Личный кабинет

«Формирование образного мышления через изобразительное искусство»

«Развитие личности ребёнка в системе дополнительного образования, через творчество»


В статье ставятся задачи по формированию образного, абстрактного и пространственного мышления у детей, умение видеть мир, предметы во взаимосвязи, т.е. (способствовать формированию единой картины мира), получению детьми базовых умений и навыков, способствующих освоению в будущем любых профессий.

                                                     Дегтярева Елена Викторовна

МОУ ДОД «КЦ ДОД»,

педагог дополнительного образования

                                                                               Тюменская область, ЯНАО, Красноселькуп.

 

«Формирование образного мышления через изобразительное искусство»

 

« Искусство, как необходимый аспект, причастно

                                                        ко всему, участвует во всей нашей жизнедеятельности,

его влияние проникает всюду…Без

Искусства жизнь человека невозможна»

/ Б.М.Неменский /

В последнее время наметилась тенденция снижения мотивации к обучению детей. Это проблема российского масштаба: отсев до получения общего образования, который приводит к бродяжничеству, отклонению от обучения – уже не для кого не секрет. По статистическим данным, количество беспризорников в настоящее время сравнялось со временем после Гражданской войны. Общество ищет причины сложившейся ситуации. Если взять отдельно наш район, то мы увидим те же самые проблемы. Одной из причин сложившейся ситуации является неумение детей адаптироваться в современном обществе, отсутствие коммуникативных навыков, недостаточное развитие познавательных способностей. Если дети поступают в высшие и средние учебные заведения, то нередко бросают их, так как выбор профессии являлся случайным.

В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить и развивать познавательные способности личности, надо с детства.

Познавательные способности тесно связаны с умственной способностью, которая в свою очередь предусматривает образное мышление.

Над этой проблемой работают многие педагоги школ нашего района. Существенным дополнением к их работе является дополнительное образование детей, а именно: изобразительная деятельность, которая развивает мелкую моторику рук, мозговую деятельность, формирует чувство прекрасного, воспитывает духовность, целеустремлённость, способствует профессиональному определению детей, организует их досуг.

Психологи утверждают, что сегодня исследуют чаще всего рационально- логическую сторону мышления, а эмоционально — образную его сторону или не учитывают, или приравнивают к «бытовой», обыденной, считая её как бы низшей, донаучной формой. Однако «бытовая» форма существует как в мышлении научном, так и в мышлении художественном.

Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ? Это процесс мысленного выделения одних и отвлечения от других свойств и связей, в результате, которого, выделенные свойства представляются обособленно не только от других свойств, но и от их носителей. Мыслить - значит, прежде всего, не блуждать взглядом по поверхности, а, углубляясь вовнутрь, находить суть явлений и определять их взаимосвязь ощущениями и образами.

И если кто-то способен различать лишь внешнюю форму, то это означает, что он не способен здраво мыслить.

Образное мышление учит человека:

Видеть ограниченность усваиваемых понятий и методов, их схематичность и неполноту по сравнению с подлинной действительностью.

Видеть различие между реальными фактами и представлениями о них.

Учит человека смелости при выходе за рамки привычных, освещённых «здравым смыслом» или авторитетами представлений, взглядов, способов мышления.

Учит осторожности и критичности в оценке новых творений.

Учит искать не веру, а доказательства, не подтверждение, а истину, не успокоение, а беспокойство, не завершение, а начало пути.

Специалисты считают, что образное мышление необходимо не только для изобразительной деятельности ребёнка. Оно потребуется и при последующем обучении в школе, и для творческой деятельности человека любой профессии. В подтверждение этого, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Комарова Тамара Семеновна приводит выдержку

из рекомендаций в адрес школьного психолога. « Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позднее (вплоть до старших классов)». /1/

Психологи Якобсон П.М., Романова Е.С. подчёркивают, что для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей, как изобразительная и конструктивная

А.Ф. Лазурский, рассматривая механизм формирования творческих качеств личности, указывает на необходимость развития творческого воображения, мышления, внимания, памяти. Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного её развития и совершенствования, у ребёнка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата./2/

В настоящее время в системе образования активно развивается личностно – ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями, входящими в педагогическую практику, работу учреждений дополнительного образования. Руководствуясь своим личным педагогическим опытом, я согласна с большинством авторов, которые связывают личностно-–ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения, которые связывают личностно-–ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.

