Личный кабинет

Воспитание культуры межнационального общения дошкольников и младших школьников

Сформирование правильного мировоззрения у детей


Россия является многонациональной страной. Всю её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями и поэтому воспитание культуры межнационального общения и таллерантности всегда очень актуально, особенно для педагогов национальных языков и культур.

 

Воспитание культуры межнационального общения дошкольников и младших школьников

 

Успех работы педагога наряду с другими факторами, зависит ещё и от того, как параллельно с преподаванием, он сам учится и следит за новейшими тенденциями в педагогике и достижениями науки в целом.

Россия является многонациональной страной. Всю её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями и поэтому воспитание культуры межнационального общения и таллерантности всегда очень актуально, особенно для нас педагогов национальных языков и культур, и мы постоянно следим за педагогическими статьями и разработками в этой области.

В 26 статье Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами...». В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся вправе всех индивидов гражданского общества быть различными. Это подразумевает обеспечение устойчивой гармонии между различными концессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Сложными и многогранными проблемами межнационального общения всегда интересовались ученые многих стран. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

По моим наблюдениям, в обществоведческой литературе понятия "культура межнационального общения", "межкультурная коммуникация" в основном стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры и типологии межнационального общения, находит отражение в работах Аксентьева А.В; Аксентьев В.А.; Шаповалов В.А. (Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа, Ставрополь, 1997); Бурмистровой Т.Ю.; Гасанова Н.Н.; Дробижевой Л.М.; Гасанов Н.Н.(О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3); Он же: Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. № 5. С.12. В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.

Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение детей разных культур, а также культурные контакты, в процессе такого общения происходит сформирование и обогащение национального самосознания детей.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Учащиеся должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

Специфика возраста 5-10 лет предполагает выбор таких средств и методов межнационального воспитания, которые в большей степени соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей. В воспитательном процессе большую роль играют взгляды и убеждения педагога. Дети обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Самая важная задача педагога создать позитивный образ этнических отношений в детском сознании. Между тем, такой образ - это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества.

Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества. Чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, нужно воспринимать культурные различия как данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.

Акцент в учебно-воспитательной работе по поликультурному образованию делается на сотрудничество, диалог, творческий характер деятельности, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и общение детей может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждого ребенка, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Ведь именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у детей.

В моей авторских программах (программы: «Младший Мгер», «Старший Мгер», «Армат (корень)» который министерства образования и науки РА рекомендует как образовательный стандарт обучения армянского языка в дополнительном образовании РФ) и учебниках (Младший Мгер, Краснодар, изд. Алви дизайн, 2012г.; Старший Мгер, Ереван, изд. Зангак, 2014) я попыталась раскрыть как процесс обучения, способствуют адаптации личности в социуме, привитию культуру посредством образования. Решающую роль в этом направлении играет обучение национальному языку. Преподнося 2-й язык в ее материальном воплощении в произведениях устного народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) — это та естественность, которая сопровождает ребенка и сформирует её национальное сознание. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), отличаясь лаконичностью, поэтической образностью, важны для запоминания нравственных норм, правил поведения, навыков взаимодействия с людьми.

В мою программу включаются не только тексты, стишки и задачи о разных культурах нашей Малой Родины, но и проводятся разного типа и масштаба мероприятия, которые помогают детям понять особенность различных культур: утренники, фестивали, презентации, конкурсы. Например, есть ежегодные даты, которые отмечаются в нашем объединении как фейерверк разных национальных культур и традиций: 21 февраля (международный день родного языка), 12 июня (День России, приложение 1) Дети надевают национальные костюмы, поют песни на разных языках, подготавливают национальные блюда.

Мир народной культуры многомерен и многообразен, он отражает ритмичность жизни и быта народа. Праздники являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления.

Народные танцы как элементы народной культуры также имеют огромное значение в национальном и межнациональном воспитании детей. Это символический способ выражения взглядов, мировидения народа посредством движений и жестов. Танцевальное искусство в той или иной степени, форме присутствует в культуре каждого этноса, этнической группы.

Надо начинать с воспитания симпатии детей к разным национальностям через любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе. Этим мы вызываем желание дружить, раскрывая нравственные качества, воспитываем уважение к народам, которые они представляют. Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах, а именно о (об):

  • месте жительства каждого из них;

  • их труде;

  • быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья);

  • языке;

  • народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры);

  • искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства);

  • нравственных общечеловеческих качествах народа.

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, в свободное время, по предложению педагога и инициативе детей.

У дошкольников и младших школьников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения именно демонстрируя все прелести и нюансы разных культур.

