Личный кабинет

Педагогический проект «Путешествие в страну сказок»

«Чем раньше мы начинаем приобщать детей к сфере культуры, тем естественнее у них вырабатывается «инстинкт культуры» (А. Фет)


Цель инновационного проекта: Формировать у дошкольников интерес к сказкам, как раннему источнику добра, прилежного труда, дружбы; Развивать нравственные качества личности ребёнка через музейную педагогику. Актуальность: Современное поколение плохо знает историю своего родного края, его художественные ценности

Педагогический инновационный проект «Путешествие в страну сказок»

Автор проекта: воспитатель Солодилова Т.М.

А. А.  Фет

«Чем раньше мы начинаем приобщать детей к сфере культуры, тем естественнее у них вырабатывается «инстинкт культуры»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

 

Субъект образовательной деятельности: дошкольник с ОВЗ (ЗРР, ОНР)

 

Цель инновационного проекта:

Формировать у дошкольников интерес к сказкам, как раннему источнику добра, прилежного труда, дружбы;

Развивать нравственные качества личности ребёнка через музейную педагогику.

Актуальность:

Современное поколение плохо знает историю своего родного края, его художественные ценности

Наблюдается низкий уровень развития нравственных качеств

(гуманное отношение к окружающему миру, людям старшего поколения, друг к другу) .

Именно поэтому идея выбора темы нашего проекта «Путешествие в страну сказок» актуальна.

Задачи:

Обогатить предметно-развивающую среду в группе в рамках музейной педагогики;

пространство новыми формами;

Развивать у детей 4-6 лет творческое логическое мышление, воображение, представление о музее, расширять кругозор, обогащать словарный запас, «словарь вежливости»;

Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопомощи и поддержки, прививать умение прийти на помощь в трудную минуту, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Прививать традиции группы совместной деятельности воспитателей, родителей и детей семейного чтения, посещения музеев города, культурно-досуговых мероприятий;

Формировать активную жизненную позицию детей с ОВЗ (ОНР) в тесном сотрудничестве с родителями

Участники проекта:

Дети средне-старшей группы

Педагоги группы, узкие специалисты

Родители

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Обогащена предметно-развивающая среда в группе в рамках музейной педагогики,

создан мини-музей сказочного героя;

Сформировано представление о музее, расширен кругозор, обогащён словарный запас, «словарь вежливости»;

Развиты творческое логическое мышление, воображение,

Привиты традиции группы совместной деятельности воспитателей, родителей и детей семейного чтения, появился интерес к посещению музеев города, культурно-досуговых мероприятий;

Сформирована активная жизненная позиция, детский коллектив стал более сплочённый и дружный.

Этапы работы по реализации проекта

I. Подготовительный этап

Выявление проблемы.

Выбор темы.

Составление плана-схемы проекта.

Знакомство родителей, узких специалистов с проектом, вызвать интерес к данной теме у всех участников проекта.

Работа с методическим кабинетом. Подбор информации, литературы, дополнительного материала.

Интернет – ресурсы.

II.Практический этап

Формы и содержание

Социально-коммуникативное развитие

Чтение, рассказывание, прослушивание, просмотр в видеосалоне разных сказок.

Знакомство с присказками, поговорками, пословицами, загадками о сказочных героях.

Беседа по содержанию сказок о поступках сказочных героев, давая им оценку и характеристику.

Художественно-эстетическое развитие

«Поляна сказок» на прогулочном участке

Ручной труд из природного материала  сказочных героев:

«Кот-котофеич», «Царевна-лягушка», «Черепаха Тартила», «Снегурочка», «Серая Шейка», «Три поросёнка», их обыгрывание.

В весеннее-летний период: постройки из песка (разные виды теремков, домики трёх поросят, обыгрывание пеньков «Три поросёнка», шатра из ткани.

«Музей под открытым небом»

Драматизация, игра-инсценировка сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Красная Шапочка», «Репка», передавая голосом, движениями тела, пластикой особенности поведения героев.

Продуктивная деятельность по знакомым сказкам.

Рисование: «Домики трех поросят», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Золушка»-ладошками.

Аппликация: «Золотая рыбка», «Колобок на окошке», «Зайчишка-трусишка»-из ваты.

Лепка: «Кто, кто в рукавичке живёт? », «Михайло Иванович», «Зайчик-побегайчик».

