Личный кабинет

Методическое сообщение на тему: «Боязнь сцены и способы ее преодоления»


Подготовка к концертному выступлению – необходимая часть воспитания исполнителя, так как результаты выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика (успехи или неуспехи в учебе). Психологическое состояние учеников, выходящих на сцену, бывает разным...

 

Думенко О.А.

преподаватель МОУДОД «ДШИ №2»                                                                          

г. Саратова

 

Методическое сообщение на тему:

«Боязнь сцены и способы ее преодоления»

 

Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!

 

            Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед концертным выступлением. Можно все знать, все выучить, но при этом испытывать сильнейшее волнение, которое негативно сказывается на выступлении. Проблема эстрадного волнения является актуальной для представителей всех исполнительских профессий. Но, как и почему оно возникает? Н.А. Римский-Корсаков утверждал, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение. И с этим нельзя не согласиться. Более того, иногда исполнитель только находясь на сцене, понимает, что произведение не доучено. Волнение может выражаться в тряске рук, дрожи в коленях, «выпадении нотного текста», неспособности сосредоточиться на произведении и просто боязни выходить на сцену, поведение становится суетливым, эмоциональное напряжение возрастает.

            Как нужно учить произведение, чтобы снизить негативную роль волнения при исполнении?

А. Щапов выделял четыре этапа подготовки произведения к исполнению:

  1. Этап предварительного ознакомления
  2. Работа по «кускам»
  3. Этап целостного оформления
  4. Этап достижения готовности – это должно быть проигрывание программы, как на концерте. С полной мобилизацией всех душевных сил.

Очень часто большая часть времени уходит на 1 и 2 этапы, а на 3 и 4 времени уже не остается, однако, именно 3 и 4 этапы являются главными при психологической подготовке ученика к выступлению.

            Учить любое произведение необходимо тщательно. Уметь играть его с разных мест, уметь пропеть и сыграть мелодию и подголоски, знать форму и гармоническое строение произведения. Педагог должен фиксировать внимание ученика не на возможности забыть, а на проблеме «рационального запоминания», то есть, как учить, чтобы не забыть. Очень часто дети запоминают произведение «пальцами», при этом «уши» и «голова» в процессе запоминания участвуют в меньшей степени. Поэтому, на концерте в любой момент может случиться: что ученик останавливается, оказываясь в беспомощном состоянии. Самое страшное в этой ситуации то, что он не понимает, что же произошло? Дома ведь «все получалось», а на эстраде неудача. Вывод таков: «голова» и «уши», так же, как и пальцы, должны знать каждую ноту произведения. Его необходимо выучить так, чтобы ни на секунду ученик не задумывался о его технических трудностях. Пальцы все делают сами, автоматически, «голова» только контролирует их движения. Не думайте о нотах, думайте о музыке! Чтобы не забыть нотный текст, многие исполнители используют методику И. Гофмана. Она заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» произведения с начала до конца по нотам, а потом без них. Если ученику удается так «проиграть» все произведение, то он, как правило, уже не боится забыть нотный текст. А задача педагога, в свою очередь, заключается в том, чтобы заинтересовать ученика данным произведением, ведь опыт показывает, что все, что интересно, запоминается быстро и легко и, наоборот, все, к чему ученик равнодушен, вызывает скуку, запоминается с трудом и быстро забывается. Педагогу нужно помнить, что самочувствие ученика перед концертом в большей степени зависит от его психологического состояния. Учитель должен вселять бодрость и уверенность в сердцах своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом.

Подготовка к концертному выступлению – необходимая часть воспитания исполнителя, так как результаты выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика (успехи или неуспехи в учебе). Психологическое состояние учеников, выходящих на сцену, бывает разным: кто-то боится ошибиться, кому-то не по себе от устремленных на него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти домой, а некоторые – испытывают состояние творческого подъема от общения с публикой. Возникает эмоциональное возбуждение, которое является важнейшим условием для успешного выступления на сцене. Вот несколько советов, которые помогут избежать сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что страшно боишься. Делясь своим волнением с окружающими, ученик может оказаться в еще более тяжелом положении, так как волнение усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить. Чувство неуверенности у ученика возникает, как говорилось выше, из-за недостаточной работы, то есть, работай сосредоточенно, со вниманием, учись добиваться конкретно поставленных целей и результат не заставит себя ждать.

