Личный кабинет

Тема занятия: «Плат узорный». Технология. 6-7 кл


ЦОР «Плат узорный» выполняет иллюстративную и исследовательские функции, может использоваться на уроках технологии в 6-7 классах, в программах дополнительного образования или как внеклассное занятие по технологии и помогает решать следующие задачи: • обучающая – изучение особенностей национальной одежды, углубление знаний по проектированию и оформлению швейных изделий; формирование уверенности в собственных силах по осуществлению поставленных задач; • развивающая – обогащение кругозора и мастерства учащихся, развитие творческих возможностей каждой ученицы; • воспитательная – демонстрация общечеловеческих ценностей, заложенных в народном искусстве и активизация познавательного интереса учащихся к творчеству своего народа.

 

Тема занятия: «Плат узорный»

Задачи занятия:

· обучающая — изучение особенностей национальной одежды, углубление знаний по проектированию и оформлению швейных изделий; формирование уверенности в собственных силах по осуществлению поставленных задач;

· развивающая — обогащение кругозора и мастерства учащихся, развитие творческих возможностей каждой ученицы;

· воспитательная — демонстрация общечеловеческих ценностей, заложенных в народном искусстве и активизация познавательного интереса учащихся к творчеству своего народа.

Цели занятия:

· познакомить учащихся с историей изготовления и использования платков в одежде от древности до наших дней;

· совершенствовать навыки создания эскизов изделия, используя знания о цветосочетании;

· развивать творческие способности и эстетический вкус.

Наглядные пособия и оборудование:

· фотографии из журналов мод;

· мультимедийный проектор;

· экран;

· компьютер;

· бумага для выкроек;

· линейки, сантиметровые ленты, портновские булавки, ножницы;

· броши, пряжки, бусины и т. д.;

· цветные карандаши;

· коллекция платков (оформлена на выставке).

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход занятия

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к занятию

Учитель. Здравствуйте, искусницы! Я к вам пришла сегодня с новой вестью.

В России не было пока
Музея русского платка.
И в целом мире не видали
Пока музея русской шали.

Но с Божьего благословенья,
Трудом Владимира Шишенина
Музей рожден в платочном граде —
В старинном Павловском Посаде!

Музеем русского платка
Отныне будет на века
Прославлен сей российский град.
Музею новому — виват!!!

— Как вы думаете, что это за музей?

Ученик. Это музей, где выставлены платки и шали.

Учитель. А какие виды платков вам известны?

Ученик: Шейный платок, парео, оренбургский пуховой платок, восточный платок — хиджаб, национальный платок к народному костюму, французский платок — каре (называя платок, учащиеся дают его словесное описание)

Учитель: В каком же городе открыт этот музей русского платка?

Ученик. В городе Павловском Посаде.

Учитель. Наверное, интересно побывать в этом музее, правда, он от нас очень далеко, но, дорогое мои искусницы, не расстраивайтесь, ведь у нас с вами богатое воображение. Давайте мы закроем на минутку глаза и представим, что попали в тот музей.

II. Изучение новой темы

Учитель. Итак, тема нашего занятия «Плат узорный», и я приглашаю вас на экскурсию в музей русского платка.

Уникальный музей, освещающий историю русского платка и шали с древнейших времен до нашего времени, открылся Павловском Посаде. Этот музей был создан по инициативе жителя города, коллекционера Владимира Шишенина. «Однажды у одного из антикваров я приобрел изумительный русский шелковый платок золотого шитья, — рассказывает он о том, с чего началась его коллекция. — Платок привел меня в восторг и, глядя на него, возникла мысль о создании музея русского платка в нашем городе — старейшем центре производства платков и шалей, имеющем свои традиции этого народного промысла».

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой — убрус, которым женщины покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок. Замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение наряда. На примере небольшой коллекции головных уборов русского Севера (сорок, кокошников, повойников) можно увидеть разные манеры ношения платка и способы его завязывания.

Это был самый желанный подарок. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли из города с базара или на побывку с отхожего промысла крестьянин, справлялась ли свадьба или крестины — всегда во всех случаях любовь, внимание и уважение выражались подарком головного платка.

По древнему русскому обычаю женская голова должна быть всегда покрытой. Так какое же значение для женщины имел платок, если две трети своей жизни она с ним не расставалась!

