Личный кабинет

Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения


Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения

Оглавление

Введение
Основная часть

Глава 1. Методические основы литературного развития младших школьников
1.1.Основные понятия
1.2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста и уровни литературного развития
1.3. Анализ художественного произведения. Принципы анализа художественного произведения
1.4. Виды и приемы анализа художественного произведения

Глава 2. Формирование системы читательских умений
2.1. Система читательских умений
2.2. Развитие речи на уроках чтения – система речевых умений
2.3. Курс «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа»: цель, главные идеи, задачи программы второго класса, методы и средства для формирования системы читательских и речевых умений, заложенные в комплекте.

Глава 3. Результаты исследования

Заключение
Библиографический список
Приложения

1. Методическое обеспечение курса «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа».
2. Система работы над анализом художественного произведения и совершенствованием навыка чтения.
3. Система работы по формированию читательских умений (приемы анализа, виды работ с текстом).
4. Диаграммы «Результаты исследования уровня восприятия художественного произведения и уровня литературного развития учащихся 2 «В» класса».
5. Таблица 1«Результаты исследования уровня восприятия художественного произведения и уровня литературного развития учащихся 2 «В» класса».
6. Таблица 2 «Результаты исследования сформированности читательских умений у учащихся 2 «В» класса» за первое полугодие 2007 – 2008 учебного года
7. Таблица 3 «Результаты исследования уровня сформированности читательских умений у учащихся 2 «В» класса».
8. Техника чтения 2 «В» класса
9. Материалы для проведения исследования (тексты, задания).

 

Введение
Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали» 9,с.683 .

Вопросами сознательного чтения также занимались М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и другие.

В трудах М.А. Рыбниковой ученик предстал как активное действующее лицо, как «фактор методики». Разработанная ею методическая система основана на закономерностях усвоения детьми литературы и организации их деятельности. Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся.

Методика чтения и анализа художественных произведений встала на путь экспериментальных исследований, опирается на современные данные психологии, литературоведения и широкий массовый педагогический опыт. Разработка теории деятельности сделала возможным постановку проблемы формирования читательских умений.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Объектом данного исследования является вся работа с художественным произведением – виды, приемы анализа текста, виды работ с текстом, упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.

Предметом исследования является уровень сформированности читательских умений у младших школьников посредством разнообразных упражнений, методов, приемов, а также уровень восприятия художественного произведения и уровень литературного развития младших школьников.

Гипотеза исследования: Если учитель будет систематически использовать на уроках чтения различные упражнения, методы и приемы, направленные на формирование системы читательских умений, то это будет способствовать:

• развитию мышления в целом и читательских умений в частности;

• полноценному восприятию и осмыслению художественного произведения;
• целостному анализу художественного произведения;
• художественному, эстетическому развитию младших школьников;
• литературному развитию детей и формированию литературного мышления.

Целями данной работы являются следующие:
1.
 Изучение теоретического материала по теме.
2. Определение системы работы над формированием специальных читательских умений.
3. Практически проверить необходимость системного подхода к анализу.
Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
1. Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.

2. Определить систему читательских умений, формируемую в ходе анализа художественного произведения.

3. Выявить соотношение читательских и речевых умений, формируемых в ходе анализа художественного произведения и в процессе создания собственного высказывания.

4. Определить оптимальные приемы анализа, виды работ с текстом и систематизировать это в таблице.

5. Провести исследование и выявить уровень восприятия художественного произведения и соответствующий уровень литературного развития учащихся. Результаты отразить в диаграммах.

6. Проводить исследования на выявление уровня сформированности читательских умений и уровня литературного развития учащихся в конце каждой четверти, сравнивать результаты, систематизировать их в таблице.

7. Практически доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Для решения поставленных задач применялся целый комплекс методов исследования: сбор информации, анализ, сравнение, классификация и обобщение, диагностические методы- тесты - опросники,

постановка вопросов к тексту.

Практическая значимость данной работы видится в том, что она может быть использована учителями, заинтересованными литературным раз-витием учащихся. Материалы работы могут пополнить виды и приемы анализа текста, виды работ с текстом в соответствии с целесообразностью их использования в каждом конкретном случае.

Теоретической базой исследовательской работы являются современные данные психологии, литературоведения и методики

чтения.
Практической базой исследования являются учащиеся 2 «В» класса школы №2 города Новодвинска.

Глава 1. Методические основы литературного развития младших школьников

1.1. Основные понятия

Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критерия-ми» 5, с.3 , а также как процесс развития собственного литературного творчества детей.

Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста.

Виды анализа текста – разнообразные подходы к анализу художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении.

Приемы анализа текста – это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта.

Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Речевые умения - это умения, необходимые для создания собственного высказывания, формируются на базе читательских умений.

1.2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста и уровни литературного развития

Уровень восприятия ребёнком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.п.). Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного мышления.

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия:

Фрагментарный уровень. У детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

Констатирующий уровень. Читатели отличается точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но выразить ощущения им трудно. Воображение развито слабо. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская идея остаётся не освоенной.

Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причём читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. При специальных вопросах учителя могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

Уровень «идеи». Читатели способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Дети любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт. Читатели часто обращают внимание на название произведения. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки могут быть детскими, но важно само стремление ученика соотносить размышления, вызванные текстом, определять проблему, стоящую в произведении.