Полезны рассказы и беседы с детьми о народах, проживающих на территории России и в мире, знакомство с их культурой, историей, чтение художественной литературы, и особенно яркие впечатления и существенные результаты дают сюжетные игры: «Оденем куклу на праздник», «Встречаем гостей» (приложение 2), «Кто в какой стране живет», «Танцуем на вечеринке» и т.п. (игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами, танцевать национальные танцы).

Дошкольный и младший школьный возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети этого возраста активно включаются во взрослую жизнь, формируют идентичность своей этнической группы, осваивают различные социальные роли и наиболее активно проходят этап становления национального самосознания. (У меня соответствующие статьи распечатались на сайте «Педсовет» https://pedsovet.org/articles/article/listOwned («Авторская методика обучению армянскому языку»; «Идеологическая основа преподавания армянского языка в русской среде») и «Наша среда» http://nashasreda.ru/erazik-arutyunyan/ («Роль кружков армянского языка и культуры в процессе сохранения этнической идентичности в России»; «Новый учебный проект для обучения армянскому языку»), а так же в периодических изданиях МО РА).

Этнокультурное просвещение предполагает введение младшего школьника изначально в родную для него, а затем в иные культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, вначале у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

Эффективным средством воспитания может стать экскурсия в этнографический музей, и даже создание своего музея в результате совместной поисковой работы педагогов, обучающихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины.

Культура межнационального общения - это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, взаимопонимание и согласие в общих интересах.









Литература

  1. Асипова, Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика - 1991 - №12, с. 12-17.

  2. Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г., Смирнов, Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. - М.: АПК и ПРО, 2002.

  3. Бондаревская, Е.В. Мигрантская педагогика. - М., 2005.

4. Безюлева, Г.В., Шеламова, Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003.

5. Гасанов, З.Т., Матис, В.И. Воспитание культуры межнационального общения. - М.. 2004.

6. Давлекамова, Г.В. Этническая педагогика. - М., 2003.

7. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. - М.. 2005.

8. Мириманова, М.С., Обухов, А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.- М., 2002.

9. Палаткина, Г.В. Педагогика толерантности. - М.. 2004.
10. Сковородкина, И.З. Этика национальных отношений.- М., 2004.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ПРАЗДНИК «У МЕНЯ ДВЕ РОДИНЫ»

КО ДНЮ РОССИИ (12 ИЮНЯ) В ОБЪЕДИНЕНИИ

«МЛАДШИЙ МГЕР»

 

  • Цель и задачи открытого урока: Обеспечение каждому ребенку условий раннего представления о двух Родинах, посредством расширения представлений о странах Армения и Россия, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родинам.

  • передать знания о вековой дружбе армянского и русского народов, воспитать патриотические чувства к обоим народам;

  • воспитать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родных стран- России и Армении, и с государственными символами;

  • способствовать формированию гуманистического нравственного мировоззрения у детей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

  • создать тесную взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций;

  • развить интересы к русским и армянским традициям и промыслам, к родным местам и родным людям, чувства ответственности и гордости за достижения страны.

  • Оборудование: Компьютер, карта России и Армении, презентация с символическими фотографиями России и Армении, аудиозаписи «Песни о Родине», видеоматериал «Мои родные места», CD и DVD диски с песнями, фильмами, открытки с фотографиями, электронные фотографии, цветные карандаши, красочные карточки с заданиями.

Педагог - Смотрим на экран и повторяем слова и выражения. Если помните, мы рассказывали о своем доме, о своей семье, об Армении и о России.

Воспитанники узнают по картине и по записи - герб, флаг и гимн Российской Федерации и Республики Армения.

Педагог – Отвечайте, пожалуйста, на мои вопросы. (На армянском языке задает вопросы):

Какие цвета на флаге РФ, а из каких цветов состоит армянский флаг?

Какой город является столицей РФ, а столица РА?

Кто президент РФ, а РА?

(Воспитанники отвечают, поднимая руку).

А сейчас давайте расскажем наизусть стихотворения о Родине, которые мы проходили.

Дети рассказывают 5 стихотворений:

 

 

Педагог – Мы много раз говорили о своем доме, где живем мы, наши родные. Там нам хорошо, где бы мы ни были, нам хочется туда вернуться. Это наш маленький родной очаг, но у нас есть еще и большой родной очаг, кто скажет, что это за места?

Учащиеся – Наш город. Краснодар. Россия. Армения.

Педагог – Все правильно. Наша малая Родина Краснодар, наша большая Родина Россия. А вы знаете, где родились, выросли и жили ваши дедушки и бабушки? Кто знает?

Учащиеся – В Ереване. В Гюмри. В Ванадзоре. В Арцахе. В Степанакерте. В Арташате. В Лори….

