Личный кабинет

Сложно быть миролюбивым поневоле


Сложно быть миролюбивым поневоле

Тезисы доклада

«На пути к толерантному обществу».

Работа над темой «Толерантность» началась давно. Меня всегда интересовал феномен неприятия другого просто так, ни за что. Просто он другой: другой внешности, другой культуры, другого вероисповедания и, следовательно, не наш.

Если некоторое время старались не касаться вообще национальной и религиозной тематики, то сейчас всё строго наоборот.

Иногда даже чересчур много внимания уделяется данной проблеме. Создаётся впечатление, что кто-то сознательно подогревает и раздувает пламя неприятия другого, не такого, не похожего на нас с вами.

Работа с понятиями толерантного и интолерантного поведения привела к пониманию необходимости воспитания этого чувства (толерантности) с первой ступени гимназии.

В гимназии простроена система гражданского образования с первой до третьей ступени (от начальных классов до старшей школы), и необходимым компонентом гражданского образования является работа по воспитанию толерантного поведения гимназистов.

Предлагаемая работа в первой части носит теоретический характер, а во второй — приводятся примеры мероприятий в гимназии.

Кроме того даётся анонс мастер-класса «мы разные, но мы вместе», который был показан для учителей разных регионов России на фестивале «Диалог культур», проводившемся в Красноярске.

На пути к толерантному обществу

Петрова Н. А. учитель истории и обществознания гимназии № 2,

руководитель РМО учителей истории Центрального района,

председатель краевой детско-взрослой ассоциации «Я — гражданин России»

Сложно быть миролюбивыми поневоле, постоянно ожидая за отклонение от навязываемых тебе норм миролюбия и уважения к другому отнюдь не миролюбивого удара палкой. Нам на собственном опыте известно, чем кончаются эксперименты по искусственному внедрению идей гармонии и всеобщего счастья. Эксперимент с насильственным внедрением идей толерантности обречён на то, чтобы окончится столь же плачевно.

Идея толерантности восходит к истории философской мысли: Локк и его «Очерки о терпимости» и «Письма о терпимости», Бейль «Философские сочинения». Как философская категория «толерантность» сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально была воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

Разумеется, государство должно пресекать в законодательном порядке любые формы агрессии на научной, религиозной и сословной почве, однако меры внешнего принуждения не смогут решить проблему. Сочетание «принудительное миролюбие» представляет собой очевидное несоответствие.

Человека нельзя заставить быть миролюбивым. Однако его нельзя и убедить быть миролюбивым. Он может выслушать все мысли об агрессии, о том, что может быть нарушен и его личный комфорт, и даже согласиться со всем. Но когда придёт пора действовать, не рассуждать, он воспроизведёт привычную ему модель поведения.

Как же найти глубинные механизмы толерантности? Как сформировать установку на толерантность?

В «Пире» Платона Аристофан, один из персонажей диалога, излагает миф об андрогинах, особых существах округлой формы, имеющих четыре руки и ноги, два лица. Опасаясь их мощи, боги разделили андрогинов на две части, и каждая из возникших половин с вожделением, как говорит Платон, устремилась к другой, ощущая собственную неполноценность. Если отвлечься от гендерной тематики, изложенный миф удачно выражает основную установку толерантного сознания: восприятие самого себя как принципиально незавершенного существа, открытого опыту Другого, существа, для которого этот опыт является одним из определяющих моментов в осознании своей целостности.

Мы прекрасно понимаем, что противоположный полюс образует тип сознания, опирающийся на представление о себе как о самодостаточной, завершённой личности, монаде Лейбница, проецирующей на внешний мир свои нормы и ценности и оценивающий другого, исходя из близости к заданному эталону.

Проблема понимания и принятия другого связана с проблемой понимания самого себя. И здесь важную роль в избавлении от стереотипов может сыграть история культуры. В гимназии разработан спецкурс «Мир в зеркале культуры», а поскольку понятие культура многогранно, то в курсе работают учителя разных предметов, составляющие единую команду. Это вызывает интерес не только у детей, но и взрослых.

