Формирование экспериментальных умений учащихся

Рассматривается современный подход Формирование экспериментальных умений учащихся.

Формирование экспериментальных умений учащихся.

Физика  как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника. За последнее десятилетие рядом учёных методистов намечены определённые подходы к использованию физического эксперимента в учебном процессе. Методы и приемы преподавания физики в школе обусловлены как дидактическими задачами, так и особенностями физической науки. Физика — наука экспериментальная, большая часть открытий в ней, установление законов, изучение явлений сделано экспериментальным путем.

Роль экпериметальных умений возрастает и  в свете подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Тем более в последние годы доля экспериментальных задания в КИМ ОГЭ существенно возросла.

Для активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся, формирования основных понятий, законов, теорий, практических умений и навыков, развития творческих способностей в школе на уроках физики практикую демонстрацию опытов, выполнение практических и лабораторных работ, решение экспериментальных заданий, решению экспериментальных заданий из КИМ прошлых лет. Все эти задания помогают учащимся выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, наблюдать физические явления и анализировать результаты, делать обобщения и выводы, что приводит к улучшению качества знаний, умений и навыков учащихся.

Важным условием развития экспериментальных умений является настойчивость и инициатива человека. Без настойчивости не может быть поисков. Без инициативы знания, умения и практический опыт человека остаются мертвым багажом. Необходимо развивать у школьников эти качества. На их основе успешнее будет вырабатываться отношение к творческому труду.

Опыт учителей, организующих творческую работу учащихся на уроках, а также проводимые в этом направлении специальные исследования позволяют указать основные условия, необходимые для развития экспериментальных умений школьников, и рекомендовать оправдавшие себя на практике пути решения этой задачи. К ним можно отнести  следующее:

1. Демонстрации и опыты проводятся в основном при объяснении нового материала для наглядности физических понятий и явлений. Демонстрации и опыты я провожу сам, иногда привлекая учащихся, что способствует привитию интересов к предмету.
  2. Практические и лабораторные работы проводятся согласно программе как обобщение и закрепление пройденного материала. Провожу в парах или группах учащихся. Все лабораторные работы снабжены инструкциями. При проведении работы учащиеся получают необходимые навыки работы с приборами и бережным отношением к ним. При получении результатов делаются выводы и обобщения. После проведения эксперимента учащиеся отвечают на поставленные теоретические вопросы. Работа оформляется в тетради.
  3. Физический практикум проводится в старших классах. Они предусмотрены программой в конце учебного года. Группы учащихся выполняют разные лабораторные работы согласно методическим заданиям и указаниям к каждой работе. Этот вид эксперимента способствует повторению и обобщению всего материала изучаемого в течение года. Учащиеся должны произвести измерения, вычисления, рассчитать погрешности вычислений, получить определенный результат, проанализировать его и сделать вывод. При любом выполнении лабораторной работы, практической или любой другой, связанной с применением физических приборов, учителем проводится инструктаж по охране труда и правилам техники безопасности. Учащиеся так же отвечают на поставленные в каждой конкретной работе вопросы.
  4. Кратковременный фронтальный эксперимент включаю в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач; введение в тему урока, иллюстрации к объяснению изученного на уроке материала, отработки практических навыков и других видов. Задания выполняются на типовом лабораторном оборудовании в течение 5-10 минут. Они способствуют подготовке учащихся к выполнению фронтальных лабораторных работ и практикумов. Задания выполняются в парах, группах или индивидуально, в зависимости от наличия оборудования. Задания  подбирают в зависимости от цели, темы и методики проведения урока, а так же подготовленности учащихся. Такие задания способствуют развитию навыков самостоятельного экспериментирования. В результате систематического выполнения экспериментальных заданий знания учащихся становится глубокими, прочными и тесно связанными с жизнью. Результаты не обязательно записывать в тетрадь.
  5. Домашний эксперимент проводится дома с использованием не сложного оборудования. Такие эксперименты, учащиеся с удовольствием повторяют дома, демонстрируют своим родителям и друзьям.

Легко осуществимы и занимательны такие опыты по электростатике. Для демонстрации электростатики электризации, берем лоскут полиэтиленовой пленки размером примерно 10см на 40 см. Если положить его на сухой непроводящий стол, а затем провести по нему несколько раз ладонью, можно обнаружить, что полоска сильно наэлектризована и взаимодействует с окружающими телами. Повесив на ручку или карандаш, края полоски разойдутся, тем самым получим модель электроскопа, с помощью которого можно наблюдать взаимодействие одноимённых зарядов. Можно продемонстрировать притяжение к наэлектризованной плёнке различных сыпучих материалов. Также учащиеся проделывают дома такой занимательный опыт по электростатике с наэлектризованной линейкой из плексигласа и ваткой, которая парит над линейкой. Ребята с удовольствием показывают этот опыт-фокус родителям и объясняют это явление.

Очень много опытов, которые учащиеся могут проводить в домашних условиях по тепловым явлениям. Также интересны опыты по атмосферному давлению и оптике. Также учащимся можно предложить опыты- задачи связанные с явлением замерзания воды и таяния льда. Такие опыты проводятся в зимнее время. Они направлены на углубленное изучение вопроса об изменениях агрегатных состояний вещества и носят исследовательский характер. Такие опыты могут быть выполнены учениками в качестве экспериментального задания на зимних каникулах, а также могут быть использованы на физических вечерах.

1. Самостоятельное конструирование физических приборов. Предлагаю учащимся изготовить простые физические приборы, например электроскоп, динамометр, гальванический элемент и.т.д. Принести изделия в школу и выбрать наиболее удачную конструкцию.
  2. Приобщение к рационализаторству и изобретательству на уроках и внеклассных занятиях.

