Личный кабинет

Выставочная работа в школьных библиотечно-информационных центрах, как средство пропаганды литературы.


Выставка в библиотеке - самое популярное и одно из базовых средств доведения информации до пользователей. Как её правильно организовать, какие разновидности выставок существуют,как правильно оформить, как отобрать материалы и многие другие организационные момент представлены в данной статье.

Выставочная работа в школьных библиотечно-информационных центрах, как средство пропаганды литературы.

Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое.

 

О. П. Зыков

Что такое библиотечная выставка?

Выставка в библиотеке - самое популярное и одно из базовых средств доведения информации до пользователей. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки – творческом либо формальном, об отношении к читателю.

Библиотечная выставка существует как самостоятельная наглядная форма массовой работы, а может быть частью (дополнением) к крупному массовому мероприятию.

Понятие «книжная выставка» сегодня уходит в прошлое. Это связано с появление в фондах помимо печатных документов нетрадиционных носителей информации: электронных, видео документов и пр. Сегодня специалисты предлагают использовать термин «библиотечная выставка».

Главная цель выставочной деятельности библиотеки – раскрытие фонда. Задачи – продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания к той или иной проблеме, тому или иному документу.

Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Из истории…

Книжные выставки относятся к традиционным формам работы с читателями, в библиотеках России они появились в середине ХIХ века. В частности в Публичной библиотеке Петербурга, под руководством известных библиотековедов В.В. Стасова и В.И. Собольщикова, книжные выставки стали ведущим направлением в деятельности.

Что такое выставочная работа? Из каких этапов она состоит?

Выставочная работа — это деятельность по организации выставок, включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и подведение итогов выставки. Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

  • выбор темы;
  • определение целевого и читательского назначения;
  • выявление и отбор документов;
  • подбор вспомогательных материалов;
  • разработка структуры книжной выставки;
  • оформление книжной выставки;
  • реклама книжной выставки;
  • анализ эффективности книжной выставки.

Основные требования к выставочной работе (свойства):

- комфортность (создание благоприятных возможностей для работы с носителями информации, т.е. гармоничной библиотечной среды)

- наглядность (представление документа в режиме открытого доступа; представление образа документа в опосредованном виде: библиографический список, плакат; библиографическое описание документа в каталогах и картотеках)

-доступность (предоставление возможности изучения демонстрируемых документов; способы группировки документов)

- оперативность (оперативность отражения информации)

Целевое и читательское назначение выставок является, по мнению специалистов, определяющим и связано с осознанием в библиотечном обслуживании установок на определенный вид информационных потребностей.

Среди них выделяют профессиональные и непрофессиональные.

Профессиональные: отраслевые и межотраслевые (в помощь научной, производственной, учебной деятельности; в помощь профессиональному самообразованию).

Непрофессиональные: любительские, досуговые, семейно-бытовые; обусловленные общественной деятельностью, самообразовательные, культурные (наращивание культурного багажа), информационные общего характера, развлекательные.

В основу характеристики выставок положены разные признаки. В специальной литературе представлены различные подходы к классификации б/выставок, при этом обозначены основные признаки:

  • хронологический (текущие и ретроспективные);
  • содержательный (тематический: универсальные и отраслевые);
  • количественный (большие, локальные, малые, одного документа);
  • адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые);
  • временной (регулярные, разовые);
  • жанровый (смешанные, журнальные, сериальные, кино-фото-фонодокументов и др.);
  • топографический (закрепленный за определенным структурным подразделением);
  • организационный (самостоятельные и являющиеся составной частью комплексных мероприятий);
  • конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины);
  • по характеру (краеведческие, отраслевые, любительские увлечения и досуг; выставка—презентация собственных библиотечно-библиографических услуг, оказываемых пользователям библиотек; одной книги, персоналий и др.).

Библиотечная выставка является одним из способов воздействия на информационное поведение читателя. Механизм психологического воздействия специалисты библиотечного дела представляют в виде следующих составляющих:

1) Привлечение внимания. Библиотечная выставка может вызвать непроизвольное внимание пользователя своим броским оформлением, музыкальным или голосовым сопровождением, однако следует избегать насыщенности. Другой способ – изменение ее обычного места расположения, конфигурации оборудования. Важно! Постоянная экспозиция цикла выставок в одном и том же месте вызывает привыкание читателя, от чего от внимания может ускользнуть смена выставок (особенно при типовом оформлении). Привлекает адресное обращение к различным категориям пользователей.

