Личный кабинет

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре в процессе сюжетно-ролевой игры


Народные куклы, являясь частью традиционной культуры, ориентированы на базовые ценности и мировоззренческие представления о семье, укладе жизни, женских и мужских ролях, материнстве. Введение в сюжетно-ролевую игру народной игрушки (тряпичной куклы) не только обогащает ее содержание, но и стимулирует творческую активность дошкольников.

Венера Мухтаровна Никулина,

воспитатель

МБДОУ № 72

 

 

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре в процессе сюжетно-ролевой игры

 

 

В начале XXIвека во всем мире наблюдается явно выраженная тенденция, направленная на изучение традиционной культуры, ее непреходящего художественного наследия. Подобные исследования уже не одно десятилетие вызывают интерес ученых, однако сегодня проблема сохранения народной культуры актуализируется самой широкой общественностью, перейдя в разряд наиболее важных и обсуждаемых.

Глубокие изменения, происходящие в настоящее время практически во всех сферах жизнедеятельности, заставляют по-новому взглянуть на традиционные основы и смысл человеческого существования. Перед молодым поколением стоит проблема определения мировоззренческих позиций, выбора духовных ценностей, что невозможно вне русла не только мировой, но и отечественной культуры.

Являясь по сути своей многонациональной, сформировавшейся в результате диалога и взаимопроникновения самобытных культур русского народа и других народов, живущих на территории России, российская культура по праву считается одним из ярких компонентов мировой культуры. Однако преобразования, стремительно происходящие в современном российском обществе, не всегда оказывают положительное влияние на сложившиеся испокон веков культурные традиции.

Говоря о российском «культурном коде», «который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать», Президент России В.В. Путин отмечает необходимость сохранения и укрепления русской культурной доминанты (по факту того, что русские являются государствообразующим народом), носителями которой являются не только этнические русские, но и россияне других национальностей.

Традиционная народная культура все больше осознается как мощнейший источник психического развития ребенка, его становления как хранителя, носителя и созидателя культурных ценностей. Постижение традиционной культуры может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов детей, способствующих их разностороннему развитию. Именно это делает необходимым использование педагогического потенциала народной культуры в образовательно-воспитательном процессе, начиная с самых ранних его этапов, ведь дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для усвоения нравственных норм.

Системное включение этнокультурного материала в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; способствует формированию творческой активной личности; воспитывает чувство сопричастности к культуре и истории своей страны.

Основной формой жизнедеятельности дошкольников является игра. Однако современная игровая культура в корне отличается от традиционной игровой практики. К сожалению, детские сюжетно-ролевые игры в настоящее время все больше вытесняются компьютерными суррогатами. Это приводит, в первую очередь, к изменению формы и содержания детской игры. Компьютерная игра в большинстве своем индивидуальна, дети проводят массу времени с телефоном в руках или перед экраном монитора, соревнуясь сами с собой или с виртуальным противником. При этом разрушается сама основа игры – коллективность, общность игровой ситуации. Прерывается естественная передача игровых навыков и умений от взрослых к детям, от старших к младшим.

Содержание традиционных народных игр приобщает ребенка к представлениям и понятиям об окружающем мире, к традиционному жизненному укладу. Компьютерная игра уводит детей из мира реального в мир виртуальный, существующий по совершенно другим законам. Ценностно-смысловое содержание подобных игр зачастую лишено нравственного потенциала, пропагандируя жестокость и насилие. Эта проблема неоднократно поднималась педагогами и психологами, бьющими тревогу по поводу психического и физического состояния современных детей.

Изменилась и материальная основа игры, на которую направлена деятельность играющего, – игрушка, превратившись из наполненного символическим смыслом объекта, несущего тепло изготовивших его рук, в бездушную вещь, живущую по законам рынка.

Причины этого явления кроются в глобальных социокультурных изменениях, произошедших в последнее время, и не нуждаются в объяснении в рамках данной статьи. Однако представляется очевидным, что именно детское дошкольное учреждение, являясь для ребенка первым внесемейным коллективом, приобщая ребенка к традиционной игровой культуре, может заложить основы его устойчивого психического и эмоционального развития.

Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место в образовательно-воспитательном процессе детского дошкольного учреждения. При выборе воспитателем определенной формы игровой деятельности необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей до специфических аспектов взаимоотношений в группе.

Воспитательное воздействие игры заключается не только в максимальном раскрытии творческих способностей каждого ребенка, но и в оптимизации взаимоотношений в детском коллективе. Образцы игрового поведения переносятся детьми в реальную жизнь, и, наоборот, отношения детей между собой и с взрослыми, различные жизненные ситуации становятся материалом для реализации их в процессе игры.

Особую роль в создании игровой атмосферы играют куклы. Наделяя игрушку определенным характером в процессе разыгрывания сюжетных сцен, ребенок практически отрабатывает собственные поведенческие навыки. Он учится адекватно выражать собственные чувства и переживания, что особенно важно для детей малообщительных, застенчивых или, напротив, склонных к эмоциональному перевозбуждению.

Традиционная тряпичная кукла – одна из наиболее архаичных рукотворных игрушек. Взрослые издавна создавали кукол для детей, предлагая ребенку через игрушку «осмыслить» тот или иной персонаж. В процессе игры кукла интерпретируется ребенком как образ человека, включенного в определенный социальный или культурный контекст. К примеру, в известной игре «дочки-матери» тряпичная кукла с младенцем в руках становится символом матери и материнства. При этом ребенок, играя, ассоциирует себя с куклой и наделяет ее качествами, которыми бы хотел обладать сам.

В процессе игры в сознании детей происходят сложные процессы формирования знаково-символической системы, что способствует развитию образного мышления. Через раскрытие художественного образа куклы устанавливается тесная связь народной игровой культуры с традиционными духовными ценностями, накапливается опыт собственной художественно-творческой деятельности.

Большая часть тряпичных кукол изображает женщину в разные периоды ее жизни. Это «пеленашка» (младенец), «кудельница» (девушка), «неразлучники» (невеста), «кормилица», «нянюшка» (мать), «зерновушка», «крупеничка», «десятиручка», «благополучница» (хозяйка), «бабушка» (старушка). Все эти образы наполнены глубоким теплом и любовью, стремлением уберечь семью от невзгод и пожеланием добра и благополучия.

К сожалению, сегодня практически прервалась традиция изготовления и дарения детям народных игрушек, в том числе тряпичных кукол. Нам все сложнее осознать заложенный в них мировоззренческий и педагогический потенциал.

Для более полного погружения детей в атмосферу русской народной культуры в МБДОУ №72 создан макет «Русская изба», иллюстрирующий особенности бытовой культуры наших предков. Атмосфера крестьянской избы воссоздана со всеми подробностями: четко определены внешний вид и функции каждого персонажа, все предметы расположены в соответствующих местах, утварь украшена символическими узорами. Этот макет дает возможность детям не только увидеть, как был обустроен народный быт, но и самим попытаться что-то изменить, проигрывая различные житейские ситуации (мать качает ребенка, бабушка готовит еду, дети играют и т.д.).

 

 

Многие экспонаты сделаны воспитателем совместно с детьми и их родителями. Для этого был проведен Мастер-класс «Изготовление народной тряпичной куклы». Задуманный как единичное событие, этот мастер-класс стал традиционным, что было обусловлено большим интересом взрослых участников мероприятия к этому почти забытому, но возрождаемому сегодня элементу народной культуры.

В совместном процессе изготовления игрушки создается детско-взрослая общность. Взрослый помогает творческому акту воплощения, рождения игрушки. Ребенок при этом чувствует себя Создателем, из куска ткани или ниток творящим живой образ. Трудно переоценить воспитательное воздействие подобных «посиделок», ведь, занимаясь совместным творчеством, дети одновременно получают опыт взаимоотношений со взрослыми, опыт трудовой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и т.п.

Изготовленные руками детей и родителей тряпичные куклы стали основой созданного в детском саду мини-музея «Куклы» (Народная тряпичная кукла). Все экспонаты мини-музея можно трогать руками, рассматривать, играть с ними. Чаще всего дети используют их в сюжетно-ролевой игре на тему «Семья».