Имеется несколько путей решения этой задачи:

- проведение практических работ по сборке, изготовлению приборов. Например, сборка электромагнитного реле, электрического звонка, электрического двигателя из деталей набора  « Электроконструктор».

- домашнее задание по изготовлению приборов, принцип действия которых изучен на уроке.

Например, в 8 классе можно предложить изготовить электродвигатель. При этом  необходимо ученику помочь составить технологическую карту, а также предоставить необходимые материалы и детали, если это требуется.

-  внесение изменений в конструкцию прибора,  принцип действия которого рассматривался на уроке. Усовершенствование школьных демонстрационных приборов и лабораторного оборудования. Например задание может быть следующим: внести изменения в электромагнитное реле такие , чтобы при протекании тока в одном направлении замыкалась первая группа контактов ,а при протекании тока в обратном направлении замыкалась вторая группа контактов .

Большой интерес вызывают демонстрационные опыты с использованием средств, применяемых в быту. Например, демонстрация гальванического элемента из лимона и помещенного в него отрезка стальной и  медной проволоки.

1. Решение экспериментальных задач постановка и решение которых связаны с наблю­дением или опытом. Они в лучшей мере способствуют развитию мышления учащихся, так как учат анализировать явления, при­менять теоретические и практические знания и в постановке эксперимента, и в получении самостоятельных выводов. В экспериментальной задаче можно определить: плотность раствора соли; толщину листа бумаги или фольги по их массе, определяемой взвешиванием; силу, необходимую для разрыва ни­ти (при помощи динамометра); архимедову силу, действующую на тело в разных жидкостях; распределение напряжения по уча­сткам цепи и др.

Также необходимо использовать широкий спектр интересов учащихся лежащих в области других наук, что приводит к укреплению  межпредметных связей. Например, учащимся интересующихся информатикой и имеющие необходимые навыки программирования ЭВМ, можно предложить написать программу, которая моделировала бы то  или иное физическое явление.

С развитием видео воспроизводящей и видеозаписывающей техники раскрываются неограниченные возможности для творческой деятельности учителя и учащихся.   Разработка и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превратить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивидуальные потребности  и интересы каждого воспитанника. Можно снять кинофрагмент физического опыта, который затруднительно провести на уроке.

Не следует зыбывать коллосальные ресурсы Интернета и телевидения. Практически к каждой теме в сети можно найти массу фото и видео материала. Прошу учащихся  найти тот или иной материал, просмотреть сделать выводы, ответить на вопросы. В каникулярное и свободное время можно рекомендовать ребятам просмотр научно познавательных каналов, например телеканал «Наука 2.0».

В последнее время прослеживается тенденция учителей физики все реже проводить эксперимент. Ссылаясь на разные причины, которых очень много. Одна из главных причин это отсутствие физических приборов. Многие приборы по истечении времени пришли в негодность,  школьные оборудования не получают как раньше, а новое часто низкого качества.

В моем кабинете физики приборов достаточно, чтобы проводить физический эксперимент и лабораторные работы. При проведении уроков я стараюсь проводить эксперимент по каждой теме. Приходится, что-то придумывать, изобретать открывать по-новому хорошо забытое старое. На начальном этапе в 7 классе особенно необходимо проводить эксперимент на каждом уроке. Чтобы вовлечь учащихся, привить интерес к физике. Поэтому учащиеся 7-9 классов с большим интересом  изучают физику, чем учащихся старших классов, где больше упор надо ставить на решение задач. Последнее время бытует такое мнение, что все эксперименты можно рассмотреть на компьютере. Даже провести  лабораторные работы. Я не разделяю и не поддерживаю такое мнение. Конечно, компьютер помогает  учителю разобрать задачи объяснить рисунки, подготовить презентации, проекты. Использую компьютерный эксперимент в учебном процессе, разрабатываю методы и место в учебном процессе. Но считаю, что молодой человек, познающий этот мир  должен своими руками  потрогать, прощупать, собрать установку,  проделать опыты  и получить какое то удовлетворение от этого.

Любое экспериментальное задание имеет практическую направленность. Всегда объясняю учащимся, где это может пригодиться в жизни быту при проектировании или в строительстве. На уроках часто используются различные отвесы, блоки, рычаги, угломеры, современные электроизмерительные приборы. Учитель должен быть заинтересован  в том, чтобы на уроке всегда присутствовали какие то детали, приборы, устройства. Чтобы они давали, какой то эффект, зрительный или звуковой. Это всегда повышает интерес к изучению физики. Пусть даже ученик не сможет решить задачу, но зато он сможет пересказать то, что  видел своими глазами, сам экспериментировал, подключал, получал результат.

Литература.

1. Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии. –М.,1998.
  2. В.Г.Разумовский, В.А.Орлов. Методика обучения физике. – М.2004.
  3. В.Г. Разумовский, В.В.Майер. Физика в школе Научный метод познания и обучение.- М.2004.
  4. А.Л.Камин. Физика Развивающее обучение .7 класс.- Ростов н/Д.3003.
  5. А.В.Усова, В.П.Орехов. – Методика преподавания физики – М.1990.
  6. В.А.Извозчиков , А.М.Слуцкий . Решение задач по физике на компьютере.- М.1999.
  7. В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов «Фронтальные экспериментальные задания по физике», М., «Просвещение», 1981 г.
  8. Л. А Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983.
  9. Н. М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва: Просвещение, 1980.

Добавлено: 29.09.2016