Итак, детям младшего возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного произведения: фрагментарный, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи». По уровню восприятия можно судить о литературном развитии ученика. Фрагментарный уровень восприятия нормален для трех – пятилетних детей, но для учащихся начальной школы нахождение на этом уровне – показатель отставания в литературном развитии. К тому моменту, когда дети сталкиваются с чтением как с учебным предметом, большинство из них находится на констатирующем уровне и лишь немного учеников в классе способны воспринять прочитанное на уровне «героя», что свидетельствует о высоком уровне их литературного развития. К концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это время – показатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает художественное произведение на уровне «идеи».

1.3. Анализ художественного произведения. Принципы анализа художественного произведения

Методика чтения и анализа художественных произведений встала на путь экспериментальных и теоретических исследований, опирается на современные данные психологии, литературоведения и широкой массовый педагогический опыт. Вопросами сознательного чтения занимались Шереметьевский, К.Д. Ушинский, Воюшина М.П., Оморокова М.И. и другие.

В последнее время высказываются мнения о том, что анализировать прочитанное не нужно, так как это отвращает школьников от чтения. Так ли это?

Анализ не должен убивать художественное произведение. Анализ должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. Дело не во вреде аналитического чтения и разбора произведения – без них ребенок не может сам продвигаться в эстетическом познании и восприятии произведения, а в том, на что они направлены, в самом характере задаваемых вопросов. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Вопросы следует вначале ставить крупным планом. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.

В методике принято выделять следующие принципы анализа художественного произведения:

• принцип целенаправленности;
• принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;
• принцип учета потребностей ребенка;
• принцип внимательного отношения к тексту произведения;
• принцип единства формы и содержания; 
• принцип избирательности;
• принцип целостности;
• принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения.

1.4. Виды и приемы анализа художественного произведения

Существует несколько подходов к анализу художественного произведения. Рассмотрим некоторые из них. Стилистический (языковой) анализ – это прежде всего анализ использования автором языковых средств в произведении, выявляющий, как в подборе слов – образов проявляется авторское отношение к изображаемому.

Анализ художественных образов – это анализ, который учит детей разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера и способствует пониманию смысла этого образа в общей структуре произведения.

Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста.

Проблемный анализ организуется по проблемным вопросам и ситуациям в художественном произведении.

При работе над художественным произведением используются такие виды работ, как различные виды пересказов, составление плана текста и другие.

В методике чтения принято использовать такие приемы анализа, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.

При организации работы над художественным произведением выбор вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Квалифицированный читатель не рисует словесных картин, не составляет плана рассказа, так как он воссоздает в воображении образ, устанавливает причинно – следственные связи, поскольку владеет соответствующими умениями. Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, нуждаются в специальном обучении работы с текстом.

 

Глава 2. Формирование системы читательских умений

2.1. Система читательских умений

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

Рассмотрим частные читательские умения.

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста.

Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной 4, с. 29-42 . « Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский 3, с.10 . При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования» 2, с.182 . Младшие школьники не могут освоить понятие «ком-позиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.

В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по – новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы. В приложении 3 с.21 - 23 определены оптимальные виды и приемы анализа текста, виды работ с текстом, направленные на формирование конкретного читательского умения.
2.2 .Развитие речи на уроках чтения – система речевых умений

С анализом художественного произведения теснейшим образом связано и второе направление литературного развития младших школьников – воспитание «маленького писателя» (М.А. Рыбникова). Эстетический подход к изучению литературы требует отказа от привычного для начальной школы пути развития речи детей за счет обучения различным видам пересказа. Целесообразнее обучать детей созданию собственного высказывания.

В ходе анализа художественного произведения дети вместе с учителем наблюдают, как оно «сделано», знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, с назначением отдельных элементов текста. При этом идет работа над всеми сторонами текста – содержательной, структурной, языковой – в их единстве. Такая работа требует опоры на элементарные литературоведческие знания и на знания по речеведению, получаемые на уроках русского языка. Затем перед ребенком ставится речевая задача и идет поиск средств ее решения. При этом дети используют средства, аналогичные тем, с которыми знакомились на уроке чтения, для воплощения своего речевого замысла. Таким образом происходит взаимосвязанное формирование читательских и речевых умений. Каждому читательскому умению соответствует речевое умение.

Система речевых умений включает 6 умений:

1. Умение отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства, аналогичные изученным.
2. Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного художественного образа.
3. Умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевой задачи.
4. Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа – персонажа, создание пейзажа.
5. Умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста.
6. Умение раскрыть основную мысль текста.

В приложении 3 с. 21 - 23 прослеживается взаимосвязь каждого из читательских и речевых умений. Речевые умения

формируются на основе читательских умений.

2.3. Курс «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа»: цель, главные идеи, задачи программы второго класса, методы и средства для формирования системы читательских и речевых умений, заложенные в комплекте.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, не-обходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Главных идей четыре, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения.

Идея первая. Необходимо сформировать представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. Фольклор существует параллельно с авторской литературой, живет в авторской литературе. Авторская литература использует жанровые структуры фольклора, повтор и художественные приемы.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

1. Познакомить младших школьников с художественными приемами: олицетворением, сравнением, контрастом.
2. На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
3. Создать условия для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды.

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы,

поскольку сама структура любого жанра содержательна.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научиться наслаждаться особенностями

поэтической формы.

Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников. Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи. Конкретные задачи, помогающие реализации всех идей курса «Литературное чтение», сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Программа второго класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: особенностей докучной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Программа предусматривает знакомство с народной волшебной сказкой, народной сказкой о животных, детской периодикой. Расширяются представления о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.

Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+