            Но существуют ученики, которые все выучили, все знают, но при этом страшно боятся выходить на сцену. Как ни странно, таким ученикам может помочь только сцена. Им необходимо как можно больше играть на сцене перед публикой. Чем больше играет ученик, тем реже страдает от сценического волнения. Также можно посоветовать ученику, играть перед воображаемыми слушателями. Вместо слушателей можно посадить кукол или устраивать домашние концерты. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе. Частое использование этого приема уменьшает влияние волнения на ученика. Будьте в музыке, живите в ней. К.С. Станиславский говорил: «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою, как личностью и своим волнением». А великий С.Т. Рихтер говорил так об ощущениях, испытанных им на концерте: «В эти минуты я забываю все – не только зрителей, зал, но и самого себя». То есть, необходимо сосредотачиваться именно на творческих задачах, а не на том, как выглядишь, какое впечатление производишь на слушателей, такие мысли уводят в сторону от музыки. Также ученику лучше не обращать внимания на промах и «идти» дальше, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно испортить всю пьесу. Уже после выступления необходимо найти и проанализировать все, что не получилось. Выяснить – была это случайность или нет?

            Любая форма волнения обостряется усталостью. Перед концертом нельзя переутомляться ни физически, ни эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит радостные эмоции. Можно почитать любимую книгу, порисовать. Не нужно думать о концерте, как о чем-то страшном и неизбежном, необходимо стараться быть уверенным, спокойным.

Часто повторяющаяся ситуация: ученик сидит в классе и с ужасом ожидает, когда его позовут на сцену. Этот «страшный» час настал, надо идти и только одна мысль в голове: «Быстрее бы это все закончилось!» Как играть, о чем, зачем – все равно. Лишь бы все прошло поскорее. Если ученик уверен, что он ничего не сыграет, то так в итоге и произойдет. Это самая худшая установка перед выходом на сцену: «Я ничего не сыграю! Я не могу!» При недостаточной уверенности музыканта, как в этом случае, можно и нужно воспользоваться маской уверенности, сначала искусственная и наигранная, она потом становится частью характера. Простой совет: если волнуешься – притворись спокойным. Воспитывай в себе чувство уверенности, привыкай к нему и выходи с ним на сцену.

Для достижения оптимального сценического состояния и снятия мышечных зажимов, устранения страха перед публичным выступлением можно использовать целый ряд различных упражнений. Например: дыхательная гимнастика, разработанная Струве и Токарским. Вы делаете медленный глубокий вдох через нос, после небольшой задержки дыхания следует спокойный выдох через рот, отдых. Повторить несколько раз.

            В. Григорьев рекомендовал следующее упражнение для снятия нервного стресса: потереть круговыми движениями сначала левое, потом правое запястье до появления ощущения тепла, затем те же полукруговые движения над обеими бровями и с двух сторон носа, после натираем мочки и полностью уши до появления ощущения тепла. Подобные действия проводим совместно с педагогом, они помогают успокоить ребенка, настроить его на позитивный лад.

            Формирование сценического состояния ученика определяется адаптивными возможностями личности. Ученик адаптируется к техническим и выразительным средствам, к собственному психическому и физическому состоянию, к обстановке зрительного зала, к неожиданностям, которые могут произойти во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируется ученик, тем успешнее он управляет своим сценическим состоянием

            Психологическая адаптация проходит в несколько этапов.