Особое значение личностно – ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству.

Изучив и осмыслив вышеуказанные исследования в области формирования образного мышления, я решила, что обучение изобразительному искусству должно способствовать формированию полноценной личности ребёнка, умеющего моделировать жизненные ситуации, видеть мир во взаимосвязи явлений, единым и неделимым. Это поможет ему бережно относиться к людям, природе, животному миру и обществу.

На основании вышеизложенного, я выявила проблему: «Опасность бездуховности подрастающего поколения, неуспешность обучения в школе, как следствие несформированности образного мышления и чувства прекрасного».

Исходя, из проблемы я поставила цель:

 «Формирование образного мышления у детей через средства изобразительного искусства»

Для достижений это цели я поставила перед собой задачи:

  • Способствовать формированию образного, абстрактного и пространственного мышления у детей.
  • Формировать умение видеть мир, предметы во взаимосвязи, т.е. (способствовать формированию единой картины мира).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

/1/ П.М.Якобсон, Е.С.Романовна « Доклад» 2008г. М.Просвещение (Методическое пособие в школе по ИЗО) стр.32/2/ А.Ф.Лазурский «Как развить творческое мышление у ребёнка» (М.просвещение) стр.7

  • Развивать художественный вкус, фантазию через формирование умений изображать предметы в трёхмерном пространстве.
  • Способствовать получению детьми базовых умений и навыков, способствующих освоению в будущем любых профессий.

Я много лет работаю педагогом изобразительного искусства и занимаюсь с детьми разного возраста. В Центре Дополнительного Образования ко мне приходят дети от 4 лет и до 16 лет. Мы работаем с различными материалами: занимаемся живописью, лепим объёмные скульптуры и создаём рельефную скульптуру из пластичных материалов — это пластилин, глина, бумага.

В процессе занятий мои воспитанники знакомятся с основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом, учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу.

В процессе занятий мои воспитанники знакомятся с основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом, учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу.

И через что, как не через искусство можно развивать личность, приобщая её к красоте, к её созерцанию и выражению на плоскости.

При работе у воспитанников развиваются:

1.изобразительные навыки;

2.навыки художественного творчества (сложная композиционная работа, объёмные композиции, коллективные панно);

3.воображение;

4.фантазия;

5.логическое и образное мышление;

6.свободное владение кистью (что влияет на раскрепощение ребёнка), художественными материалами (акварель, гуашь, мелки и т.д.)

Изучение художественных произведений способствует развитию внимания, памяти, пространственного мышления и образного мышления, но для этого я создаю эмоционально благоприятную обстановку в объединении для каждого ребёнка и обеспечиваю его духовное развитие. На занятиях изобразительного искусства моим воспитанникам предоставляется возможность пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда, так как я не только выявляю творческие способности обучающихся, но и развиваю их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку, не отказываю ребёнку, если он хочет чему- либо обучиться.

«Каракули любого ребенка ясно указывают,

насколько глубоко он погружен в ощущение

того, как бесцельное движение руки и

карандаша по поверхности оставляет

после себя линию. Уже только в этом

должно быть какое-то волшебство

                               и образное мышление».      (Эдвард Хилл)

 

Практическую работу на занятиях изобразительного искусства мы выполняем все вместе: воспитанники на своих местах я, стою у доски и демонстрирую последовательность действий в изображении.

Для детей 4 - 6 лет при формировании отвлечённого мышления необходим процесс удержания в памяти образа предмета. Обучение начинаю с изображения простейших предметов: сначала плоских геометрических фигур, затем объемных геометрических фигур, а для старшего возраста завершаю процесс изображения сложными предметами.

Пример:

Часть занятий в разделах «рисунок» и « живопись» провожу в форме игры. Прошу детей посмотреть на предмет, и изобразить его, не глядя на него. Затем ищем отличия от оригинала: У кого меньше отличий, тот и победил. Это условие заставляет детей быть более внимательными к окружающим предметам.

На занятиях по станковой живописи (натюрморт), для младшего возраста задача решается в эскизах, сделанных с реальных натуральных несложных натюрмортов, дети умеют изображать группу предметов, где надо правильно передавать их размеры по отношению друг другу, выявляют в рисунке характерные особенности пропорций отдельных предметов. Дети стараются быть внимательными и наблюдательными к окружающим их предметов, они хорошо знают, что всё, что удаляется от их глаз, кажется им меньшим, но прекрасно понимая, что надо не только уменьшить в рисунке дальние предметы в сравнении с ближними, но правильно передать степень такого уменьшения, чтобы оно было не велико и не мало. Намечают общие размеры главных предметов — их высоту.