2) Поддержание интереса

3) Проявление эмоций

4) Убеждение

5) Принятие решения

6) Действие – выбор документа, источника информации

Библиотечная выставка — это результат информационной деятельности, и она включает в себя ряд этапов, как и любая другая деятельность:

  1. планирование;
  2. подготовка и рекламирование;
  3. проведение;
  4. подведение итогов и оценка, на основе которых проводится дальнейшая корректировка и прогнозирование деятельности.

Осмысленное формирование замысла библиотечной выставки так же, в свою очередь, предполагает определенные правильные шаги:

1 шаг - уточнение проблематики выставки. Вопрос, которому будет посвящена выставка, должен иметь проблемный характер, то есть требующий изучения, исследования.

2 шаг - изучение содержания проблемы, которую необходимо раскрыть перед читателями. Правилом должно стать условие, что ни одна книга, статья или другой материал не появятся на выставке, если содержание данного источника не известно библиотекарю, не ясна точка зрения автора. Следует определить основные аспекты проблемы, представляющие собой возможные разделы выставки. При этом нельзя экономить на затратах по изучению содержания проблемы или пренебрегать отдельными процессами. Иначе неизбежны просчеты.

3 шаг - разработка концепции выставки. Обдумываются и отбираются необходимые для экспозиции документы, определяются оформительские средства, с помощью которых можно воплотить общий замысел, передать необходимые идеи, образы. При этом все элементы выставки должны иметь предельно точное назначение, производить задуманное впечатление и подводить читателя к выводам, на которые рассчитывает библиотекарь.

Формирование концепции выставки можно считать завершенным, если вы готовы ответить на три вопроса:

  1. Что хотите сказать?
  2. Для чего и кого готовите библиотечную выставку?
  3. Каким образом предполагаете выразить свою позицию?

С чего начинается работа над будущей выставкой?

Работа над выставкой начинается с выбора темы, которая должна соответствовать двум требованиям. О первом обычно помнят все — тема должна быть актуальной и интересной читателям. О втором требовании — тему необходимо конкретизировать — часто, к сожалению, забывают.

Например, выставка на тему «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова». Представить такую выставку очень сложно. Огромная выставка-просмотр из нескольких десятков или даже сотен изданий? Или полтора десятка случайно отобранных книг? Трудно представить, что такая выставка заинтересует читателей. Лучше выбрать в качестве темы для выставки определенный период жизни великого поэта, или определенный жанр, или тему в творчестве, или малоизвестные факты его биографии.

Кроме темы, надо хорошо продумать и читательский адрес будущей выставки. Для кого вы ее оформляете — для младших школьников, подростков или их родителей? От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная с отбора документов и заканчивая рекламой.

Как правильно отобрать документы для выставки?

Лучше всего это сделать в два этапа. Сначала выявить все документы, какие есть в библиотеке по данной теме книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы и другие. Затем просмотреть выявленные источники и отобрать для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение также отдается документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид. «Непрезентабельную», но необходимую книгу надо сначала привести в порядок и только после этого выставлять. После того как документы отобраны, можно приступить к подбору вспомогательных материалов. Они сделают выставку яркой, содержательной, иногда необычной и даже праздничной.

Какие предметы и аксессуары можно использовать для оформления выставки?

Самые разнообразные. Это могут быть:

  • художественные элементы (портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии, фотообои);
  • декоративные элементы (цветы, драпировки, вышитые полотенца, изделия из бересты, каргопольская игрушка, щепная «птица счастья»);
  • природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него;
  • «творения рук и умов читательских» (рисунки, поделки, отзывы на книги, мини сочинения);
  • предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свечи, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи) и многое другое.

Огласить весь список аксессуаров практически невозможно. Подойдет все, что поможет раскрыть тему выставки, привлечет к ней внимание читателей, конечно, при соблюдении вкуса и чувства меры.

Каким должно быть название выставки?

Выбор заглавия – важный, можно сказать ключевой момент. Названия играют огромную роль в привлечении внимания читателей и связаны с формированием установок на восприятие.

Знаменитый исследователь рекламы Альфред Полету на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».