Головные женские платки... Какие невыдуманные истории могли бы рассказать они о тех, чьей собственностью они были, чьи головы они покрывали. Затаённые обиды, скрытые от всех слезы, знал только платок — в укромном уголке шепотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка, этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезой-тоской. А когда наступал праздник, и крестьянка собиралась на гуляние, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки и, долго любуясь, перебирала их. Тогда женщина чувствовала владелицей заветного клада, состоявшего не только из ценных для неё предметов, но и из воспоминаний, связанных с каждым из платков.

Вот этот, ещё ни разу ни стиранный, дала ей в приданое мать, и в первые годы замужества она носила его с праздничным костюмом,

другой — после рождения первого ребенка привез ей муж и, стесняясь, неумело сунул в руки, покраснев до кончиков волос.

Этот платок привез со службы старший брат,

а этот — подарок младшей сестры.

А этот плат вызывает самые трепетные воспоминания — это её свадебный платок. Были в укладке и платки, которые надевали на сенокос,

а иные только на большие праздники — у таких, всегда особенно был украшен угол, ниспадающий на спину, — ведь именно он был хорошо виден, когда женщины рядами стояли в церкви.

Далеким прообразом платка был кусок ткани «убрус», покрывающий голову замужней женщины сверх «повоя».

«Повой», позднее «повойник», — неотъемлемая часть женского костюма — мягкая шапочка из ткани, которую надевали сразу после венчания. Праздничные повойники в зажиточной среде делали из шелка или бархата, спереди украшали вышивкой, чаще всего золотыми нитями. Сами же платки появились на Руси в 16—17 веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью, которую завещали дочерям наравне с жемчужными украшениями. В крестьянском же быту допетровской Руси русский речной жемчуг встречался значительно чаще, чем привозные платки.

Но плат от самого дорогого, шитого золотом, до самого дешевого скорбного холщевого покрова вдовы — был символом честности женской жизни. Самым большим позором для женщины древней Руси было насильственное публичное обнажение её головы.


Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок. В платке гармонично сочетаются русская ромашка

и персидский лотос,

образы лебедя и павлина,

иранские «бобы»

и французские букетики «мильфлёр»,

солнечные розетки

и античные вазы,

бесконечные вариации восточных орнаментов.


Знакомство со способами украшения ткани начинается с ручного золотого шитья на нижегородских шёлковых косынках и каргопольском платке из хлопковой ткани. В их узорах сохранились древние образы-символы (дерево жизни, певчие птицы, гуси-лебеди) и более поздние — с французских тканей (виноград, вазоны, букеты с бантами).

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18—19 веков. Основой будущей текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станами. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль завоевал высокие награды на международных выставках, пришла слава и к русским платкам и шалям.

Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Инициаторами их производства были московские фабриканты Гучковы в 40-х годах 19 века. Техника ткачества позволяла делать узоры одно- и двусторонними. Такая шаль была излюбленным украшением в одежде, особенно у женщин купеческого сословия.

Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и шали фабрик Александровых (Калужская губ., село Русиново) и мануфактуры Лабзина и Грязнова (Павловский Посад). Цветочные композиции каждой из них имеют свой узнаваемый художественный стиль. «Александровский» платок отличается тонкими изогнутыми линиями и изящными формами цветов. Шали и платки «павловские» — это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов в углах платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские шали.

Московская губерния славилась производством узорных шёлковых тканей и платков. Особенно выделялись мануфактуры Богородского и Коломенского уездов. Вашему вниманию представлен полушёлковый (репсовый) платок Богородского уезда конца 19 века со сложным декором в стиле ампир. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, помещённые в орнаментальные вазоны, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома дополняет красоту шали.

Среди крестьянства России были популярны и хлопчатобумажные платки. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков была Владимирская губерния. «Русским Манчестером» называли село Иваново Шуйского уезда, где в начале 20 века открывались первые механические ситценабивные фабрики. В Москве лучшие платки из хлопка выпускала знаменитая Прохоровская Трёхгорная мануфактура.

Яркий и многоликий, с традиционным цветочным рисунком... Излюбленный русскими женщинами платок — древнейшая часть народного женского костюма. Он подчеркивал индивидуальность и вкус своей хозяйки. Русские женщины носили платки повсеместно: и на севере, и на юге. Платок не только делал костюм законченным, он был его главным украшением, чаще всего, наиболее дорогой его частью. Семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи — обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок. Платок носили девушки и молодые женщины в разное время года. Он придавал костюму особую красочность и своеобразие.

По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов — красного и белого. Красный цвет — цвет мужчины, белый — цвет женщины, их сочетание означает брак. Свадебный платок был оберегом сам по себе.

Давайте теперь, заглянем в мастерскую, и узнаем, как же творят чудесные мастера эту волшебную сказку под названием «Павловский платок».

