Личный кабинет

Методическая разработка урока "Испанские этюды, самостоятельная работа учеников"


Данная разработка представляет собой урок состоящий из познавательного материала и самостоятельной работы учеников по созданию хореографических этюдов в испанском стиле. На занятии дети получают теоретические и практические знания об этюдной работе.

План – конспект
занятия к образовательной программе
"Хореографический коллектив "Реверанс"
    (третий год обучения) 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие проводится с детьми старшей группы, возраст 11–12 лет, третьего года обучения. Тема рассчитана на одно занятие. На занятии дети получают теоретические и практические знания об этюдной работе.
Под этюдами мы понимаем эпизоды танцевального порядка,  составленные преподавателем  из элементов классического, современного или народного  танца.
Методические рекомендации
Основная цель этюдной работы вовлечение учащихся в танец сценического, а не тренировочного порядка. Педагог на занятиях должен предлагать ученикам сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя и стиль танца, и его технику, и актерскую танцевальную выразительность.
Правильная организация этюдной работы – могущественное средство для танцевального развития  учащихся. Необходимо, чтобы у детей с первых же шагов сложилось совершенно ясное представление о поставленных задачах в этюде и его особенностях. Поэтому необходимо обратить внимание учащихся на моменты наиболее важные стилистически и трудные технически.
Давая в качестве этюда элементы народного танца, нужно вкратце рассказать учащимся о народе, породившем тот танец, об обычаях, костюме, наиболее характерном для этого танца.  Если это классический или современный танец, то необходимо напомнить учащимся о собенностях его  возникновения,  об известных  личностях использовавших приемы этого танца в своем творчестве. Желательно дополнить рассказ показом иллюстрационного материала.
Вначале нужно ознакомить детей с этюдами, которые точно воспроизводят тот или иной танец, можно начать и разучивание его. Важно показать учащимся наглядно колорит и стилистику танца. Первоначально этюд изучается в медленном темпе. 
Вовлечение учащихся в сценический танец  должно преодолеть в них механические черты исполнения, снять заученность с движений, выявить индивидуальность исполнения, ращзвить артистизм. 
 
 
Форма обучения: урок.
 
Тип занятия:
изучение нового материала, урок творчества, индивидуально- групповой, репродуктивно-деятельный.
 
Методы обучения:
– словесный – рассказ, беседа, объяснение; практический; объяснительно-иллюстративный – показ движений; репродуктивный; исследовательский;  коммуникативный;
– приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образов;
 
 
Тема занятия:  содзание этюдов в испанском стиле.
 
Раздел: теоретические и практические знания этюдной работы сценического мастерства.
 
Цель занятия:
вовлечение учащихся в создание танца сценического вида.
 
 
Задачи занятия:
 развить творческие способности детей;
 создать условия для творческого развития личности ребенка и ситуацию успеха в работе; 
 создать условия для развития навыков командной работы;
 преодолеть механические черты исполнения танца;
 воспитать эстетический вкус;
 развить актерское мастерство;
 повысить интерес к предмету.
 
Научить: составлять этюды.
Учащиеся приобретают навыки владения стилем, умение разбираться в особенностях исполняемого танца, знания технологии движений сценического танца и их различного назначения в зависимости от придаваемого им характера, окраски и т.п.
 
 
Инвентарь для урока:
 Веера, шали
 
Методическое оснащение урока:
нотный материал для этюда на выбор
фонограммы для этюда на выбор
 
 
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап:
 приветствие детей – поклон;
 проверка готовности к занятию – наличие атрибутов;
 постановка темы;
 обозначение задач.
 
II. Повторение пройденного, подготовка к восприятию нового материала:
 этюд в русском стиле;
 этюд в восточном стиле;
 
III. Изучение нового материала:
1) Подготовительный этап:
 рассказ педагога о работе балетмейстера;
 рассказ педагога о  особенностях испанского танца, истории его возникновения, атрибутах
2) Основной этап:
 Разделение на команды, объяснение задч каждой, раздача разных атрибутов для танца каждой команде;
 прослушивание музыкального материала;
 самостоятельная работа.
3) Контрольный этап:
 проверка усвоения изучаемого материала;
 исполнение этюдов учащимися.
 
 
IV. Закрепление изученного материала: 
 защита индивидуальных, групповых проектов.
 
V. Подведение итогов занятия:
 оценка самостоятельных проектов-этюдов;
 оценка деятельности учащихся.
 
VI. Рефлексия.
 
VII. Окончание занятия: 
 домашнее задание;
 поклон педагогу, концертмейстеру.
 
 
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Этапы
 
II. Повторение ранее изученного материала, подготовка к восприятию нового материала:
 
Педагог: Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, как соединяются движения в различных этюдах. Для этого повторим этюды на русскую и восточную темы.
 
 
III. Изучение нового материала.
 
1) Подготовительный этап.
 