Выбор заголовка для библиотечной выставки осуществляется после того, как определяется основная идея и подобрана литература. Поиск цитат и названий для планируемых выставок не целесообразен, т.к. в процессе подбора литературы может измениться концепция выставки, и заголовок перестанет отвечать содержанию.

В практике чаще всего используют названия, отражающие тематику или проблему выставки. Например:

- в названии типа "Новые информационные технологии в учебном процессе" отражена тематика;

- в заглавии "Новые информационные технологии в библиотечном обслуживании: действительность и ожидания"- наличие проблемы;

- в названии "Новые информационные технологии могут все?" заложены полемика.

Иногда в заглавие выносится читательское назначение: "В помощь учителю начальных классов", "Школьникам о правовом статусе", "В помощь арендатору", "В помощь налогоплательщику".

Существует определенный ряд требований к заголовку библиотечной выставки.

  1. Заголовок должен быть лаконичным, то есть состоять всего из нескольких слов (оптимально — не более 4-5). Стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости, «обрезать» их.
  2. Заголовок должен быть информационно ёмким, передающим суть

3.. Заголовок выставки опосредовано отражает целевое и читательское назначение выставки. Так, выставку литературы к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену», а экспозиция к юбилеям писателей сказочников может носить заголовок «Сказочный день рождения».

  1. Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка.
  2. Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригинальное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъясняющий смысл общего названия.
  3. Привлекают внимание названия, в которых присутствуют элементы критики, дискуссии, неоднозначности. Например: "Революция!!! Революция??? Революция ...".
  4. Названием выставки может стать крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из стиха или песни («Азбука — к мудрости ступенька», «Почитай учителя как родителя», «Дом вести — не лапти плести», «Храни огонь родного очага», «Я помню чудное мгновенье», «Раз в крещенский вечерок», «Любовь — обманная страна», «В лесу родилась елочка», «Потому что он хороший»).

Какое значение для библиотечной выставки имеет оформление?

Огромное, ведь выставка — это наглядная форма работы библиотеки. Это не только то, что можно показать и увидеть, но и представить, вообразить. Вот потому работа над выставкой не должна сводиться только к показу внешнего облика книги. Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть перед читателями содержание книги, ее ценность и «индивидуальность».

Оформление выставок — одно из интересных направлений библиотечного дизайна. Дизайн имеет свои правила. Только соблюдая их, вы сможете сделать свои выставки привлекательными и интересными. Это, во-первых заголовок, он должен заставить читателя заинтересоваться, обратить внимание. Заголовки в виде цветка, шарика, машинки, солнышка, облачка не оставят равнодушным читателя-ребенка. При создании заголовка можно использовать самые разные материалы: ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт.

Привлекают нетривиальные формулировки названий выставок и их расположение.

Расположение выставок отражает их организационную композицию. В практике используются методы перспективы, обзорности, группировки, насыщенности.

Варианты расположения: П-образный, дуговой, волнообразный, угловой, шахматный; на столах, стеллажах, витринах; дополнительно используются банкетки, стулья, кресла.

В расположении заголовка и элементов выставки необходимо учитывать движение глаз слева-направо, сверху-вниз, от крупных элементов к мелким, от темных к светлым, от непривычных форм к привычным. Взрослый человек может сразу охватить около 6 различных объектов. Специалисты говорят о том, что в глаза бросается левый верхний угол, поэтому наиболее важный материал нужно давать именно там. Кроме того, привлекает внимание середина нижней полки.

Язык библиотечной выставки предполагает определенную последовательность изложения: первый раздел носит установочный характер – он объясняет последующие.

В оформлении библиотечной выставки важны три основных момента:

  • техническое оснащение (витрины горизонтальные и вертикальные, столы, стеллажи…)

Взрослый человек может сразу охватить около 6 объектов, но это не значить, что на выставке должно быть 6-10 книг. Узкие витрины (3 книги) мало удобны, взгляд будет перескакивать с полки на полку. Широкие (10-15 книг) тоже неудобны, читатели не могут сразу охватить все книги. Наиболее правильно применять 4-5 полочные витрины, на каждой размещать 5-6 книг.