Процесс набойки — сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме, для набивки наиболее сложных узоров приклеивали к столу, обтянутому толстым сукном или войлоком.

В зависимости от величины платка узор набивался на 4, 16 или 24 части. Каждая из частей узора воспроизводилась на набивной доске — деревянной форме. Для этого с рисунка, предназначенного к исполнению, «снимали кальку», то есть абрис рисунка переводился на промасленную бумагу, причём контур каждой краски делался отдельно. Рисунок прибивали гвоздиками по углам и лёгким перестукиванием молоточка переносили карандаш с кальки на слегка увлажнённое дерево. О деревянной форме доске стоит сказать особо. Для её изготовления используют породы деревьев, обладающих плотностью и твёрдостью: грушу, самшит, орех, белый клён, бук. Предварительно просушенное дерево клеится в несколько слоёв, перпендикулярных один к одному. В середину помещают более мягкое и дешёвое дерево-сосну, ель, берёзу, липу. Склеенный таким образом щит не даёт трещин при высыхании.

После переведения рисунка мастер выбивает из доски фон, оставляя неприкосновенной плоскость узора. Выбранный и зачищённый фон, и всю форму пропитывают лаком. Чтобы предохранить её от воздействия влаги при работе красками. С выпуклых частей формы счищают лак, чтобы к ним приставала краска, а фон и края формы, покрытые лаком, остаются защищёнными. В приготовленной форме с внутренней стороны вырубаются два углубления для пальцев печатника. Бока формы и тыльную часть окрашивают масляной краской, и форма для одной краски-"цветка" готова. тонкий контур узора наносят на платок «манерой» — своего рода металлическим штампом, набитым на деревянный щит.

Подвергшиеся переработке и упрощению в другой технике, сложные узоры тканых шалей получали новую интерпретацию. Создание узора для шали было делом, пожалуй, ещё более важным, чем его воплощение. Художники специально занимались созданием узоров для шалей. Процесс печати таков.

На стол натягивается ткань. На ткань накладывают первый шаблон, через сито которого протирают краску, — на ткани остаётся отпечаток рисунка одного цвета. Набив первую, чаще всего светло-розовую краску, на стол накладывают капроновый шаблон для нанесения другой светлой краски-зелени. Потом, по установленному веками порядку, набивают вторые, третьи краски и так далее. После нанесения красок таким же образом набивается грунт, составляющий общий фон платка.

В настоящее время, на некоторых фабриках трудоёмкий процесс набойки заменили печатанием узора с гравированных металлических валов.

Вот так, ручным способом мастер гравирует узор на металлическом валу.

И вот, наконец, заключительный этап — к платку пришивают бахрому и строго оценивают качество. Посмотрите, какая красота!

III. Практическая работа

Учитель. Я предлагаю вам сегодня самим стать создателями эскиза платка по народным мотивам.

(Учащиеся, в течение 12—15 минут выполняют эскиз платка на бумаге для выкроек размером 50×50 см. Работают по желанию индивидуально или образуя небольшие группы.)

IV. Рефлексия

Демонстрация авторских эскизов платков

Защита работы

Учитель. Пожалуйста, оцените свою работу по указанным критериям по пятибалльной шкале

Критерии оценки работы

· оригинальность идеи

· эстетика оформления

· объем работы

Учащиеся оценивают свою работу, учитель, добавляя свои комментарии, ставит оценки за работу.

V. Подведение итогов занятия.

Учитель. Мы завершили экскурсию в музей народного платка. Позвольте спросить вас, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Ученик. Мы познакомились с историей изготовления и использования платков в народном костюме.

Учитель. Чему научились?

Ученик. Создавать эскиз платка, используя знания о цветосочетании.

Учитель. С какой профессией ознакомились?

Ученик. Мы попробовали свои силы в качестве художника по платку.

Учитель. Какой же мы сделаем вывод из сегодняшнего занятия?

Ученик. Меняются времена и технологии, но даже современная модница, надев такой платок, может почувствовать себя настоящей русской красавицей.

VI. Домашнее задание

Учитель. По мотивам народного платка создайте эскиз (или несколько эскизов) современного платка, для того, чтобы в дальнейшем изготовить его в нашу коллекцию, а так же продумайте материалы необходимые для реализации вашей идеи, по возможности составьте смету расходов.

Презентацию к уроку можно скачать на сайте http://www.mariya-prokuda.edusite.ru/p2aa1.html

 

Добавлено: 04.09.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 4864
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+