Личный кабинет

Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования, педагога-организатора

Игровые технологии можно применять в разных направлениях педагогической деятельности. Они позволят решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.


В статье раскрывается понятие «игровые педагогические технологии» (по Селевко Г.К.), которое включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования, педагога-организатора

Игровые технологии одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей.
Учебная игра, как технология обучения давно интересует ученых и практиков (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Она интересна тем, что, являясь развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию…
Понятие «игровые педагогические технологии» (по Селевко Г.К.) включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
 в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;
 как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
 в качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
 как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок» и др.).

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, реализация которых происходит по следующим основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Таким образом, при раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:
• мотивационный;
• ориентационно-целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Из данной таблицы видно, что каждому компоненту игровой технологии соответствуют определенный структурный элементы игры:

Компонент игровой технологии  Структурные элементы игры
Мотивационный Установочный момент, игровая ситуация
Ориентационно-целевой Задачи игры
Содержательно-операционн Правила игры, игровое действие
Ценностно-волевой Игровое состояние
Оценочный Результат игры


С помощью игровых технологий можно решить поставленные задачи (такие как дидактические, воспитательные, развивающие и социальные), что позволит добиться определенного результата:
Цели образования игровых технологий обширны (по Буйловой Л.Н.):
 дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
 воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
 развивающие: развитие качеств и структур личности;
 социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игру и игровой момент можно использовать на различных занятиях. Это может быть занятие объяснения нового, занятие - закрепления пройденного, комбинированное занятие и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах занятия.
Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.
В активной природе дошкольника и младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
А вот учащиеся среднего школьного возраста увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы. Им интересны словарные игры, игры-состязания.
Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Для них характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.
Подводя итог выше изложенному можно отметить…
«за» (плюсы) использование игровых технологий:
- игровая технология способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.

Игровые технологии можно применять в разных направлениях педагогической деятельности. Они позволят сделать интересными и увлекательным изучение базового материала.
В.А. Сухомлинский говорил, что «…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.


Список используемой литературы

1. Буйлова, Л. Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Электронный ресурс] / URL http://www.twirpx.com/file/1552094/ – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения: 29.01.2016г.)
2. Досуговые программы для детей и подростков [Текст]: / авт.-сост. Л.Б. Малыхина, Н.Ю. Конасова, И.М. Карелова, А.Г. Зайцев, Н.И. Бочманова. – Волгоград: Учитель, - 2013. – 165с.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт. Том 1. [Электронный ресурс]// Народное образование. Учебные пособия [электрон. жур.]./Режим доступа URL: http://www.narobraz.ru/enciklopediya-obrazovatelnykh-tekhnologiy-1– Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения: 01.02.2016г.)

Добавлено: 31.05.2017
Рейтинг: 7.6128571428571
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+