Конструирование: «Стоит в поле теремок, теремок»

Познавательное развитие

Беседа «Что такое музей? »

Рассказ воспитателя о том, что такое музей? Что в нём хранится?

Словарная работа - музей, экспонаты, экскурсия, экскурсовод, коллекция.

Знакомство с правилами поведения в музее.

Экскурсия в Краеведческий музей.

Знакомство с экспонатами музея.

Увлекательное путешествие с экскурсоводом «От сказки к сказке»

Создание мини-музея сказочных героев в группе.

Подбор сказочных персонажей, атрибутов, из знакомых сказок, их изготовление, характеристика.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок». Тактильное обследование экспонатов музея.

Исследовательская деятельность.

Образовательно-интегрированная деятельность детей «Путешествие в страну сказок»

Работа с родителями

Консультация о совместном посещении музея сказок.

Фотовыставка «Как мы ходили в музей»

Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных героев в группе» (разные герои сказок, сказочные атрибуты).

Подбор и изготовление элементов костюмов сказочных персонажей для игр-драматизаций, инсценирования сказок.

Пополнение книжного уголка.

Помощь в подборе иллюстрированных книг, СD-дисков с песнями сказочных героев, создание видеосалона сказок.

Привлечение к домашнему чтению сказок (беседы с детьми по содержанию сказок, характеристика героев, оценка их поступков).

Изготовление совместно с детьми поделок по сказкам в свободное время из разных материалов.

III.Заключительный этап.

  1. Презентация проекта по музейной педагогике «Путешествие в страну сказок» на совете педагогов
  2. Подведение итогов реализации проекта.

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

 

Составитель: Солодилова Т.М., воспитатель «детский сад №71»

 

 «Сказка - это зернышко,

из которого прорастает

эмоциональная оценка

жизненных явлений».

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Иначе говоря, о проблемах и задачах воспитания духовности и нравственности как о массовом явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным социальным условиям, сложившимся в обществе.

Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.

Общеизвестно, что возраст от трёх до шести — это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эф-фективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Сказки есть в каждом доме. В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Мы в нашем детском саду знакомим детей с сказкой помимо всеми нами любимыми и известными мультфильмами, с помощью прослушивания аудиокниг: Русские сказки (Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок, Три медведя, Русские сказки 2 (Смоляной бычок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Кот и лиса) и. т. д. Русские народные сказки (Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и серый волк, Царевна лягушка, Крошечка –Хаврошечка, Серая шейка, два мороза) и. т. д. А также проводим много различных мероприятий с помощью презентаций (КВН «Угадай сказку» для подготовительных групп, «Что за прелесть эти сказки» викторина для самых маленьких, Знакомство с художественной литературой для старших групп, «Знакомство с сказками А. С. Пушкина и т. д. кукольный театр. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка.

В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению ккаждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.

Г. Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

 

 

 

 

Консультация для родителей

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

 

Составитель: Солодилова Т.М., воспитатель «детский сад №71»

 

 «Сказка - это зернышко,

из которого прорастает

эмоциональная оценка

жизненных явлений».

 

Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим – задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста и она является основой нравственного развития личности.

Как же развить в ребенке отзывчивость? Как сделать его добрее? Как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Роль детских сказок в развитии детей многогранны- от развития фантазии до развития правильной речи.

Сказка на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку. Чем пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок –развивать фантазию и воображение ребенка. А также его творческий потенциал.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.

В сказках всегда побеждает добро- это очень важно в воспитании детей на сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.

Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка. Через сказку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Ребенок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка.

Сказки должны входить в план воспитании детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и в своих силах.

При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др., об опасности зазнайства и стремлении «к легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Круть и Верть») .

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

-как дружба помогает победить зло («Зимовье») ;

-как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят») ;

-что зло наказуемо («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса») .

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям- «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить.

Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка - Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна лягушка»; мудрость восхваляется, забота о близком поощряется-«Бобовое зернышко».

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны.

Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и способствует пробуждению творческих сил ребенка.

На примере героев сказки у ребенка происходит осмысление собственной жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать, анализировать, не привычно по своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать их повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить. У детей развивается творческое мышление, воображение, внимание, дети учатся логически мыслить и творчески работать. В процессе работы дети учатся управлять своими чувствами, справедливо оценивают свои поступки и поступки других.

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Даже, если ребенок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать в слух. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

 

Добавлено: 11.12.2019
Рейтинг: 8.5818181818182
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+