Как жить с непохожими на нас людьми? Существует ли норма компромисса? Ведь правда, кажется, что невозможно говорить о толерантности в мире полном этнофобий и ксенофобий, национальных катастроф, таких леденящих душу проявлений геноцида как холокост. Но человечество пытается найти выход.

В зависимости от контекста смысловые оттенки понятия «толерантность» отличны.

Если обратиться к семантике термина «толерантность», то он выражает три пересекающихся значения:

— устойчивая послушность

— терпимость

— допуск, допустимое отклонение

Следовательно, понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительнее, нежели просто «терпимое отношение».

Это своеобразная доктрина современности, претендующая на центральное место в XXI веке. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирание этих экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое, понимающее сообщество.

Именно поэтому в гимназии воспитанием толерантности начинают заниматься уже с первой ступени. Позитивное развитие идёт по спирали. Но без понимания основ толерантности будет невозможно построить ни в нашем обществе, ни в отдельно взятой школе гражданского общества. И в нашей гимназии мы начали воспитание этих основ с построения модели «Школы гражданского становления».

На первой ступени в гимназии преподаётся курс «Я-ТЫ-МЫ». Этот курс закладывает основы толерантного поведения, принятие другого человека, возможность жить и нормально развиваться среди таких разных детей.

На второй ступени совершается переход к преподаванию более серьёзного курса «Начала психологии и права». К 9-му классу у большинства гимназистов понятие «гражданин» ассоциируется с такими словами, как «любит, бережёт, борется», но среди них нет слова «ненавидит». Почему это происходит? В гимназии создаются условия воспитания толерантного поведения.

В гимназии действует «переносной» музей, экскурсии по которому, беседы, проведённые по его материалам, носят общее название «Возможно быть другим».

Одно из ярких мероприятий, которое понравилось гимназистам — «Парад стран». Есть сценарий этого мероприятия, которое в зависимости от желания устроителей можно проводить всё или по частям, можно применительно только к нашей стране (тогда название будет изменено), либо к странам мира.

На третьей ступени по проблемам толерантности проводили «круглый стол», форум, был подготовлен проект, поданный на конкурс «100 классных проектов» и получен грант на его реализацию в размере 100. 000 рублей.

С использованием компьютерных технологий была подготовлена игра по сравнительному описанию истории стран США и России. Игру создали на компьютере, оформили и придумали задания сами гимназисты.

В этом году наша команда принимала участие на фестивале детских общественных организаций, где гимназисты работали на площадке «Толерантность». Тем, кто работал с нами на площадке (ребята из разных школ города), материал и форма понравились, в результате чего появились предложения следующий учебный год посвятить теме «Толерантность».

Постепенно толерантность становится нормой поведения, а не привнесенным откуда-то извне понятием. Но для воспитания подрастающего поколения необходимо, чтобы у учителя была позиция социального конструирования толерантности как нормы гражданского общества. Формирование установок толерантного сознания должно стать явью, и педагогика в целом уже пытается постепенно переходить от программ по конфликтологии к педагогике толерантности.

Мастер — класс «Мы разные, но мы вместе»

Модератор: Петрова Н. А., председатель совета краевой ассоциации учителей «За гражданское образование»

Цели: — осознание проблемы понимания, как проблемы, требующей чуткости и большого интеллектуального такта;

— «строительство» человека понимающего, а не терпящего другого, стиснув зубы;

— продолжение процесса созидания мира, культуры мира

Мотивация: Сложно быть миролюбивым по неволе.

Проблема понимания и принятия другого связана с проблемой понимания самого себя. И здесь важную роль может сыграть культура. Принято считать понятие «толерантность» как нечто новое в мышлении, в новом типе культуры. «Толерантность» происходит от латинского глагола, который означает «переносить, выдерживать, терпеть», а в современном английском языке данное понятие наряду с «терпимостью» означает также «допуск; допустимое отклонение от стандартного размера».