 

Таким образом, приобщение детей к традиционной народной культуре – необходимое условие их гармоничного развития, успешной социализации и инкультурации. В процессе игровой деятельности, построенной с использованием этнокультурного материала, решается ряд важных воспитательно-образовательных задач. Народные куклы, являясь частью традиционной культуры, ориентированы на базовые ценности и мировоззренческие представления о семье, укладе жизни, женских и мужских ролях, материнстве. Введение в сюжетно-ролевую игру народной игрушки (тряпичной куклы) не только обогащает ее содержание, но и стимулирует творческую активность дошкольников.

 

 

Список литературы

 

Антонова Г.А.

FB 3 12-40/120

Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа [Текст]: методическое пособие / [Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева]. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 335 с.: табл.; 21 см.; ISBN 978-5-89814-797-6 (в пер.)

 

Арсентьева В.П.

А852

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для пед. вузов / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 143 с. – (Высшее образование: бакалавриат). – Библиогр.: с. 139-142. – ISBN 5-911342-80-7 

 

Берстенева Е.В., Догаева Н.В.

Б 51

Кукольный сундучок [Текст]: традиционная народная кукла своими руками / Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева; сост. Н.В. Астаховой; дизайн М. Казаковой. – М.: Белый город, 2011. – 112 с. : цв.ил. – (Моя первая книга). –ISBN 978-5-7793-2030-6

 

Виноградова Н.А.

В 49

Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. –3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).ISBN: 978-5-8112-3707-4

 

Губанова Н.Ф.

Г93

Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе детского сада / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с. – (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». Планы и конспекты занятий). – ISBN 978-5-86775-565-2

 

Теплова А.Б.

Т34

Традиционная кукла в работе по организации досуга детей. / А.Б. Теплова. – М.: Белый ветер, 2018. – 60 с. – ISBN 978-5-91955-085-3

 

Шайдурова Н.В.

Ш 17

Традиционная тряпичная кукла [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.В. Шайдурова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 172, [1] с., [4] л. цв. ил. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-89814-631-3 (в пер.)

Венера Мухтаровна Никулина,

воспитатель

МБДОУ № 72

 

 

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре в процессе сюжетно-ролевой игры

 

 

В начале XXIвека во всем мире наблюдается явно выраженная тенденция, направленная на изучение традиционной культуры, ее непреходящего художественного наследия. Подобные исследования уже не одно десятилетие вызывают интерес ученых, однако сегодня проблема сохранения народной культуры актуализируется самой широкой общественностью, перейдя в разряд наиболее важных и обсуждаемых.

Глубокие изменения, происходящие в настоящее время практически во всех сферах жизнедеятельности, заставляют по-новому взглянуть на традиционные основы и смысл человеческого существования. Перед молодым поколением стоит проблема определения мировоззренческих позиций, выбора духовных ценностей, что невозможно вне русла не только мировой, но и отечественной культуры.

Являясь по сути своей многонациональной, сформировавшейся в результате диалога и взаимопроникновения самобытных культур русского народа и других народов, живущих на территории России, российская культура по праву считается одним из ярких компонентов мировой культуры. Однако преобразования, стремительно происходящие в современном российском обществе, не всегда оказывают положительное влияние на сложившиеся испокон веков культурные традиции.

Говоря о российском «культурном коде», «который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать», Президент России В.В. Путин отмечает необходимость сохранения и укрепления русской культурной доминанты (по факту того, что русские являются государствообразующим народом), носителями которой являются не только этнические русские, но и россияне других национальностей.

Традиционная народная культура все больше осознается как мощнейший источник психического развития ребенка, его становления как хранителя, носителя и созидателя культурных ценностей. Постижение традиционной культуры может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов детей, способствующих их разностороннему развитию. Именно это делает необходимым использование педагогического потенциала народной культуры в образовательно-воспитательном процессе, начиная с самых ранних его этапов, ведь дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для усвоения нравственных норм.

