Личный кабинет

Методическая разработка на тему "Гнусавость"


Данная методическая разработка направлена на исправление вокальных дефектов, таких ка гнусавость. В материале описаны: 1. Причины гнусавости. 2. Что значит попасть в позицию и как избавиться от гнусавости? 3. Каковы способы исправления вокальных дефектов? 4. Какие измерения имеет музыка? 5. Как петь, при этом играя с ребенком?

Пение в нос или гнусавый голос,  не очень радует слушателя, даже если он сливается с музыкой . 

Так как же петь не в нос? 

Для начала нужно точно понять поете вы в нос или нет. 

Зажмите свой нос и спойте несколько строчек любой песни. Затем запишите, уже естественным голосом, сохранив в аудио файл и после внимательно прослушайте их. Вы обязательно заметите, где вы гнусавите.  

Разобрались. Из-за чего же этот некрасивый эффект появляется? 

Причина первая: 

  

Как обычно в любом мастерстве главный корень всех дефектов является не физический, а психологический. В нашем случае, как правило, это внутренняя зажатость исполнителя. 

 Делаем вывод: нужно учиться петь и не стесняться, при разной публике. Начиная с друзей, родных и так до победного. 

Причина вторая: 

  

Но и здесь все вытекает из первой причины. Это слабо открываемый рот. Здесь просто учимся следить за своим ртом и внятным произношением. 

Еще способы: Попробуйте не петь, а промычать песню, при этом не старайтесь мычать не в нос. Но так вы лучше воспримите неправильное пение. Как бы идя от обратного мы учимся слышать себя и следить за своим пением, следить  необходимо постоянно. В этом и весь ответ. 

ЧТО ЗНАЧИТ «ПОПАСТЬ В ПОЗИЦИЮ»? КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГНУСАВОСТИ? 

ПЕНИЕ «В ПОЗИЦИИ» (ОБЫЧНО ГОВОРЯТ: В ВЫСОКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ) ПРЕДПОЛАГАЕТ ФОКУСИРОВКУ В НЕКУЮ ТОЧКУ, ИМЕЮЩУЮ ВСЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЕЕ РАСШИРЕНИЯ. ПЕНИЕ «В МАСКУ» КАК РАЗ И ПОДРАЗУМЕВАЕТ РАСШИРЕНИЕ ЭТОЙ ТОЧКИ (И РЕЗОНАНСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ). В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОЩУЩЕНИЕ ВЫСОКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ НЕОБХОДИМО СТАБИЛИЗИРОВАТЬ. 

ГНУСАВОСТЬ — ИЛИ ИЗЛИШНЯЯ НАЗАЛИЗАЦИЯ — НЕДОСТАТОК, КОТОРЫЙ ИСПРАВЛЯЕТСЯ С БОЛЬШИМ ТРУДОМ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ВОКАЛИСТ ДОВОЛЬНО ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПЕЛ «В НОС». ГНУСАВОСТЬ МОЖЕТ ИМЕТЬ РАЗЛИЧНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ОНА СВЯЗАНА С НЕПРАВИЛЬНОЙ РАБОТОЙ МЯГКОГО НЕБО ВСЛЕДСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН. ЕСЛИ ГНУСАВОСТЬ НЕ ВЫЗВАНА ОРГАНИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ (ПАРЕЗ ИЛИ ГИПОТОНИЯ МЫШЦ МЯГКОГО НЕБА), ТО ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ НОСИТ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР: ПОДРАЖАНИЕ ГНУСАВОМУ ГОЛОСУ, ВЫТЯГИВАНИЕ ШЕИ, НАПРЯЖЕНИЕ МЫШЦ ЛИЦА, ДЕФЕКТНАЯ РАБОТА ДЫХАНИЯ ПРИ ПЕНИИ, НЕСТАБИЛЬНОСТЬ В ОЩУЩЕНИИ ВЫСОКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ И Т.Д. ОТ ГНУСАВОСТИ ДОСТАТОЧНО ЛЕГКО ИЗБАВЛЯТЬСЯ, ЕСЛИ ОНА ПРОЯВИЛАСЬ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ И НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (У НЕОБУЧЕННОГО ПЕВЦА). НО ЕСЛИ НАВЫК ГНУСАВОСТИ ЗАКРЕПИЛСЯ, ТО УБИРАТЬ ЕЕ СТАНОВИТСЯ ТРУДОЕМКИМ ПРОЦЕССОМ. 

