Личный кабинет

Подготовка учащихся к концертному выступлению

Разработка открытого урока


Концертная деятельность является неотъемлемой частью обучения детей в школе искусств. Публичное выступление является стимулом для дальнейшей творческой деятельности, создает ситуацию успеха. Техническая и психологическая проблема подготовки музыканта к выступлению является важнейшей. В основном эта работа проводится на уроке специальности.

План открытого занятия

Занятие проводится с учащимися

Жаксылык Сабиной (4кл)

Айткужановой Дильназ (5 кл)

Масалимовой Дильназ (5 кл)

Тема: Подготовка учащихся к концертному выступлению

Предмет: домбра, домра

Преподаватель: Худякова С.Ю.

Класс: 4 – 5 класс школы искусств

Методическое обоснование

Концертная деятельность является неотъемлемой частью обучения детей в школе искусств. Публичное выступление является стимулом для дальнейшей творческой деятельности, создает ситуацию успеха.  Техническая и психологическая проблема подготовки музыканта к выступлению является важнейшей.  В основном эта работа проводится на уроке специальности.

Тип урока                          Урок систематизации знаний

Цель                         Сформировать комплекс знаний и умений  учащихся для  подготовки к концертному выступлению

Задачи

Обучающие:

- совершенствование и закрепление пройденного материала.

Развивающие:

- развивать умение анализировать свое выступление.

Воспитывающие:

- воспитание у учащегося концентрации внимания, эстрадной выдержки.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся должны уметь слышать свои ошибки во время исполнения и исправлять их

Личностные: воспитание культуры выступления на концерте

Метапредметные: уметь использовать полученные знания на других уроках (ансамбль, оркестр) 

Основные понятия   концерт, работа с концертмейстером, упражнения, работа над техническими трудностями

Методы      Словесные, практические, наглядные

Межпредметные связи    ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература

Технологии          ИКТ,   ЗОЖ, проектная

Форма урока     индивидуальная, групповая

Ресурсы

https://конспекты-уроков.рф/

https://www.prodlenka.org/

 «Музыкальная психология» В.Петрушин

Дидактический материал

 Презентация урока. Записи выступлений учащихся.

Оборудование

Мультимедийный экран,  видеопроектор. Ноутбук. Музыкальный инструмент домбра, домра. Подставка для нот.

Исполняемая программа

Упражнения для разыгрывания

А.Пильщиков «Этюд»

Белорусский народный танец «Янка»

Даулеткерей «Кос алка»

Аубакиров «Сюита»

В.Попонов «На тройке»

 

 

 

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Мотивация к учебной деятельности, целеполагание

(Слайд 1)Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас урок необычный. На уроке присутствуют преподаватели народного отделения. Урок проводится с учащимися класса преподавателя Худяковой С.Ю. – Масалимовой Д, Айткужановой Д, 5 класс (домбра), Жаксылык С, 4 класс (домра). Концертмейстер – Иванова Е.В. А пройдет наш урок в форме урока – репетиции. Выступление – это серьезное дело, за которое ученик несет ответственность перед собой, слушателями, композиторами. Но в то же время – выступление – это праздник, лучшие минуты вашей жизни, когда вы можете получить удовольствие от проделанной работы.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Следовательно, какую цель мы поставим перед собой, над чем мы будем работать? (Слайд2)

Сегодня мы повторим, как подготовиться к концертному выступлению. А эпиграфом я бы предложила слова Римского – Корсакова:  «На сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех». Как вы понимаете эти слова? (Слайд 3)

Слушают учителя, участвуют в диалоге, определяют цель занятия, отвечают на вопросы

Личностные: положительно относятся к учению, аналитической деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную цель и задачу.

Регулятивные: планируют вместе с преподавателем и самостоятельно необходимые  действия

Коммуникативные: обосновывают свою точку зрения

Актуализация знаний

Итак, все ли ваши выступления были удачными? Почему?

Что мешало или помогало?

 Кто помнит свои неудачные выступления?

Как вы думаете, неудачное выступление может быть полезным для музыканта? Чем?

Отвечают на вопрос преподавателя

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: осуществляют операции анализа, слушают ответы детей, сравнивают

Коммуникативные: формулируют  и обосновывают собственные ответы, анализируют ответы других детей

Практическая деятельность

Важным этапом перед выступлением является разыгрывание. Что такое разыгрывание?

Как вы разогреваете свой аппарат?

А.Д. играет упражнение без звука. Чем полезен этот способ разыгрывания?

Кроме упражнений можно разыгрываться на этюде.

Что такое этюд?

Сабина, покажи разыгрывание на этюде.

Как ты думаешь, почему этот этюд подходит для разыгрывания? (Слайд4)

Отвечают на вопросы,

Проигрывают упражнения для разыгрывания, этюд

Регулятивные:

Контролируют собственное исполнение

Коммуникативные: формулируют  и обосновывают собственные ответы

Практическая деятельность

 

Перейдем к основному этапу – проигрывание пьесы перед выступлением.

В каком темпе надо повторять произведение? Почему?