  • компоновка материала (логическая), на 1-е место материал, охватывающий весь вопрос в целом, далее затрагивающие отдельные стороны вопроса
  • оформление текстов и материала

Требования при оформлении выставки (для книг одинаковых по содержанию) -

правильное расположение материалов по формату, цвету, по графическому решению (с рисунком и без рисунка), по общему тону переплета.

Если 2 книги в темных, 3 в светлых тонах – выставка будет распадаться на части, светлую и темную, лучше чередовать цвета. Точно также стоит поступать с книгами с рисунком и без рисунка.

Размерные соотношения: чередовать книги большего и книги меньшего формата, или группировать крупные по размеру книги в центре. Размещение материала по убывающей или возрастающей степени не рекомендуется. У читателя будет переключаться внимание от содержания на оформление. Нельзя накладывать одну книгу на другую, закрывая её заглавие и обложку.

Важную книгу можно выделить:

- путем использования размерных и цветовых соотношений (например: среди книг большого формата книгу маленького формата, среди разноцветных книг одноцветную книгу)

- расстояние между книгами больше по сравнению с обычным расстоянием

- выделение книги на отдельную полку

- размещение книг в развернутом виде

- применение текстов и иллюстраций.

Аксессуары — дополнительные средства, усиливающие воздействие выставки.

Они могут быть:

  • знаковые (различные символы, символьные изображения);
  • предметные (натуральные предметы, детали, модели, макеты, муляжи, бутафории);
  • знаковые и предметные в сочетании;
  • художественные (картины, коллажи, плакаты, иллюстрации, фотографии);
  • декоративные (драпировка, растения, цветы, сувениры);
  • конструктивные (средства оргтехники, канцелярские принадлежности; подставки из дерева, оргстекла, металла; закладки, фломастеры и др.).

Цветовое решение должно привлекать, но не раздражать и базироваться на трех условиях: контрасте, гармонии, концепции. К чистым цветам относятся красный, синий, желтый. Наиболее удачные сочетания цветов: черный с желтым, оранжевым, золотым и серебряным; красно-бело-синий; белый на синем, красном, зеленом. Дисгармонию создают следующие сочетания цветов: желтый на красном, синий на желтом. При выборе цветового решения выставки надо учитывать интерьер помещения библиотеки в целом (стены, потолок, пол, мебель, паласы, шторы, светильники).

Красные тона имеют большую наглядность, нежели голубые, а чистые цвета более наглядны, чем тона и оттенки.

Концепция каждой выставки подразумевает собственную цветовую гамму. Так, если выставка посвящена военной тематике, сочетание красного и черного цветов создадут тревожное настроение, черного с золотом (близкое к расцветке Георгиевской ленты) — торжественное и т. д. Заголовки целесообразно выполнять, используя сочетание трех цветов: фон — общая информация — символика.

Наиболее распространенными считаются следующие типы цветовых композиций:

  • двухцветная однотонная (синее с голубым);
  • двухцветная контрастная (черно-белое);
  • трехцветная однотонная (бежевое, коричневое и красное);
  • трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная.

В более многоцветных композициях случайные цвета могут вызвать пестроту, беспокойность и нарушение единства композиции. Композиции, выполненные в контрастных сочетаниях красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов, сами по себе броские, как правило, не используются в сочетании с крупным шрифтом заголовка.

Наиболее четко воспринимаются следующие контрастные сочетания: черный — на желтом фоне, зеленый — на белом, красный — на белом, черный — на белом, желтый — на черном.

Цвет оказывает значительное влияние на ощущения пространства и эмоционального состояния. Красный цвет создает ощущение близости предмета и вызывает беспокойство. Оранжевый цвет также передает ощущение близости, но вызывает воодушевление. Желтый цвет создает ощущение близости и внушает состояние бодрости. Зеленый цвет отдаляет предмет и вызывает спокойствие. Синий и фиолетовый цвета, как и зеленый, отдаляют предметы, но если синий цвет несет успокоение, то фиолетовый вызывает утомление или агрессивность.

 

Надписи лучше выполнять в 3-х цветах (один - для общей информации, другой – для основных элементов текста или используемой символики, третий – фон, лучшее исполнение спокойных тонов); принимать во внимание ассоциативную реакцию (черный – предупреждает, красный – ощущение опасности); при выборе цвета надо учесть и степень популярности цвета на сегодняшний день, влияние моды

И аксессуары, и расположение, и цветовое решение выставки должны органично сочетаться с ее концепцией.