 ОБЕЗЛИЧИВАНИЮ ТЕМБРА. 
КАКОВЫ СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ДЕФЕКТОВ? 

СПОСОБОВ МНОГО: ВЕРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА И ХАРАКТЕРА ГОЛОСА; УДОБНЫЙ ДЛЯ ПЕНИЯ РЕПЕРТУАР; СНЯТИЕ ЛИШНЕГО МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ; ПРИМЕНЕНИЕ ПРИДЫХАТЕЛЬНОЙ АТАКИ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ ТЕМБРА; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗВУКА; ТРЕБОВАНИЯ ОПОРЫ, ЗЕВКА, ВЫСОКОЙ ПОЗИЦИИ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ — НЕДОПУЩЕНИЕ ДЕФЕКТОВ. ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ДЕФЕКТОВ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ РАЗНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ. ОДНИМ ПЕВЦАМ ЛУЧШЕ ПОМОГАЮТ МЫШЕЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ДРУГИМ — ВИБРАЦИОННЫЕ. 

 

Музыка имеет три измерения – высотутембр и силу. Певец должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождая тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка её не создаст. Надо думать о звонкости – звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких – грудные группы мышц.  

 

"Поем, играя!" 

Собираем внимание. 

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
Этой игрой решаем несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера. 

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению. 

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении. 

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса. 

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной, они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.  

 

Артикуляционная гимнастика 

Артикуляционная гимнастика различается по видам: 

Гимнастика для щёк 

  • Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  • Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  • Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  • Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

    Гимнастика нижней челюсти 
  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

    Гимнастика мягкого нёба 
  • Зевание с открытым ртом
  • Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  • Произношение гласных звуков с позёвываниями
  • Имитация полоскания горла


    Гимнастика губ 

    • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
    • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
    • Пожёвывание губ
    • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
    • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
    • Фырканье

    Упражнения на улучшение артикуляции 

    Упражнение 1 

    Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д». 

    Упражнение 2 

    Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г». 

    Упражнение 3 

    Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б». 

    Упражнение 4 

    Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось». 

    Упражнение 5 

    Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим. 

    Упражнение 6 

    Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным. 

           Упражнение 7 

           Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность. 

          Упражнение 8 

         Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее. 

          Упражнение 9 

          Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками. 

         Упражнение 10 

         Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва. 

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции. 

ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 

  1. Упражнение «Страшная сказка» Главное - глаза. История рассказывается тихо, с помощью глаз и интонации. Задача: найтизвук из груди без атаки. 

Название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефальцетном режиме (начинаем с и доводим до 

- угрожающая интонация - У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ. 

- обратный порядок - Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. Челюсти во время этого упражнения раздвинуты максимально. Пальцы рук контролируют щеки, ненапряженную, губную комиссуру.Эту сказку важно «прожить», прочувствовать. 

  1. Упражнение «Вопросы-Ответы». На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани: грудного ифальцетного. Соответствиенефальцетного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щек. На этом упражнении мы проверяем регистровый порог. Основной элемент - скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой. ​ 

    о у а о э а ы э и ы 

    у о о а а э э ы ы и 

  1. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал исход-ноеположение, котороенапоминает прямоугольник . Задача: сильно и активно произносить согласные звуки в следующей последовательности: Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,3,Ж. 

Каждый звук произносится 4 раза. Перед и после каждого звука делается бесшумный вдох ( ртом и носом ). Особенности произношения: согласные «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубочкой губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ» и «БУХ»; согласные «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка; согласные «К» и «Г» произносятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти. При произнесении остальных звуков важно прекращать четырехзначное повторение звука вдохом, т.е. осознать момент перехода выдоха во вдох. Все упражнения выглядят следующим образом: Ш,Ш,Ш,Ш; С,С,С,С; Ф,Ф,Ф,Ф; и т. д. 

  1. Произнесение слоговых сочетаний согласного и гласного. Слоги необходимо повторять неоднократно, добиваясь чистотыпроизношения. 

па пэ по пу пы пи пе пя пё пю жи же жа жо жу 

ба бэ бо бу бы би бе бя бё бю ши ше ша шо шу 

га гэ го гу гы ги ге гя ге гю ци це ца цо цу 

ка кэ ко ку кы ки ке кя кё кю чи че ча чё чу 

да дэ до ду ды ди де дя дё дю щи ще ща щё щу 

та тэ то ту ты ти те тя тё 

                                                

Добавлено: 28.10.2020
Рейтинг: 9.0875
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+