Личный кабинет

Трио по классу скрипки – педагог, ученик, концертмейстер

Методические рекомендации концертмейстеру и педагогу по классу скрипки.


Педагог-скрипач и концертмейстер передают ученику инициативу и творческое вдохновение чтобы помочь ему реализовать себя, показать свою игру такой, какая она есть на сегодняшний день. На сцену выходит не ученик, а трио по классу скрипки - педагог, ученик, концертмейстер.

 

 

ТРИО ПО КЛАССУ СКРИПКИ –

ПЕДАГОГ, УЧЕНИК, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР.

Преподаватель, концертмейстер Ведищева О.А.

МБУ ДО «Детская школа искусств №1 ЭМР» г. Энгельс

            Концертмейстеру требуются знания и умения педагога-скрипача, чтобы стать педагогом-концертмейстером по классу скрипки. Если не учитывать этого в своей работе, то проблемные ситуации возникают не только на уроках, но и приводят к большим потерям на показательных выступлениях. Педагог-скрипач знает каждого своего ученика, его неудобные, сложные игровые исполнительские приёмы и выигрышные моменты его индивидуальности. Грамотный концертмейстер всегда внимателен к игре ученика-скрипача, но этого очень мало. Внимание педагога-концертмейстера его заинтересованность в процессе урока к высказываниям, пожеланиям и замечаниям педагога-скрипача, положительно сказывается на эффективность классной работы с учеником его музыкальное продвижение и творческое развитие. Творческий союз педагога и концертмейстера, влияет на успешное развитие ученика-скрипача и становлении его личности. Для этого педагог и концертмейстер создают на уроке атмосферу совместной музыкальной деятельности, как пример не просто музицирования, а творческой ансамблевой работы над произведениями. Незаметно для ученика, подражая педагогу-скрипачу при поддержке концертмейстера, он оказывается вовлечённым в живой процесс ансамблевой работы. Партия концертмейстера позволяет ученику услышать звучание своей скрипки в палитре тембрового и гармонического многоголосия. Новые музыкальные «краски» расцвечивают звучание его скрипки обогащают восприятие ученика, побуждая его к дальнейшей работе над произведением.

         Осуществляя повседневную индивидуальную работу с учениками, педагог и концертмейстер, опираются на основы музыкальной педагогики не «от случая к случаю», а постоянно. Подсказывают верный путь к исправлению тех или иных недостатков, помогают осваивать партии, объясняют ансамблевые задачи. Решение сложных педагогических задач обусловлено не только разноплановостью работы над музыкальными произведениями, но индивидуально-дифференцированным подходом к каждому ученику. Поэтому существует потребность в поиске различных методов и приёмов: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», «переживанию в унисон», «приём внезапности», для активизации мышления ученика и т.д., например, через интонационную выразительность и совместное переживание, педагог и концертмейстер способствуют развитию у скрипача художественного мышления, которое является предпосылкой развития интерпретационного мышления. В организованном музыкально-педагогическом процессе педагог и концертмейстер обязаны создать условия для творческого поиска эффективной методики развития ансамблевого чувства, художественного мышления ученика. Владея универсальной «технологией» музыкального исполнительства, концертмейстер иногда может выступить в роли дирижёра музыкально-исполнительного процесса и в совместной работе с педагогом.  Концертмейстер на стадии разбора решает самые различные задачи: если ученик на стадии разучивания пьесы теряет контроль над интонацией (особенно в высоких позициях), сольная партия может быть дублирована на фортепиано, если ученик не додерживает или сокращает длинные ноты во время пауз у фортепиано, в этих случаях временно заполняю такую паузу аккордами. Временное видоизменение фактуры аккомпанемента часто помогает юному скрипачу освоить свою партию. На первоначальной стадии овладения произведением, концертмейстер может исполнять свою партию не в полном объеме, лишь главные её элементы: важные басы, гармонии. Это помогает в постепенном освоении учеником навыка распределения смычка, усложняющейся фактуры, новых видов штрихов: Détaché; Martelé; Staccato; Staccato volant; Spiccato; Sautillé; Ricochet-saltato; Legato; Pizzicato; Flageolet, что позволяет лучше показать характер аккомпанемента, темпоритм и динамику. Специфика скрипичного штриха, его отличительное тембровое и техническое исполнение не может влиять на ансамбль концертмейстера с учеником, такие фактурные трудности в партии скрипки, как например, исполнение скрипичной фактуры -ломаные аккорды, двойные ноты, требуют от концертмейстера быть чутким к изменению темпа. Например, знакомство ученика со штрихом sautille, требует от исполнителя, а также его концертмейстера стабильности темпа, но понадобиться время для освоения навыка лёгкости кистевого штриха, особенно если этим штрихом исполняется вся пьеса. В работе над динамической стороной ансамбля, концертмейстер должен всегда учитывать акустическое преимущество своего инструмента и подчеркивать лучшие стороны игры ученика-солиста. До момента выхода на сцену педагог-скрипач, ученик и концертмейстер продумывают и обсуждают все творческие и организационные задачи. Педагог-скрипач и концертмейстер передают ученику инициативу и творческое вдохновение чтобы помочь ему реализовать себя, показать свою игру такой, какая она есть на сегодняшний день.

На сцену выходит не ученик, а трио по классу скрипки - педагог, ученик, концертмейстер.

Литература

  1. Кононенко В.А. Овладение профессией «Концертмейстер» на современном этапе: проблемы и перспективы /Под ред. Критской Е.Д., Красильниковой М.С. – М., 2004. – С. 200-207.
  2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность Музыка в школе - 2001 - № 4
  3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002
  4. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972
  5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996
  6. Ширинский А. «Штриховая техника скрипача», Москва, «Музыка» 1983 г.

Добавлено: 03.01.2017
Рейтинг: 7.8821428571429
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+