Затем обязательно даю домашнее задание: «Выполнить натюрморт, изобразив его так, как видите со своего места в классе, дома».

Таким образом, формируется у детей отвлеченное мышление, и понятие о взаимосвязи предметов.

Для старшего возраста задачи строятся на осознанной интерпретации натуры в соответствии с четко поставленной эмоционально — образной задачей с использованием четырёх средств языка: тона, ритма, пропорций.

В связи с такими поэтапными основами изображения развивается наблюдательность, и фантазия ребенка.

Тренируя память и внимание детей, перед каждым занятием задаю им развлекательные задачки:

«Шли по улице мимо церкви. Сколько куполов на ней? Какого цвета?»

«Поднимались по лестнице в ДЮЦ? Сколько ступенек?» и т.д.

В процессе тренировки объёма памяти, я использую красочные репродукции для старшего возраста:

Так, прежде чем изобразить подводное царство, я даю детям возможность рассмотреть иллюстрации к сказкам, затем, забрав у них репродукции, прошу изобразить те предметы, которые им запомнились. Следующим этапом является составление композиции. Вспоминаем подводный растительный мир и фауну. Прошу включить фантазию и составить по памяти композицию «Подводное царство»

Работая со старшей возрастной группой, чтобы расширить знания у них о пейзаже, как о жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности, чтобы познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения, чтобы, научить находить красоту природы в разных её состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день, я провожу занятия с чтением отрывков из стихотворений, поэтов и дети изображают рисунок по поэтическим зарисовкам.

Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком

желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Такая форма работы на занятиях не только расширяет знания о пейзаже, но и развивает творческое воображение, воспитывает эстетический вкус, любовь к природе; укрепляет межпредметную связь, как литературу и изобразительное искусство.

  • Формирование образного мышления и способности к моделированию

невозможно в искусстве без умений создавать объёмный предмет. Поэтому, я интегрировала изобразительное искусство с элементами рельефной скульптуры: обучению умению по созданию горельефа и барельефа.

Методика обучения учитывает необходимость постепенного усвоения основных принципов и правил скульптурного изображения. Она является гибкой и строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Одно из основных условий развития творчества на занятиях связано с обучением языку скульптуры, который основывается на общих законах композиции, но имеет свои особенности: трёхмерное, объёмное изображение в реальном пространстве, обозреваемых с разных точек.

Работая с воспитанниками детского творческого объединения «Волшебный мир красок» над блоком скульптура» в начале учебного года, конечно, было тяжело лепить рельеф пластичным материалом на плоскости (ДВП). Не проявлялась у ребёнка возможность вживания в материал по теме, поэтому происходило логическое, нехудожественное, т.е. бесполезное освоение. Тогда я стала использовать следующие методы обучения:

1.Метод поэтапного открытия, т.е. я чётко вычленяю тему каждого занятия, и неповторимость обеспечивает постепенность, медленно втягиваю воспитанников в осознание темы, в раскрытие через переживание её основных граней. Каждую тему эмоционально проигрываю.

2.Метод единства, восприятия и созидания (практическая деятельность). Воспитанник переживает, глубоко осознаёт каждую тему в единстве всех видов деятельности: рассматривает зрительный ряд, слушает стихи, музыку, выполняя практическую работу.

3.Метод широких ассоциаций, творческой интерпретации содержания.

Показав картину (репродукцию), некоторые педагоги изобразительного искусства часто требуют от детей точного, без домыслов, без фантазии рассказа о ней. Но этого делать нельзя, т.к. точный пересказ в чем-то противоречит восприятию произведения любого искусства, снимает возможность его эмоционального проживания. Раскрывая детям искусство, нужно пользоваться методом самого искусства (подобное — подобным). Любое явление необходимо познать «в пике» (в чистоте) его проявления.

Большое предпочтение в лепке рельефной скульптуры, мои воспитанники отдают двум жанрам искусства: «Пейзажу» (изображение природы) и «Натюрморту».

Чем же они их привлекают?