Следовательно, нам необходимо учиться, осознавать проблему понимания другого, как проблему, требующую чуткости и большого такта. Необходимо преодолеть иллюзию очевидности, когда мы подменяем другого собой и ставим «зеркала вместо окон», в тысячный раз наблюдая своё отражение.

Целевые группы для работы:

Учителя, а затем все, кому близка данная тема, кто задумывается над вопросами преодоления барьеров разности и понимания другого.

Ожидаемые результаты:

— наработки участников, которые можно будет применить в практической деятельности;

— постепенное понимание взрослыми, что толерантность нужно воспитывать и это можно делать, работая с разным «материалом»;

— результатом дня должно стать убеждение: «Неважно, что ты взрослый, важно то, что тебе самому нужно понять этот разный, многоликий мир, а самое главное принять эту разность, «инакость».

Мастер — класс проводится в системе интерактивных и активных методик.

Мы разные, но мы вместе...

Пошёл второй год работы над международным проектом «Мозаика граждановедения» в Красноярском крае. Площадками для апробации материалов, выполненных в ходе этого проекта, стали две гимназии г. Красноярска: гимназия № 2 и гимназия № 7.

За полтора года начата разработка не только теоретических материалов, но и разработки уроков, внеклассных мероприятий, которые были уже апробированы и получили одобрение наших коллег из США. В гостях у красноярских учителей представители команды США побывали уже два раза: в октябре 2003 года и в апреле 2004. Они побывали в гимназиях, где им были показаны уроки, внеклассные мероприятия, а в октябре они провели и теоретический семинар, который был очень полезен красноярским педагогам.

Хотелось бы поделиться теми наработками, что возникли в процессе работы над проектом «Мозаика граждановедения».

Исходя из целей проекта, о выработке навыков сравнительного анализа и выработке системы ценностей, необходимых для существования в разнородном мире, было разработано и апробировано внеклассное мероприятие, которое имеет два варианта. Первый вариант представляет игру, в которую могут играть ребята из разных классов.

Первый вариант:

Цель: — привнести в гражданское образование стран сравнительный кросскультурный аспект, необходимый для того, чтобы школьники лучше узнали различные аспекты из жизни стран, поняли, что жизнь в многоликом мире не только разъединяет, но и позволяет найти многие моменты объединяющие страны и дающие возможность мирно жить всем вместе.

Ход игры:

4 класса (желательно параллель одних классов) заранее знакомятся с историей, политической жизнью, культурой и традициями стран, о которых пойдёт речь во время игры. Классам не объясняется до начала игры, что они будут делать, но школьники предупреждены о том, о каких странах и каких аспектах из их жизни пойдёт речь.

Игра будет проходить в 4 этапа (в четырёх кабинетах), где их ждут руководители этапов. Команды начинают из разных кабинетов, имея у себя карточку для обозначения пройденных этапов, выставления баллов за пройденный этап, а также в ней указана очерёдность прохождения.

Каждый кабинет — это этап, где происходит выполнение задания командами, а руководитель этапа проставляет затем баллы, оценивая его выполнения.

Для игры было взято четыре страны, поскольку история культура и политические аспекты этих стран очень интересно сравнивать: Великобритания, Россия, США, Япония.

Первый этап:

Перед началом этапа представители команд вытянули жребий, который определил, какую страну они представляют на данном этапе. На данном этапе команды должны были создать из материала, имевшегося в кабинете (цветная бумага, клей, фломастеры, белая бумага, картон) карту, флаг и куклу (бумажную), по внешнему виду которой можно было бы определить, что она представляет ту или иную страну. На работу на этом этапе команды получали 15 минут, после этого, сдав сделанное руководителю этапа и, получив отметку в своём листе, отправлялись дальше.

