Личный кабинет

Обучение игре на музыкальных инструментах в условиях сельского детского сада


Чтобы сохранить в сёлах баян, гармонь, настоящую музыку, а не фонограммы.Музыкальный руководитель сельского детского сада А.Дедов Из опыта работы с творческим объединением «Весёлые нотки» в МКДОУ «Мостовской детский сад». Музыкальный руководитель А.Дедов. Цели и задачи: Чтобы совсем не исчезли гармони, баяны, аккордеоны в деревнях и сёлах, где нет музыкальных школ, различных творческих студий для детей, где в быту лишь телевизор, редко компьютер, да караоке, то, там, где ещё сохранились сельские детские сады, вполне возможно научить дошкольников игре на музыкальных инструментах, выбирая наиболее одарённых, способных осваивать владение музыкальными инструментами, желающими научиться играть на них самостоятельно. Обучение игры на музыкальных инструментах дошкольников имеет свою специфику, свои приемы, отличные от музыкальных школ. Ребёнок пяти, шести лет уже способен удерживать своё внимание на клавиатуре допустим, синтезатора, а не отвлекаться на полёт птиц за окном, способен запоминать значение клавиш для ритма или различных звучаний инструмента, тембров. В детском саду совсем нет нужды в изучении всех премудростей музыкальной грамоты, достаточно знать гамму, названий клавиш, понятий аккорда и размеров вальса, марша, пляски, громко - тихо, быстро - медленно. Первоначальное обучение обычно начинается с индивидуального показа, обучения с рук – делай, как я. При обучении на маленьком баяне, аккордеоне, гармони, начинаем с процесса звукоизвлечения, посадки, работы с мехами. Затем идёт запоминание правой клавиатуры, постановка аккордов, работа с левой клавиатурой. Из своего многолетнего опыта по обучению игры на музыкальных инструментах детей дошкольного возраста, считаю, что совсем не обязательно разучивание абстрактных музыкальных этюдов, обязательных для музыкальных школ, достаточно умения проигрывания русских народных мелодий, плясовых, хороводных, лёгких полек, а уже после этого можно переходить к ансамблевому исполнению. Для репертуара могу посоветовать «Во саду ли, во огороде», «Подгорная», «Цыганочка», «Маленькая полька», «Калинка», «Светит месяц». Огромное значение, по моему мнению, имеет желание самого ребёнка овладеть навыками игры на музыкальном инструменте; если даже обучаемый одарён от природы, имеется чувство ритма, музыкальная память, слух, но нет желания играть на инструменте, не помогут ни родители, ни педагог. Может, поэтому не каждый ребёнок может стать в будущем музыкантом, но владеть элементарными навыками игры сможет каждый. Имеет значение и роль родителей в подобном обучении: приобретение для ребёнка соответствующего музыкального инструмента, чтобы ребёнок мог заниматься дома, создание ему условий для занятий, чтобы на первых порах он не раздражал членов семьи своей игрой, поощрение его успехов со стороны родителей. После двух месяцев индивидуальных занятий с каждым обучаемым, уже можно проводить их в форме ансамбля, маленьких оркестров, а после трёх, четырёх месяцев обучения первые выступления на утренниках, а затем на концертах. После четырёх месяцев обучения отдельные одарённые дети свободно играли соло «Баркаролу Чайковского», мелодии из репертуара оркестра под управлением Поля Мариа. Роль выступлений перед зрителями для маленьких музыкантов трудно переоценить – это мощнейший стимул к продолжению обучения. Считаю, что когда ребёнок самостоятельно подбирает на слух любую понравившуюся ему мелодию, это уже огромный успех. Дальнейшими шагами будет самостоятельная импровизация, сочинение собственных мелодий, а значит, осознанное творчество. Для примера, предлагаю ребёнку прочитать любое четверостишие на память, а затем пропеть его на свой собственный мотив. После этого подобрать свою мелодию на музыкальном инструменте. В результате объявляется: Слова А.Барто, музыка (имя и фамилия ребёнка). Родился композитор. Разве это не стимул к творчеству? Игра в ансамбле, это уже команда, подводить которую, особенно во время выступления никак нельзя, а это стимулирует дисциплину и ответственность. Возраст не имеет значения, младшие играют тему, простейшие мелодии, старшие вариации, аккорды, импровизации. Более опытные сами учат младших – делай, как я, принцип - научился сам, научи других. Всё это сплачивает небольшой коллектив. Считаю и абсолютно уверен, что в любых случаях руководитель педагог должен мягко, не навязчиво, скорее ласково вводить ребёнка в мир музыки, поощряя успехи и отказываясь от любых осуждений, любой критики, любой негативной оценки детей. Советую при разученных русских народных плясовых к ансамблю подключать детей с маракасами, ложками, треугольником, колокольчиком, трещотками, бубном, погремушками, то есть шумовой оркестр. После сольных выступлений, небольшого оркестра, такое массовое участие поощряет и детей и родителей к дальнейшему обучению игры на музыкальных инструментах в условиях сельского детского сада. А.Дедов

 

document
Из_опыта_работы_с_творческим_объединением.doc

Добавлено: 08.03.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 684
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+