Педагог: Балетмейстер в переводе с французского  и немецкого означает  "начальник балета". Или, проще говоря, балетмейстер это автор и постановщик хореографических номеров, театральных представлений. Существует два вида балетмейстеров – сочинитель и постановщик. Это разные профессии, хотя они часто совмещаются в одном лице. Балетмейстер является автором танцевального текста произведения, а затем уже и постановщиком его на сцене.  Балетмейстера-сочинителя можно сравнить с композитором, а балетмейстера-постановщика – с дирижером. 
 По мере того как балетмейстер заканчивает постановку очередного номера, он передает его еще одному важному лицу репетитору, который занимается отделкой танца. История балета показывает, что лучшие хореографы прошлого были в одном лице и сочинителями танца, постановщиками,  и репетиторами, что и выражалось в понятии «балетмейстер». 
Танцевальный этюд это мальнькое хореографическое произведение. Танец может состоять из нескольких этюдов. А балет  в свою очередь состоит из различных танцев: массовых - кордебалет, дуэтов, сольных, мизансцен, где важную роль инграет актреское мастерство. 
Создание этюда, как и  создание танцевального номера или балета начинается с замысла, идеи: что балетмейсетр хочет рассказать зрителям, какие мысли выразить в танце. Далее необходимо решить сколько чеовек будет танцевать. Затем подбирать музыку с учетом стиля танца. Принять решение какие атрибуты, т.е. реквизит будет использоваться танцорами. 
При выборе  темы лучше руководствоваться изученным, понятным для вас, ребята, материалом и, конечно, тем, что нравится. ВЫ как балетмейстеры должены  иметь представление  о движения, которые собираетесь использовать в танце. И подбирать эти движения с учетом возможностей танцоров, их умений, возраста. 
2) Основной этап:
Педагог:  Ребята, сегодня мы будем создавать  этюды на  испанские темы. Напомню вам,  что современный испанский танец делится на 4 большие группы.
Первая группа – народные танцы, которые являются основой для всех групп и обогащают их своими элементами и традициями. 
Вторая группа – это танцы, исполняемые профессиональными испанскими танцовщиками, сюда относится   фламенко. 
Третья группа – хореографически обработанные испанские танцы, то, что зрители видят на сценах театров, в хореографических постановках.
Четвертая группа – современные бальные танцы (танго, пасодобль и другие). 
Мы с вами будем использовать третью группу испанких танцев, хореографически обработанные для сцены. Вы знаете основные движение этого танца, необходимое настроение для его исполнения, владеете атрибутами. 
Используйте в своих постановках сапатеадо (выстукивания), питос (прищёлкивание пальцев) и/или пальмас (хлопкам ладонями).
 Разделитесь на две команды. Одна команда будет использоват веера, другая шали. Музыку вам поможет выбрать концертмейстер. Этюд нужно разработать на 32 такта.
Можно приступать к самостоятельной работе над этюдами.
 
3) Контрольный этап:
 
Педагог: Сейчас, ребята, прежде чем мы посмотрим этюды, вы мне расскажите о ваших творческих работах. Но вначале вы мне ответите на некоторые вопросы.
 
Вопросы по проверке знаний:
 
Что нового вы узнали о работе балетмейстера?
Какаю работу выполняет, постановщик, какую репетирор?
На какие группы делятся испанские танцы?
 
 
 
 
IV. Закрепление изученного материала.
 
Педагог: Познакомившись с работой балетмейстера на практике, предлагаю перейти к просмотру этюдов. Самые оригинальные предложения в дальнейшем будут использованы в постановках наших проектов.
Защита индивидуальных, групповых проектов.
Индивидуальная работа педагога с учащимися.
 
V. Подведение итогов занятия:
 
Педагог: Давайте теперь вместе проанализируем и оценим вашу работу.
Задачи сегодняшнего занятия мы выполнили. Все хорошо справились с этюдами. Есть оригинальные решения в вашей постановочной деятельности, есть прекрасное исполнение танца, учтены эпоха и стиль. В работе с партнером вы хорошо выполняли общие актерские задачи. 
 
VI. Рефлексия:
 
Что нового вы узнали на занятии?
Какие трудности возникли по ходу урока, постановки этюда?
Как чувствовать себя балетмейстером на практике?
Понравилось вам решать самостоятельно творческие задачи?
Хотели бы вы продолжить работу над этюдами?
 
VII. Окончание занятия:
 
Тема следующего занятия…
Домашнее задание: выбрать сюжет для танца, найти музыкальное произведение для его постановки, обдумать движения. 
 
Поклон педагогу, концертмейстеру.
 
Я рада вашим успехам на сегодняшнем занятии. Вы все хорошо поработали. Спасибо за урок. До следующей встречи.   
 
 
 

Добавлено: 20.12.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 875
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+