Задания второго и первого этапов не посвящены только этим четырём странам, к ним школьники вернутся на четвёртом этапе. Второй и третий этапы — мозаика вопросов и стран, а ребятам интересно проверить себя, что они помнят и знают.

Второй этап:

На данном этапе команды получали кроссворд, который необходимо было разгадать за 10 минут.

Вопросы для кроссворда:

Горизонталь:

1. На этом европейском полуострове уместились две монархии и одна республики. (Скандинавия)

5. Эти международные документы не носят обязательного характера для стран, подписавших их. (Декларация)

6. Именно поэтому специалисты по рекламе не используют белый цвет в Азии, жёлтый — в Мексике, чёрный — в России (Траур)

7. Население этой страны категорически возражает против импорта говяжьей тушёнки (Индия)

11. «Человек без улыбки не должен открывать магазин». В какой стране придерживаются этого правила? (Китай)

12. Многие искусствоведы считают эту работу Пабло Пикассо иллюстрацией к Библии. Что на ней изображено? (голубь)

13. Символом этой партии США уже больше 100 лет является осёл (республиканская)

Вертикаль:

2. По численности населения это государство — самое большое из всех членов ООН (Китай)

3. В США — штат, в России — область или край, в Древней Греции — полис, в Древнем Египте —... (ном)

4. Россия — Российская федерация, Швейцария —... (конфедерация)

8. Парламент этой страны до сих пор голосует «выходя в двери» (Великобритания)

9. Эта река Аппенинского полуострова более двадцати веков служит символом бесповоротного решения. (Рубикон)

10. Ветвь этого дерева можно увидеть на флаге Кипра, и на флаге ООН (маслина)

Третий этап:

«Правда — неправда» На этот этап даётся команде 10 минут.

1. В Африке жареные муравьи считаются лакомством (Правда. Муравей — деликатес)

2. В ресторанах Японии подают «дьявольскую рыбу», от которой можно умереть. (Правда. Это деликатес, но если рыба плохо очищена достаточно одного куска, чтобы умереть)

3. 250 лет назад в России в рот не брали картошку. (Правда. В Россию картошка попала в XVIII веке)

4. В Шотландии не заставишь никого съесть мясо кролика. (Правда. Шотландцы считают, что кролик принадлежит к семейству грызунов)

5. Голубые розы растут только в Китае. (Неправда. Голубых роз, как и чёрных, в природе не существует)

6. В Австрии дети шарахаются от Санта — Клауса. (Правда. В Австрии Санта — Клаусу помогают своего рода дьяволята с рожками и хвостами. В день праздника они бегут и нападают на детей)

7. Президент США Франклин Рузвельт признавался своему собеседнику: «Сегодня утром я убил свою бабушку». (Правда. Данную фразу Рузвельт употреблял для того, чтобы снова привлечь внимание собеседника, который переставал его слушать)

8. Мы не знаем, кто придумал знак доллара. (Неправда. История сохранила не только имя этого человека, но и дату этого события. Оливер Поллок, 1 апреля 1778 года)

Четвёртый этап:

На этом этапе команды возвращаются к тем странам, название которых они получили в период жеребьёвки. На этап — 15 минут.

Они должны рассказать о политическом устройстве, обычаях и традициях «своей» страны.

Команды прошли все этапы, получили баллы, листочки отданы жюри, которое подсчитывает баллы и подводит итоги игры. Нужно наградить все команды, сказав о том, что они победили в той или иной номинации. Почти всегда получается, что команды побеждают на одной из станций, за это они и должны быть награждены.

Второй вариант называется «Парад стран». Он тоже был апробирован и очень понравился как детям, так и учителям, так как не только интересен, но и сделанный материал полезен для разных предметов.

В параллели четыре 7 класса, которые получают задание, выполняемое ими в течение месяца.

Представители во время жеребьёвки вытягивают название страны, над историей, обычаями и современной жизнью которой им предстоит работать.