Системное включение этнокультурного материала в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; способствует формированию творческой активной личности; воспитывает чувство сопричастности к культуре и истории своей страны.

Основной формой жизнедеятельности дошкольников является игра. Однако современная игровая культура в корне отличается от традиционной игровой практики. К сожалению, детские сюжетно-ролевые игры в настоящее время все больше вытесняются компьютерными суррогатами. Это приводит, в первую очередь, к изменению формы и содержания детской игры. Компьютерная игра в большинстве своем индивидуальна, дети проводят массу времени с телефоном в руках или перед экраном монитора, соревнуясь сами с собой или с виртуальным противником. При этом разрушается сама основа игры – коллективность, общность игровой ситуации. Прерывается естественная передача игровых навыков и умений от взрослых к детям, от старших к младшим.

Содержание традиционных народных игр приобщает ребенка к представлениям и понятиям об окружающем мире, к традиционному жизненному укладу. Компьютерная игра уводит детей из мира реального в мир виртуальный, существующий по совершенно другим законам. Ценностно-смысловое содержание подобных игр зачастую лишено нравственного потенциала, пропагандируя жестокость и насилие. Эта проблема неоднократно поднималась педагогами и психологами, бьющими тревогу по поводу психического и физического состояния современных детей.

Изменилась и материальная основа игры, на которую направлена деятельность играющего, – игрушка, превратившись из наполненного символическим смыслом объекта, несущего тепло изготовивших его рук, в бездушную вещь, живущую по законам рынка.

Причины этого явления кроются в глобальных социокультурных изменениях, произошедших в последнее время, и не нуждаются в объяснении в рамках данной статьи. Однако представляется очевидным, что именно детское дошкольное учреждение, являясь для ребенка первым внесемейным коллективом, приобщая ребенка к традиционной игровой культуре, может заложить основы его устойчивого психического и эмоционального развития.

Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место в образовательно-воспитательном процессе детского дошкольного учреждения. При выборе воспитателем определенной формы игровой деятельности необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей до специфических аспектов взаимоотношений в группе.

Воспитательное воздействие игры заключается не только в максимальном раскрытии творческих способностей каждого ребенка, но и в оптимизации взаимоотношений в детском коллективе. Образцы игрового поведения переносятся детьми в реальную жизнь, и, наоборот, отношения детей между собой и с взрослыми, различные жизненные ситуации становятся материалом для реализации их в процессе игры.

Особую роль в создании игровой атмосферы играют куклы. Наделяя игрушку определенным характером в процессе разыгрывания сюжетных сцен, ребенок практически отрабатывает собственные поведенческие навыки. Он учится адекватно выражать собственные чувства и переживания, что особенно важно для детей малообщительных, застенчивых или, напротив, склонных к эмоциональному перевозбуждению.

Традиционная тряпичная кукла – одна из наиболее архаичных рукотворных игрушек. Взрослые издавна создавали кукол для детей, предлагая ребенку через игрушку «осмыслить» тот или иной персонаж. В процессе игры кукла интерпретируется ребенком как образ человека, включенного в определенный социальный или культурный контекст. К примеру, в известной игре «дочки-матери» тряпичная кукла с младенцем в руках становится символом матери и материнства. При этом ребенок, играя, ассоциирует себя с куклой и наделяет ее качествами, которыми бы хотел обладать сам.

В процессе игры в сознании детей происходят сложные процессы формирования знаково-символической системы, что способствует развитию образного мышления. Через раскрытие художественного образа куклы устанавливается тесная связь народной игровой культуры с традиционными духовными ценностями, накапливается опыт собственной художественно-творческой деятельности.

Большая часть тряпичных кукол изображает женщину в разные периоды ее жизни. Это «пеленашка» (младенец), «кудельница» (девушка), «неразлучники» (невеста), «кормилица», «нянюшка» (мать), «зерновушка», «крупеничка», «десятиручка», «благополучница» (хозяйка), «бабушка» (старушка). Все эти образы наполнены глубоким теплом и любовью, стремлением уберечь семью от невзгод и пожеланием добра и благополучия.