Работа с Айткужановой Д. «Янка» в медленном темпе.(Слайд5)

Сначала проигрываем трудные места. Какое самое трудное место в пьесе?

Проигрываем в медленном темпе. Как ты учила это место?

Когда проигрываем пьесу в медленном темпе – меняется только темп. Динамика, штрих – все должно остаться таким как надо.

После проигрывания: все ли у тебя получилось?

Следующее произведение – «Кос алка».(Слайд6) Охарактеризуй пьесу: вид кюя, форма, темп, тональность. Ты проводила исследовательскую работу по этому произведению. Тебе помогла эта работа в освоении кюя? Расскажи о работе, что ты узнала?

В каком месте слышится звон украшений? Как сделать 16 легкими?

Еще сложные места – это залигованные ноты – когда на один удар  надо сыграть две ноты. Здесь нам поможет твое разыгрывание без звука.

Для ученика важно посмотреть на себя со стороны. Поэтому на уроке мы часто записываемся на телефон.

Прослушать старую запись. (Слайд7)Какие ты услышала ошибки? (Слайд8)Обратить внимание на построение фраз. Куда движется мелодия? К какой доле?

Здесь должен быть слуховой контроль.

Работа с Масалимовой Д. «Сюита».(Слайд9) Очень часто музыкант волнуется, что забудет текст. Чтобы этого не произошло, пьеса должна быть выучена на память хотя бы за месяц до выступления.

Все дети разные. У всех разные способы выучивания наизусть.

Спросить кому как легче выучить наизусть.

(Слайд10)Дильназ, что такое сюита. Как ты думаешь, почему эта пьеса так названа? Какая форма? Я помню, что у тебя была проблема выучить пьесу наизусть. Как мы вышли из этой ситуации? (Слайд11)

Еще одна сложность в пьесе – размер. Что надо сделать, чтобы размер был понятен?

(Слайд12)Работа с Жаксылык С. «На тройке». Игра с концертмейстером. Вы играете и сольно  и в сопровождении фортепиано. Вам концертмейстер помогает или мешает?

Вы себя спокойнее чувствуете на сцене когда играете одни или с аккомпанементом? Почему? Следовательно, работа с концертмейстером очень важна при подготовке к концертному выступлению. Вы должны быть на одной волне, вместе дышать. У вас должен быть один образ, одна динамика, одинаковые штрихи.

Давайте поэкспериментируем. Пьеса «На тройке». Отвечают на вопросы на листочке  отдельно концертмейстер и ученица. (Слайд13)

Тройка – это…

Время года –

Форма –

Основной штрих –

Темп –

Характер -

После ответы сравниваются.

Какая была сложность при разборе? (Слайд14)

В этой пьесе много реприз и вольт. Поэтому очень важно заострить на этом внимание.

Проработать в умеренном темпе.

Как правило, у ученика после разыгрывания и повторения в умеренном темпе, перед выступлением есть свободное время. Это тот самый период, когда начинает проявлять себя сценическое волнение.

Вы волнуетесь?

Я открою вам секрет – волнуются абсолютно все выступающие. Даже самые известные, те, кто выходит на сцену каждый день.

Упражнения для снятия волнения: (Слайд15)Глубокий вдох и медленный выдох.

Громко говорим Ш Ш Ш Ш Ш. (успокаивает на полчаса)

Потопать.

Повторить действия ученика перед выходом на сцену. (Слайд16)

Проигрывают пьесы, отвечают на вопросы, слушают ответы детей

Выполняют упражнения на уменьшение волнения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, анализируют собственное исполнение, делают выводы,  используют полученные на уроке знания на практике

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, навыки, приобретают новые, понимают, в чем значение приобретенных знаний

Коммуникативные: высказывают и обосновывают собственную точку зрения

Регулятивные: адекватно оценивают собственные действия, действуют по плану

 

 

Обобщение полученных на уроке сведений

Итак, ваш выход на сцену. (Слайд17)

Исполняется программа  

«Янка»

«Кос алка»

«Сюита»

«На тройке».

 

Какие были ошибки?

Исполняют произведения

Анализируют свое выступление и выступление других учащихся

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, используют полученные знания на уроке в выступлении

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий

Коммуникативные: анализируют ответы учащихся, формулируют и обосновывают собственные ответы

Рефлексия

Давайте повторим. (Слайд18)

Какие ваши действия перед концертом?

Что вы узнали нового?

Эти знания вам помогут?

Ваше выступление я записывала на видео. Домашнее задание – прослушать свое выступление, проанализировать ошибки и исправить их. (Слайд19)

Определяют уровень приобретенных знаний

Познавательные: приобретают умения использовать полученные на уроке знания на практике Коммуникативные: обосновывают свою точку зрения

Личностные: понимают, в чем значение приобретенных знаний Регулятивные: оценивают свою работу

 

Примечание: подчеркнутая линия – этапы подготовки к выступлению.

Курсивом выделены действия учащихся и педагога.

 

 

 

Добавлено: 04.11.2020
Рейтинг: 8.4125
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+