Они должны за месяц не только собрать материал по разным аспектам жизни выбранной страны, но и оформить его. Оформленный материал отдаётся в подарок библиотеке, где им могут пользоваться все учащиеся.

Задание было дано по четырём странам: Великобритания, Россия, США, Япония.

На «параде», он завершает месяц работы по сбору и оформлению материала, команды не только должны были представить страну, но и быть в костюмах или деталях костюмов стран, которые представляют. Команды в костюмах проходят почётный круг, а у возглавляющего колону в руках флаг страны, о которой им предстоит рассказывать.

Выступление команд проходит под музыку, которая всем скажет, что это та или иная страна: Россия — «Калинка», Великобритания — «Jingle Bells», США — «кантри», Япония — характерные восточные мотивы.

После выступления команд происходит вручение подарков библиотеке, но в данной игре нет победителей и побеждённых — награждаются и отмечаются все команды.

Можно в начале игры дать задание представителям 6х классов, в игровой форме рассказать о том, как были открыты эти страны. Это вызовет дополнительный интерес к данному мероприятию и покажет учащимся ещё раз, что предметы, изучаемые в школе взаимосвязаны и тот материал, который они собрали, пригодится им как на истории, так и на географии, и на страноведение.

Вот так у нас, в гимназии № 2, началась работа по международному проекту Россия — США «Мозаика Граждановедения».

За период работы над проектом была создана небольшая игра, представляемая на компьютере. Она занимает 10—15 минут и может служить разминкой перед началом урока или быть его завершением либо её можно использовать так, как захочет учитель.

Игровое поле — это старинная карта, так как вопросы, получаемые командами из истории стран Великобритании, России, США и Японии.

Можно играть по четыре человека для того, чтобы каждый внёс свой вклад в победу команды.

Внизу игрового поля появляются вопросы, на которые должны ответить члены команды. Правильный ответ — шаг вперёд, к победе. Отвечать нужно быстро, а то команда может проиграть.

В конце игры победители могут быть оценены пятёрками, а остальные — как учитель захочет их оценить или как он с ребятами договорится до начала игры.

Игра сделана так, что можно заменять вопросы, вводить новые, можно даже заменить страны, так как карта по которой «идут» команды мировая.

Примерные вопросы для игры:

США:

1. Как назывался корабль, на котором первые колонисты прибыли из Англии? (Мэйфлауэр)

2. На «чаепитие» в этом городе ушло рекордное количество заварки? (Бостон)

3. Как звали человека, заложившего первый камень в основание Капитолия? (Джефферсон)

4. На гербе США орёл держит в клюве ленту, на которой девиз «E pluribus unum». Что означает? (Из многих единая)

Великобритания:

1. Известный гимн призывает Британию править. А чем править? (морями)

2. Он стал первым королём, казнённым по приговору депутатов. (Карл I)

3. В 1825 году этот англичанин создал «Ракету», которой пользовались его современники. Как его имя? (Стеффенсон)

4. В 1879 году английский землевладелец потребовал со своих арендаторов повышенную плату за землю. По решению местного профсоюза, рабочие отказались на него работать, почтальоны — доставлять почту, торговцы — не заходили в его имение. Как его фамилия? (Бойкот)

Япония:

1. Только в этот порт Япония вплоть до XIX Века пускала европейцев, да и то не всех. Название порта. (Нагасаки)

2. Этот титул, означающий в переводе «Величественные врата», носит император Японии. (микадо)

3. Почему средневековые японские кузнецы, изготавливающие мечи, долгое время не продавали свои изделия в Японии? Они говорили: «Наши мечи хотят пить каждый день. Если мы будем продавать их в Японии, — не останется японцев». (очень острые)

4. Этот остров находится между Китаем и Японией. В средние века он часто подвергался нападению с Востока и Запада. Что придумало население для защиты? (каратэ)

Россия:

1. Кто стоял у истоков первого русского государства? (Рюрик)

2. Так появилась слово «деревня». (От слова «дёрн»)

3. Древний Рим, как и Москва, стоял именно на этом. (На холмах)

4. Так назывались первые воинские подразделения, созданные Петром I. (Потешные)

После каждого вопроса даны три варианта ответов, из которых выбирается правильный. Если ответ был дан неправильно, то ход не защитывается и команда остаётся на месте.