Концептуальность выставки заключена в ее проблемности, содержательности, идеи, названии в сочетании с дизайном.

Отход от типовых образцов, спущенных сверху, неповторимость, своеобразие и оригинальность новых форм, высвечивает необходимость овладение методикой и технологией выставочной деятельности.

Своеобразие и оригинальность требуют сохранения определенного алгоритма работы. Можно создать красивую концепцию, но, упустив какой-либо технологический момент, разрушить целиком идею.

Не зная элементарных алгоритмов выставочной деятельности, можно по аналогии воспроизвести чью-то удачную экспозицию, но создать оригинальное произведение, не имеющее себе подобных, трудно.

Зачем библиотечной выставке нужна реклама?

К сожалению, бывает так, что мы, оформив выставку, о ней... «забываем», думая, что на этом выставочная работа закончена. Стоит ли при таком подходе удивляться низкой популярности выставки? Часто библиотекари сетуют: «Старались, оформляли, а читателям это неинтересно».

Как привлечь внимание читателей к выставке? для этого существует достаточно много приемов: рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю, можно — сразу нескольким, провести краткий обзор у выставки, рекомендательный обзор лучших книг. Интерес к ней резко возрастет, если вы разработаете вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут после прочтения книг с выставки. Оживление читательской активности может также вызвать конкурс на самого внимательного или самого активного читателя книг, представленных на выставке.

Самая интересная и эффективная, самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки — это ее премьера (или презентация). Премьера книжной выставки — это первый показ, представление читателям новой выставки, это праздник, который библиотека устраивает для своих читателей. В центре этого праздника — библиотечная выставка, — яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная.

Рекламно-информационная поддержка

Включает создание сообщений и публикаций. В зависимости от целей рекламное сообщение о выставке может быть внутренним (для пользователей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Наиболее распространенная форма рекламного сообщения о выставках - объявления, реклама в СМИ, в организациях и для групп читателей.

Форма рекламного сообщения в данном случае направлена на эмоциональную сторону воздействия, и обусловлена особенностями рекламируемой выставки. Целесообразно такое решение графического, шрифтового, иллюстративного и цветового оформления сообщения, которое будет соответствовать дизайну выставки, ее типу.

Публичные библиотеки активно используют возможности местных периодических изданий. Как правило, в средствах массовой информации публикуется косвенная реклама в форме статей и заметок об открытии выставки.

При составлении рекламного сообщения следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Если вы хотите добиться положительного воздействия, в тексте не должно встречаться частиц, выполняющих функцию отрицания («не» и «ни»).
  • Фотографии более убедительны, нежели рисунки.
  • Воздействие на человека должно быть избирательным:

- рациональные аргументы применяются, когда делается упор на свойства услуги (выставки);

- эмоциональность и экспрессивность рекламного сообщения обращена к чувствам.

  • Текст должен быть простым, интересным, оригинальным, но не экстравагантным, должен содержать проникающие в сознание ключевые слова, повторяющие одну и ту же мысль.
  • Сообщение должно быть по возможности кратким.
  • Слова должны вызывать положительные ассоциации, создавать хорошее настроение; захватывать внимание и удерживать до конца сообщения.

Учёт эффективности выставки

Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом обусловлена четким читательским адресом, актуальностью тематики библиотечных выставок, неординарностью подходов к раскрытию проблематики выставки, а также отбором литературы.

Оценка эффективности библиотечных выставок обычно осуществляется путем подсчета экспонируемых и выданных с выставки документов. В листе ежедневного статистического учета и, соответственно, в дневнике учета работы отмечаются документы, взятые читателями с выставки.

Для художественных выставок характерно ведение книги или тетради отзывов (копия, как правило, остается в библиотеке, а оригинал передают автору представленных работ).

Существуют специальные методы изучения эффективности выставок. В настоящее время в библиотековедческих исследованиях обращается внимание на отношение пользователей к библиотеке, к отдельным методам работы. Используются методики опроса, анкетирования. Это достаточно эффективно, так как позволяет выявить спектр отношений к разнообразным выставкам, учесть предложения и пожелания читателей.

