Личный кабинет

Использование семинара и коллоквиума в изучении курса философии в 10 профильном классе

Изучая мир с точки зрения авторской позиции, исследователь сразу становится пленником чужого мнения. А значит, сокращается возможность движения мысли, ученик оказывается причастным к творению


Изучение основ философии - первый взрослый шаг к обществознанию как науке. Не случайно философию называют матерью наук.Элективный курс "История философской мысли" прививают ребятам интерес к поиску истины, развивает логическое мышление школьников, расширяет словарный запас и, что особенно важно в компьютерной жизни школьников, желание рассуждать

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование семинара и коллоквиума в изучении курса философии в 10 профильном классе»

 

                                                                                              Учитель: Стенгач Л.Н.

 

Итак, предположим, что я уже прочитала лекцию по теме Древнегреческие философы о первоначале мира».

Тексты примерной лекции на столах у участников

Следующий наш шаг – семинар или коллоквиум. Но поскольку вы не успели прочитать дополнительной литературы, остановимся на семинаре по заявленной теме «Античные философы о первоначале мира».

Итак, в чем разница подходов к вопросу у мифологии и философии?

 

Мифология                                                                          Философия

 

 

                                                                                             

Кто родил сущее?                                                              Из чего все произошло?

 

Что же нового появилось в попытке решения проблемы?

Если изучать мир с точки зрения авторской позиции, то исследователь сразу становится пленником чужого мнения. А значит, сокращается возможность движения мысли, ведь ученик оказывается в рамках причастности к творению некоего трансцендентного субъекта.

Философия дает возможность домысливать позицию автора той или иной теории. Ученик начинает думать, размышлять, и, таким образом, рождается маленькое открытие.

Итак, первоначалом мира античные философы считали:

 

Фалес                         Анаксимен                Анаксимандр                                   Гераклит

 

 

           

ВОДА                        ВОЗДУХ                   АПЕЙРОН                           ОГОНЬ

 

 

Чем не устраивала философов вода как субстрат всего?

                                              

 

Жидкость                                                                             Лед                

                                               Пар

 

Вода непостоянна, она непредсказуема, неуловима в своих изменениях… А, значит, она не может быть единым первоначалом мира. Слишком все будет зыбким и бесконечно меняющимся.

 

 

Чем не устраивал воздух как первоначало сущего?

                       

Стихия конкретная               НО                    Стихия неопределенная, неосязаемая

 

Не может быть субстанцией бытия, первоначалом всего сущего то, что невозможно видеть и реально осязать.         

 

 

 

Что понимал Анаксимандр под апейроном?

                                              

Бесконечное                                                                         Неопределенное

 

                         Вечное                    Постоянно движущееся

                                                                                             

                                                      А значит?

Это также постоянно меняющееся первоначало, т.е. мир, основанный на нем, будет бесконечно изменчив и неуловим для познания.

 

 

 

И только Гераклит Эфесский  предложил считать субстанциально-генетическим началом Вселенной ОГОНЬ.

 

Чем отличается эта сустанция бытия? Почему это был шаг вперед на пути поиска первоначала сущего?

 

                         ОГОНЬ

                                                                                             

Всегда равен сам себе                                                         Неизменен во всех превращениях

                                            Конкретная стихия

 

В мир пришла упорядоченность. Космос стал вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Так начиналась космология Гераклита

 

 

 

Закономерность, судьба, предопределенность в основе изменения мироздания. Но и Логос, упорядоченность Космоса

 

 

 

Образование Космоса на основе всеобщей изменчивости явлений, текучести вещей

«Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного».

                                                                                             

 

Гераклит сравнивает Космос с текущей рекой, с потоком: «На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды»…

 

Какое новое явление входит в понимание устройства мира?

 

ДВИЖЕНИЕ, которое свойственно всему сущему. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…»

 

 

 

Учение Гераклита о переходе одной противоположности в другую, об обмене противоположностей.

«Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».

И ВСЕ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ БОРЬБУ…

 

Так от обыкновенной метафоры античные мудрецы-философы шли к пониманию устройства мира и его сути.

Добавлено: 04.04.2017
Рейтинг: 6.81
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+