Личный кабинет

Использование ИКТ на различных этапах обучения математике

В статье рассматриваются возможности применения ИКТ-технологий на уроках математики.


Использование информационных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Перед каждым преподавателем в XXI веке остро стоит проблема, повышения интереса к своей дисциплине, ведь качество знаний обучающихся во многом определяется интересом к учебной дисциплине. И здесь на помощь приходят информационно – коммуникационные технологии. Использование таких технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. 

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики [3]:

  1. Самостоятельное освоение теоретического материала: создание презентаций по заранее предложенной преподавателем теме (опережающее домашнее задание). Например, при изучении геометрии, целесообразно выдать домашнее задание на создание презентации: «Понятие призмы и ее свойства»  и т.д. В презентации рекомендуется применить анимацию, гиперссылки, видео (если имеется). Ценность применения презентаций очевидна: экономия времени на занятиях, демонстрация аккуратно и качественно выполненных чертежей, схем, четких образцов решения задач.
  2. Использование диагностических и контролирующих программ. Для осуществления контроля усвоения изученного материала разработаны различные программы по проверке знаний студентов. Как правило, это готовые тестовые программы, приобретаемые учебным заведением. Но, в рамках того же индивидуального студенческого проекта, такие программы могут быть  созданы и самими студентами как в программе Excel, так и в различных конструкторах тестов.
  3. Использование тренировочных программ (тренажеров). Уже несколько лет в своей педагогической деятельности я использую метод проектов. В проектную деятельность стараюсь вовлечь студентов практически с первых занятий, это позволяет выявить самых талантливых. Индивидуальный образовательный проект стал обязательным для первокурсников. Одним из студентов была разработана следующая тема: «Создание интерактивного тренажера по математике на тему: «Решение показательных уравнений» (рисунок 1). Такой тренажер можно использовать при изучении данной темы, при отработке навыков и контроле усвоения.

Рисунок 1

Использование компьютера для вычислений, построения графиков. За годы изучения математики и других дисциплин обучающимся нередко приходится строить графики функций. Сначала строят прямые, гиперболы, параболы, потом графики сложных функций и тригонометрических функций. Темы «Построение графика функции и его преобразование» и «Исследование функции» сложны и вызывают интерес далеко не у всех. Можно поднять интерес к данным темам и показать ребятам как с помощью компьютера строятся любые графики ). Для исследования функций можно использовать также функцию «Подбор параметра». Значительно сэкономить время на уроке позволяет использование «Решение систем линейных уравнений методом Крамера» (рисунок 2).

рисунок 2 

4. Использование электронных образовательных Интернет-ресурсов. В настоящее время основными источниками информации для пользователей, заинтересованных в образовании выступает сеть федеральных образовательных порталов. Порталы представляют собой самую мощную коллекцию ссылок на образовательные интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте всемирной паутины. Кроме того, порталы содержат электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства связи для преподавателей и студентов, и многие другие полезные услуги. Электронные образовательные ресурсы нашего колледжа являются частью электронной информационно-образовательной среды СГУ имени Н. Г. Чернышевского, что позволяет осуществлять обучение и контроль усвоения материала независимо от места нахождения обучающихся.

5. Создание электронных справочников силами студентов. Компьютер, мобильный телефон, планшет в нашей повседневной жизни важные, почти незаменимые вещи, но, к сожалению, чаще всего их используют для игр, что ведет к пустой трате драгоценного времени. Но такую привязанность можно использовать в учебных целях, например, при изучении математики. Научиться решать задачи по геометрии значительно сложнее, чем по алгебре. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и с многообразием приемов и методов их решения. К тому же необходимо держать в голове большое количество формул. Все вышеизложенное послужило причиной создания сайта по геометрии, находящегося в доступе в сети Интернет (рисунок 3 и 4).

рисунок 3 

рисунок 46. Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий. Навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогает формировать интерес к математике [4]. Выполнение творческих заданий в течение аудиторных занятий не всегда осуществимо. Поэтому, основную часть творческих заданий целесообразно предложить студентам для домашнего выполнения. Примером такого задания может служить вычисление определенных интегралов с помощью программы Excel и построения графика ответов, в результате должно получиться определенное изображение (рисунок 6).

рисунок 5 7. Использование игровых и занимательных программ. Практика показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к дисциплине, позволяя лучше усваивать сложный материал. Проведение внеклассных мероприятий способствует этому процессу. Грамотно организованное внеклассное мероприятие становится для обучающихся не дополнительной нагрузкой, а желанным праздником, возможностью проявить себя. Интересное, зрелищное мероприятие целесообразнее проводить с использованием мультимедийных средств. Одним из крайних мероприятий, проведенных в нашем колледже, была игра по математике «Где логика?» (рисунок 7), которая позволила повторить многие математические понятия, используя логическое мышление, что тоже немаловажно при изучении математики.

Рисунок 6 

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для обучающегося он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Добавлено: 23.04.2020
Рейтинг: 7.7833333333333
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+