Игра вызвала интерес у учащихся и была просьба сделать такие же по разным периодам истории.

Было разработано по проекту и несколько уроков. Вот примерная схема одного из них.

На данном уроке сравниваются правовые системы нескольких стран. Урок дан в игровой форме, так как он проводился для 6 х классов и специальные термины, которыми можно оперировать у старшеклассников, тоже не вводились.

Цели урока:

— систематизация знаний учащихся о судопроизводстве разных стран;

— начало формирования умения анализировать понятия при сравнении системы судопроизводства;

— воспитание у учащихся ключевых компетенций, необходимых для дальнейшей жизни.

Ход урока:

Учащиеся перед началом урока делятся на 5 групп. Каждый учитель знает, как необходимо поделить класс, чтобы образовавшиеся группы были работоспособны и могли выполнять разные задания.

Способы деления класс на группы общеизвестны.

Перед тем как было получено задание, учитель рассказал историю о бедном учителе, который помогал своим односельчанам, но его земли понравились богатому купцу, который захотел их купить. Учитель не хотел продавать свои земли, и купец решил его убить. Но совершенно случайно, учитель, защищаясь, убил купца. За это его арестовали и приговорили к смертной казни.

Учитель обращается к классу о помощи бедному человеку. И просит, посмотрев карточки, на которых написано о судопроизводстве в разных странах, показать всему классу, как бы происходил суд над учителем в описанной стране, и какой приговор бы ему вынесли судьи. Нужно при показе соблюдать одно условие — не называть страну, о которой идёт речь. Класс должен догадаться. Ученик, догадавшийся первым, получает балл.

Класс был разделён на 5 групп. Четыре группы получили задание с описанием процесса судопроизводства в Древнем Египте, Древней Греции (о них они знают из истории 5 го класса), о Франкском государстве (это курс 6 го класса) и США (о нём специально расскажет учитель на предшествующем этому уроке)

Пятая группа — группа экспертов, которые будут оценивать выступление других групп, у них есть оценочные листы и критерии оценивания были предъявлены заранее всем, кроме того, если кто-то из учащихся будет работать активно индивидуально, то его ответ будет тоже оцениваться экспертами.

После выступления учащиеся пытаются ответить на вопрос: «Какая система судопроизводства, из показанных, более справедлива?»

Все учащиеся, желающие высказаться, должны быть выслушаны. Не всегда удаётся придти к единому мнению, да это и не обязательно.

В конце урока задаются три традиционных вопроса:

1. Чем занимался на уроке?

2. Что нового узнал?

3. Чем можешь быть обеспокоен уйдя с урока?

Ответы даются либо по «цепочке», либо так как посчитает нужным учитель.

Когда давался этот урок, то он совпал с изучением в курсе отечественной истории темы по «Русской правде». И учащимся было дано домашнее задание о сравнении древнерусской системы судопроизводства и тех, о которых говорилось на данном уроке. Нужно было ответить на вопросы: «Что общего мы видим в суде этих стран? Есть ли какие-то различия в судопроизводстве?»

Учащиеся оцениваются согласно решению группы экспертов, но может быть и особое мнение у учителя. Тогда учитель высказывает его перед всем классом, чтобы было понятно, за что оценён тот или иной одноклассник.

Такие разработки выполнены за время работы по проекту, посвящённому сравнительному граждановедению. Это, конечно, не все наработки, сделанные за это время, но остальные ещё не апробированы и видимо это произойдет либо в конце этого учебного года, либо в начале следующего.

Петрова Надежда, учитель истории, гимназия № 2, г. Красноярск.

Добавлено: 01.10.2006
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 2944
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+