Педагог – Это все Армения. Не всегда человек живет там, где рождается и поэтому у него бывают две Родины, которые он любит и почитает одинаково. Теперь, смотрим на карту (показывает Россию и Армению, затем раздает раскраски с изображением карт России и Армении и предлагает раскрасить соответствующими цветами флага).

Учащиеся – (Выполняют задачу).

Педагог - А кто из вас был в Армении?

Учащиеся – (Отвечают).

Педагог - Что вы видели интересного в Армении, что понравилось больше всего?

Учащиеся – (Рассказывают о впечатлениях).

Педагог – Да, на самом деле в Армении очень высокие и красивые горы и много старинных церквей. Города там построены из туфа и гранита. Это очень древняя страна, страна разноцветных камней и солнца. Солнце там как будто больше и ярче, а небо синее и высокое. Там растут очень вкусные фрукты: абрикос, инжир, персик, гранат, виноград…и сочные овощи, там с крана течет вкусная и полезная родниковая вода. Армяне в тондырах пекут необычно вкусный лаваш и хлеб и готовят изумительный шашлык, толму, арису, хапаму и другие блюда. Люди добрые, вежливые, отзывчивые и трудолюбивые. Они все гостеприимные, жизнерадостные и очень любят детей. Ответьте мне, пожалуйста, что вы представляете в первую очередь, когда произносит слово Армения?

Учащиеся – (отвечают).

Педагог – А в каких еще российских городах вы были и что интересного видели? Сейчас каждый встает и рассказывает, в каких городах был в своей жизни, кроме родного Краснодара?

Учащиеся – (Встают и рассказывают).

Педагог – Теперь, скажите мне, пожалуйста, кто, что представляет в первую очередь, когда произносит слово Россия.

Учащиеся – (отвечают).

Педагог – Давайте посмотрим две картины. Внимание на экран. Что вы видите на первой картине и что на второй. Кто может догадаться, какая страна изображена на первой картине, и какая на второй?

Учащиеся – Обсуждают.

Педагог – анализирует картины Ованеса Айвазовского, Мартирос Саряна, и Исаак Левитана.

 

Педагог – Мы много раз говорили о Родине, о России, об Армении.

Продолжаем рассказывать стихотворения о Родине.

 

Учащиеся – рассказывают ещё 5 стихов.

 

ОБОБЩЕНИЕ

 

Педагог - Давайте подумаем - Какое для нас самое родное место?

Учащиеся - Самое родное место для меня - мой дом.

Учащиеся – Это моя комната, дом моей бабушки, мой класс, улица….

Педагог – А почему вы любите эти места? Как вы там чувствуете себя?

Учащиеся – Спокойно, комфортно, уютно….

Педагог – Вот это и есть Родина, где нам хорошо, светло, тепло, где мы окружены любовью и лаской. Мы с вами очень богатые, у нас две Родины. У нас и в Армении и в России есть родные люди и любимые места.

Педагог – Что мы можем сделать для своих Родин.

Учащиеся – Обсуждают.

Педагог – Нам надо вести себя хорошо, правильно, порядочно, слушаться родителей, любить бабушек и дедушек, заботится о своей семье. Хорошо учится, стать хорошим специалистом, профессионалом своего дела и приносить пользу своему окружению (рисует на доске механические весы с чашками). В мире есть зло, и есть добро. На одной стороне весов чаша со злом, на другой с добром. Каждый из нас должно добавить разновески в чаше добра, чтобы зло не перевесило, и не начались война и бедствия. А добро, это наши хорошие поступки, честность, доброжелательность, любовь и уважение к другим людям. Давайте назовем на армянском языке слова, которые обозначают добро.

Учащиеся – Называют.

Педагог – Теперь, давайте опишем - какая наша Родина.

Учащиеся – Описывают.

Смотрят презентацию “У меня две Родины”. Педагог объясняет все слайды, отвечает на вопросы учащиеся.

 

 

 

Приложение 2



ИГРА «ВСТРЕЧАЕМ ГОСТЕЙ»



  • Надо предварительно серьезно подготовиться к игре.

  • Дети делятся на группы: первые идут в гости, вторые принимают их у себя дома.

  • Педагог объясняет задачу: представители разных национальностей собрались в гости в армянскую семью, например: русский, украинец, грек, грузин, цыган, адыгеец, вьетнамец и другие. Они должны подготовит соответствующие национальные костюмы, и принести подарки: что-то из национальных символов или блюд.

  • Хозяева должны подготовить блюда из своей национальной кухни. Все садятся за стол, говорят тосты разных народов, включают песни на разных языках и танцуют народные танцы.

  • Педагог руководит, наблюдает, анализирует действия каждого учащиеся.

 

Добавлено: 22.02.2018
Рейтинг: 7.4
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+