Личный кабинет

Совершенствование пианистических навыков и развитие художественного воображения


Как научить обучающихся применять пианистические возможности и художественное воображение для достижения концертного исполнения репертуара.

Методическая разработка учебного занятия

2 год обучения


Тема занятия: Совершенствование пианистических навыков и развитие художественного воображения.

 

Цель занятия: Техническое и музыкальное исполнение:

- Этюды: 1) К. Лёшгорн. № 51.

2) Беркович (тема М. Паганини)

- Пьеса: Ю. Литовко. Музыкальный букварь.

 

Задачи занятия:

1. Обучающие:

- научить применять технические пианистические возможности и художественное воображение для достижения конечного концертного исполнения репертуара;

- обучение исполнительским навыкам игры на фортепиано.

2. Воспитательные:

- воспитание чувства ответственности;

- воспитание культуры поведения;

- воспитание любви к музыке.

3. Развивающие:

- развитие чувства ритма;

- развитие художественного воображения;

- развитие музыкального слуха;

- развитие памяти, мышления, речи, воображения, внимания, ощущения;

- развить интерес к занятиям музыкой.

 

Форма проведения занятия:

- индивидуальная

 

Методы работы:

- словесный – рассказ, объяснение

- наглядный – показ

- практический – проигрывание, работа над материалом

 

Оборудование учебного занятия:

- мебель (стулья)

- фортепиано

 

Учебные пособия:

- О. Гесталова, И. Визная. В музыку с радостью.

- Этюды: 1) К. Лёшхорн. № 51.

2) Беркович (тема М. Паганини)

- Пьеса: Ю. Литовко. Музыкальный букварь.

Ход учебного занятия:

Учащаяся 2 года обучения играет гамму до мажор как упражнение «Ручеек» в 2 октаве в прямом и расходящемся виде.

- Что такое ручеек? (ответ: это маленькая речка).

- Каким штрихом ты играешь? (ответ: я играю легато, т.е. связно. Значит один звук должен переливаться (как вода) в другой).

Играет еще раз.

- Теперь тебе понравилось? (Да, сейчас звук был более плавно).

- Сейчас играй, пожалуйста, этюды.

Играет сначала этюд № 51, затем этюд на тему Паганини.

- Какой из этих этюдов более похож на пьесу, т.е. художественный?

- А какой на упражнение, т.е. технический? (Этюд на тему Паганини похож на пьесу, в нем есть красивая мелодия и аккомпанемент, поддерживающий мелодию. А второй этюд похож на упражнение).

- Правильно. Что тебе удалось в первом этюде, что – нет?

- Какие ошибки были допущены? (Получились неровные шестнадцатые и аккорды в левой руке в ре всегда звучали вместе).

- Для того, чтобы мелкие длительности звучали четко, нужно:

1. Сделать небольшой акцент на 1 звуке из группы шестнадцатых.

2. При игре артикулировать на какой-нибудь слог, т.е. проговаривать вместе с игрой на та – та – та или да – да – да. Учащаяся играет, проговаривая. Затем – с акцентом на 1 ноту.

- Хорошо. А чтобы получились стройные аккорды, нужно разбить аккорд на 2 терции – верхнюю и нижнюю. И поиграть по отдельности; а затем соединить интервалы в один аккорд и, опираясь на 1 пальчик, играть.

Учащаяся выполняет все указания.

- В каком нюансе написан этот этюд? (Здесь стоит р (пиано), т.е. тихо и есть небольшое крещендо, т.е. постепенное усиление звука).

- Молодец! Скажи, а какие оттенки во 2-ом этюде? Так ли он однообразен в нюансах? (Нет. Здесь сначала mf – меццо форте, т.е. не очень громко, затем крещендо, т.е. усиление звука, которое приводит к форте, т.е. громко. И последняя часть на пиано, т.е. тихо. Звучания здесь должно быть более стремительные).

- Да, верно. И в этом этюде тоже присутствуют шестнадцатые, которые ты придумала проговаривать как «Да, я сейчас приду».

- И какой длины здесь фразы? (Здесь фраза состоит из 2 предложений, одно предложение – 4 такта, и другое – 4 такта, фраза – 8 тактов).

- Хорошо. Теперь, учитывая все сказанное, сыграй еще раз.

Ученица играет.

Затем учащаяся играет пьесу Литовко. Изложение пьесы в форме арпеджио, с зависающими в верхнем регистре одинокими звуками, присутствуют так называемые «плачущие интонации».

Играет с чувством.

- Бас берем глубоко, играем все свободной, мягкой рукой. Каждую волну на крещендо.

После объяснения и показа педагога девочка старается играть мягче, чувствительнее. Педагог обращает внимание на педаль – ее нужно брать точно – на 1 долю, снимать – на 2 долю. Заканчивается занятие домашним заданием.

- Домашнее задание: Играть хорошим легато гамму. В этюдах проработать технические моменты: с динамическими оттенками, фразировкой. Подумать над новым названием пьесы, в каких цветах можно нарисовать картину, играть мягко, глубоко.

 

Вывод после занятия:

Цель занятия достигнута. В результате работы на занятии активизировалось творческое воображение учащейся и техническая активность, продуманность в игре этюдов и пьесы.

Список литературы для педагога:

  1. Алиев Ю., Белобородова В., Ригина Г. Музыкальное восприятие школьников – М.: Искусство, 1976.
  2. Бирман А. О художественной технике пианиста. – М.: Искусство, 1989.

  3. Маккинон Л. Игра наизусть. – М.: Искусство, 1992.

  4. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. – М.: Просвещение, 1990.

  5. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования (номинация художественная). – М.: ГОУЦРСДОД, 2003.
  6. Разынова О.П. Музыкальные шедевры. – М.: Искусство, 1999.
  7. Розанов В. Инструментоведение. – М.: Искусство, 1981.
  8. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – Л.: Лениздат, 1991.
  9. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.: Просвещение, 1988.

Список литературы для учащихся:

  1. Гнесина Е. Упражнения к различным видам техники для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Королькова. Кроха – музыкант. – М.: Искусство, 1997.

  3. Музыкальная жизнь. Журнал.

  4. Юный пианист. 3, 4 класс.


Добавлено: 29.11.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 417
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+