  • Первый этап – это расслабление мышц тела. Когда ученик произвольно расслабляет мышцы своего тела, в такой момент кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым. Способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается, восстановительные процессы протекают в 1,5-2 раза быстрее, чем в состоянии сна. Нужно представить себе, что все тело постепенно расслабляется и погружается в теплую воду. При этом дыхание должно быть спокойным, глаза прикрыты. Все, что ощущаешь в данный момент надо проговорить про себя, сосредоточиться на своих внутренних ощущениях.
  • Второй этап – это релаксация. Настрой на выступление. Говорите себе, что вы спокойны, собраны, сосредоточены. «Я играю уверенно, мне нравится, как я играю. У меня все отлично звучит, я выполняю все, что задумал. Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления».
  • Третий этап – это медитативное погружение. Оно связано с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Данный метод основан на самоконтроле исполнителя. Представление, что кроме тебя никого нет на сцене. В этом случае двигательные и мышечные ощущения начинают работать в неразрывном единстве.

Педагогу необходимо формировать у ученика положительный психологический настрой перед выступлением, путем грамотного индивидуального подхода с использованием личного примера. Настраивать ученика только на положительный конечный результат.

 

            Вот и настал день концерта. Как его провести без вреда для выступления? У большинства исполнителей возникает перед концертом волнение. Нужно настраиваться на успех и беречь нервно-психическую энергию. В это время заниматься много не стоит, можно просто просматривать программу: проверить еще раз текст и указания автора, вспомнить замечания и пометки преподавателя, ведь очень часто, выучив произведение наизусть, ученик перестает открывать ноты, думая, что все выучил. Также можно для разыгрывания поиграть дома упражнения, так как они не требуют больших эмоциональных затрат и не утомляют. В любом случае, если программа не готова, учить ее уже слишком поздно.

            Надо помнить, что в день концерта важна каждая мелочь. Исполнитель должен быть спокоен, все делать не торопясь и контролируя себя. Прийти на выступление необходимо заранее, так как понадобится время, чтобы настроиться. В процессе разыгрывания можно повторить только некоторые моменты из программы и не играть произведение целиком, чтобы не устать и исполнить произведение с полной отдачей уже на сцене.

С. Савшинский писал, что возбудимого типа музыкант должен перед выступлением остерегаться волнующих, пусть даже и положительных эмоций, инертный же тип требует перед выступлением разгона, ему нужно долго разыгрываться. Некоторые музыканты неверно настраиваются на предстоящее выступление, считая, что это будет чуть ли не самое главное событие в их жизни. Неумелые педагоги порой чрезмерно драматизируют ситуацию, нагнетают излишнюю тревогу и к началу концерта ученик, как бы, «перегорает», он не в силах вынести на своих плечах внушенный ему груз ответственности. Эмоциональное напряжение должно быть всегда адекватно сложившейся ситуации. Вспомним афоризм, который может помочь настроиться на выступление: «Выходя на сцену, отдавай себя всего, без остатка, но при этом помни, что тебе предстоит проделывать это еще тысячу раз».

            На сцене все должно быть удобно. Концерт может загубить слишком низко или высоко поставленный стул, не то освещение, незнакомый инструмент. Обо всем необходимо позаботиться заранее. Но вообще, играть нужно, учиться в любых условиях и при любых обстоятельствах. Важной является и одежда, в которой выступает музыкант. Она тоже должна быть максимально удобной и не мешать свободе движений. Настраивайтесь на музыку, которая сейчас будет звучать, играйте для себя и публики.

Каждый ученик должен понять, что сценическое выступление – это не только испытание нервной системы, но и радость общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ведь сцена – это лучшее лекарство от волнения! «Лодка в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась!»

 

 

 

 

 


Список литературы:

 

  1. Федоров Е. К вопросу об эстрадном волнении. М., 1979, с.107-118 (Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 43)
  2. Савшинский С.А. Режим и гигиена работы пианиста. Л., Советский композитор, 1963, с. 97-111
  3. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. Пер. с англ. М., «Когито-Центр», 2001, с. 384
  4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., Советская Россия, 1960, с. 171
  5. Григорьев В.Ю. К вопросу об эстрадном волнении. М., Классика-XXI, 2002, с. 176
  6. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности, Вопросы психологии., 1975, № 1, с.18

 

Добавлено: 01.06.2015
Рейтинг: 8.925
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+