Большой объем информации дает метод наблюдения. Его преимущество заключается в том, что при грамотном применении он не требует много времени. Этим может заниматься библиотекарь отдела обслуживания. Разрабатывается таблица наблюдения. В горизонтальной части «шапки» выделяются единицы наблюдения. Ими являются различные виды отношений читателей к выставке. Они могут располагаться по степени возрастания интереса к ней.

  • Прошел мимо, не обратил внимания.
  • Прошел мимо, но обратил внимание.
  • Подошел к выставке, посмотрел, отошел.
  • Подошел к выставке, посмотрел отдельные книги.
  • Посмотрел выставку, взял книгу для записи в свой формуляр.

Каждый читатель, проходивший мимо выставки, фиксируется в соответствии со своим отношением к ней. Библиотекарь в конце своего периода наблюдения составляет отчет о том, что, на его взгляд, вызывало наибольший интерес у читателей: оформление, тема, отдельные книги, иллюстрации и т. д. В конце периода наблюдения подводятся итоги, что позволяет судить о качестве подготовки выставки.

При организации выставок встает вопрос о сроках их экспонирования. Классический подход: - по времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные сохраняют свое значение в течение длительного срока, эпизодические носят кратковременный характер. Срок их действия не превышает 20-25 дней. Вместе с тем, анализ практики работы библиотек показывает, что единого методического решения не существует.

Библиотекари дифференцированно подходят к каждому отдельному случаю. Например, выставки к знаменательным датам организуются, как правило, за десять дней, за неделю до события в расчете на то, что материал может понадобиться тем, кто готовит беседы, доклады, рефераты (это могут быть педагоги, студенты, учащиеся и т. д.). Завершают экспонирование выставки при потере к ней интереса или когда основная литература со стендов выдана читателям.

В одной из своих работ В. И. Терешин высказал мнение, что выставки на абонементе следует соотносить со сроками выдачи литературы на дом. Как правило, это 15 дней. Аккуратные читатели имеют возможность, приходя в библиотеку, каждый раз знакомиться с новыми выставками. На наш взгляд, это разумное предложение, которое можно взять за основу. Однако каждый отдельный случай требует индивидуального подхода.

Таким образом, технология выставочной деятельности – это совокупность процессов и операций, обеспечивающих качество и эффективность библиотечных выставок.

Хорошо подготовленная и организованная выставка – это произведение библиотечного искусства, плод научных и творческих изысканий, результат вдохновенной работы. Она должна способствовать формированию положительного имиджа библиотеки.

В чем залог успеха библиотечной выставки?

Непросто ответить на такой, казалось бы, несложный и конкретный вопрос. Нет и не  может быть готового рецепта удачной книжной выставки. Выставочная работа — процесс творческий, как и многие другие виды библиотечной деятельности, а творчество невозможно структурировать, систематизировать, уложить в определенные рамки и вешать готовый рецепт — пользуйтесь! Но, исходя из собственного опыта выставочной деятельности и опыта работы коллег (см. список литературы), позволю себе высказать некоторые выводы и советы, которые, надеюсь, вам пригодятся.

  • Главное в выставке — это ее идея, главная мысль, которую вы должны донести до читателя. Как рождаются идеи? Часто после долгих раздумий, а иногда — совершенно случайно.
  • Главная задача библиотечной выставки — представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары — это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.
  • Главная функция школьного библиотекаря — воспитательная. Поэтому, работая над выставкой, надо хорошо подумать о том, что нового узнает ребенок из книг, представленных на ней, чему они могут научить. К сожалению, не все книги, которые издаются сегодня для детей, могут быть им полезны. А еще очень важно, чтобы книги на выставке, а также все материалы, аксессуары и сама ее структура соответствовали определенному возрасту детей.
  • Книжная выставка должна стать частью, а лучше — основой целого комплекса мероприятий, посвященных определенной теме. В этот комплекс могут входить самые разные формы библиотечной работы с детьми и руководителями детского чтения: беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины, игры, конкурсы, детские утренники, дни рождения литературных героев, обсуждения книг, часы удивлений, дни информации, дни библиографии и др. Такой комплексный подход позволяет работать целенаправленно в достижении главной цели — пропаганды книги и чтения.

Хочется пожелать всем коллегам творческих удач в выставочной работе, новых интересных идей!

Добавлено: 25.04.2020
Рейтинг: 8.9
Комментарии:
0
Просмотров 797
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+