  • Натюрморт, легко осваиваемый жанр в изобразительном искусстве, но это очень

серьёзное знание, дающее понимание, как правило, изображения, так и средств выразительности. Работа над натюрмортом начинается с освоения значений форм в изображение лепки, и возникают естественные параллели с математикой (лепка простых, геометрических тел из пластического материала) Здесь дети понимают руками и глазами, не теоретически, т.е. развивается сенсорное познание. Понять руками гораздо действеннее, чем просто видеть или рисовать гипсовые формы, особенно это немаловажно для детей 5 — 6 лет. Дети изучают одну из важнейших сил, лежащих в основе искусства изображения. Через натюрморт можно «просмотреть», осознать очень многое не только в грамоте рисунка, живописи, скульптуры, через натюрморт рассказываются разные стороны мироотношения прошлого, как дальнего, так и близкого.

  • Изображение пейзажа в рельефе, требует большие усилия и терпение. После

лепки рельефа, работу покрываем белой водоэмульсионной краской, затем даем высохнуть, после сушки создаём колорит в картине, т.е. надо отразить гармонию и красоту цветовых сочетаний, а так же богатство цветовых оттенков в природе и последний штрих в работе — это покрыть изображаемое акриловым лаком.

Лепка рельефа для всех детей должна сопровождаться повышением требований более четкого распределения планов и более точной передачи характера предмета и ещё четко поставленная задача облегчает работу: определяет рамки пластичного решения темы, развивает подлинно — профессиональный навык образного мышления.

Для того чтобы повысить знания у воспитанников, развить у них творческие способности в ходе занятий скульптурой, я использую специально подобранные педагогические приёмы:

  • «Исследование алгоритма творческого процесса»; (творческий процесс это активная деятельность, в которой мобилизуется интеллект, эмоции и воля)
  • « Педагогическая подсказка»;( позволяет в детях воспитывать уверенность в своих силах, воспринимать тупиковые ситуации как возможность включиться в поисковую деятельность, без которой нет истинного творчества)
  • «Поиск выразительного образа через мускульное ощущение»; (схемы с изображением человеческих фигур с чувствами и переживаниями, данными в гротесковой форме)
  • «Овладение выразительными возможностями языка скульптуры»
  • (увлекание детей познанием языка скульптуры, возможностями выражать свою мысль на основе иносказаний)
  • « Установка на образное мышление»;
  • «Художественно-педагогическая игра»

(способ отдыха в ходе педагогической деятельности)

За последние два года обучения в Детском Творческом Объединении по программе "Акварелька" и "Юный художник" у детей сформировалось образное мышление, умение моделировать художественный замысел, изменилось отношение к природе, сформировались навыки взаимоуважения и взаимопомощи, коммуникативные навыки, повысилась самооценка, дети заняли определенную общественно-значимую нишу в коллективе.

 Мотивацией у детей служит стремление украсить в своей квартире кухню, свою комнату. Значительную роль в мотивации играет портфолио детей. Они видят, что их труд имеет общественную оценку (грамоты, награждение путёвкой на кремлёвскую ёлку). В перспективе я планирую дать им базовые знания и умения, которые помогут им при поступлении в архитектурный институт, учебные заведения культуры, и т.д. Сформированные умения помогут им в жизненном самоопределении. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Поэтому очень важно организовать их художественно — творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти « путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образца в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.

 Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Искусством можно лечить, учить размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. (Б.М.Неменский)

 

 

Литература:

 

  1. А.Ф.Лазурский «Как развить творческое мышление у ребёнка» (М.просвещение) стр.7
  2. Б.М.Неменский " Художественный труд и изобразительное искусство"(М.просвещение)
  3. В.Н. Иванченко "Занятия в системе дополнительного образования" ИЗДАТЕЛЬСТВО "УЧИТЕЛЬ" 2007 год.
  4. П.М.Якобсон, Е.С.Романовна «Доклад» 2008г. М.Просвещение (Методическое пособие в школе по ИЗО) стр.32/2/

 

                                  

    07.06.2016 | 17:30
    Галина Погорелова Пользователь

    Материал систематизирован, но есть неточности в выполнении заданий детьми (с небольшими недочетами в постановке и выполнении заданий). Саму работу (стиль) надо на мой взгляд подредактировать (как я часто говорю"прилизать")


     

Добавлено: 07.06.2016
Рейтинг: 8.3833333333333
Комментарии:
1
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+