К сожалению, сегодня практически прервалась традиция изготовления и дарения детям народных игрушек, в том числе тряпичных кукол. Нам все сложнее осознать заложенный в них мировоззренческий и педагогический потенциал.

Для более полного погружения детей в атмосферу русской народной культуры в МБДОУ №72 создан макет «Русская изба», иллюстрирующий особенности бытовой культуры наших предков. Атмосфера крестьянской избы воссоздана со всеми подробностями: четко определены внешний вид и функции каждого персонажа, все предметы расположены в соответствующих местах, утварь украшена символическими узорами. Этот макет дает возможность детям не только увидеть, как был обустроен народный быт, но и самим попытаться что-то изменить, проигрывая различные житейские ситуации (мать качает ребенка, бабушка готовит еду, дети играют и т.д.).

 

 

Многие экспонаты сделаны воспитателем совместно с детьми и их родителями. Для этого был проведен Мастер-класс «Изготовление народной тряпичной куклы». Задуманный как единичное событие, этот мастер-класс стал традиционным, что было обусловлено большим интересом взрослых участников мероприятия к этому почти забытому, но возрождаемому сегодня элементу народной культуры.

В совместном процессе изготовления игрушки создается детско-взрослая общность. Взрослый помогает творческому акту воплощения, рождения игрушки. Ребенок при этом чувствует себя Создателем, из куска ткани или ниток творящим живой образ. Трудно переоценить воспитательное воздействие подобных «посиделок», ведь, занимаясь совместным творчеством, дети одновременно получают опыт взаимоотношений со взрослыми, опыт трудовой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и т.п.

Изготовленные руками детей и родителей тряпичные куклы стали основой созданного в детском саду мини-музея «Куклы» (Народная тряпичная кукла). Все экспонаты мини-музея можно трогать руками, рассматривать, играть с ними. Чаще всего дети используют их в сюжетно-ролевой игре на тему «Семья».

 

Таким образом, приобщение детей к традиционной народной культуре – необходимое условие их гармоничного развития, успешной социализации и инкультурации. В процессе игровой деятельности, построенной с использованием этнокультурного материала, решается ряд важных воспитательно-образовательных задач. Народные куклы, являясь частью традиционной культуры, ориентированы на базовые ценности и мировоззренческие представления о семье, укладе жизни, женских и мужских ролях, материнстве. Введение в сюжетно-ролевую игру народной игрушки (тряпичной куклы) не только обогащает ее содержание, но и стимулирует творческую активность дошкольников.

 

 

Список литературы

 

Антонова Г.А.

FB 3 12-40/120

Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа [Текст]: методическое пособие / [Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева]. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 335 с.: табл.; 21 см.; ISBN 978-5-89814-797-6 (в пер.)

 

Арсентьева В.П.

А852

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для пед. вузов / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 143 с. – (Высшее образование: бакалавриат). – Библиогр.: с. 139-142. – ISBN 5-911342-80-7 

 

Берстенева Е.В., Догаева Н.В.

Б 51

Кукольный сундучок [Текст]: традиционная народная кукла своими руками / Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева; сост. Н.В. Астаховой; дизайн М. Казаковой. – М.: Белый город, 2011. – 112 с. : цв.ил. – (Моя первая книга). –ISBN 978-5-7793-2030-6

 

Виноградова Н.А.

В 49

Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. –3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).ISBN: 978-5-8112-3707-4

 

Губанова Н.Ф.

Г93

Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе детского сада / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с. – (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». Планы и конспекты занятий). – ISBN 978-5-86775-565-2

 

Теплова А.Б.

Т34

Традиционная кукла в работе по организации досуга детей. / А.Б. Теплова. – М.: Белый ветер, 2018. – 60 с. – ISBN 978-5-91955-085-3

 

Шайдурова Н.В.

Ш 17

Традиционная тряпичная кукла [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.В. Шайдурова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 172, [1] с., [4] л. цв. ил. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-89814-631-3 (в пер.)

Добавлено: 20.02.2020
Рейтинг: 9.1
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+