гармония»




    Разработала: педагог
    дополнительного образования
    Танаева Елена Геннадьевна.




    2014 год



    Пояснительная записка.
    Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Данная программа, в соответствии с законом «Об образовании РФ», призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами музыкального искусства сформировать «человека и гражданина».
    В соответствии со Стандартом общего образования осуществляется:
    § становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
    § формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
    § духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
    § укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
    (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, раздел 1, п. 8, стр.5)
    Методологическая основа стандарта второго поколения направлена на системно-деятельностный подход.
    • Он нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
    «Портрет выпускника начальной школы»:
    § любящий свой народ, свой край и свою Родину;
    § уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    § любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    § владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    § готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    § доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    § выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



    Универсальные Учебные Действия
    Предметные результаты. Стремление к музыкально-творческому самовыражению; Умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации; Умение воспринимать музыку различных жанров, форм, размышлять, высказывать своё отношение; Наблюдение на основе сходства и различия интонаций, тем и образов; Проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
    Метапредметные результаты: активное формирование художественного восприятия музыки; умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через муз. образы; умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление; формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;
    Личностные: наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
    Системно-деятельностный подход позволит повысить эффективность образования по следующим показателям:
    Ш прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
    Ш существенное повышение мотивации и интереса к учению;
    Ш обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
    Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 16 лет.
    Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно – исполнительской деятельности. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении, песен с сопровождением и a’capella. По целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.
    Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

    С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

    1-ая ступень (начальная школа) Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
    2-ая ступень (средняя школа) Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
    3-я ступень (старшая школа) Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

    Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это вызывает определённые трудности. Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Причина заключается в недостаточной методической и психолого-педагогической подготовке педагогов, как в условиях высшего образования, так и в теме повышения квалификации. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во вне учебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
    v выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
    v способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
    v обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
    v содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
    В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей
    развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

    Дополнительное образование входит в систему общего образования детей и молодёжи и в связи со спецификой своей деятельности выступает как целостное образование, которое требует не только систематического планирования работы, но и создание программы развития, опирающейся на созданную концепцию.
    При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
    1. принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
    2. принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и Дополнительного образования;
    3. принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход);
    4. принцип деятельностного подхода;
    5. принцип творчества;
    6. принцип открытости системы.
    Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования.


    Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:
    v целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;

    v определённую стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;
    v сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.
    Сегодня система дополнительного образования выступает как педагогическая структура, которая:
    v максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
    v обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся;
    v обеспечивает личностную значимость учащихся,
    v даёт шанс каждому открыть себя как личность;
    v предоставляет ученику возможности творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;
    v налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;
    v активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи;
    v побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
    v сочетает в процессе деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий;
    v обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
    Основные содержательные линии:
    - обогащение опыта эмоционально – ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
    - усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально – хоровых знаний;
    - обогащение опыта учебно – творческой музыкальной деятельности.
    Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
    Структура учебно-тематического плана:
    1.Теоретические знания.
    2.Развитие вокально-технических навыков.
    3.Работа над репертуаром
    I. Теоретические знания
    1. Введение в предмет. Строение и работа голосового аппарата. Краткие сведения из акустики. 2. Дыхание в пении. Резонансы. Гортань – главный орган пения, звук, атака звука. 3. Работа артикуляционного аппарата, дыхание в пении, дикция, классификация голосов.
    II. Развитие вокально-технических навыков певца
    1. Пение технических упражнений и вокализов.
    2. Основы анализа музыкальных произведений.
    III. Работа над репертуаром:
    1. Исполнение эстрадных песен.
    2. Пение в ансамбле, дуэте, трио.
    По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другим. Музыка, литература. Живопись – мир искусства в трёх видах – охватывает духовную жизнь ребёнка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для


    любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встреча с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля управления образовательным процессом является тестирование, анализ, результаты конкурсов. Результат и качество прослеживается в творческих достижений, выступлениях на фестивалях.
    Особенность программы состоит в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом учитывается, что по программе занимаются дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности.
    В данных условиях программа – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в
    первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия по формированию певческих навыков обучающихся, последовательности, и целостности сопровождающих систему практических занятий.
    Программа отличается тем, что:
    v позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
    v она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии соразмерно личной индивидуальности;
    v содержание программы «Гармония» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
    v программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
    Задачи, решаемые в процессе обучения:
    1. В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) музицирования.
    Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.
    2. В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.
    3. В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения



    Во время занятий с воспитанниками реализуются основные принципы работы: Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.
    Смена традиционных приоритетов; голос ребенка первичен - это цель развития, репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В.В. Емельянова.
    Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса. Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта.
    В вокальный ансамбль принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную работу по постановке голоса.
    Группы комплектуются по возрастному принципу:
    1. Младшая группа - 6-9 лет (1-4 классы);
    2. Средняя группа - 10-13 лет (5-8 классы);
    3. Старшая группа - 13-17 лет(8-11 классы).
    Кроме того, возможно создание вспомогательной группы, состоящей из детей разного возраста, которых в течение года - трех подготавливают к участию в концертном составе ансамбля. Такие группы полезны, поскольку позволяют обеспечивать плавное, естественное певческое развитие. Количество воспитанников в группе зависят от года обучения:
    1-й год - 12-15 человек;
    2-й год - 7-10 человек;
    3-й и последующие года - 5-7 человек.
    Материально-техническая база должна соответствовать современным требованиям. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией. Инструмент (рекомендуется фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным. В классе должна быть доска с нотными линейками, магнитофон, шкафы для учебных пособий. Для усиления голоса желательно иметь специальную электроусилительную аппаратуру с широкополосными микрофонами на стойке. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.
    Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.
    Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Перерывы между занятиями от 5 до 10 минут. Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено. В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность. Для развития звуковысотного слуха, навыка многоголосного пения в занятие введены занятия хоровым сольфеджио (по системе Г. Струве).
    Работа над репертуаром - наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты. При этом «эмоциональное и сознательное начало является основным решающим фактором».
    Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара, идет отработка ранее выученных песен. Полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.




    Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации." Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.
    Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение
    гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.
    В первые годы обучения (особенно в младшей группе) воспитанники занимаются пением индивидуально 1 раз в неделю по 25 минут. Можно объединять двух певцов, тогда занятие для каждого увеличивается и появляется возможность одному из участников делать небольшие перерывы. В последующие годы постановке голоса отводится по 36 часов в год. В этот период индивидуальные занятия сочетаются с занятиями вокального ансамбля.
    В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память. Одна из важнейших задач с первых занятий - обучение пению по нотам. Сольфеджирование - один из видов работы, при котором вырабатываются навыки грамотного пения по нотам, чистого интонирования, сознательного отношения к музыкальному тексту.
    Специальное время следует уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры воспитанников. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение.
    Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал воспитанники воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.
    В основе работы педагога лежат методы как непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, так и словесного показа, пояснения материала.
    Словесный показ, пояснения, беседы с воспитанниками (различные по форме для младшего, среднего и старшего возраста) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять. Перед началом или в процессе разучивания музыкального произведения можно рассказать что-то интересное о композиторе, его написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо, если воспитанники сами постараются разобраться в исполняемой ими музыке: дадут краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Педагог призван помочь детям выявить нравственную направленность музыкального произведения.
    Для включения воспитанников в активную и приятную для них деятельность при исполнении или слушании произведения, для активизации музыкального развития детей и подростков, особенно младшего школьного возраста, на занятиях используется ряд эффективных приемов.
    Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности.






    Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса. Многие песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокальной работы - народные песни. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.
    Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу творческое начало и сознательность.
    Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы. В течение года:
    1. Младшая группа может осилить 12-15 новых песен и произведений разного характера и жанра, затрагивающих достаточно широкий круг жизненных явлений;
    2. Средняя группа может выучить в год до 15 новых песен разного характера и содержания, но при отборе репертуара необходимо учитывать то, что воспитанники в этот период мутируют, их голоса требуют особой заботы;
    Старшая группа (если она уже окрепла) может подготовить 15 - 20 новых произведений. При этом необходимо включать в репертуар произведения более глубокого содержания, более «взрослых», написанных в современном ключе. Но при отборе репертуара обязательно должен учитываться постмутационный период, характерный для этого возраста.
    3. Репертуар вспомогательной группы определяется в зависимости от состава участников, возможности введения их в основной состав группы через тот или иной промежуток времени. Для начального этапа работы отбираются произведения, должные обеспечить элементарное певческое развитие. Затем постепенно вводятся по степени нарастающей трудности песни из репертуара концертных групп.
    Основные направления и содержание деятельности:
    1. Вокально – хоровая работа.
    2. Музыкально – теоретическая подготовка.
    3. Теоретико – аналитическая работа.
    4. Концертно – исполнительская деятельность.
    Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, и состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности.
    Планируемый результат:
    Первый год обучения: наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах); владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова –


    артикулировать при исполнении); уметь двигаться под музыку, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
    Второй год обучения: вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности); проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, усложненные вокальные произведения); умение исполнять произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания; усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
    Третий год обучения: проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно - двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки; умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса; услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
    Занятия с солистами: проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно - двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки; умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
    Методы и формы: В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
    СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
    ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве


    вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
    МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.
    2. Тематическое планирование:
    Первый год обучения:
    № Тема Часы
    теория практика всего
    1. Вводное занятие 1 2
    Вокально – хоровая работа
    2. Прослушивание голосов 2
    3. Певческая установка. Дыхание 1 3 4
    4. Распевание 2 16 18
    5. Дирижёрские жесты 1 1 2
    6. Унисон 1 14 15
    7. Вокальная позиция 1 3 4
    8. Звуковедение 1 9 10
    9. Дикция 1 5 6
    10. Двухголосие 1 3 4
    11. Работа с солистами 8 8
    12. Сводные репетиции 14 14
    Музыкально – теоретическая подготовка
    13. Основы музыкальной грамоты 2 4 6
    14. Развитие музыкального слуха, памяти 1 7 8
    15. Развитие чувства ритма 1 5 6
    Теоретико – аналитическая работа
    16. Беседа о гигиене певческого голоса 1 1
    17. Народное творчество 1 3 4
    18. Беседа о творчестве композиторов- классиков 2 2
    19. Беседа о творчестве современных композиторов 2 2
    20. Просмотр видеозаписей вокальных конкурсов 2 2
    Концертно – исполнительская деятельность
    21. Открытый урок для родителей 2 2
    22. Праздники, выступления 14 14
    23. Экскурсии, концерты, театры 8 8
    Итого 23 121 144


    Второй год обучения:
    № Тема Часы
    теория практика всего
    1. Вводное занятие 1 2
    Вокально – хоровая работа
    2. Прослушивание голосов 2
    3. Певческая установка. Дыхание 1 3 4
    4. Распевание 2 16 18
    5. Дирижёрские жесты 1 1
    6. Унисон 1 9 10
    7. Вокальная позиция 1 3 4
    8. Звуковедение 1 7 8
    9. Дикция 5 5
    10. Двухголосие 6 6
    11. Работа с солистами 8 8
    12. Сводные репетиции 10 10
    Музыкально – теоретическая подготовка
    13. Основы музыкальной грамоты 1 3 4
    14. Развитие музыкального слуха, памяти 1 8 9
    15. Развитие чувства ритма 2 5 7
    Теоретико – аналитическая работа
    16. Беседа о гигиене певческого голоса 2 2
    17. Народное творчество 2 2
    18. Беседа о творчестве композиторов- классиков 2 2
    19. Беседа о творчестве современных композиторов 2 2
    20. Просмотр видеозаписей вокальных конкурсов 2 2
    Концертно – исполнительская деятельность
    21. Открытый урок для родителей 2 2
    22. Праздники, выступления 18 18
    23. Экскурсии, концерты, театры 10 10
    Итого 20 124 144


    Третий год обучения:
    № Тема Часы
    теория практика всего
    1. Вводное занятие 1 2
    Вокально – хоровая работа
    2. Прослушивание голосов 2 2
    3. Певческая установка. Дыхание 1 17 18
    4. Распевание 1 3 4
    5. Работа с микрофоном 1 1 2
    6. Унисон 1 4 5
    7. Вокальная позиция 1 5 6
    8. Звуковедение 1 9 10
    9. Дикция 1 5 6
    10. Двухголосие 1 5 6
    11. Работа с солистами 1 5 6
    12. Сводные репетиции 14 14
    Музыкально – теоретическая подготовка
    13. Основы музыкальной грамоты 2 6 8
    14. Развитие музыкального слуха, памяти 1 10 11
    15. Развитие чувства ритма 1 7 8
    Теоретико – аналитическая работа
    16. Беседа о гигиене певческого голоса 1 1
    17. Народное творчество 1 5 6
    18. Беседа о творчестве композиторов- классиков 2 2
    19. Беседа о творчестве современных композиторов 2 2
    20. Просмотр видеозаписей вокальных конкурсов 2 2
    Концертно – исполнительская деятельность
    21. Открытый урок для родителей 2 2
    22. Праздники, выступления 14 14
    23. Экскурсии, концерты, театры 8 8
    Итого 21 121 144
    3. Содержание программы:
    Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности.
    Вокально – хоровая работа: Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
    Певческая установка: Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки – необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
    Распевание: Занятия начинаются с распевок, которые выполняют двойную функцию: разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;развитие вок


     

Добавлено: 07.02.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
1
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+